Скачать 1.62 Mb.
|
Вопрос 1 История как наука История -гуманитарная наука , занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука , изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого . Слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Основополагающим принципом изучения истории является принцип историзма, который предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Принцип историзма требует изучение исторической действительности с позиции заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. При этом, как правило, новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как собственный видоизмененный момент. Другой принцип - принцип объективности - требует полного и всестороннего анализа всей совокупности фактов и выявления ведущей тенденции исторического процесса в определенных хронологических рамках. Именно этот принцип позволяет адекватно отразить исторический процесс. Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. На начальном (описательном) этапе работы производится упорядоченное изложение фактов с целью вызвать ясное представление о происходящем. При этом материал излагается во временной последовательности (хронологический метод), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод), исторический процесс подразделяется на периоды в соответствии с теми или иными критериями (диахронный метод), устанавливается сходство явлений по форме (генетический, сравнительно-исторический методы, метод исторических параллелей). Системный уровень исторического познания ставит задачу выявления исторических объектов как сложных, целостных и внутренне подвижных жизненных систем. Для достижения этой цели применяются методы математической обработки данных исторических источников (структурно-динамический, матричный, факторный и регрессивный анализы, контент-анализ, метод ранжировок). Кроме того, в историческом познании используются методы ретромоделирования, с помощью которых свойства исторических объектов воспроизводятся на искусственных образцах со сходными структурно-функциональными параметрами. Интерес к проблеме альтернатив в истории заставляет обращаться к методу актуализации - анализу перехода реальности из состояния возможного в действительное. Вопрос 2 Догосударственный период в истории России Прародина славян находятся в бассейне Зап. Двины при побережье Балтийского моря. Славяне относятся к единой Индоевропейской общности, которая сложилась на рубеже 5 и 4 тыс. до н.э. в сев.-вост. Части Балтийского пол-ва и на территории малой Азии. На рубеже 3-го 4-го рубежа нашей эры разделение единого индо-европ. общества. Праславяне заняли территорию Центральной и Восточной Европы. С запада Карпаты, с севера Балтийское море, на востоке р. Припять, на юге верховье Днепра и Южного Буга.В 5-6 вв движения этноса, Зап. Направление в сторону Эльба, в восточном направлении к озеру Ильмень и на Балканы. В средн. Преднепровье жили поляне. В бассейне р. Припять - древляне и древовичи. Вдоль левого притока Днепра и реки Сожь - родимичи. В боссейне р Семь,Сула,Десна – северяне. В верховьях Зап.Двины и Днепра – кривичи. В среднем течении Зап.Двины при впадении в неё Полоти- полочане. Вокруг о. Ильмень и по р. Волхов – ильменение и новгородние. И бассейне Волго - Океанного междуречья- вятичи. Среди вост. Славян- финоугорские и другие племена. Основнимы занятиями др. славян - земледелие. Господствующее положение занимало пашенное земледелие, с использованием деревянного плуга и т.д. Политический строй Восточнославянского общ-ва До расселения славян по Русской равнине их общественно-политическое устройство было патриархальным. или родовым. В 6- середине 9 века политический строй - представительным гос. Органом власти являлось ВЕЧЕ(народное собрание)и выбранный им вождь. С 9 века началось формирование военно-дружинного слоя, сосредоточившее в своих руках власть и богатство. С 6 века начинается вытеснение соседской правно-родственной общины. Норма́нская тео́рия (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Учёные основывались на сведениях, полученных из древних русских летописей, считают, что «русью» называлось одно из скандинавских племен, к которому принадлежал Рюрик со своей дружиной и сопоставляют слово «русь» со словом «руотси», которым финны называли викингов-мореплавателей. Религиозные верования древних славян соединяли в себе поклонение явлениям природы и культ предков. Точные сведения об их религии отсутствуют. Главными богами были 1)бог неба-Сварог 2)бог грома и молнии – Перун ,3) бог света-Свентовит, кроме них славяне почитали бога солнца-Хорса, бога ветра-Стибога, бога скотоводства- Велеса и т.д. Вопрос 3 Образование Древнерусского государства В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. 1 – норманнская. Её суть заключается в том, что русское гос-во было создано выходцами из Скандинавии, варягами. Т.к. славянские племена не могли договориться о мире, в 862 был приглашен варяжский князь Рюрик с дружиной, он и стал основателем первой русской царской династии.862 год принято считать образованием Древнерусской государственности центром стал Новгород. 2. К IX в в некоторых областях образовались варяжские княжества. Новгородцы, желая восстановить в стране порядок и правосудие, решили пригласить на княжество варягов. В ответ на это варяжский князь Рюрик с двумя братьями и сильной дружиной в 862 году явился на Русь и стал государем в Новгородской земле. Предпосылки образования государства: 1)развитие земледелия 2)эволюция родовой общины 3)усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускорили процесс становления княжеской власти, повышенная роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов и выступающих в качестве арбитров при спорах. 4)внешние политические предпосылки – необходимость обороны от кочевников. В 882 Вещий Олег (воевода Рюрика и наставник его сына) объединяет Киев и Новгород. После смерти Олега к власти приходит сын Рюрика - Игорь. За ним была Ольга (в месть за смерть Игоря сожгла город Искоростень, которые убили Игоря за то что он брал с них непосильную дань). затем Святослав сын Игоря, потом Ярополк сын Святослава. С 980 по 1015 – правление Владимира СвятогоI(Красно Солнышко). Он присоединил к Руси Волынь, Полоцкую и Туровскую землю. Вопрос 4 Принятие христианства на Руси. Владимир понял, что язычество отжило свой век. Новой религией стало христианство потому что:1)сказалось политическое влияние Византии;2)эта вера уже была распространена на Руси; 3),на отвечала менталитету славян в отличие от иудаизма и ислама. Крещение новгородцев сопровождалось массовым кровопролитием, репрессиями, кроме того христианские нововведения долго не приживались в обществе: славяне называли своих детей старыми именами, церковный брак не был обязательным. Хрестианству только предстояло стать религией русских Причины принятия Христианства -с помощью монополистической религии Владимир хотел укрепить страну и территориальное единство. -принятие Х-ва вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей. Значение принятия Х-ва 1)Христианство помогло объединить Вост.-Славян в единое древнерусское общество. Создало духовную основу рус. государственности. 2)Х. церковь стремилась к стабильности. Осуждала как соц. протесты и насилия со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, и насилие со стороны верхов. Формировала терпимость к ближнему и уважение к власти. 3)Принятие христианства повлекло качественные сдвиги в развитии культуры. Христианство допускало использование науки, как и служанки богословия, в целях познания Бога и его творения. Восточная церковь ориентируется не на познание мира, а на его мистическое понимание. Произошедшие изменения затрагивали все сферы деятельности Руси Христианство предоставило возможность всем славянам почувствовать себя подданными одной страны, которых объединяют одна религия, язык и духовные отцы. Вопрос 5 Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета. Государственный строй Др.Руси представлял собой раннюю феодальную монархию во главе с великим князем.-защитником русской земли, её устроителем и законодателем, верховным судьёй, адресатом и распределителем дани. Особенностью др. русской феод. монархии являлось сохранение элементов догосударственной системы организации общества(элементы –Вече(народное собрание)).Двоякую роль играла княжеская дружина. Другой особенностью являлся характер наследования власти(власть передавалась к старшему в роду(династическая)) а) князь; В Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь) б) община; Ещё ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы. г) система "старший "старший город - пригороды", то первые ее - пригороды". проявления мы замечаем в начале XIв. Как и все феодальные общества, общество Древней Руси было строго стратифицировано, то есть оно состояло из сословий, страт, права и обязанности которых четко были определены законом как неравные по отношению друг к другу и государству. Однако для Древнерусского государства характерна слабая социальная дифференциация и поэтому основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, что не отменяло существование промежуточных и переходных категорий. Главную массу населения составляли свободные жители городов и сел, хотя существует мнение, это было сельское население, земледельческое, противоположное горожанам. Со временем города сделались значительнее и стали вмещать в себя население, более разнообразное по своему делению на классы и сословия. Сельское население Древней Руси мало отличалось от городского. В мирное время, в зависимости от природных условий, оно занималось земледелием, звериным и рыбным промыслом, жило в тех хуторах и поселках, которые были рассеяны вблизи городов. Со временем число хуторов и деревень множилось, да и сами городки превращались в открытые селения. Тогда и название «смерд», обозначавшее вообще простых горожан и сельчан в совокупности. Рядом со свободным населением в городах и селах жили несвободные люди, называвшиеся холопами. Первоначальным источником рабства в Древней Руси , как и везде, служила война, то есть пленных обращали в рабов и продавали наравне со всякой другой добычей. В рабство попадали также за тяжкие уголовные преступления, в случае кражи в рабство обращался злостный банкрот. Вопрос 6 Русские земли в условиях феодальной раздробленности В середине XII века Киевская Русь представляет собой аморфное образование без единого зафиксированного центра,тяжести. Причины феодальной раздробленности: 1)развитие феодальных отношений, укрепление феод. вотчин, утверждение натурального хозяйства, которое препятствовало становлению экономических связей и приводило к политической обособленности. 2)формирование местных княжеских династий (князь закреплял за собой собственные владения). 3)укрепление местного боярства,(происходит складывание местных боярских группировок, вызванное ,прежде всего ,успехами в земледелии), распределение трехполья. 4)развитие ремесла и торговли, которые приводят к росту и укреплению городов и превращению их в центры отдельных территорий. В них сосредотачивалась местная княжеская администрация, городское население начинало тяготиться необходимости выплачивать дани и защиты интересов далёкого ему киевского князя. 5)изменение положения роли Киева. Причины: 1.Потеря торгового пути 2.Население покидало населённые пункты страдающие от набегов половцев и междоусобиц Во второй половине XII- XV в образовались Киевская, Черниговская, Ростово-Суздальская, Рязанская, Галицкая, Владимиро-Волынская, Новгородская и др.земли. Связь между русскими землями сохранялась благодаря общей вере, языку, действию общих законов. В XIII веке уже существовало 50 княжеств, а d XIV -150. Выделяются три центра : Северо-Восточная Русь(Владимиро-Суздальская земля), Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество) и Северо-Западная Русь (Новгородская республика). Отношения между ними напоминают скорее межгосударственные, чем внутригосударственные. Нередкими были военные столкновения при участии половцев(кочевое племя). Формирование Русского государства продолжалось в большей степени на территории Владимиро-Суздальского княжества, нежели во всех остальных. Во времена раннефеодальной монархии в эти земли бежал народ в целях обеспечения своей безопасности. Густые леса надежно укрывали беглецов. Землепашество было возможным лишь на отдельных участках, зато развивалось огородничество, охота, бортничество. Владимиро-Суздальским княжеством правили потомки Юрия Долгорукого(Юрий Долгорукий(1155-1157)-правил киевским престолом , Андрей Боголюбский(1157-1174)) ,младшего сына Владимира Мономаха. В их подчинении были старые русские города: Ростов, Суздаль, Муром. Столица была перенесена из Суздаля во Владимир. Перенос был связан со стремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния старого ростово-Суздальского боярства. Потомки Ю. Долгорукого сталкивались с проблемой боярской вольницы. Всеволод Большое Гнездо(1176-1212), благодаря дипломатии выправил ситуацию в свою пользу. Авторитарный тип государственного управления. |
Духовно нравственное воспитание школьников В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей | Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема обучения и воспитания Работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния,... | ||
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Памятник в широком смысле объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Памятник в узком смысле произведение... | Геология как наука козлов владислав андреевич Геология – комплекс наук о земной коре и более глубоких сферах Земли, в узком смысле слова – наука о составе, строении, движении... | ||
Костя, нужно убрать все украшения (салатовые выделения). Ты пишешь... Ей и изделий из них, способах их изготовления и применения. Пиротехнические составы широко используются в военном деле и промышленности.... | Кадровая политика и организационная культура С развитием международной торговли и глобальных связей во всех областях деятельности человека растут усилия ученых и менеджеров различных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Людмила Ивановна, почему вы не стали, например, как многие женщины, учительницей или ткачихой, а стали заниматься логосом? Были ли... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Управленческая психология» нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития и образования человека, его профессионального... | ||
Программа по биологии разработала преподаватель: Дьяченко Е. А Жизнь человека, его здоровье, условия его труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими другими... | «Жертвоприношение Исаака». Композиционное решение, выполнение конкурсных условий Отличие мировоззрения человека эпохи Возрождения от мировоззрения человека средневековья. Причины возникновения искусства Возрождения... | ||
Методические рекомендации к изучению дисциплины Он позволяет обучаемым освоить знания о функционировании и развитии как общества в целом, так и составляющих его социальных групп,... | Литература >литературы или искусства Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.... | ||
Необходимость включения курса в учебный план и его актуальность объясняется... Россия становится все более активным участником многих международных экономических организаций | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фитнес (англ fitness, от глагола "to fit" — соответствовать, быть в хорошей форме) — в более широком смысле — это общая физическая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер... | 1. философия, ее предмет и место в культуре человечества мировоззрение... Изучение философии способствует расширению объема знаний студентов в результате знакомства с историческими и новейшими философскими... |