Скачать 142.63 Kb.
|
Урок по технологии Тема: "Рукоделие. Вышивка" Цель: научиться ребят выполнять шов "крест". Узнать способы и технику его выполнения. Задачи: Познакомить учащихся с историей вышивки орнаментов, композицией построения узора, способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности, прививать навыки культуры труда и аккуратности, развивать координацию движений рук, исполнительские умения. Оборудование: рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, нитки для вышивания - мулине, пяльцы, канва, схема рисунка. Ход урока I. Организация урока. Приветствие ребят. Проверка готовность учащихся к уроку. II. Изучение нового материала. Рассказать учащимся о истории возникновения вышивки. Об истории вышитого орнамента, о композиции, видах орнамента. Показать, как выполняется шов "крест" и научить ребят пользоваться схемами и инструментами и приспособлениями для вышивки. Индивидуальные сообщение учащихся на тему "История возникновения вышивки". Объяснение учителя. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос. В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка крестом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций. К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами были обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки, относящиеся к IX - XII векам. Тем самым подтверждают, что вышивка крестом существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом - сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, скатерти, головные уборы, холщовые сарафаны, платки. Вышитое полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах, священных деревьях, украшали капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На масленице, свадьбе, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обычному полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым. Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки - символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры - рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт). По своим мотивам орнамент может быть:
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали. Орнамент народных вышивок крестом всегда был тесно связан со структурой ткани домашнего приготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий, точек, треугольников, квадратов, кругов, крестов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей. Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры. В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:
Орнамент - последовательное повторение отдельных узоров. Техника вышивания крестом - одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эта техника известна издавна, но широко распространилась во второй половине ХIХ века. Орнамент - бывает:
Композиция - это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание, это зависит от того какие швы будут использованы, от назначения изделия, расположения узора, выбор цвета для выполнения. III. Закрепление изученного материала. Показ выполнения шва "простой крест" в два приема. Практическая работа. Перед началом практической работы повторим технику безопасности при работе с ручными инструментами. Пользуясь инструкцией выполнения и схемой рисунка, учащиеся выполняют шов "крест".(схемы в приложении) IV. Анализ и оценка урока. Проанализировать урок. Дать возможность ребятам высказать мнение о том что новое узнали. Что получилось, а что нет. Отметить ошибки, определить пути их исправления. Выставление оценок за урок. V. Домашнее задание. Завершение работы. Приложение Крестик образуется в результате двух диагональных стежков, которые выполняются в одинаковой последовательности на протяжении всей работы. Вначале кладется диагональный стежок слева направо (нижний), а затем – диагональный стежок справа налево (верхний). Метод «петля» Без узелка C узелком без узелка Без узелка с узелком наружу Под стежкамиВиды строчек «Традиционный метод» - вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий:
«Датский метод» - сначала вышиваете половину крестика и заканчиваете крестики по мере того, как возвращаетесь:
Пропуск стежков Если внутри строки есть пропуск (не более 3 стежков), то можно соединить строку, пропустив нить по диагонали под тканью. Пунктиром показано прохождение нити по изнаночной стороне.
Отступ вовнутрь Пунктиром показано прохождение нити по изнаночной стороне. Стрелка указывает на начало первого крестика.
Отступ наружу Пунктиром показано прохождение нити по изнаночной стороне. Стрелка указывает на начало первого крестика.
Строчка по-диагонали Стрелкой показано направление строчки, пунктиром - прохождение нити по изнаночной стороне.
Неполные крестики Неполные крестики - обычные крестики с отсутствующими частями. Они используются для того, чтобы придать картине округленные формы (3/4, 1/4), либо сделать рисунок более воздушным (1/2).
Перенос нити Если Вы вышиваете два фрагмента картины одним цветом и они находятся на небольшом расстоянии друг от друга, Вы можете не обрывая нить перенести ее по обратной стороне работы до следующего фрагмента. Небольшое расстояние - это 3-4 крестика на Аиде и 4 крестика на льне (пунктиром показано прохождение нити по изнаночной стороне).
Как спрятать конец нити Способы конечного закрепления нити похожи на те, которые применяются для закрепления нити в начале работы. Один способ - пропустить нить под четырьмя-пятью стежками на обратной стороне работы. Вы можете обвить нить вокруг одного из стежков, чтобы закрепить ее.
Не забывайте, что нити более темного цвета могут просвечивать сквозь более светлые нити. Убедитесь, что такое не происходит. Можно также закрепить нить, пропуская ее сквозь вертикальные стежки на обратной стороне. Изнанка вышивки выглядит при этом очень аккуратно.
История вышивки крестомИстория возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос. В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка крестом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций. К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами были обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки, относящиеся к IX - XII векам. Тем самым подтверждают, что вышивка крестом существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом - сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, скатерти, головные уборы, холщовые сарафаны, платки. Вышитое полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах, священных деревьях, украшали капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На масленице, свадьбе, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обычному полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым. Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки - символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры - рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт). По своим мотивам орнамент может быть:
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали. Орнамент народных вышивок крестом всегда был тесно связан со структурой ткани домашнего приготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий, точек, треугольников, квадратов, кругов, крестов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей. Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры. В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:
Орнамент - бывает:
Тегивышивка крестом, вышивки крестом схемы, вышивка крестом бесплатно, бесплатные вышивки крестом, вышивка крестом схемы бесплатно, вышивка крестом бесплатные схемы, скачать вышивка крестом, бесплатные вышивки крестом скачать, вышивка крестом скачать бесплатно, вышивка крестом схемы скачать, вышивка крестиком, вышивание крестиком, скачать бесплатно схемы вышивки крестом, вышивка крестом видео, вышивка крестом полезные советы, схемы скачать бесплатно. |
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Рукоделие. Вышивка (10 часов) | Тема урока: Кубань здравница России Цель урока: Познакомить ребят с курортами и здравницами Кубани, совершив заочную экскурсию; воспитывать любовь и бережное отношение... | ||
Смирнова Ольга Константиновна. Цель урок Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать | Тема. Работа с объектами файловой системы Цель. Научиться работать с объектами файловой системы ос ms windows: папками, файлами, ярлыками. Научиться создавать, копировать,... | ||
Урок №67-68 Тема: Изготовление панно в технике квиллинг Цель: Повторить свойства бумаги; познакомиться с технологией квиллинга; научиться работать в технике квиллинг, воспитывать интерес... | Учитель Зубова Светлана Александровна преподаватель-организатор обж... Цель урока: выяснить степень опасности препаратов бытовой химии и научиться правилам безопасного обращения с ними | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вязание (на спицах и крючком), изделия из солёного теста, изделия из соломки, вышивка лентами, вышивка крестом и гладью, мережка... | Урок 10 Тема: Виды памяти компьютера Цель: ознакомить учащихся с видами памяти в компьютере, сформировать представление о различиях внутренней и внешней памяти компьютера,... | ||
Урок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит... Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Урок: Трудовое обучение Тема: Ёлочная игрушка Цель: познакомить учащихся с изготовлением ажурного нитяного изделия по технологии «кокон» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар учителей технологии «Творческое рукоделие в коррекционной работе с детьми с овз» | Урок в 6 классе «Преобразующая сила музыки» Цель: познакомить ребят со своеобразием и красотой звучания музыки Моцарта, определить стиль музыкального языка композитора | ||
Урок «Я и мое настроение» Цель: Формирование представления об эмоциях, настроении человека, факторах, влияющих на строении; развитие навыков произвольного... | Урок русского языка ... | ||
Урок по творчеству Л. Н. Толстого Жизнь. Творчество, Личность Л. Н. Толстого. Цель урока Воспитывать у ребят эстетический вкус и интерес к ранним произведениям Л. Толстого | Мбоу «контошинская сош» Косихинский район Алтайский край Урок новых... Задачи: а познакомить ребят с образованием страдательных причастий прошедшего времени |