Рабочая программа курса «история смоленщины»





Скачать 242.49 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «история смоленщины»
страница1/3
Дата публикации08.09.2014
Размер242.49 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > История > Рабочая программа курса
  1   2   3
МБОУ «Заревская ООШ»

«Рассмотрено»


Руководитель МО учителей истории и обществознания

_____________/_________________ /

Протокол № ___
от «__» __________200___г.





«Утверждено»

Директор МОУ Заревской ООШ

_____________/О.В.Зайцева/

Приказ №________________
от «____»_________200___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса
«ИСТОРИЯ СМОЛЕНЩИНЫ»

(с древнейших времен до наших дней)

6 – 9 КЛАССЫ

Учитель: Маруденкова Е.А.

Пояснительная записка



Количество часов: всего 34 часа
Рабочая программа составлена на основании:

1.Программы курса "ИСТОРИЯ СМОЛЕНЩИНЫ" (с древнейших времен до настоящего времени) для 8-9 классов, составители: Ластовский Г.А., Ильюхов А.А -Смоленск, 1995 г.

2. Обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году.


Учебники

  1. Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск,2008

  2. Будаев Д.И., Ильюхов История Смоленщины XIX-XX века. Смоленск 2007



В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населенных пунктов в воспитании чувства патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.

История Смоленщины как, наверное, никакая другая способствует формированию чувства уважения к языку, истории, культуре различных народов, в особенности русских, белорусов, латышей, поляков и др. Будучи в самой своей основе бинациональной (сначала балто-славянской, затем русско-белорусской) история Смоленщины с одной стороны имеет определенные своеобразия, отличающие ее от истории других регионов России, с другой стороны позволяет познакомиться с огромным и многообразным наследием в различных формах его проявления как эпохи великого переселения народов, так и периода Киевской государственности. Представленная программа до определенной степени развенчивает шовинистические штампы об исключительной "великорусское" Смоленска и Смоленщины, представляя в реальном свете историю этого интернационального региона, ставшего родиной для потомков различных славянских и балтских народов.

Преподавание курса предусматривает как обращение на уроках по различным темам к истории своего города, поселка, деревни, так и проведение тематических экскурсий, походов по родному краю, сбор историко-этнографического материала, организацию экспозиций в школьных музеях и краеведческих уголках.

Цель курса — показать роль Смоленского края в истории России, определенное своеобразие истории Смоленского края, отличающее её от истории других регионов России, познакомить с его огромным и многообразным историческим и культурным наследием.

Курс построен по хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание особенностям развития Смоленского региона, а также проследить динамику его исторического развития.

В основные задачи курса входит:

  • сформировать у учащихся целостное представление о месте Смоленщины в истории России;

  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие Смоленщины в разные периоды истории нашей страны ;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности Смоленского края, их роль в истории и вклад в культуру;

Формируемые умения учащихся:

  • умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • умения сравнивать исторические явления в различных регионах, выделяя сходство и различия, особенности явлений имевших место в истории Смоленщины.

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • умения работать с исторической картой; иллюстрациями и схемами.

  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В результате изучения истории Смоленщины ученики должны

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Смоленщины в разные исторические периоды; выдающихся деятелей Смоленского края;

  • важнейшие достижения культуры Смоленского края; изученные виды исторических источников по истории родного края;
    уметь:

  • соотносить даты событий истории Смоленщины с историей России; определять последовательность и длительность важнейших событий в истории края;

  • показывать на исторической карте территорию Смоленщины в разные исторические периоды, древнейшие города Смоленщины, места значительных исторических событий в истории края;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов курса; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Смоленщины, достижениям культуры населения;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни


Критерии оценки знаний учеников

ОТЛИЧНО:

  • называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий

  • называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе

  • соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями

  • называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений

  • объясняет смысл и значение исторических понятий

  • излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий

  • объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории

  • определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий

ХОРОШО

  • называет даты важнейших событий

  • называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях,

  • соотносит единичные исторические факты и общие явления

  • объясняет смысл важнейших исторических понятий,

  • излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • называет даты важнейших событий

  • называет место. Обстоятельства важнейших событий

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях,

  • объясняет смысл важнейших понятий

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • не может назвать ни одной важной даты

  • не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,

  • не может читать историческую карту

не может объяснить смысл важнейших понятий
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

ЧАСТЬ I (17ч) История Смоленщины с древнейших времен до конца XVI века.

Введение (I час)

Место Смоленщины в российской и славянской Истории. История Смоленщины с древнейших веков до конца XVI века. Особенности развития. Исторические факторы, повлиявшие на судьбу региона.

Раздел 1. Наш край в первобытнообщинный период (3 ч)

Древнейшие поселения Смоленщины (1 ч).

Характеристика археологических памятников. Первобытные охотники и рыболовы (быт и обычаи древних финно-угров. Протоиндоевропейцы. Первые земледельцы и скотоводы на территории края (культура шаровидных амфор). Расселение племен шнуровой керамики. Бронзовый век на территории края. Среднеднепровская культура.

Смоленщина в раннем железном веке. Балты. (1 ч)

Появление железа. Изменения в хозяйственной жизни племен. Днепродвинская культура балтов. Создание укрепленных поселений.

Проникновение протославянских (зарубинецких) племен. Складывание позднебалтской (тушемлинской) культуры.

Древние славяне на территории края. (1 ч)

Расселение славянских племен на территории края. Славяне и балты. Длинные курганы. Складывание кривичского племенного союза. Особенности культуры и быта кривичей. Кривичские "грады". Гнездово и Смоленск. Радимичи.

Раздел 2. Наш край в IX - начале XIV веков. (6 Ч)

Смоленская земля в составе Киевского государства (1 ч).

Кривичско-радимичские земли и. Киев в IX веке. Развитие хозяйства. Смоленская земля в X - начале XII веков. Формирование территории Смоленского княжества.

Смоленская земля в XII веке (1 ч).

Образование самостоятельного княжества. Завершение формирования территории. Смоленщина при Ростиславе Мстиславиче и его сыновьях (дальнейшее развитие хозяйства, торговля, Смоленск и периферийные центры земли, политика княжества в XII веке). Вече и князь в Смоленской земле.

Великое княжество Смоленское в XIII - начале XIV века (2 ч).

Смоленщина в первой половине XIII века (экономическое и политическое развитие, торговые договоры). Участие смолян в борьбе немецким рыцарством в Прибалтике. Походы литовцев. Смоленск и Полоцк. Ослабление княжества. Смоленщина и монголо-татарские завоевания. Битва у Долгомостья. Меркурий Смоленский. Смоленская земля "во второй половине XIII - начале XIV века.

Культура Смоленского княжества X - XIII веков (1 ч).

Смоленск - один из крупнейших центров культуры Руси. Письменность и образование (древний сосуд из Гнездово, берестяные грамоты, памятники деловой и житийной литературы, первые школы). Расцвет архитектуры, смоленская архитектурная школа. Фресковая живопись.

Повторение по разделу 1,2 (1 ч)

Раздел 3. Смоленщина в XIV - начале XVI веков. (7 Ч)

Смоленский край в XIV веке. Вхождение в состав Великого княжества Литовского (2 ч).

Образование Великого княжества Литовского и включение в его состав земель Западной Руси. Усиление "литовской" партии в Смоленске. Политика Ольгерда по отношению к Смоленскому княжеству. Внутренняя и внешняя политика смоленских князей в 70 - 80-х годах XIV века. Кревская уния. Вассальный договор 1387 года. Ликвидация самостоятельности княжества и присоединение его к великому княжеству Литовскому (1395 г.). Битва на Ворскле (1399 г.). Борьба Юрия Святославича с Витовтом в начале XV века.

Смоленщина в составе Великого княжества Литовского (3 ч) .

Государственное устройство ВКЛ в XV веке. Внешняя политика ВКЛ в начале XV века. Грюнвальдская битва (1410 г.). Внутренняя политика ВКЛ. Городельский привилей 1413 г. Борьба православных феодалов ВКЛ за свои права. "Великая замятня" (1440 г.). Социально-экономическое развитие Смоленщины в XV веке. Начало борьбы Московского государства за земли Белой Руси. Битва при Ведроши (1500 г.). Присоединение Смоленских земель Московским княжеством. Взятие Смоленска (1514г.).

Культура края в XIV-XV веках (1ч.)

Архитектура. Образование. Письменность. «Летопись Авраамки». Радзивилловская лицевая летопись.

Повторение по разделу 3. (1ч)


КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«История Смоленщины с древнейших времён до конца XV.» 6 класс (17ч.)



урока

ТЕМА УРОКА

Дом.

задание

Дата

1
2

3

4
5

6

7

8

9

10
11

12

13

14

15

16

17

Введение. Место Смоленщины в истории России.(1ч)

Тема 1. Наш край в первобытнообщинный период.(3ч)

Наш край в далёком прошлом.

Древние балты.

Кривичи.

Тема 2. Смоленщина в IX-XIII веках.(6ч)

Смоленская земля в IX-XI веках.

Смоленщина в XII веке.

Княжество Смоленское в XIII веке.

Политическая жизнь края.

Культура Смоленщины X-XIII веков.

Контрольно-обобщающий урок по темам 1,2.

Тема 3. Смоленщина в XIV- начале XVI веков.(7ч)

Смоленская земля в XIV веке.

Включение смоленской земли в состав ВКЛР. Грюнвальдская битва.

Гражданская война в ВКЛР.

Социально-государственное устройство ВКЛР в XV- начале XVI веков.

Присоединение к Московскому княжеству.

Культура края в XIV-XVвеках.

Контрольно-обобщающий урок по теме 3.



§1

§2

§3
§4

§5

§6

§7

§8

§9

§10

§11

§12

§13

§14



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа По литературе Смоленщины в 9 классе, основное общее образование
Учебная рабочая программа по литературе для 9 классов составлена на основе Программы предметов регионального компонента Литература...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе Смоленщины...
Рабочая программа по литературе Смоленщины составлена на основе авторской программы общеобразовательского учреждения под редакцией...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа элективного курса «История России в лицах»
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа курса Всеобщей истории Класс: 9 История Новейшего времени: 32 часа
Курс «Новейшая история» для 9 класса является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 8 классе
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа курса «История Нового времени. 1800-1900г г.»
Настоящая рабочая программа курса «История Нового времени. 1800-1900г г.» составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа учебного курса «История России. ХХ век»
«История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила
«История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа элективного курса «история в лицах»
Программа курса «История в лицах» предназначена для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов; 1 час в неделю
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа курса «История Древнего мира»
Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой. Изучение курса история...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа курса "История и методология наук о Земле" для...
Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа дисциплины «История пространственных искусств»
Целью данного курса является Программа курса «История пространственных искусств» предназначена для студентов бакалавров III и IV...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа курса «История 5 9 класс»
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа предназначена для преподавания истории в 5-9 классах...
Сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание». М.: Просвещение, 2007 и программы по всеобщей истории Алексашкиной...
Рабочая программа курса «история смоленщины» iconРабочая программа учебного плана по новой истории и истории России...
Данное тематическое планирование курса «История» состоит из 2 частей: «Новая история,1800 – 1917 гг.» и «История России 1800 – 1917...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск