ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 8 кл. Новая история
Настоящая программа обеспечивает реализацию авторского варианта курса новой истории с рубежа 1800 - 1913 для учащихся 8 класса основной школы. Учебная программа рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию 1.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Сборник нормативных документов. История / Составители: Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы., М., «Просвещение» (Новая история. 7-8 классы, авт. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина).
Программа по всеобщей истории. 5-9 классы. Авт С.В.Колпаков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин, С.В.Тырин
Алексашкина Л.Н., Данилов А.А. Программа по истории 5 – 9 классы // Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. М.: Дрофа, 2001
Цели курса:
В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за сто лет с начала 18 до начала 19 века., о периодизации Нового времени, о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий; о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека, об изменениях в повседневной жизни людей.
Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методом исторического анализа; выявлению предпосылок; анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации, разным способам работы с учебной книгой.
Учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельного истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Учебная программа курса «Новая история» позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и традиционных обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времени и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.
КОМПЕТЕНЦИИ
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
| уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
| определять и объяснять понятия;
| обобщать и систематизировать полученную информацию;
| давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
| определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
| уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
| определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
| уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку.
| ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
| умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
| умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
| умения анализировать исторический источник, исторические явления, процессы, факты;
| умения читать историческую карту, картосхемы, используя их легенду, определять местополо-жение историко-географических объектов, заполнять контурную карту.
| рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма; раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
|
|
3. Структура курса
№
| Модуль (ГЛАВА)
| ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
|
| РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIXв.
| 24
| 1.
| Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.
| 5
| 2.
| Тема 2. Строительство новой Европы
| 8
| 3.
| Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества
| 5
| 4
| Тема 4: Две Америки
| 2
| 5
| Тема 5: Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
| 2
| 6
| Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв
| 2
|
| Итого:
| 24
|
4. Контроль реализации программы а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя
б) Текущий контроль – после изучения большой темы
в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Дата
| Тема урока
| § учебника. страницы
| Методическое пособие
| Основные понятия, термины
| Основное содержание
|
|
РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIXв.
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (5ч.)
|
| 1
|
| Вводный урок. От традиции-онного общества к обществу индустриальному.
| Стр.3-5, вопросы 1-3 на стр.5
| Стр.8-12
Карта «Мир к началу XIX в»
| Традиционное общество; инду-стриальное общество, модерни-зация, эшелоны капитал. разви-тия; индустриализация; индуст-риал. революция; демократиза-ция; обмирщение сознания; правовое государство; граждан-ское общество.
| Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капитал-го развития. Проблемы, порожденные модернизацией.
|
| 2
|
| Индустриальная революция: достижения и проблемы.
| § 1-2, стр.6-21
| Стр.12-16
| Индустриальная революция, сво бодный фабрично-заводской капитализм (общество свобод-ной конкуренции), монополия, монополистический капитализм, империализм, конкуренция, экономический кризис, синдикат картель, трест, концерн
| Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машино-строения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополис-тическому капитализму. Черты моно-полистического капитализма.
|
| 3
|
| Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в измени-вшемся мире: материальная культура и повседневность
| § 3,4 стр.22- 38
| Стр. 16-22, Карта «Мир к началу XIX в»
| Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, сред-ний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация.
| Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
|
| 4
|
| Наука: создание научной картины мира XIX в. в зеркале художест-венных исканий. Литература и искусство.
| § 5 стр.39-46 § 6, 7-8 стр.46-69
| Стр.22-30
| Научная картина мира, связь науки и производства Романтизм, реализм, натурализм, критический реализм, импрес-сионизм, постимпрессионизм
| Причины быстрого развития естест-венно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художествен-ные направления в живописи и музыке.
|
| 5
|
| Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство
| §9-10 стр.70-79 ?? после §, прочитать «Подведем итоги»
| Стр.30-33
| Либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм, утопический социа-лиз, марксизм, социал-рефор-мизм, анархизм
| Причины появления главных идейно-полититческих течений XIX в. Харак-теристика основных положений либе-рализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов-уто-пистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.
|
|
|
Тема 2. Строительство новой Европы (8 часов)
|
| 6
|
| Консульство и образование наполеоновской империи
| § 11, стр. 82-89, ? 3 -составить таблицу.
| Стр.34-39
| Империя, коалиция, консульст-во, буржуазная монархия, Кодекс Наполеона, континенталь ная блокада
| Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.
|
| 7
|
| Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
| § 12, стр.89-97
| Стр. 39-44
| «100 дней» Наполеона, , Венский конгресс, Священный союз, система европейского равновесия
| Причины ослабления империи Наполе-она Бонапарта. Поход в Россию, осво-бождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конг-ресс. Священный союз.
|
| 8
|
| Англия: сложный путь к величию и процветанию
| § 13, стр.97-105
| Стр.44-50
| Викторианская эпоха, имущест-венный ценз, чартизм, хартия, тред-юнионы, Парламентская монархия
| Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парла-ментская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.
|
| 9
|
| Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политичес-кому кризису.
| § 14, стр.106-113, ?? после §
| Стр.50-55
| Конституционно-монархический режим, Июльская монархия, бланкизм
| Эконом.развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.
|
| 10
|
| Франция: революция 1848г. и Вторая империя.
| § 15, стр. 114-121
| Стр.56-60
| Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим
| Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правитель-ства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.
|
| 11
|
| Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
| § 16 стр. 122-126 (?? 2,3), § 17 стр. 129-132 (?? 1,3 после §)
| Стр.60-66
| Юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий
| Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое разви-тие Германии и Италии в первой поло-вине XIX в. Причины и цели револю-ции 1848г. в Германии и Италии. Ход революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии.
|
| 12
|
| Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
| § 16, стр. 126-128, § 17 стр.132-137
| Стр. 67-74
| Канцлер, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу»
| Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.
|
| 13
|
| Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна
| § 18, стр. 137-145, прочитать «Подведем итоги»
| Стр.74-83
| Мобилизация, оппозиция, Парижская коммуна, реванш, реваншизм
| Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. При-чины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.
|
|
Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества (5 часов)
|
| 14
|
| Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем
| § 19. стр. 148-155
| Стр.85-94
| Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм, Тройственный союз
| Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.
|
| 15
|
| Великобритания: конец Викторианской эпохи
| § 20, стр. 156-165 (?? после §), повторить с.140 (усло-вия мирного договора)
| Стр. 94-100
| Колониальный капитализм, Антанта, гомруль, доминион
| Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промыш-ленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобри-тании в конце XIX в. и создание Брита-нской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.
|
| 16
|
| Франция: Третья республика
| § 21, стр. 166-173
| Стр.100-108
| Государственные займы, ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе, коррупция
| Особенности экономического разви-тия Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.
|
| 17
|
| Италия: время реформ и колониальных захватов
| § 22, стр. 174-180
| Стр. 108-113
| Государственный сектор в экономике, «эра Джолитти»
| Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..
|
| 18
|
| От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса
| § 23, стр. 180-188
| Стр. 113-119
| Национально- освободительное движение, двуединая монархия
| Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образова-ние Австро-Венгрии, особенности по-литического строя страны. Политичес-кое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..
|
|
Тема 4: Две Америки (2 часа)
|
|
| Комб
| 19
|
| США в XIX веке: модерниза-ция, отмена рабства и сохра-нение республики
США: империализм и вступление в мировую политику
| § 24, стр. 189-199
§ 25, стр. 199-207
| Стр.119-133
Стр.133-143
| Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация, Гражданская война
Олигархия, резервация
| Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отли-чия между Севером и Югом.
Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политичес-кое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.
|
| 20
|
| Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен
| § 26, стр. 207-214
| Стр. 143-148
| Каудильизм, авторитарный режим
| Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности эконо-мического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.
|
|
Тема 5: Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 часа)
|
| 21
|
| Япония на пути к модерни-зации: «восточная мораль – западная техника»
| § 27 стр. 216-222
| Стр.148-160
| Сегунат, самурай, контрибуция, колония, Мэйдзи
| Черты традиционных обществ Восто-ка. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.
|
| 22
|
| Китай: сопротивление реформам
Индия: насильственное разрушение традиционного общества
Африка: континент в эпоху перемен
| § 28, стр. 222-229
§ 29, стр. 230-238
§ 30, стр.238-245
| Стр. 161-170
Стр. 170-176
Стр.176-180
| «опиумные войны», полуколо-ния, движение тайпинов и ихэтуаней
Сипаи, «свадеши», индийский Национальный Конгресс
Раздел Африки
| «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая импе-рией Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.
Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС.
|
|
Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (2 часа)
|
| 23
|
| Международные отношения: дипломатия или войны?
| § 31, стр. 248-257
| Стр. 180-186
|
| Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественнос-ти против распространения военной угрозы.
|
| 24
|
| Итоговое повторение
| Стр.258-261
| Стр. 186-191
|
|
|
|
|