Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка "Каша – полезная еда"





Скачать 81.65 Kb.
НазваниеШальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка "Каша – полезная еда"
Дата публикации10.07.2014
Размер81.65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Шальнева Л.В.

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №3»
Урок русского языка "Каша – полезная еда"

(закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном)
Цели:

  • закрепить понятие об имени существительном и имени прилагательном;

  • развивать речь детей, обогащать словарный запас;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • воспитывать любовь к русскому языку, уважение к традициям русского народа;

  • воспитывать культуру общения, поведения, умение высказываться самим и слушать других;

  • расширить представления детей о традиционных блюдах русской кухни, их пользе для здоровья;

  • формировать представление о связи рациона питания и образа жизни;

  • расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;

  • сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов.


Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня урок русского языка не совсем обычный: нам предстоит с вами не только закрепить наши знания об имени существительном и прилагательном, но и поговорить о правильном питании. А начнём мы наш урок традиционно с минутки чистописания.
3. Чистописание. Закрепление знаний об имени существительном

На доске записаны слова: капуста, картофель, каша, кабачок.

- Какую букву мы будем писать сегодня на уроке?

(Буква Кк)

- Дайте характеристику этой буквы. ( Буква К обозначает два согласных звука: твердый [к] и мягкий [к']. Этот звук глухой, парный.)

- Напишем строчку букв Кк, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.

- Какое слово будет лишним из тех слов, которые записаны? (Каша)

- Объясните, почему оно лишнее?

- Спишите только название овощей.
4. Работа над определением одушевлённых и неодушевлённых существительных. Работа с предложением. Постановка задач

– Какое слово мы с вами не записали? (Каша)

– Какая связь между кашей и злаковыми растениями?

(Из злаковых растений получают крупы, из которой затем готовят каши.)

– Прочитайте слова. (Каша, кашица, кашевар, кашеварить, кашеед, кашный.)

– Как называется данная группа слов? Почему? (Родственные слова. У них общий корень, и они близки по смыслу.)

– Как вы понимаете смысл слов кашевар, кашеед?

– Выпишите только имена существительные.

– На какие две группы можно разделить эти существительные? (Одушевлённые и неодушевлённые.)

– Придумайте предложения, используя данные слова.

(Ответы детей)

– Запишите их, подчеркните главные члены предложения.

Вы, конечно, догадались, что сегодня на уроке разговор пойдёт о каше.

Каша всегда была любима на Руси, ведь она очень вкусна и полезна. Мы узнаем, какие каши бывают, из чего их варят, как сделать их вкуснее.
5. Из истории каши. Работа с фразеологическими оборотами

– Знаете ли вы, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже девять тысяч лет. Рисовую кашу – пять тысяч лет, гречневую – четыре тысячи.

Каша – исконно русское блюдо. Её подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке данное слово означало то же, что и “пир”. Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу.

Специальные каши варили в честь любого знаменательного события.

Так, жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств.

При рождении ребенка варилась “бабина каша” – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагам сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”.

Кроме этого выражения в русском языке существует много устойчивых выражений, смысл которых попробуйте определить.

1. Сапоги каши просят

2. Во рту каша

3. В голове каша

4. Мало каши ел

5. Заварил кашу

6. Расхлёбывать кашу
А. рваная обувь

Б. затевать хлопотное, сложное дело

В. у кого-либо нет ясности в понимании

Г. о человеке слабом

Д. говорит непонятно
– А кто из вас пробовал берёзовой каши? Что обозначает это выражение? (Наказать розгами, выпороть, высечь)

Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.

Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.
6. Физкультминутка

Кашка-малашка

Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)

Если добавить стакан молока. (“наливаем молоко”)

Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы деткам даем. (дающее движение рук)

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить кувшин молока. (“держим кувшин двумя руками”)

Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы мамам даем. (дающее движение рук)

(Низким голосом)

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить ведро молока. (“с трудом наливаем”)

Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)
7. Закрепление знаний о прилагательных

а) Сейчас давайте посмотрим, из какой крупы варят кашу. Подберите имя прилагательное к слову «каша» (учитель показывает тарелки с крупами).

каша (какая?) манная

каша (какая?) гречневая

каша (какая?) овсяная

каша (какая?) пшенная

каша (какая?) перловая

каша (какая?) рисовая

-А теперь посмотрите, какие имена прилагательные записаны на доске.

Какая?

манная

ячневая

овсяная

пшенная

гречневая

кукурузная

-Найдите в словах изученные орфограммы, объясните. Что же обозначают все эти прилагательные? На какой вопрос они отвечают?

– А сейчас давайте подберем имена прилагательные, чтобы похвалить кашу.

(Ответы учеников.)

– Посмотрите, какие имена прилагательные вы подобрали

Какая? Вкусная, сладкая, горячая, полезная, любимая, молочная.

– К какому слову относятся все перечисленные нами прилагательные?

(К слову каша.)

– Запишите прилагательные сладкая и молочная и подчеркните опасные места.

- Что обозначают эти прилагательные?

- На какой вопрос они отвечают?

- Видите, как много прилагательных можно подобрать только к одному очень простому слову «каша». Очень важно точно подобрать прилагательное, чтобы определить свойства каши, которую приготовили, или каши, которую вы любите.

б) Как сделать кашу вкусной?

– Сегодня мы узнаем как сделать кашу вкусной. Вот какой совет вам даст сам русский полководец, генералиссимус А.В. Суворов.

Однажды в одном из военных походов Суворову доложили, что остались небольшие запасы ячменя, проса, гороха. Если приготовить кашу из одного вида крупы, то на всех не хватит. Тогда Суворов приказал смешать и крупы, и горох и сварить еду для всех. Солдатам суворовская каша пришлась по вкусу. Так великий полководец внес свой вклад в развитие кулинарии.

Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп вкуснее и полезнее, чем из одной.
8. Письмо по памяти.

- Люди придумали большое количество загадок, песен, пословиц о каше. А какие пословицы и поговорки о каше знаете вы?

Гречневая каша - матушка наша.

Хороша кашка, да мала чашка.

Щи да каша - пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

- Вторую пословицу вам нужно записать по памяти.

Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить. Найдите и объясните орфограммы. Проговорите орфографически, не глядя на доску. Закройте глаза и представьте эту пословицу, написанную мелом на доске или ярким фломастером на бумаге. Откройте глаза, еще раз прочитайте пословицу на доске. Запишите пословицу в тетрадях. ( Доска закрыта.) Подчеркните орфограммы. Проверьте написанное. ( Доска открыта.)
9. Гимнастика для глаз

Учитель: Ставим ладошки на уровне груди, растираем их друг о друга, складываем лодочкой.

Глядя в лодочку, скажем им «спасибо» за то, что они хорошо работают, помогают нам. Закрываем глаза и накладываем на них лодочку и немного посидим в тишине в таком положении. Опускаем руки, а глаза не открываем. Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет легкий теплый ветерок, и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко - синий василек, а на его зеленом листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль к голубому небу. И вы видите, как широко - широко простирается поле, как сливается золото поля с голубизной неба... Откройте глаза.


10. Домашнее задание
1. Дома выполните задание на карточках.

(Вставить подходящие по смыслу прилагательные)

Из (любых) круп получается самая (вкусная) каша, если она варится в (глиняном) горшке в духовке, а еще лучше — в (русской) печи.

Спишите предложение, подчеркните прилагательные. Найдите имена существительные, с которыми связаны эти прилагательные.
2. Найди в словаре и запиши значение слова:

Мюсли
11. Подведение итогов

Учитель: Подведём итог нашей работе.

• Чем занимались на уроке?

• Что повторили?

• Что нового узнали?

• Что полезного вынесли для себя?
12. Заключительное слово учителя. Оценка учащимися пользы и важности урока

Учитель: Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе. Пусть напутствием вам станут следующие слова:

Чтобы стать весёлым, смелым,

Сильным, ловким и умелым

И с утра чтоб не лениться,

Нужно кашей подкрепиться.

Кашу вкусную с утра

Кушай вволю детвора.
13. Рефлексия

Если урок понравился, прикрепите на рисунок тарелки с кашей всё то, что делает её вкусной: ягодки, орешки, фрукты. (Рисунки с кашами висят на доске.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconУрок русского языка по теме «Словообразование глаголов»
Место работы, должность: мбоу «Лицей №2 города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского...
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconУрок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Слог, ударение» (умк «Перспектива»)
Хромова Светлана Степановна, учитель начальных классов мбоу сош №38, г. Абдулино, Оренбургской области
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лукьянова Евгения Александровна мбоу «сош №9 г. Горно-Алтайска» учитель начальных классов. Урок русского языка во 2-м классе
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconУрок русского языка в 3-м (1- 4) классе по теме «Определение рода имен существительных»
Провела: Беляйкина Анна Ивановна, учитель начальных классов мбоу «Русско – Велязьменская начальная школа – детский сад», Атюрьевского...
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconУрок информатики в 3-м классе. Тема: «Сбор информации»
Кашина Г. Г., учитель начальных классов мбоу «Артинский лицей», номер потока 2, номер группы 2
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconУрок русского языка по теме: «Правописание 3 лица с предлогами»
Энтина Елена Юрьевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconМетодическая разработка урока русского языка 8 класс Учебник «Русский...
Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconКонспект урока русского языка в первом классе по теме «Знаки препинания в конце предложения»
Автор: Лещенко Ирина Александровна учитель начальных классов мбоу «Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconУрок русского языка
Фио, должность: Мещерякова Елена Владимировна, учитель начальных классов моу сош №108 Советского района городского округа город Уфа...
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconКонспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconУрок по технологии в 1 классе Учитель начальных классов мбоу «Гимназия...
Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова. Корень слова»
Моу «сош №40 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, учитель начальных классов
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" icon«Словарная работа на уроках русского языка начальных классов» Учитель...
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно – орфографической работе, в процессе...
Шальнева Л. В. учитель начальных классов мбоу «Лицей №3» Урок русского языка \"Каша – полезная еда\" iconУрок №18 Савинкова Светлана Анатольевна Учитель начальных классов...
Учитель начальных классов мбоу «сош №92 с углубленным изучением отдельных предметов» Кемерово


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск