Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта





Скачать 85.21 Kb.
НазваниеГероев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта
Дата публикации15.09.2014
Размер85.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
МОУ СОШ имени Героев Советского Союза

Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое
Представление педагогического опыта


Воспитание гражданственности и патриотизма через личностно – ориентированное обучение

на уроках истории
Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ имени Героев Советского Союза

Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое

Калмыкова Татьяна Алексеевна

2008 год

«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма».

Н. Г. Чернышевский.

Я работаю над темой «Воспитание гражданственности и патриотизма через личностно-ориентированное обучение на уроках истории». Почему именно гражданственность и патриотизм? Потому, что в последние годы в России многое изменилось: наряду с позитивными, в нашем обществе появились и такие негативные процессы, как резкое снижение чувства любви к Отечеству, падение нравственных и духовных ценностей. У молодёжи нет идеалов.

В. О. Ключевский справедливо «жалел то поколение, у которого отсутствуют идеалы».

Я считаю, как бы ни менялись устои общества, в России с древнейших времён патриотизм - был главным приоритетом, сейчас же он является важным консолидирующим стержнем общества, вокруг которого сформируются духовность и нравственность, убеждения и устремления молодёжи, её готовность к активным действиям для блага Отечества!

Поэтому целью моей педагогической деятельности является – воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной, российской социокультурной ситуации.

Мои задачи:

  • Развивать историческое критическое мышление.

  • Формировать историческую грамотность и историческое сознание на современном уровне.

  • Воспитывать активную гражданскую позицию через интерес к предмету истории.

  • Формировать личность на основе возрождения русских национальных и духовных традиций.

  • Вовлекать учащихся в систему КТД патриотической, общественно ценной направленности.

Помня о словах Сталь Анатольевича Шмакова о том, что «В глубине души каждого ребёнка спрятаны серебряные колокольчики. Их нужно отыскать, затронуть так, чтобы они зазвенели радостным и весёлым звоном, что б мир ребят стал радостнее и светлее», в воспитании детей использую принципы личностно – ориентированного подхода: самоактуализации, индивидуальности, субъективности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

Личностно – ориентированное обучение позволяет детям на моих уроках, независимо от учителя и одноклассников, свободно определять, выражать и отстаивать собственное мнение, делать прогнозы о ходе исторических процессов, высказывать и аргументировать свое мнение по поводу прочитанного текста, проблемного вопроса к уроку,

Большую роль в воспитании отвожу коммуникативной культуре общения. Это счастье, когда на уроках живёт радость общения. Стремлюсь к тому, чтобы урок приобрёл форму диалога. Ещё Платон доказал, что «…диалог – лучшая форма деятельности по совместному поиску истины, форма сотворчества».

Ни один мой урок не проходит без изучения достойных, героических личностей, через их нравственный пример помогаю детям постигать общечеловеческие ценности. В этом мне помогают книги. Изучение «Жития святых» и Героев, поэзии, фольклора, позволяют детям раньше и глубже понять живые образы нацио­нальной святости и доблести, почувствовать гордость за своё Отечество.

На каждом уроке отвожу время для работы с историческими источниками. Работа с источниками позволяет мне знакомить детей с эпохой, заставляет их мыслить, учит рассуждать, извлекать нужную информацию. Привлекаю детей к разбору их содержания путём постановки вопросов в ходе беседы или задания для самостоятельной работы. Самостоятельный анализ источников требует от детей поиска и критического осмысления информации.

В работе использую следующие принципы обучения:

1. Доступности.

2. Принцип развивающего обучения. Самое главное - это правильно сформулировать вопрос, а не дать на него ответ, умение увидеть проблему. Стараюсь в начале каждого урока определить проблему, которая активизирует мышление ребёнка. Ответы на уроках мы ищем вместе: думаем, спорим, ошибаемся. Ведь поиск - всегда творчество!

3. Наглядности: наряду с использованием логических схем, кратких опорных конспектов, особую роль отвожу применению информационно–коммуникационных технологий, которые позволяют мне отбирать и представлять изучаемый материал, широко используя наглядность, развивать познавательный интерес к предмету, готовить детей к экзамену в форме тестирования, формировать у ребёнка умение самостоятельно работать с исторической информацией. Такая технология способствует овладению каждым учеником знаниями по истории на базовом уровне при сохранении здоровья.

С целью более глубокого освоения методикой ИКТ - изучила метод проектов по программе «Intel: обучения для будущего». На основе полученных знаний вместе с детьми создали проект: «Петровская эпоха: в вопросах и ответах». Дети работали над созданием презентации, публикации и веб - сайта, самостоятельно, в ходе исследования отвечали на проблемный вопрос проекта. Мои воспитанники трудились над проектом «Наши выдающиеся земляки», оформили ряд исследовательских работ по теме «Великая Отечественная война в судьбах односельчан».

Особое место в моей практике занимают нетрадиционные уроки: уроки – путешествия, ролевые игры, уроки – суды. И, сегодня я провела один из таких уроков. Мой урок был посвящён изучению довольно объёмной темы - «Крымская война 1853-1856 г.». Это 8 урок в разделе «Россия во 2 четверти 19 века». Этот урок связан с предыдущим, так как освещает положение России на международной арене накануне войны. Поэтому я сделала краткий обзор внешней политики России с помощью опорной схемы, позволившей мне сконцентрировать внимание детей на самых значимых явлениях и событиях, ставших прологом Крымской войны.

Данный урок непосредственно «работает» на последующие, он позволил мне показать учащимся предпосылки отмены крепостного права в России. При подготовке к уроку, учитывая возрастные особенности детей, и исходя из этого, ставила и решала следующие задачи:

обучающие – изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать её основные этапы, мужество и героизм защитников Севастополя; оценить её вклад в осознание российским обществом необходимости немедленного и решительного реформирования всех сторон российской жизни;

развивающие: учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, отстаивать собственную точку зрения, развивать коммуникативную культуру общения, логическое мышление;

воспитательные: на примере мужества и героизма защитников Севастополя, воспитывать у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, позитивное отношение к изучаемой эпохе; воспитывать творческую, деятельную личность, стремящуюся к собственным поступкам, достойных гражданина.

Между этими задачами была обеспечена тесная взаимосвязь. Тип урока - проблемный. Ролевая игра выбрана мною не случайно: ведь именно на таком уроке ребёнок чувствует себя раскрепощено и комфортно, ощущает себя главным действующим лицом, «проживает» судьбу Героя. Логические и проблемные задания, на таком уроке, с помощью игровой технологии, превращаются в увлекательные, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.

Структура урока соответствует логике изучаемого материала. На уроке была выделена главная мысль, (на которую «работал» весь урок), о том, что главной причиной поражения России в Крымской войне – стала её феодально-крепостническая отсталость. Поражение подтолкнуло российское общество к осознанию необходимости отмены крепостного права. Дети выводы делали самостоятельно, размышляли, выстраивали логическую цепочку при ответе.

Рациональное распределение времени на всех этапах урока, позволило мне поддерживать работоспособность детей на протяжении 40 минут, не упуская из виду связки между этапами урока.

Индивидуальный подход к учащимся осуществлялся с целью донесения информации до каждого, формулирования собственной точки зрения, оценки исторических событий, фактов.

Работоспособность детей и организация познавательной деятельности на уроке осуществлялась за счёт использования ИКТ (презентация), которые мне позволили широко использовать наглядность, тем самым, активизируя наглядно-образный уровень формирования знаний учащихся.

Усвоение основных знаний осуществлялось за счёт постановки логически взаимосвязанной системы вопросов, которые способствовали управлению вниманием детей.

Создание проблемной ситуации в начале урока «заинтриговало» детей. Роли детей – развивали их воображение.

Запоминание изучаемого материала осуществлялось за счёт чередования различных видов работы:

  • Заполнение информационной карты;

  • Работа с учебником;

  • Использование ассоциативных связей, опорных схем;

  • Аудио и видео информация;

  • Работа с картой;

  • Работа с историческими источниками;.

Позитивный психологический климат на уроке, нравственная «цепочка» памяти, эмоциональный рассказ детей и учителя, использование музыки, позволили сделать урок творческим.

Данный урок несёт в себе важное воспитательное значение: позитивное отношение к изучаемой эпохе, восхищение подвигами Героев, чувство гордости за своё Отечество, чувство патриотизма. Все поставленные на уроке цели были реализованы. Результативность урока можно оценить по эмоциональному состоянию детей, правильным ответам на поставленные вопросы.

На своих уроках, я постепенно, шаг за шагом подвожу к изучению и осознанному уважению истории Отечества в целом, через историю семьи – школы – судьбы замечательных земляков - историю Малой Родины. Особенно большую роль в своей работе отвожу краеведению.

Село Урицкое - это маленькая точка на карте Липецкой области. Но даже такое маленькое село дало Отчизне трёх выдающихся сыновей: двух Героев Советского Союза - Сотникова Александра Тимофеевича и Шепелёва Николая Гавриловича, чьи имена с гордостью носит наша школа и Героя Социалистического труда - Букина Михаила Афанасьевича.

Как Солнце отдаёт нам свои лучи, так и эти люди, отдали свои силы на благо Родины! Именно, через такие примеры истинного патриотизма - ребенок чув­ствует и понимает, что он - сын Великого русского народа и связывает свою жизнь с судьбой страны.

Мне кажется, я сумела увлечь детей изучением истории малой Родины. Занимаясь исследовательской работой, мы с детьми собрали богатый материал по истории села, готовимся к открытию музея. Мои воспитанники неоднократно выступали на районных и областных краеведческих конференциях, где занимали призовые места. С целью воспитания у детей уважения к государственной символике, мною была разработана программа элективного курса «Государственные символы России: путь сквозь века». Дети нашей школы трижды защищали честь района в областных военно – патриотических играх «Вперёд, мальчишки», «Победа», «Зарница». Систематически проводим фестивали солдатской песни «Виктория», совершаем походы по местам боевой Славы, экскурсии в музеи, проводим Дни памяти, операции «Обелиск», «Ветеран». Уже стали традиционными праздники, посвящённые Дню единства, Дню Конституции, беседы на духовно - нравственные темы, встречи с выдающимися земляками и интересными людьми, акции «Подарок ветерану», «Чистый двор». Дети взяли шефство над ветеранами, участниками войны, вдовами, учителями – пенсионерами.

Свой педагогический опыт могу представить в виде пирамиды. Пирамида, как символ восхождения биосоциального существа – человека к её пику – яркой, духовно богатой, высоконравственной личности, любящей своё Отечество. Я – учитель и ювелир детских душ! Ребёнок для меня – это необработанный алмаз. Грани алмаза – это качества личности ребёнка. Чем больше будет сформировано в ребёнке качеств, тем ценнее он, как личность для общества. Пирамиду я разделила на направления, согласно которым ведётся работа в нашей школе. Это: историко – краеведческое, граждано – патриотическое, духовно – нравственное направления.

Считаю, что сочетание этих составляющих являются прочным фундаментом социализации, воспитания патриотизма. Моя цель - Личность - находиться на вершине пирамиды.

«Родина наша – колыбель Героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь» - говорил Л. Н. Толстой. Моя мечта - видеть своих детей и своих воспитанников сильными и крепкими, как сталь, и красивыми душой, как алмаз. Мечта - видеть их личностями, патриотами России!




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconПубличный доклад
Муниципальное общеобразовательное учреждение Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского...
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconСегодня день рождения и. В. Сталина 21 декабря исполняется 133 года...
Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия — 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического...
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconГероя Советского Союза И. В. Королькова 2013 год Модель школы допрофильной...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И. В. Королькова»
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconУказатель подобного типа первый опыт издания на территории Кемеровской...
Государственное учреждение «Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова»
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconИм. Героя Советского Союза Д. Н. Медведева юоуо до г. Москвы
Остроухова Елена Александровна учитель истории, руководитель школьного Музея боевой славы партизанских отрядов «Митя» и «Победители»...
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconУчебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №37 имени дважды Героя Советского Союза...
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconРеферат Тема: «Вопрос об открытии второго фронта. Тегеранская конференция»
Советского Союза, возросло его международное влияние, окрепли международные связи нашего государства. Была укреплена безопасность...
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта icon2014-2015 ученый год. Отчет о выполнении плана воспитательной работы...
Советского Союза. На митинге школьники познакомились с историей подвига девушки, чей памятник находится на территории нашей школы....
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconПрограмма рекомендована методическим советом Государственного бюджетного...
Директор гбоу нпо «Профессиональный лицей №15 имени Героя Советского Союза А. П. Маресьева»
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconКлассный час проведен в 4 классе «А» моу сош №101 г. Волгограда 9...
Святого Георгия, Славы, Героя Социалистического труда, героя Советского Союза, героя России), кавалерами ордена Святого Георгия (М....
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconФилиал мбоу избердеевской сош имени Героя Советского Союза В. Кораблина...
Образовательная: дать начальные представления о процессе производства тканей из натуральных волокон растительного происхождения
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта icon«Матерям погибших героев»
Московской консерватории Г. Струве создал первую в Советском Союзе детскую хоровую студию «Пионерия» и руководил ею до последних...
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка и мордовской литературы мбоу «Баевская...
Героев Советского Союза Сотникова А. Т. и Шепелёва Н. Г. с. Урицкое Представление педагогического опыта iconПубличный отчет Государственного бюджетного образовательного учреждения...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №603 имени Героя Советского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск