Скачать 53.32 Kb.
|
И.Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества) Каждый школьний учитель, наверное, мечтает о том, чтобы среди его воспитанников оказались ученики, которые стали бы известными и видными деятелями науки или культуры. Такие ученики могут появиться только у тех педагогов, которые сами хорошо подготовлены к нелегкой работе с одаренными детьми. Часто на эту проблему смотрят довольно упрощенно: дескать, была бы предметная эрудиция, да отменное знание разного рода методик. Работа с одаренными детьми, безусловно, ставит перед учительским коллективом немало весьма специфических проблем. Но одна из самых трудных - проблема подбора учителей для одаренных детей. Лишь накопив достаточно большой опыт, мы смогли выработать некую психологическую памятку, своего рода советы для учителя, который хочет работать с одаренным учеником. Изучайте и примите все индивидуальные особенности поведения своего ученика: его нежелание безоговорочно подчиняться и принимать все сказание вами на веру, его «тугодумство» или, наоборот, привычку моментально высказываться вслух, перебивать других, отключаться от урока. Такого ребенка надо сначала понять и принять, а лишь потом думать о его воспитания и обучения. Иными словами, основное требование к учителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение его личности. Кроме того, учителя таких детей должны развивать в себе особую педагогическую интуицию, постоянно помнить о своих необычных питомцах, читать соответствующую педагогическую и психологическую литературу. У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайней противоречивой - постоянные переходы от осознания своих особых возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному, в силу особых обстоятельств, необходима устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. И педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде «зазнайства» и не только не разрушать такую самооценку, но и наоборот, постоянно внушать ученику, что он обладает незаурядными способностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо. Не секрет, школьному учителю, а порой и преподавателю вуза трудно поверить, что ученики могут быть умнее его. А.Эйнштейн писал: «Умственные унижения и угнетения со стороны невежественных и эгоистичных учителей производят в юной душе неизгладимые опустошения, которые указывают роковое влияние в зрелом возрасте». Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, «ходящие энциклопедия». Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое знание. Если с достоинством и без «закомплексованности», да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой литературной - такой педагог находка для одаренного ребенка. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно «сумасшедшие» идеи сделали современную физику. Хотя многих одаренных детей интересует все на свете, у них рано складываются весьма устойчивые интересы. Конечно, не все учебные предметы могут попасть в это число. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами - не самые любимые у этого человека. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого. Учитель должен всегда помнить, что одаренному школьнику необходима серьезная умственная нагрузка. Ситуация здесь парадоксальная: если обучение будет легким, пусть даже информационно интересным, ученик, как ни странно, быстро устает. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, такой ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательно составные части успешных уроков. Одаренные дети - трудоголики, особенно когда они увлечены какой- либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относятся. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностей, эти дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, какая бывает у круглых отличников, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более, творческой одаренностью. По- настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные оценки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками можно разве только в начальных классах. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их «завести». И учитель может пользоваться этой их особенностью. Если психологически учитель настроен работать с одаренными детьми, ему следует подумать и о методике обучения. Дело в том, что общей методики преподавания для этих детей нет, нет и учебников. Существует лишь методика развивающего обучения, которая действительно помогает учителю в работе с обычными детьми. Но у одаренных детей способности ярко и свободно развиваются с раннего детства, ими движет стремление познать истину. Нельзя ограничить их каким-то одним конкретным учебником, они черпают знания из самых разных источников. Все одаренные дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не только преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Особенной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Ведь способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель постоянно должен помнить: чтобы его воспитанники научились приобретать знания самостоятельно, непрерывно самообучение должно стать его собственной устойчивой чертой. Обучение одаренного ребенка, его умения самостоятельно усваивать сложный материал - стартовая площадка, которая позволит педагогу выполнить свою главную задачу - привить ему вкус к серьезной творческой работе. И если он не сделает этого, ребенок может стать своего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных». Педагогический коллектив школы №169 старается реализовать данные положения работы с одаренными детьми в рамках ученического научного общества, которое получило школьный официальный статус в этом учебном году. Работа данного научного общества строится в соответствии с Уставом и Основными положениями, которые были обсуждены и приняты на установочной сессии учащимися еще в начале учебного года. Далее в соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работа над увлекающей его идеей, школьник удовлетворяет свое любопытство. Одаренному ученику нельзя говорить: «Ты подожди, это программа старшего класса, мы займемся ею позднее». Особенно полезны занятия в творческих мастерских, где ученики придумывают задачи для учебных занятий, тесты. В творческих мастерских обсуждаются результаты работы, некоторые из них заслушиваются на школьной научной конференции, публикуются в «Школьной газете», а также наиболее интересные работы направляются на городские и республиканские конференции. Убеждена: от педагога, обучающих одаренных детей больше всего требуется качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический «багаж». Учителю в этой работе помогает чувство юмора. Ведь человек, вооруженный этим великолепным качеством, как правило, бывает более успешен, особенно в общении. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только «в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем». |
Программа коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий... Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые... | Программа "Одаренные дети" система работы школы Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня... | ||
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» ОУ», которые были организованы для школьных психологов и учителей-предметников, позволило мне пересмотреть и переосмыслить свою работу... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу одаренные дети | ||
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации... В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы... | Из опыта работы сетевого распределенного центра по организации работы... Педагог-организатор моудод «Тихвинский цдт» Куванова Н. И. «Одаренные дети — будущее России» | ||
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи... Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети».... | ||
Программа психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год | Приказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети» «Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей... | ||
Департамент образования города москвы центр творческого развития... Ммдюхф «Звучит Москва» проводится в рамках федеральных и межведомственных программ «Дети России», «Одаренные дети», городских целевых... | Анализ работы школьного научного общества «Искатель» моу новокаолиновая сош за 1 полугод Способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей у школьников | ||
Анализ воспитательной работы за 2013 2014 учебный год Программы поликультурного образования оу ОАО «ржд», Программы «Одаренные дети», Программы «Формирование культуры личности и культурного... | Анализ работы школьного научного общества «меридиан» в 2007 2009 учебном год Исследовательской и проектной деятельностью были охвачены ученики всех классов среднего и старшего звена | ||
Закон РФ «Об образовании» Федеральная целевая программа «Дети России», включая подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровый ребенок» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самарской области от 15. 12. 2011 №1195-р «О создании стажировочных площадок по распространению лучшего опыта по созданию системы... |