И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества)





Скачать 53.32 Kb.
НазваниеИ. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества)
Дата публикации15.08.2014
Размер53.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
И.Ю. Бестужева

Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества)
Каждый школьний учитель, наверное, мечтает о том, чтобы среди его воспитанников оказались ученики, которые стали бы известными и видными деятелями науки или культуры. Такие ученики могут появиться только у тех педагогов, которые сами хорошо подготовлены к нелегкой работе с одаренными детьми.

Часто на эту проблему смотрят довольно упрощенно: дескать, была бы предметная эрудиция, да отменное знание разного рода методик.

Работа с одаренными детьми, безусловно, ставит перед учительским коллективом немало весьма специфических проблем. Но одна из самых трудных - проблема подбора учителей для одаренных детей. Лишь накопив достаточно большой опыт, мы смогли выработать некую психологическую памятку, своего рода советы для учителя, который хочет работать с одаренным учеником.

Изучайте и примите все индивидуальные особенности поведения своего ученика: его нежелание безоговорочно подчиняться и принимать все сказание вами на веру, его «тугодумство» или, наоборот, привычку моментально высказываться вслух, перебивать других, отключаться от урока. Такого ребенка надо сначала понять и принять, а лишь потом думать о его воспитания и обучения.

Иными словами, основное требование к учителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение его личности. Кроме того, учителя таких детей должны развивать в себе особую педагогическую интуицию, постоянно помнить о своих необычных питомцах, читать соответствующую педагогическую и психологическую литературу.

У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайней противоречивой - постоянные переходы от осознания своих особых возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному, в силу особых обстоятельств, необходима устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. И педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде «зазнайства» и не только не разрушать такую самооценку, но и наоборот, постоянно внушать ученику, что он обладает незаурядными способностями.

Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо. Не секрет, школьному учителю, а порой и преподавателю вуза трудно поверить, что ученики могут быть умнее его. А.Эйнштейн писал: «Умственные унижения и угнетения со стороны невежественных и эгоистичных учителей производят в юной душе неизгладимые опустошения, которые указывают роковое влияние в зрелом возрасте».

Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, «ходящие энциклопедия». Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое знание. Если с достоинством и без «закомплексованности», да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой литературной - такой педагог находка для одаренного ребенка.

Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно «сумасшедшие» идеи сделали современную физику.

Хотя многих одаренных детей интересует все на свете, у них рано складываются весьма устойчивые интересы. Конечно, не все учебные предметы могут попасть в это число. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами - не самые любимые у этого человека. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого.

Учитель должен всегда помнить, что одаренному школьнику необходима серьезная умственная нагрузка. Ситуация здесь парадоксальная: если обучение будет легким, пусть даже информационно интересным, ученик, как ни странно, быстро устает. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, такой ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательно составные части успешных уроков. Одаренные дети - трудоголики, особенно когда они увлечены какой- либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относятся.

Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностей, эти дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, какая бывает у круглых отличников, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более, творческой одаренностью. По- настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные оценки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками можно разве только в начальных классах. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их «завести». И учитель может пользоваться этой их особенностью.

Если психологически учитель настроен работать с одаренными детьми, ему следует подумать и о методике обучения. Дело в том, что общей методики преподавания для этих детей нет, нет и учебников. Существует лишь методика развивающего обучения, которая действительно помогает учителю в работе с обычными детьми. Но у одаренных детей способности ярко и свободно развиваются с раннего детства, ими движет стремление познать истину. Нельзя ограничить их каким-то одним конкретным учебником, они черпают знания из самых разных источников. Все одаренные дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не только преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку.

Особенной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Ведь способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель постоянно должен помнить: чтобы его воспитанники научились приобретать знания самостоятельно, непрерывно самообучение должно стать его собственной устойчивой чертой.

Обучение одаренного ребенка, его умения самостоятельно усваивать сложный материал - стартовая площадка, которая позволит педагогу выполнить свою главную задачу - привить ему вкус к серьезной творческой работе. И если он не сделает этого, ребенок может стать своего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных».

Педагогический коллектив школы №169 старается реализовать данные положения работы с одаренными детьми в рамках ученического научного общества, которое получило школьный официальный статус в этом учебном году. Работа данного научного общества строится в соответствии с Уставом и Основными положениями, которые были обсуждены и приняты на установочной сессии учащимися еще в начале учебного года. Далее в соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работа над увлекающей его идеей, школьник удовлетворяет свое любопытство. Одаренному ученику нельзя говорить: «Ты подожди, это программа старшего класса, мы займемся ею позднее». Особенно полезны занятия в творческих мастерских, где ученики придумывают задачи для учебных занятий, тесты. В творческих мастерских обсуждаются результаты работы, некоторые из них заслушиваются на школьной научной конференции, публикуются в «Школьной газете», а также наиболее интересные работы направляются на городские и республиканские конференции.

Убеждена: от педагога, обучающих одаренных детей больше всего требуется качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический «багаж». Учителю в этой работе помогает чувство юмора. Ведь человек, вооруженный этим великолепным качеством, как правило, бывает более успешен, особенно в общении.

По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только «в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconПрограмма коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий...
Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые...
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconПрограмма "Одаренные дети" система работы школы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня...
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconЭльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс»
ОУ», которые были организованы для школьных психологов и учителей-предметников, позволило мне пересмотреть и переосмыслить свою работу...
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу одаренные дети
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconИнформация о выполнении плана первоочередных действий по реализации...
В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы...
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconИз опыта работы сетевого распределенного центра по организации работы...
Педагог-организатор моудод «Тихвинский цдт» Куванова Н. И. «Одаренные дети — будущее России»
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconЗадача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи...
Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети»....
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети»
План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconПриказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети»
«Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей...
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconДепартамент образования города москвы центр творческого развития...
Ммдюхф «Звучит Москва» проводится в рамках федеральных и межведомственных программ «Дети России», «Одаренные дети», городских целевых...
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconАнализ работы школьного научного общества «Искатель» моу новокаолиновая сош за 1 полугод
Способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей у школьников
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconАнализ воспитательной работы за 2013 2014 учебный год
Программы поликультурного образования оу ОАО «ржд», Программы «Одаренные дети», Программы «Формирование культуры личности и культурного...
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconАнализ работы школьного научного общества «меридиан» в 2007 2009 учебном год
Исследовательской и проектной деятельностью были охвачены ученики всех классов среднего и старшего звена
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconЗакон РФ «Об образовании»
Федеральная целевая программа «Дети России», включая подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровый ребенок»
И. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самарской области от 15. 12. 2011 №1195-р «О создании стажировочных площадок по распространению лучшего опыта по созданию системы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск