Скачать 127.55 Kb.
|
Матюха Любовь Васильевна Фрагмент урока-игры «Разбуди Обломова!» Тип урока: урок-игра с элементами театрализации Цель фрагмента урока: осуществляя системно-деятельностный подход в обучении, совершенствовать умения учащихся отбирать текстовый материал в соответствии с данным учителем творческим заданием и воспроизводить его в определённый момент урока, используя элементы театрализации. Предметные задачи фрагмента урока:
Метапредметные задачи фрагмента урока:
Этапы работы над заданием: Постановка задачи. Учащимся было дано домашнее задание: подобрать текстовый материал из романа И.А. Гончарова «Обломов» для театрализованной части урока на тему «Разбуди Обломова!» Ученики сами распределили роли: Обломова, Волкова, Судьбинского, Пенкина, Ольги Ильинской, Штольца. Кроме того, необходимо было приготовить литературоведческий материал из учебника и практикума для ответов на вопросы:
Ход работы учащихся над заданием: в соответствии с выбранными ролями ученики использовали текстовый материал в определённый момент урока. С целью частичного перевоплощения учитель предлагал каждому участнику театрализации выбрать из разложенных на столе предметов тот, который соответствует образу того или иного героя (фрак и галстук-бабочка – Волков; чемодан, галстук – Судьбинский; халат – Обломов; цилиндр и кашне – Пенкин; шляпка и веер – Ольга Ильинская). Итоги выполнения задания: представление результатов. Ответы на вопросы о результатах по итогам фрагмента урока:
В процессе урока планируется достижение следующих предметных результатов:
В процессе урока происходит формирование следующих метапредметных УУД:
Методы обучения: элементы театрализации, метод творческого чтения, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании, творческий. Сценарий задания «Фрагмент урока-игры “Разбуди Обломова!”» Учитель. У нас сегодня не совсем обычный урок по роману Гончарова «Обломов», так как в нем будут участвовать не только ученики 10 «А» класса, но и герои произведения. Обломов в начале романа – человек в халате, весь день лежащий на диване. Давайте поиграем: попробуем поднять Илью Ильича с места, «разбудить» его. Дома вы готовились сыграть определённые роли: подбирали факты из учебника, критических статей, практикума, а также выбирали цитаты из текста романа, чтобы активно участвовать в игре. На столе приготовлены вещи, которые принадлежат конкретным героям. Подойдите и возьмите то, что считаете необходимым для вашего героя в соответствии с текстом романа. Итак, Илья Ильич Обломов! Займите своё место. (Ученик выбирает и надевает халат, ложится на импровизированный диван). Учитель. Как помним, гости-приятели пытаются поднять героя с дивана, подвигнуть его на какой-нибудь поступок. Первый из них - это светский человек, франт Волков. Кто готов «будить» Обломова от лица Волкова? Подходите, перевоплощайтесь. (Ученик надевает фрак, галстук-бабочку) Ученик в роли Волкова. Обломов: - А, Волков, здравствуйте! Волков: - Вы еще не вставали! Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить. Обломов (с любовью кутаясь в широкие полы халата): - Это не шлафрок, а халат. Волков: - Здоровы ли вы? Обломов: - Какое здоровье! Плохо! приливы замучили. А вы как поживаете? Волков: - Я? Ничего: здорово и весело, - очень весело! Как же! К нынешнему дню и фрак нарочно заказывал. Ведь сегодня первое мая: с Горюновым едем в Екатерингоф. Поедете? Обломов: - Нет. Волков: - Первого мая в Екатерингофе не быть! Что вы, Илья Ильич! Да там все! Обломов (лениво): - Ну как все! Нет, не все! Куда еще? Полно вам, приезжайте-ка обедать: мы бы поговорили. У меня два несчастья... Волков: - Ах, какой дом! Нынешнюю зиму по средам меньше пятидесяти человек не бывало, а иногда набиралось до ста... Обломов: - Боже ты мой! Вот скука - то должна быть адская! Волков: - Как это можно? Скука! Да чем больше, тем веселей. (Уходит) Обломов (садится на диване): - В десять мест в один день - несчастный! - И это жизнь! Нет у меня таких пустых желаний и мыслей, я не мыкаюсь, а лежу вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой. (Снова ложится). Учитель. Второй приятель – чиновник Судьбинский. Господин Судьбинский, Вам слово! Подходите к столу! (Ученик надевает галстук, берёт чемодан, подходит к дивану). Обломов: - Здравствуй, Судьбинский! Насилу заглянул к старому сослуживцу! Судьбинский: - Здравствуй, Илья Ильич. Давно собирался к тебе, да ведь ты знаешь, какая у нас дьявольская служба! Вон, посмотри, целый чемодан везу к докладу; и теперь, если там спросят что-нибудь, велел курьеру скакать сюда. Ни минуты нельзя располагать собой. Начальник отделения… Обломов: - Гм! Начальник отделения - вот как! Поздравляю! Каков? А вместе канцелярскими чиновниками служили. Я думаю, на будущий год в статские махнешь. Приходи обедать, выпьем за повышение! Судьбинский: - Нет, сегодня у вице-директора обедаю. К четвергу надо приготовить доклад… Обломов: - Ты сколько получаешь? Судьбинский: - Да что: тысяча двести рублей жалованья. Обломов (вскочив с постели): - Фу! чорт возьми! Молодец! (Ложится на диван) Вот только работать с восьми часов до двенадцати, с двенадцати до пяти, да дома еще - ой, ой! (Покачал головой) Судьбинский: - А что ж бы я стал делать, если б не служил? Обломов: - Мало ли что! Читал бы, писал... Судьбинский: - Я и теперь только и делаю, что читаю да пишу. Обломов: - Да это не то; ты бы печатал... Судьбинский: - Не всем же быть писателями. Вот и ты ведь не пишешь. Обломов (со вздохом): - Зато у меня имение на руках. Я соображаю новый план; разные улучшения ввожу. Мучаюсь, мучаюсь... А ты ведь чужое делаешь, не свое. Судьбинский: - Что ж делать! Надо работать, коли деньги берешь. Обломов (садится на диване): - Увяз, любезный друг, по уши увяз. У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный! (Снова ложится). Учитель. И третий – писатель Пенкин. Кто готовил эту роль? (Ученик надевает цилиндр, кашне, подходит к дивану). Пенкин: - Здравствуйте, Илья Ильич. Обломов: - Здравствуйте, Пенкин; не подходите, не подходите: вы с холода. Пенкин: - Ах вы, чудак! Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец! Обломов: - Да, беззаботный! Вот я вам сейчас покажу письмо от старосты: ломаешь, ломаешь голову, а вы говорите: беззаботный! Откуда вы? Пенкин: - Из книжной лавки: ходил узнать, не вышли ли журналы. Читали мою статью? Обломов: - Нет. Пенкин: - Я вам пришлю, прочтите. Обломов: - О чем? Пенкин: - О торговле, об эмансипации женщин. Как это вы не читаете? Ведь тут наша вседневная жизнь. А пуще всего я ратую за реальное направление в литературе. У вас много такта, Илья Ильич, вам бы писать! Обломов: - Я так мало читаю… А Вы одной головой хотите писать! Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Изображают они вора, падшую женщину, а человека-то забывают или не умеют изобразить. Пенкин: - Что же, природу прикажете изображать: розы, соловья или морозное утро, не до песен нам теперь... Обломов: - Человека, человека давайте мне! Любите его... Пенкин: - Однако мне пора в типографию! Я, знаете, зачем пришел к вам? Я хотел предложить вам ехать в Екатерингоф; у меня коляска. Поедемте... Обломов: - Нет, нездоровится, сырости боюсь, теперь еще не высохло. А вот вы бы сегодня обедать пришли: мы бы поговорили... У меня два несчастья... Пенкин: - Нет, ночью писать и чем свет в типографию отсылать. До свидания. Обломов: - До свиданья, Пенкин. Обломов (садится на диване): Ночью писать, когда же спать-то? А подь, тысяч пять в год заработает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра… Учитель. Как видим, герой стойко сохраняет свое горизонтальное положение и привычное состояние дремоты или задумчивости. Почему? Кто хочет высказаться? Первая ученица. Гости-приятели пытаются поднять героя с дивана, подвигнуть его на какой-нибудь поступок. Волков зовет Обломова в светскую суету, Судьбинский напоминает о службе, Пенкин соблазняет литературой. Но ни одному из посетителей не удается увлечь Обломова в Екатерингоф (то есть в обыденную «подвижную» жизнь). Почему? Все три визита укладываются в некую схему, которую можно оформить в виде плана: 1. «Явление» господина. Портрет визитера. 2. «Не подходите, не подходите… вы с холода!» 3. Беседа и приглашение в Екатерингоф. 4. Отказ Ильи Ильича. 5. «У меня два несчастья…» 6. Отказ визитера выслушать Обломова. 7. Размышление героя о «несчастном» посетителе. Для ответа на этот вопрос мне хотелось бы взять в помощники Михаила Михайловича Пришвина. В учебнике на странице 198 есть записи из дневника писателя. Вот что он пишет: «Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя».) Я полностью согласна с этой точкой зрения. Учитель. Кто ещё хочет высказаться? Вторая ученица. Моё внимание привлекло задание 8 из «Практикума»: «В «застойные» годы, когда за бездействием Обломова умному и честному читателю хотелось видеть «итог разочарования умного и честного человека в самой возможности настоящей деятельности», широкой популярностью в среде петербургской интеллигенции пользовались строки стихотворения Н.М. Голя: Лежим на продранном диване Мы под пружинный перегуд. Но если позовут – мы встанем. …А если нас НЕ позовут?.. Поразмышляем над этими строками. Только ли качества Обломова отражаются в этом стихотворении? Социально-исторические или вечные черты обломовского типа осмысляет Н.М. Голь?» Выделив частицу НЕ, Голь иронизирует. Эта ирония прежде всего связана с вечными чертами обломовского типа, такими как лень, апатия, стремление к покою. Социально-исторические же черты, по-моему, можно вывести из понятий двух времён в развитии культуры: времени мифа и исторического времени. Мифологическое время имеет циклический характер, оно повторяется в соответствии со временами года и одновременно воспроизводит время предков. Человек включен в эти природные циклы. Он спокоен и счастлив, ощущая свою причастность к «вечному возвращению», жизни по заветам отцов и дедов. Таково до поры до времени и сознание ребенка. Но «вечное» мифологическое время исторически конечно. Человечество неизбежно уходит из него, как неизбежно, в силу необратимого течения времени, человек расстается с детством и уходит во взрослую жизнь. Историческое, «осевое» время разрушает время мифа. История имеет начало и конец. Она требует от человека сознательной деятельности. Исторический человек перестает жить «муравьиной жизнью». Он осознает свою уникальность, видит начало и конец собственной жизни и должен как-то примириться с идеей смерти. Мифологическое время и сознание герой Гончарова с детским упрямством пытается, уже будучи взрослым, сохранить и в чиновном Петербурге, и в доме на Выборгской стороне. Поэтому его очень трудно «разбудить». Учитель. Избавляясь от службы, обрывая дружеские связи, облачаясь в халат и ложась на диван, Обломов пытается решить «задачу существования», понять «узор собственной жизни». «Он понял, что ему досталось в удел семейное счастье и забота об имении». Но семейное счастье невозможно без семьи, значит, без любимой девушки, которая должна стать женой. Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, так завязывается главная сюжетная линия романа. Посмотрим, удастся ли Ольге Ильинской «разбудить» Обломова. (Ученица надевает шляпку, берёт в руки веер, подходит к дивану). Ольга (садится на стул): - Отчего вы не веселы? Обломов (встаёт, потом садится на диван): - Не знаю, Ольга Сергеевна. Да отчего мне веселиться? И как? Ольга: - Занимайтесь, будьте чаще с людьми. Обломов: - Заниматься! Заниматься можно, когда есть цель. Какая у меня цель? Нет ее. Ольга: - Цель - жить. Обломов: - Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем… Ольга: - Зачем жить! Разве может быть чье-нибудь существование ненужным? Обломов: - Может. Например, мое. Ольга: - Вы до сих пор не знаете, где цель вашей жизни? Я не верю: вы клевещете на себя; иначе бы вы не стоили жизни... Обломов: - Я уж прошел то место, где она должна быть, и впереди больше ничего нет. Ольга (со смехом): - Ничего нет? Обломов: - Смейтесь, а это так! Для чего, для кого я буду жить? Чего искать, на что направить мысль, намерения? Цвет жизни опал, остались только шипы. Ольга: - Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу... Обломов: - Есть. Обломовщина! Учитель. Да, Ольга Ильинская не оправдала наших надежд. Обломов и Штольц – двойники-антиподы гончаровской книги. Они ровесники, но прожили рядом совершенно разные жизни. Конечно, Штольц тоже попытается «разбудить» Обломова. Ученик в роли Штольца. Штольц: - Здравствуй, Илья. Как я рад тебя видеть! Ну, что, как ты поживаешь? Здоров ли? Обломов: - Ох, нет, плохо, брат Андрей, какое здоровье! Ты послушал бы, что давеча доктор сказал. "За границу, говорит, ступайте, а то плохо: удар может быть". Штольц: - Ну, что ж ты? Обломов: - Не поеду. Штольц: - Отчего же? Обломов: - Ну, брат Андрей, и ты то же! Один толковый человек и был, и тот с ума спятил. Кто же ездит! Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем. Штольц (иронично): - В самом деле, какие подвиги: садись в коляску или на корабль, дыши чистым воздухом. Не шутя, тебе надо самому побывать в деревне в этом году. Обломов: - Да, правда; только у меня план еще не весь... Штольц: - И не нужно никакого! Ты только поезжай: на месте увидишь, что надо делать. Обломов: - Ах, братец! Как будто у меня только и дела, что по имению. А другое несчастье? Штольц: - Какое же? Обломов: - С квартиры гонят. Штольц: - Как гонят? Обломов: - Так: съезжай, говорят, да и только. Штольц: - Ну, так что ж? Обломов: - Как - что ж? Я тут спину и бока протер, ворочаясь от этих хлопот. Штольц: - Вот избаловался-то человек: с квартиры тяжело съехать! Что это с тобой? А собираешься дело делать, план пишешь. Я у тебя и книг не вижу. Обломов: - Вот книга! - заметил Обломов. Штольц (берёт лежащую на столе книгу): - Что такое? - "Путешествие в Африку". И страница, на которой ты остановился, заплесневела. Ни газеты не видать... Читаешь ли ты газеты? Обломов: - Нет, печать мелка, портит глаза... и нет надобности: если есть что-нибудь новое, целый день со всех сторон только и слышишь об этом. Штольц: - Помилуй, Илья! Сам-то ты что ж делаешь? Точно ком теста, свернулся и лежишь. Обломов: - Правда, Андрей, как ком. Штольц: - Надо же выйти из этого сна. Обломов: - Пробовал прежде, не удалось, а теперь... зачем? Полно об этом... Зачем ты хочешь увезти меня? Куда? Штольц: - Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь! Где ты? Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все... Обломов: - Не напоминай, не тревожь прошлого: не воротишь! Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать - будет смерть. Штольц: - Каков же твой идеал, норма жизни? Обломов: - Уехал бы в деревню, не один, а с женой. Я барин. Штольц (смеясь): - Барин! Обломов: - Ну, джентльмен. Штольц: - Нет, нет, ты барин! Обломов: - Какая же разница? Джентльмен - такой же барин. Штольц: - Джентльмен есть такой барин, который сам надевает чулки и сам же снимает с себя сапоги. Нет, это не жизнь! Обломов: - Как не жизнь? Чего тут нет? Тебе никогда не понадобилось бы переезжать с квартиры - уж это одно чего стоит! И это не жизнь? Штольц: - Это не жизнь! Обломов: - Что ж это, по-твоему? Штольц: - Это... (задумался) Какая-то... обломовщина. Обломов: - О-бло-мовщина! Об-ло-мов-щина! Учитель. Спасибо. Ребята, как вы думаете, удачен ли текстовый материал, предложенный вашими товарищами, чтобы с помощью героев романа Гончарова поднять Обломова с дивана? Ответы учеников: Да, текстовый материал подобран удачно и отличается целенаправленностью. Учитель. А ко всему ещё и роль удалась? Ответы учеников. Учитель. Спасибо всем. Переходим ко второй части нашего урока. |
Литература Дочитать: "Обломов", сделать письменно характеристику Обломова и Штольца по плану План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет» | Пока останется хоть один русский, будут помнить «Обломова» (И. С. Тургенев) Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства | ||
Сочинение Почему для Катерины невозможен путь Варвары? развернутый... Каковы главные причины лежания Ильи Ильича Обломова в романе Гончарова «Обломов»? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: показать неоднозначность, многогранность образа Обломова, помочь учащимся осмыслить этот образ с точки зрения социальной и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сон Обломова»; выявить смысл названия; через изобразительные средства проследить формирование характера героя, уяснить роль символов;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: раскрыть роль женских образов в жизни Ильи Ильича Обломова и в романе, активизировать исследовательские, творческие навыки... | Трактовка образа Обломова в статье Н. А. Добролюбова Что такое Обломовщина? Захаров. В ней – ключ к разгадке и той дикости, в которой живут эти триста Захаров, и экономического упадка обломовского хозяйства,... | ||
Тема: «Курение или здоровье – выбирайте сами!» Математика. Учебник для 2 класса. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова | И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) Каждый школьний учитель, наверное, мечтает о том, чтобы среди его воспитанников оказались ученики, которые стали бы известными и... | ||
Викторина по изученному материалу Ученики, соединившись по 3-4 человека,... Ученики, соединившись по 3-4 человека, в классе, на гпд или дома, сами или вместе с родителями, при помощи учителя или библиотекаря... | Наследница Киевской Руси Формирование представлений о расширении границ Древнего русского государства, о роли князей, потомков княгини Ольги в становлении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дорогие друзья! Если вы хотите сами придумывать, сами решать, сами оценивать интересные дела, подружитесь с Флюшей | Сценарий Видео «как ученики готовятся к празднику» Видео – «как ученики готовятся к празднику» в роли корреспондентов Ведущие концерта в конце фильма они бегут в актовый зал, чтобы... | ||
Урок игра по теме «Десятичные дроби» Цель: Создать условия для того, чтобы ученики сами нашли решение для задач нового вида | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы программы: М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. И. Волкова(2009 года издания) |