Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: «Слог, ударение» (УМК «Перспектива»).
Хромова Светлана Степановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №38, г. Абдулино, Оренбургской области
Цель: совершенствовать знания о слоге и ударении.
Задачи:
Личностный результат:
Формировать личностные УУД:
осознать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства.
Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Метапредметный результат:
Формировать регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цель урока, выделять из предложенного материала необходимую информацию;
учиться оценивать себя и товарища.
2. Развивать умения самостоятельно формулировать тему и цель урока, выделять из предложенного материала необходимую информацию, оценивать себя и товарища.
Формировать познавательные УУД:
понимать информацию, представленную в разных формах, оценивать, анализировать и сравнивать.
3. Продолжить формирование умения соотносить вербальную информацию со схематическим рисунком, анализировать учебный текст и составлять к нему план ответа.
Формировать коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, договариваться о распределении функции, формулировать собственное мнение, позицию.
4. Создать условия на уроке для возможности учащихся участвовать в диалоге. Предметный результат:
5. Сформировать знания о слоге, ударении (уметь делить слова на слоги, ставить ударение, приводить примеры).
Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
2. Развивать умения самостоятельно формулировать тему и цель урока, выделять из предложенного материала необходимую информацию, оценивать себя и товарища.
3. Продолжить формирование умения соотносить вербальную информацию с рисунком, анализировать учебный текст и составлять к нему план ответа.
4. Создать условия на уроке для возможности учащихся участвовать в диалоге, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, договариваться о распределении функции, формулировать собственное мнение, позицию.
5. Сформировать знания о слоге, ударении (уметь делить слова на слоги, ставить ударение, приводить примеры). Оборудование. У учителя – ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал для групповой работы, музыка (для мотивации и физминутки), игрушка коза, пачка макарон .
У учащихся - тетрадь, учебник, для критериального оценивания (+ и -, светофоры , отметки), словарь русского языка С.И. Ожегова.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладение предметными умениями.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность и учащихся
| Приёмы и технологии
| УУД
| 1. Оргмомент
| На нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.
| Приветствуют гостей (кивком головы).
|
| Планируемые результаты нравственно-этическая ориентация (этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость)
| 2.Мотивация
| Улыбнитесь друг другу. Пусть позитивный и работоспособный настрой будет у вас на протяжении всего урока.
| Позитивный психологический настрой
| Технология поддержки ребёнка
| Планируемые результаты нравственно-этическая ориентация (этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость)
| 3.Актуализация знаний
| № 54 с.38 ( устно).
Чтение инструкции учащимися самостоятельно.
- Что нужно сделать? (Шаг1. Прочитать текст и озаглавить. Шаг 2. Объясните, почему возникло непонимание? )
Работа в паре.
Та пара, которая будет готова сигнализирует.
- Чем схожи эти слова? (Пищи –пищи). А в чём отличие? (ударение, значение или смысл слова)
- Что такое тема? А главная мысль? Учащиеся отвечают.
Тема – это основное содержание текста, то, о чём в нём говориться.
Главная мысль – это самое важное в тексте, то, ради чего он написан.
- Какова тема данного произведениия? А главная мысль? (учащиеся формулируют свои мысли)
| Работа в паре.
Коллективная проверка с использованием карточек + и -.
Самооценивание.
|
| Коммуникативные УУД
Инициативное сотрудничество (проявлять активность во взаимодействии); взаимодействие (формулировать собственное мнение, позицию вести диалог; строить понятные для партнёра высказывания);
Выставление оценки в лист успеха
(Работа в паре___).
Регулятивные УУД (оценка) определять качество и уровень усвоения.
| 4.Целеполагание
| Разделите название нашего города на слоги. Поставьте ударение. (Все самостоятельно, а затем 1 ученик выполняет задание на карточке). Учащиеся контролируют с использованием карточек + и -.
- А теперь откройте содержание и сформулируйте тему урока.
- Исходя из темы чему будем учиться на уроке?
- Цель нашей учебной деятельности на уроке…
совершенствовать знания о слоге и ударении.
- Чему ещё будем учиться на уроке?
Учиться правильно делить слова на слоги и выделять ударный слог.
Совершенствовать умения работать с информацией.
Формировать умения работать в паре, с учителем, в группе.
Учиться оценивать себя, товарища.
| Проверка задания с карточками
«Согласен - не согласен» + и -.
Учащиеся формулируют тему, цель, задачи урока.
Фронтальная работа с использованием знаков навигации и других схем
|
| Регулятивные УУД (оценка) определять качество и уровень усвоения. Регулятивные УУД целеполагание формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные УУД (знаково-символические)
| 5. Осознанное выполнение различных действий
| Работа по учебнику №51 с.37.
- Прочитайте инструкцию к упражнению. Что нужно сделать? (Дети читают и озвучивают шаги выполнения задания).
Что вы знаете об ударении и ударном слоге?
(Что в слове можем поставить ударение, а ударный слог произносится с особой силой).
Что нужно сделать? (Списать и расставить ударение).
Покажите при помощи светофора насколько вы поняли как нужно выполнять задание.
(Все выполняют самостоятельно, а 2 учащихся на доске).
Упражнение 51.
Мама сварила мне вкусные рожки. У нашего козлика есть маленькие рожки.
Придумайте 1-2 предложения со словами замок-замок. Благодаря чему различаются по значению выделенные пары слов?
- Настройтесь на мою волну. Учащиеся проверяют выполнение задания 2 учащимися, а класс сигнализирует согласны или нет (с использованием карточек + или -).
- Объясните что означает выделенное слово в 1 предложении. А во 2 предложении. Разделите их на слоги.
Рожки – род пищевого продукта в виде мелко нарезанных макарон. (Показ пачки макарон).
Рожки – вырост из костного вещества на черепе у некоторых животных.(Показ игрушки с рожками).
- Что ещё нужно сделать? Придумать 1-2 предложения со словами замок и замок. Но прежде, чем составить предложения, давайте объясним значение данных слов. Как вы объясните, что такое замок? А замок?
Ребята подготовили объяснение данных терминов по словарю С.И. Ожегова
Замок – это приспособление для запирания чего-нибудь ключом.
Замок – название некоторых дворцов.
-Сделайте вывод. Благодаря чему различаются по значению выделенные пары слов?
| Самостоятельное чтение задания, проговаривание шагов выполнения задания. Самостоятельная работа.
Проверка задания с карточками
«Согласен - не согласен» + и -.
Обменяйтесь тетрадями и поставьте оценку соседу. Покажите оценку соседа. Покажите согласны вы с оценкой соседа или нет. Самооценка
|
|
Познавательные УУД
Общеучебные (осуществлять смысловое чтение);
информационные (обработка информации, поиск и выделение необходимой информации)
Познавательные УУД логические (построение рассуждения)
Познавательные УУД
информационные (анализ информации, передача информации (устным, цифровым способом)
Познавательные УУД логические (построение рассуждения; обобщение).
Выставление оценки в «Лист успеха» С/р в тетради -__.
| 6.Физминутка
| Звучит музыка. Под музыку (для релаксации) выполняют упражнения
| Выполняют упражнения под музыку для релаксации
| Здоровьесберегающие технологии
| Личностные результаты самоопределение (экологическая культура: здоровьесберегающее поведение)
| 7.Первичное закрепление
| Работа в группе (по учебнику №52 с.37)
Упражнение №52.
Спищите текст К. Паустовского. Поставьте в словах ударения. Есть ли в тексте родственные слова? Какое слово может стать для них проверочным?
Ты родился в России. Здесь твоя жизнь. Только здесь твоё небо родное, деревья родные, родная трава. Родина начинается с детства.
Каждая группа получает своё задание. Выполняет его, а затем, аргументирует.
| Работа в группе.
Объясняют, что нужно сделать.
Работают, а затем объясняют выполненное задание.
Все остальные учащиеся сигнализируют + или -.
Самооценивание
|
| Познавательные УУД логические (построение рассуждения)
Познавательные УУД
информационные (анализ информации, передача информации (устным, цифровым способом)
Познавательные УУД логические (построение рассуждения; обобщение).
Выставление оценки в «Лист успеха»
Работа в группе -__.
| 8. Самостоятельная работа (самопроверка по эталону)
| А) Работа по учебнику №53. Чтение инструкции.
Упражнение 53.
Запишите считалку по памяти.
Скачет всадник на коне, На буланом скакуне,
Королю везёт поклон,
Передаст и выйдет вон.
И. Токмакова - Что нужно сделать? (Записать считалку по памяти).
Заучивание считалки. Запись. Проверка по эталону. - Последнее слово каждой строки нужно разделить на слоги и поставить знак ударения. Какие слоги в этих словах? Что достигается этим?
| Соотносят упражнение в тетради с упражнением в учебнике.
Проверка по эталону
Взаимооценивание.
|
Проверка по эталону.
| Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество
(проявлять активность во взаимодействии); взаимодействие (формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, слушать собеседника); управление коммуникацией (аргументировать свою позицию)
Регулятивные УУД коррекция (вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе учёта сделанных ошибок); контроль и самоконтроль (сличать способ действия и его результат с заданным эталоном)
Познавательные УУД логические (классификация по заданным критериям) Выставление оценки в «Лист успеха»
Самостоятельная работа (проверка по эталону) -__.
| 9. Включение нового в систему знаний и повторение (практическая деятельность)
| Беседа по вопросам.
- Какие бывают слоги?
- Как не деля слово на слоги можно определить количество слогов в слове?
- Как переносятся слова с одной строки на другую?
-Что такое ударение? А ударный слог?
|
Самооценивание.
|
| Коммуникативные УУД
Инициативное сотрудничество (проявлять активность во взаимодействии); взаимодействие (формулировать собственное мнение, позицию вести диалог; строить понятные для партнёра высказывания); управлять коммуникацией (координировать и принимать различные позиции во взаимодействии).
| 10. Контроль и самоконтроль (возвращение к теме, задачам урока)
| - Какова тема урока?
- Какие задачи ставили? (чтение задач и формулировка вывода).
- Как вы считаете, удалось нам решить поставленные задачи?
- Где можно применить полученные знания?
- Что было самым интересным? Что было трудным?
| Контроль и самоконтроль.
|
| Регулятивные УУД
контроль и самоконтроль
(осуществлять итоговый контроль по результату)
| 11. Рефлексивный анализ своей деятельности и оценка себя на уроке
| Выставление общей оценки за урок - ___
Покажите свою оценку за урок и аргументируйте .
«Я ставлю себе за урок «5», потому что …»
Работа в паре -__;
С/р в тетради - ___;
Работа в группе - ___;
С/р (с проверкой по эталону) - __;
Оценка за урок -__.
| Рефлексия всей деятельности на уроке.
|
| Выставление общей оценки за урок - ___
Регулятивные УУД
оценка
(определять качество и уровень усвоения)
| 11. Домашнее задание
| 1) №54 с.38 (согласно инструкции);
2) выписать 11 глаголов (поставить ударение), с 5 глаголами составить и записать предложения.
|
|
|
| Используемая литература:
Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 1/ Л.Ф. Климановав, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.:ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
Ожегов С.И. Словарь русского языка:Ок. 57000 слов. – Екатеринбург, «Урал-советы» («Весть»), 1994.
Оформление доски
(на обратной стороне доски)
Тема урока:
«Слог, ударение»
|
| 1 октября.
Классная работа.
| Домашнее задание
| Совершенствовать умения делить слова на слоги и выделять ударный слог (схема слова Абдулино).
|
| Упражнение51.
| 1) №54 с.38;
2) выписать 11 глаголов (поставить ударение), с 5 глаголаит составить и записать предложения;
| Формировать умения работать с информацией. (знак навигации)
|
|
|
| Совершенствовать умения работать в паре, с учителем, в группе (знак навигации).
|
|
|
| Учиться оценивать себя, товарища(схема).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |