Скачать 58.82 Kb.
|
Учитель и проблемы дисциплины Воспитание — это создание системы условий, в которой происходит развитие личности. Сегодня для многих детей школа остается единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем ,что любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем .Все учителя, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Как мы реагируем на их поведение. Здесь можно выделить три разных подхода. Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются не вмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмфатическому слушанию, отражению чувств и т.д. Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика). Третий подход можно назвать «возьмемся за руки».. Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика класса. В основе партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «учитель—ученик». Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. Но есть и другая сторона — чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас. Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка. Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:
Школьный план действий - пять шагов Где бы вы ни работали, — сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников, вы, наверное, спрашивали себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее вашим занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с тремя закономерностями, которым подчинено поведение учеников, кем бы они ни были. Три основных закона поведения 1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах Ученик опаздывает на все уроки и не торопится поднимать руку при опросе. Ученик очень любит, когда его хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Ученик всегда с готовностью остается после уроков для любой внеклассной работы. Ученик тихо бормочет ругательства на уроке. Почему?
Многие психологи предлагают сложные и подробные обоснования такого поведения: они объясняют «плохое» поведение детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие научные трактовки, справедливыми они являются или нет, не могут нам помочь установить в классе нормальную дисциплину. Так, учителя ничего не могут сделать, чтобы изменить детские впечатления , не могут изменить неблагополучных условий жизни учеников. Энтузиазм объясняется тем, что за каждую похвалу или отличную оценку они могут получать денежное вознаграждение, и мы не в состоянии изменить такой способ мотивации, придуманный родителями. Ученик выбирает способ поведения на разных уроках. Один учитель считает, что он — яркая, активная личность и способный ученик, а другой учитель возмущен тем, что он ругается и срывает ему урок за уроком 2-й закон: Любое поведение ученика подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни Базовая цель поведения ученика — чувствовать свою причастность к жизни школы — означает «чувствовать свою важность и значимость». Эта потребность естественна для любого человека, поскольку люди — существа социальные. Ежедневно в течение 10—11 лет полдня школьники проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности. В процессе школьной жизни базовая потребность ученика — ощущать себя причастным к школьной общности — воплощается в три частные цели:
Как правило, на предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как:
- атмосфера в классе - поддерживающая или, наоборот,
3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Педагогическое вмешательство — это только создание неких условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять его. Какое решение примет ученик, зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его «плохого» поведения.
На геометрии же мальчик не может реализовать три желанные цели. И вот ученик, , демонстрирует на первый взгляд противоречивое поведение — на одном уроке он во всех смыслах хороший ученик, на другом — во всех смыслах плохой. Эта ситуация типична.. Вот один из типичных диалогов: Учительница: Ваш сын очень агрессивен и озлоблен последний месяц. Дня не проходит без драки. Мама? Не может быть. Он очень спокойный мальчик и дома ведет себя исключительно мирно! Конечно, мама Вовы, может быть, просто не видит агрессивного поведения сына, не хочет видеть. Но возможно и то, что она дает точное описание поведения своего мальчика. Теперь мы с вами понимаем, что слова «Вова прекрасно чувствует себя» означают, что вне школы у него есть возможность ощущать свою интеллектуальную состоятельность, иметь нормальные конструктивные отношения с другими людьми и чувствовать свою нужность. В школе же он чувствует себя несостоятельным, «чужим» и реагирует на это повышенной агрессивностью. — индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку. Практический инструмент индивидуализации подхода — составление так называемого Школьного плана действий (ШПД). |
Программа дисциплины дпп. В. 00 Проблемы духовного развития личности... Цель изучения дисциплины «Проблемы духовного развития личности» состоит в формировании у студентов целостного представления об основных... | Рабочая программа дисциплины Основные проблемы международной правосубъектности... Курс состоит из одной части, в которой рассматриваются история, проблемы понятия субъекта международного права, проблемы и особенности... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблемы исполнения... Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются | ||
Рабочая программа дисциплины «Современные проблемы криминалистики» Целью освоения дисциплины «Современные проблемы криминалистики» является формирование у аспирантов знаний и компетенций в области... | Рабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы... Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования... | ||
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного... | ||
Учебная программа дисциплины "проблемы развития рыночной экономики"... В данном разделе рассматриваются методы и этапы становления рыночной экономики, ее определяющие черты, а также место дисциплины "Основы... | Учебно-методический комплекс дисциплины региональные проблемы валеологии... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Рабочая программа дисциплины Актуальные проблемы семейного права... Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы семейного права» предназначена для магистрантов юридического факультета очной формы... | Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы общей теории государства... Цель дисциплины “Актуальная проблемы общей теории государства и права” состоит в получении магистрами общетеоретических знаний о... | ||
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы теории права» Проблемы теории права Специальность 030501. 65 Юриспруденция Форма подготовки очная | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | Рабочая программа дисциплины Актуальные проблемы спортивного права... Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы спортивного права России» предназначена для магистрантов юридического факультета... |