Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс»





Скачать 38.89 Kb.
НазваниеЭльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс»
Дата публикации06.03.2015
Размер38.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Эльвира Юрьевна Аникина

Руководитель школьного научного общества «Шанс»

Обучение на курсах повышения квалификации в январе 2010 года по теме «Система психологической работы с одаренными детьми в условиях ОУ», которые были организованы для школьных психологов и учителей-предметников, позволило мне пересмотреть и переосмыслить свою работу с одаренными детьми и организацию деятельности школьного научного общества «Шанс», которое возглавляю с февраля 2010 г.

На мой взгляд, деятельность ученического научного общества может эффективно связать урочные занятия и внеклассную работу учащихся по учебным дисциплинам.

В этом учебном году были проведены следующие мероприятия в рамках работы НОУ: конференция «Я учусь в профильной школе» для 9 кл., на которой они представляют свои творческие работы, выполненные на предпрофильных курсах; малая научно-практическая конференция в рамках работы предметных кафедр; школьная конференция учебных и исследовательских проектов; участие в конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит», «Енот»; оформление стенда «Лучшие ученики года»; проведение Дня нестандартных уроков; организация группы «Ассистент учителя»; проведение Дней Науки; проведение интеллектуальных игр (в ходе предметных декад); выпуск альманаха с лучшими исследовательскими работами и творческими проектами учащихся.

Но, прежде всего, необходим мониторинг познавательных потребностей учащихся, который включает педагогические наблюдения, диагностику мотивации учащихся к исследованиям, проектирование тем ученических исследовательских работ.

Возникает вопрос. Где учителю взять темы, идеи чтобы предложить ученикам выбор? В качестве источников информации при составлении тем исследовательских работ я использовали журналы «Химия и жизнь», «Химия в школе», сайт издательского дома «Первое сентября» газета «Химия», фестиваль исследовательских работ «Портфолио», книги научного и научно-популярного характера, конкурсы, проводимые в рамках Министерства образования; научно-социальные программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», «Юность, наука, культура», программный материал профильного предмета и смежных с ним учебных дисциплин.

Темы работ, подобранные на базе такого разнообразия информационных источников, носят интегративный характер и содержат современные проблемы науки, технического прогресса, вопросы охраны окружающей среды, здоровья человека, сельского хозяйства.

Учащимся предоставляется набор тем учебных исследований с указанием возможных форм проведения исследования, а также картотека имеющихся источников информации. Предоставляя тематику учебных исследований, мы ставили цель реализовать право учащегося на свободу выбора познавательного материала с учетом его индивидуальных интересов и возможностей.

Наш опыт показал, что весьма удачной темой проекта являются экологические исследования, например участие в Региональных конкурсах проводимых Областным экологическим центром учащихся «Созвездие», эколого-биологической направленности. Коллективная форма работы позволяет реализовать все педагогические условия для развития учебно-исследовательской культуры учащихся, способствует повышению уровня успеваемости, является способом создания научного сообщества учащихся и руководителя проекта.

Как показала практика, готовность учащихся 8-9 классов к исследованию низкая. Поэтому особое внимание следует уделить обучению учащихся научным методам познания и исследования. Одним из путей приобретения умения научного познания может быть составление рефератов. Этому можно и нужно учить школьников на уроках.

Реферирование статей позволяет учащимся не только знакомиться с различными исследованиями, развивать научный стиль мышления, корректировать или изменять тему исследования, углублять содержание работы, но и является источником формирования исследовательской мотивации. Так, учащиеся 8-9 классов нашей школы каждую четверть представляют исследовательскую работу объемом на одну или две страницы, в которой они приводят сведения об открытиях, о новых исследованиях в химии. Литературными источниками чаще всего для них служил журнал «Химия и жизнь». Учащиеся 10-11 классов с той же периодичностью также составляли краткие рефераты, но уже по научным статьям.

Технологию исследования учащиеся осваивают на специальных занятиях лектория «Основы учебного исследования», которые раз в месяц провожу я на уроках НОУ. По программе лектория были проведены такие занятия: «Как найти интересную тему для исследования. Объект и предмет исследования»; «Определение целей и задач исследования, формулирование гипотезы, определение методов исследования, планирование, распределение ролей при работе в команде»; «Эксперимент и исследование. Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных. Ведение дневника»; «Роль речевых умений в представлении научной работы. Анализ выступлений».

Важную роль в освоении технологии исследования играет рефлексивный компонент исследования. Учащиеся осмысливают свои знания при выборе темы исследовательской работы, планировании и проведении исследования, в ходе обсуждения результатов выполненной работы (с руководителем и среди учащихся в малой группе), в период ее оформления, подготовки к докладу и при его оценке.

Важную роль в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся играет их участие в научно-практических конференциях школьников.

В нашей школе научно-практическая конференция проходит один раз в год и является завершающим этапом исследования. На конференции докладчики представляют результаты собственного поиска и отвечают на вопросы слушателей. Конференция позволяет учащимся-слушателям не только получить информацию, познакомиться с научным поиском. Они учатся анализировать работу товарищей, правильно формулировать вопросы. В докладе учащийся должен обосновать свой собственный интеpec к теме, ее значимость, показать путь решения той или иной проблемы. Лучшие работы рекомендуют направлять на городскую конференцию и защищать честь школы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconПлан работы научного общества клио
«клио» в составе 16-18 уч-ся 7, 8 и 9 классов работало под руководством научного совета, в который вошли: Адлер Н. И., руководитель...
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconРабочая программа школьного научного общества «Эрудит»
«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconПротокол заседания научного студенческого общества
Присутствовали: руководитель нсо-хоц Н. П., зам директора по научной работе, студенты в количестве 9 человек
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconАнализ работы школьного научного общества «Искатель» моу новокаолиновая сош за 1 полугод
Способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей у школьников
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconАнализ работы школьного научного общества «меридиан» в 2007 2009 учебном год
Исследовательской и проектной деятельностью были охвачены ученики всех классов среднего и старшего звена
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по орфографии...
Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе...
Попова Эльвира Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации Ургпу
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но есть и нечто общее для всех «Хочу», «Могу», «Надо». У каждого в жизни есть шанс на успех, хотя исходные данные в этой жизни у...
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconЧленам научного общества учащихся гимназии Рекомендации, пожелания...
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconКонспекты лекций «научные основы школьного курса биология»
Лекция история формирования школьного обра­зования в целом и биологического в частности под влиянием научного познания
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconОбразовательная программа «Школьного музея» Автор программы
Хапохов М. Г. Руководитель школьного музея
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconОтчёт работа школьного ученического самоуправления по моу сош №12
...
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconВопросы к тексту
Шанс. Затем мысленно проверьте заполнение ступеней шанс, прочитав для этого текст еще раз. Закончив вторичное чтение, ответьте на...
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconРазвитие интеллектуальной одаренности и творческих способностей учащихся...
Маслова Вера Алексеевна, учитель математики, руководитель методического объединения математиков моу сош №65, г. Воронеж
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconУрок: метапредметный подход. Общие сведения
Данный урок прослеживалась интеграция с другими предметами (экология). Использование знаний об охране ресурсов полезных ископаемых...
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества «Шанс» iconИ. Ю. Бестужева Одаренные дети (из опыта работы школьного научного общества)
Каждый школьний учитель, наверное, мечтает о том, чтобы среди его воспитанников оказались ученики, которые стали бы известными и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск