Скачать 72.41 Kb.
|
Урок русского языка. Учитель: Шаповаленко Ю.В. Согласные звонкие и глухие Класс: 5Б Дата: 5.12.2013 Цель (предметный результат): научиться различать звонкие и глухие согласные, применять правила написания парных согласных в слове Задачи:
Универсальные учебные действия. Коммуникативные: определять цели и функций участников, способов взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глухих и звонких согласных. Личностные результаты: формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь учащихся, теоретические тетради, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал (тест), презентация. Применённые педагогические технологии: технология проблемного обучения (постановка проблемного вопроса в начале урока); технология развивающего обучения (закрепление материала, выполнение устных и письменных заданий); технология дифференцированного подхода (упражнения по вариантам, тестирование по вариантам); гуманно-личностная технология (создание ситуации успеха); информационно-коммуникативная технология (использование презентации на некоторых этапах урока); игровая технология (представление Фонетики как страны); культуровоспитывающая технология (анализ поэтического текста). План урока:
Ход урока.
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” - Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). - Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). 2. Актуализация знаний по предыдущей теме. Проверка домашней работы. - И сколько вообще есть звуков? Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков? Сколько в снегу – снежинок, Сколько в одежде – дождинок, Сколько в песке – песчинок. Сколько звуков у речи? Сколько струек у речки. (На эти вопросы, конечно, ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, так их много! С помощью точной аппаратуры установили, что даже у одного человека, когда он говорит, звуки бесконечно разные). - Чем отличается звук от буквы? - Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи? (Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.) - Мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика. (Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, позиционные чередования, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный гласный). Проверка упр. №278, 280.
- Какими характеристиками обладают согласные звуки? (твёрдость/мягкость, звонкость/глухость). - На прошлом уроке мы говорили о твёрдых и мягких согласных. Как думаете, какова тема сегодняшнего урока? - Проблемный вопрос урока звучит следующим образом: каково значение звонких и глухих согласных в речи? 4. Эксперимент. - Почему в языке существует деление на звонки и глухие согласные? Кто так решил? Докажем, что деление на группы основано на артикуляционных особенностях произнесения звука. Произношение звуков. З-С, Б-П, Ж-Ш, Г-К, Д-Т, Л, М, Н, Й, Х, Ц, Ч Сделайте вывод о том, какие звуки называют звонкими, а какие глухими. (Согласные звуки, состоящие из только из одного шума ( такие, как т, к, с, ф, п, ш ) называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса (такие, как б, в, г, д, ж, з) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить. В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные)- сонорные. Сравним наше правило с правилом в учебнике на стр. 130 5. Работа с учебником. Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике. Выполнение упражнения 1 (рисунки). Выполнение упражнения 284. Задача – сделать вывод о функциях согласных в речи (См. проблемный вопрос). (Вывод: если в слове изменить звуковой состав, заменить звонкий согласный на глухой, лексическое значение слова изменится). 6. Объяснение нового материала. Метод наблюдений. Упражнение 1. Работа по вариантам. Сравните ряды однокоренных слов и сформулируйте, что такое оглушение. 1 вариант: сады – сад – посадка 2 вариант: зубы – зуб – зубки. (В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением). Упражнение 2. Докажите, что в приведённых ниже словах мы имеем дело с таким фонетическим явлением как озвончение. Сделайте вывод о том, когда возникает такое явление. Просьба Сделать Отбор К дому С дачи (С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться). 7. Закрепление материала.
Мы вооружились знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и посмотрим, какую роль выполняют согласные звонки и глухие в тексте. Послушайте внимательно стихотворение. Ответьте на вопрос: какие звуки больше всего используются в словах для передачи явлений природы? И.С. Никитин «Тихо ночь ложится». Тихо ночь ложится На вершины гор, И луна глядится В зеркала озёр; Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит; Светлые заливы В камышах блестят, Неподвижно нивы На полях стоят; Небо голубое Весело глядит, И село большое Беззаботно спит
А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами. 1 вариант 1. Отметь слова, в которых все согласные - глухие: а ) писать, витрина, поклон; б ) капот (у машины), лошадь, кипит. 2.Укажите звонкие согласные: [ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ]. 3. найди четвёртое лишнее слово. А) Коробка; Б) дуб; В) пруд; Г) молодьба. 2 вариант 1.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие: а ) говорил, поил, мешал; б ) теснота, говор, повар. 2.Укажите глухие согласные: [ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ]. 3. найди четвёртое лишнее слово. А) Мороз; Б) хоровод; В) варежка; Г) просьба. 9.Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание. Обращаемся к проблемному вопросу: каково значение звонких и глухих согласных:
Домашнее задание: параграф 56, упр. 286. |
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | ||
Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | Урок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского... Учитель: Сегодня урок русского языка не совсем обычный: нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном... | ||
Урок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку... Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | Перечень методических разработок. «Главные члены предложения» (урок... «Главные члены предложения» (урок русского языка в 5 классе). Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е. Л | ||
Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме» | Урок русского языка 7 класс Тема: «междометие» Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края |