Эльвира Юрьевна Аникина
Руководитель школьного научного общества «Шанс»
Обучение на курсах повышения квалификации в январе 2010 года по теме «Система психологической работы с одаренными детьми в условиях ОУ», которые были организованы для школьных психологов и учителей-предметников, позволило мне пересмотреть и переосмыслить свою работу с одаренными детьми и организацию деятельности школьного научного общества «Шанс», которое возглавляю с февраля 2010 г.
На мой взгляд, деятельность ученического научного общества может эффективно связать урочные занятия и внеклассную работу учащихся по учебным дисциплинам.
В этом учебном году были проведены следующие мероприятия в рамках работы НОУ: конференция «Я учусь в профильной школе» для 9 кл., на которой они представляют свои творческие работы, выполненные на предпрофильных курсах; малая научно-практическая конференция в рамках работы предметных кафедр; школьная конференция учебных и исследовательских проектов; участие в конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит», «Енот»; оформление стенда «Лучшие ученики года»; проведение Дня нестандартных уроков; организация группы «Ассистент учителя»; проведение Дней Науки; проведение интеллектуальных игр (в ходе предметных декад); выпуск альманаха с лучшими исследовательскими работами и творческими проектами учащихся.
Но, прежде всего, необходим мониторинг познавательных потребностей учащихся, который включает педагогические наблюдения, диагностику мотивации учащихся к исследованиям, проектирование тем ученических исследовательских работ.
Возникает вопрос. Где учителю взять темы, идеи чтобы предложить ученикам выбор? В качестве источников информации при составлении тем исследовательских работ я использовали журналы «Химия и жизнь», «Химия в школе», сайт издательского дома «Первое сентября» газета «Химия», фестиваль исследовательских работ «Портфолио», книги научного и научно-популярного характера, конкурсы, проводимые в рамках Министерства образования; научно-социальные программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», «Юность, наука, культура», программный материал профильного предмета и смежных с ним учебных дисциплин.
Темы работ, подобранные на базе такого разнообразия информационных источников, носят интегративный характер и содержат современные проблемы науки, технического прогресса, вопросы охраны окружающей среды, здоровья человека, сельского хозяйства.
Учащимся предоставляется набор тем учебных исследований с указанием возможных форм проведения исследования, а также картотека имеющихся источников информации. Предоставляя тематику учебных исследований, мы ставили цель реализовать право учащегося на свободу выбора познавательного материала с учетом его индивидуальных интересов и возможностей.
Наш опыт показал, что весьма удачной темой проекта являются экологические исследования, например участие в Региональных конкурсах проводимых Областным экологическим центром учащихся «Созвездие», эколого-биологической направленности. Коллективная форма работы позволяет реализовать все педагогические условия для развития учебно-исследовательской культуры учащихся, способствует повышению уровня успеваемости, является способом создания научного сообщества учащихся и руководителя проекта.
Как показала практика, готовность учащихся 8-9 классов к исследованию низкая. Поэтому особое внимание следует уделить обучению учащихся научным методам познания и исследования. Одним из путей приобретения умения научного познания может быть составление рефератов. Этому можно и нужно учить школьников на уроках.
Реферирование статей позволяет учащимся не только знакомиться с различными исследованиями, развивать научный стиль мышления, корректировать или изменять тему исследования, углублять содержание работы, но и является источником формирования исследовательской мотивации. Так, учащиеся 8-9 классов нашей школы каждую четверть представляют исследовательскую работу объемом на одну или две страницы, в которой они приводят сведения об открытиях, о новых исследованиях в химии. Литературными источниками чаще всего для них служил журнал «Химия и жизнь». Учащиеся 10-11 классов с той же периодичностью также составляли краткие рефераты, но уже по научным статьям.
Технологию исследования учащиеся осваивают на специальных занятиях лектория «Основы учебного исследования», которые раз в месяц провожу я на уроках НОУ. По программе лектория были проведены такие занятия: «Как найти интересную тему для исследования. Объект и предмет исследования»; «Определение целей и задач исследования, формулирование гипотезы, определение методов исследования, планирование, распределение ролей при работе в команде»; «Эксперимент и исследование. Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных. Ведение дневника»; «Роль речевых умений в представлении научной работы. Анализ выступлений».
Важную роль в освоении технологии исследования играет рефлексивный компонент исследования. Учащиеся осмысливают свои знания при выборе темы исследовательской работы, планировании и проведении исследования, в ходе обсуждения результатов выполненной работы (с руководителем и среди учащихся в малой группе), в период ее оформления, подготовки к докладу и при его оценке.
Важную роль в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся играет их участие в научно-практических конференциях школьников.
В нашей школе научно-практическая конференция проходит один раз в год и является завершающим этапом исследования. На конференции докладчики представляют результаты собственного поиска и отвечают на вопросы слушателей. Конференция позволяет учащимся-слушателям не только получить информацию, познакомиться с научным поиском. Они учатся анализировать работу товарищей, правильно формулировать вопросы. В докладе учащийся должен обосновать свой собственный интеpec к теме, ее значимость, показать путь решения той или иной проблемы. Лучшие работы рекомендуют направлять на городскую конференцию и защищать честь школы. |