Департамент образования г. Москвы





Скачать 334.44 Kb.
НазваниеДепартамент образования г. Москвы
страница1/3
Дата публикации29.09.2014
Размер334.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
Департамент образования г. Москвы

ГОУ СОШ №1223

с углубленным изучением английского языка

САО г. Москвы

«С чего начинается Родина: воспитание патриотизма в школах”

Автор: Курбатов Дмитрий Михайлович

Ученик 7 “Б” класса (13 лет)

Научные руководители:

учитель истории и обществознания Загородняя С.А.

старший вожатый Нейман Н.А.


2013/2014 учебный год

CОДЕРЖАНИЕ


  1. Введение……………………………………………….…………. 3

  2. Объект исследования……………………………………………...3

  3. Предмет исследования…………………………………………….3

  4. Гипотеза……………………………………………………...…… 3

  5. Цель…………………………………………………………..…….4

  6. Задачи проекта……………………………………………………...4

  7. Методы исследования…………………………………………….. 4

  8. Темы для спецкурса «Америка за пределами школьной программы»…………………………………………………………4

  9. Определимся с терминологией: что такое патриотизм?................5

  10. История патриотизма в РОссии…………………………………....9

  11. История патриотизма в США……………………………………...9

  12. Сравнение опыта США и СССР…………………………….........12

  13. Что такое американская мечта…………………………………... 18

  14. «Важнейшим из искусств для нас является кино»……………....19

  15. Вывод……………………………………………………………….21

  16. Перспектива……………………………………………………...…22

  17. Список использованной литературы……………………………...23


ВВЕДЕНИЕ

Это исследование “выросло” из нашего семейного путешествия по Америке летом 2013 года. Оно длилось 24 дня. Мы проехали на машине через 12 штатов и остановились в 10 городах. Этот маршрут составил 2132 мили (это около 3500 км). Мы увидели очень разную Америку – богатую и бедную, столичную и провинциальную, небоскребную и одноэтажную, а также китайскую, мексиканскую, итальянскую, испанскую. На этом пути я своими глазами увидел и то, о чем читал в книжках и учебниках, и то, что видел в кино, и то, о чем никогда прежде не слышал. Страну Голливуда и Оскара, Силиконовой долины и Apple, Диснейленда и Макдональдса, самых высоких зданий, самых красивых автомобилей, самых сильных спортсменов и самых ярких шоу. Америка сама считает себя страной всего самого-самого. И многие ее считают именно такой. Но меня заинтересовали не Макдоналдс и Диснейленд, а Америка как страны свободы и неограниченных возможностей. И больше всего мне было интересно, почему в Америку едут люди со всего мира и почему каждый гражданин этой страны по-настоящему гордится своим паспортом и своим флагом.

Результатом того путешествия стала работа “Моя американская мечта”, представленная на конкурс “Из дальних странствий возвратясь…” и ставшая там одним из призеров. Но я решил не останавливаться на достигнутом, развить тему Америки и попытаться не просто описать ее достопримечательности, а сравнить американский патриотизм с российским, найти в них общее и различное, проследить, как рождается и воспитывается патриотизм в двух огромных державах, и что нам полезно перенять у них.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – взаимосвязь имиджа страны в мире с патриотизмом ее граждан
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – патриотическое воспитание в школах России и Америки: сходства и различия процесса и результата
ПРОБЛЕМА - сложное и многогранное понятие «патриотизм» неверно многими понимается неверно
ГИПОТЕЗА – спецкурс по американскому опыту достижения высоких результатов, в том числе в области воспитания патриотизма, поможет российским школам составить такую программу воспитания, которая принесет желаемые результаты.

ЦЕЛЬ

Основной целью проекта стали подготовка и проведение в школе дополнительного спецкурса по истории, культуре и образу жизни Америки в рамках уроков обществознания.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

- Исследование актуальности данной темы среди учащихся школы 1223

- Изучение американской истории и культуры, выходящее за рамки школьной программы

- создание спецкурса «Америка за пределами школьной программы» из 7 лекций

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

- Наблюдение

- Изучение литературы и интернет-источников

- Консультации с учителями истории и английского языка

- интервьюирование

- сопоставление полученной информации между собой

ТЕМЫ ДЛЯ СПЕЦКУРСА «АМЕРИКА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»

1. Что такое американская мечта? В чем разница между «американской мечтой» и «русской идеей»?

2. История отношений США и России.

3. Как воспитывают патриотизм в Америке

4. Истории успехов в Америке и в России. В чем сходства и различия?

5. Школы США – как они устроены и чем отличаются от школ России?

6. Знаменитые американские бренды на примере Apple, Google, Сoca-Cola. Кто их придумал, как и зачем?

7. Американское кино как инструмент пиара.
Каждая из этих 7 тем – предмет отдельного исследования, которое мне еще предстоит сделать. И основная цель этих исследований – не восхититься Америкой и не возвеличить ее, а разобраться в том, какая разница между ними и нами. Данная работа посвящена третьей теме.

Да, разумеется, в мире есть немало людей, и даже народов, которые ненавидят США за политику двойных стандартов, за военную агрессию, за навязывание своих социальных и культурных ценностей, за искаженное представление о роли США в мировой истории (практически о замене истории мифологией), за полное безразличие к жизни не-американцев и за многое другое. Это тоже предмет отдельного исследования, к которому я еще вернусь.

Но данная работа посвящена рождению и воспитанию любви и уважению к США , как внутри страны, так и за ее пределами. И попытке понять, чем отличается воспитание патриотизма в США от воспитания патриотизма в России.

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ТЕРМИНОЛОГИЕЙ- ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ?

Впервые слово «патриот» появилось ни в Америке и ни в России, а во Франции - в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

Русское слово “патриотизм” заимствовано как раз из французского языка patriotism, а оно, в свою очередь, образовалось из древнегреческого - “земляк, соотечественник, отец”.

Не смотря на то, что многим кажется, что понятие патриотизма больше всего связано с Америкой, лучшими патриотами мира являются все же французы. Пройдя через 4 революции и Парижскую коммуну, они умудрились сохранить в памятниках всю свою историю. Никому не пришло в голову разрушить памятники времен Наполеона и никакие другие. Таким образом французы из поколения в поколение проявляют высшее уважение к своей стране и своей культуре.

«Патриотизм», согласно определению Википедии, это - “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа” .

В Википедии также уточняется, что “приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику”.

Если обратиться к Webster’s Encyclopedic Dictionary of the English Language (американской энциклопедии), то мы найдем похожее по смыслу определение – «патриот – это человек, который любит свою родную страну и сделает для нее все, что может», «патриотизм – это страстная и возвышенная любовь к своей стране».

То есть на обоих языках понятие патриотизма означает одно и то же, и основано на понятии «любовь».

Однако, если мы откроем Вики-цитатник, то найдем в нем изречения множества людей, которые высказываются о патриотизме нелестно.

1. “Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Патриотизм есть рабство”, - пишет Лев Толстой в книге «Христианство и патриотизм».

2.“Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость”, - это цитата из “Записной книжки Марка Твена”.

3.“Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило, люди злые”, - говорит Оскар Уайлд.

4.“Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше остальных оттого, что вы здесь родились”, - пишет Бернард Шоу.

5. “Те, кто радостно маршируют в строю под музыку […] получили головной

мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько

ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь

отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом «патриотизм»,

что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций”,

- это изречение принадлежит Альберту Эйнштейну.





Почему же великие умы человечества так нелестно отзывались о понятии, под которым подразумевается любовь к своей стране?

Возможно, потому, что в большинстве случаев понятие любви отходило на второй план, а на первый выходила необходимость пожертвовать собой ради интересов не столько твоей страны, сколько ее власти. Обратим внимание на то, что основной постулат патриотизма – это подчинить свои интересы интересам Отечества. Именно с этим убеждением миллионы людей ушли на смерть – «погибать за свою Родину». Однако, в большинстве случаев они погибали не за свою родину, а за интересы своего правительства (русские – в Афганистане и в Чечне, американцы – во Вьетнаме и Ираке). И это в чистом виде спекуляция понятием любви к Родине.

А также потому, что патриотизм – это понятие не духовное, а политическое и в большинстве случаев истолкованное таким образом, что «патриотизм» = «национализм», «шовинизм», «расизм». Даже школьные учителя обществознания, готовя своих учеников к экзаменам, предупреждают их, чтобы были в определении патриотизма очень осторожны, не скатились в национализм. Поскольку грань очень тонкая.

Хотя и раньше, и теперь, патриотизм был и остается основной силой, позволяющей нации выживать и сохранять свою самобытность, к сожалению, сегодня понятие “патриотизм”, а точнее его форма, нередко играет отрицательную роль.

ИСТОРИЯ ПАТРИОТИЗМА В РОССИИ

Признаки воспитания патриотизма мы можем найти даже в древних литературных памятниках - “Повести временных лет”, “Поучении Владимира Мономаха”, “Слове о полку Игореве”.

В России понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие  как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество», что тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества.

«Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...» . Данный подход к военной службе был закреплен в Уставе воинском 1716 года, российских законах, а также в написанных лично Петром I «Учреждении к бою» и «Артикуле воинском».

В 19 веке в России появилась система образовательных учреждений – императорских лицеев и кадетских корпусов, в которых воспитанникам прививали понятие о чести, о любви к родине и императору. В таких школах преподавали лучшие педагоги из Академии наук и Университета, поскольку учеников готовили к ответственной государственной службе. Наиболее прославившийся из них — Императорский Царскосельский лицей, воспитавший Пушкина, Пущина, Дельвига, Кюхельбекера и др.

В советское время система патриотического воспитания была четко структурировала и охватывала все социальные слои молодежи. Для детей 7-9 лет действовали группы октябрят (октябрятская организация образована в 1923 году), c 9 до 14 дети были пионерами (Пионерская организация образована 19.05.1922), с 14 до 28 – комсомольцами (ВЛКСМ создан 29.10.1918).  Во время войны были созданы Суворовские и Нахимовские училища, где были воспитаны многие Герои Советского союза, доктора наук, призеры олимпийских игр. После войны, в 1951ом было создано военное общество ДОСААФ, где мальчиков готовили к службе в армии, а в 80-е – военно-патриотические клубы, в которых тоже воспитывали воинов-патриотов.

Самый главный объединивший нацию патриотический момент в России – это, конечно, Великая Отечественная война. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

Сегодня воспитанию патриотизма снова уделяется повышенное внимание. Для работы со школьниками разработана специальная государственная программа. Существует специальные центры патриотического воспитания, например в САО – это «Звезда». Программа этого центра называется «Растим патриотов России».

Я провел интернет-опрос среди сверстников, в котором задал вопрос «Нужно ли в школе патриотическое воспитание и каким оно должно быть?». В этом опросе приняли участие 50 человек. 52% из них считаю, что патриотическое воспитание в школе необходимо, 48% - что нет, потому что это дело семьи, а в школе и без того высокая нагрузка. Каким должно быть патриотическое воспитание в школе никто сформулировать не смог.

Государственная программа патриотическое воспитание в школах России предполагает:

1. уроки мужества

2. акции по уходу за памятниками

3. проведение Дней славы Отечества, связанных с Великой отечественной войной (брейн-ринги по Московской битве и блокаде Ленинграда).

4. Встречи с ветеранами, воспитание заботливого отношения к старшему поколению

Все это, безусловно, очень важные мероприятия, призванные сохранить в нашем поколении память о войне. Но ведь история России знает не только войну. Есть множество других славных страниц, которыми можно гордиться не меньше, чем военными победами. Вклад в науку, искусство, спорт и множество других отраслей жизни. Россия подарила миру электрическую лампочку, телевидение, радио, самолеты, луноходы и космические корабли. И даже первый велосипед с педалями и рулем был изобретен русским человеком. (См. Приложение 1).

Однако, в отличие от Америки, патриотизм в России не является повсеместным. 40% (а это почти половина) из опрошенных мной на вопрос «Патриотизм – хорошо это или плохо?», ответили – «плохо», а это значит, что патриотическое воспитание не приносит желаемых результатов. Попробуем обратиться к американскому опыту.

ИСТОРИЯ ПАТРИОТИЗМА США

Историю патриотизма США справедливо отсчитывать от принятия Декларации независимости 4 июня 1776 года. В этот день США окончательно вышли из под власти британской короны, и провозгласили не только независимость, но и принципы политической идеологии нового государства. Комиссию, ответственную за составление Декларации, возглавлял Томас Джефферсон, в нее входило 56 человек. С тех пор День независимости – один из главных национальных праздников.

Декларация независимости стала тем самым документом, который вызывает у каждого американца гордость за свою страну. В ней провозглашены права человека, данные человеку Богом, и не зависящие от политического устройства, юридической системы и всего остального. Декларация стала идеологической основой Конституции США, особенно первых десяти поправок, которые называются Биллем о правах. То есть Конституция США является сегодня самой старой в мире действующей написанной конституцией. И это говорит прежде всего о стабильности государства и свободе основных его законов от политической конъюнктуры. Американский избиратель точно знает, что независимости от того, кто будет в Белом доме, основные гражданские права и свободы изменены не будут. Основа американского патриотизма – вера в главенство закона и преимущества американской системы власти.

Любопытно, что в праздновании Дня Независимости нет ни грамма политики. Это семейный праздник, в которой американцы отправляются на пикники, в парки, на стадионы. И даже многие важные спортивные матчи играются именно в День независимости. Этот день объединяет всю страну.

Южане и северяне лежат на общих кладбищах, и им, независимо от того, с какой стороны баррикад они воевали, отдаются одинаковые воинские почести, как патриотам, павшим за свою страну. Министерство по делам ветеранов в равной степени заботится о солдатских могилах. А в Голливуде никому не приходило в голову снять фильм, где одни, либо другие представлялись бы в неприглядном свете.

Американский патриотизм, конечно, явление уникальное! Вера каждого гражданина США в превосходство американских демократических идей, в превосходство американской государственной системы и образа жизни – суть американского патриотизма. Американцы не считают себя лучше, умнее, образованнее других граждан других государств. Но они уверены, что их государство лучшее в мире. Личный патриотизм давно стал частью обыденной культуры США, а не государственной программой

День поминовения, День независимости, День ветеранов, День патриотов... Американцы сумели превратить свои патриотические дни не в пафосные политические торжества, а в семейные и веселые выходные для всей страны.

Патриотизм в американского гражданина закладывается чуть ли не в роддоме. Почти все государственные и частные школы США начинают занятия с утренней линейки в классах или спортивных залах, где ученики всех возрастов произносят слова «Клятвы верности флагу», прикладывая руку к сердцу. Этой традиции уже много лет – клятва была написана и впервые произнесена в школах в 1892 году к 400-летию США. Однако ритуал произнесения клятвы не обязательный. Каждая школа сама решает, поддерживать эту традицию или нет. К тому же школа обязана получить разрешение родителей. Заставлять произносить Клятву нельзя – это противоречит Конституции, так как в клятве указаны христианские символы.

Нам удалось пообщаться с несколькими русскими эмигрантами, проживающими в Америке. Виктория Авербух, мама второклассника Максима, работает волонтером-переводчиком при школе своего сына (Robert Christen school в Бронксе). Виктория рассказывает, что воспитание патриотизма в американской школе очень похоже на ту систему, которая была в советских школах. “Например, когда мой сын был в старшей группе детского сада (ему было 4 года), они всей группой писали письмо Обаме, потом им пришел ответ из Белого Дома и несколько книжек о здоровом питании, им учителя вслух все читали, фотографировались. В 4 года мой ребенок твердо знал имя президента и государственные символы - флаг, гимн”. Ближе к 11 сентября устраиваются торжественные парады и митинги, дети читают собственные произведения на патриотическую тему (был один мальчик, который читал что-то вроде «мои родители приехали сюда нелегально, а я гражданин великой страны и горжусь этим»), дети выносят флаг и все очень торжественно и трогательно. И очень похоже на СССР, только без красных галстуков”.

Важнейший момент для воспитания патриотических чувств – изучение истории страны, в которой ты проживаешь. В России отечественную историю школьники изучают с 5 по 11 класс. В Америке, как ни странно, историю США школьники начинают изучать только в старших классах (11-12 класс). В начальной школе детей много водят по музеям, а также знакомят с профессиями – они ходят в пожарное депо, в кафетерии, в пекарни, изучают свой район. С 4 класса начинаются музеи истории страны и каждого штата в отдельности. То есть к 5 классу школьники уже хорошо знакомы с основными вехами истории США – индейцы, эмигранты с острова Эллис, Гражданская война, Вторая мировая война, 9/11. Но через музеи, а не через учебники и домашние задания.

«Разумеется, - рассказывает Виктория Авербух, - вся история подается детям под соусом “Мы – великая страна”. Даже на выставках и в музеях полно экспонатов с надписями «самый большой в мире камень», «самая высокая в мире башня из пластиковых стаканчиков», «самая уникальная в мире коллекция...» и так далее. То, что эта башня из пластиковых стаканчиков никому не нужна во всем мире, это неважно. Но в Америке все должно быть самое-самое - это суть американской идеологии. В этом они правы, я считаю, именно так и надо относиться к своей стране”.

Еще один наш собеседник - Артем Пугачев - переехал с мамой Екатериной в Нью-Йорк из Нижнего Новгорода, когда закончил 6й класс. В Америке он 2 года учился в United Nations International School (частная школа, созданная сотрудниками ООН для своих детей). Сейчас учится в High School of Math, Science and Engineering, одной из спецшкол Нью-Йорка, только для старших классов.

Екатерина Пугачева тоже училась в американской школе (Tower Hill High School, Wilmington, DE), вот что она вспоминает: “патриотизма, то есть гордости за страну, в каждодневной жизни, было больше, чем в школе - в рассказах старших, флагов над домами, празднования 4 июля, множества знаменательных табличек, рассказов экскурсоводов в музеях. Мы тоже приехали и - подняли флаг. Когда мне преподавали в школе историю, мне казалось, что это было без особых перекосов, с упором на факты. В учебниках и на уроках не раз признавалось, что тут или там США были неправы (индейцы, рабовладение), в том числе и в новейшей истории (Вьетнам, Филиппины). Даже забавно иногда: вот, мол, что натворили - неправы, раскаиваемся. А потом пошли туда, и вот что натворили - неправы, раскаиваемся. Признание ошибок, впрочем, тоже становится предметом гордости - можем же признавать, какие мы молодцы”.

Артем говорит, что совершенно не чувствует никакого специального патриотического воспитания в школе: “Предыдущая школа была ООНовской, поэтому там даже никаких Клятв не пели, так как народ был из разных стран. В новой школе всё по-другому. Каждый день перед вторым уроком произносится так называемая Pledge of Allegiance - обет верности США. Но никого не заставляют его произносить. Кто хочет - произносит, кто не хочет - не произносит. Некоторые учителя заставляют вставать при принесении обета, но говорить официальные слова обета не обязательно”.

Клятва верности – чуть ли не единственная патриотическая традиция в американских школах. Весь остальной патриотизм воспитывается в семьях. Америка – и это отличает ее не только от России, но и от любой другой точки мира - страна эмигрантов. На протяжении нескольких веков туда съезжались, сплывались и слетались люди, вынужденные оставить свою родину по тем или иным причинам. Кто-то бежал от войны, кто-то от голода, кто-то от расовых или религиозных притеснений.

Одна из самых многочисленных и влиятельных диаспор в Америке – итальянцы. Интересно, что в Италии школьникам прививают уважение к Америке. На уроках истории рассказывают, что весь XVIII и XIX века беднейшее население Италии целыми семьями уезжали в Штаты. Российский журналист Ольга Кузнецова живет в Италии 3 года, ее муж – итальянец, у которого тоже есть в Америке дальние родственники. Ольга рассказывает: «Почти каждый итальянец имеет родственников в Америке. А поскольку итальянцы стоят за родственников горой, они все благодарны Америке за то, что она дала кров их далеким предкам, а “американские” итальянцы в качестве пропаганды издают в Италии книги о том, что Америка - страна свободы, дающая шанс в самой безвыходной ситуации. И вообще, «путешествие в Америку в гости к дальним родственникам» до сих пор - очень важная составляющая жизни почти каждого итальянца. Мой муж тоже ездил к какой-то пятнадцатироюрдной сестре в Нью-Джерси, и его там очень тепло принимали”.

С моей точки зрения, уважение к стране за что-то хорошее, что она сделала для человека – это самый прямой и очевидный путь к патриотизму. Однако 35-й Президент США Дж.Ф. Кеннеди в своей инаугурационной речи произнес фразу, которая стала основой американского патриотизма “Не спрашивай, что страна сделала для тебя, спроси, что ты сделал для своей страны”. И эта фраза очень роднит американскую идеологию с советской.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент образования г. Москвы iconДепартамент образования восточное окружное управление
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №317 является государственным некоммерческим...
Департамент образования г. Москвы iconРабочая программа по материальной технологии 5,6,7,8 классы
Департамент образования г. Москвы Северо-Восточного окружного управления г. Москвы
Департамент образования г. Москвы iconДепартамент образования города москвы центр творческого развития...
Ммдюхф «Звучит Москва» проводится в рамках федеральных и межведомственных программ «Дети России», «Одаренные дети», городских целевых...
Департамент образования г. Москвы iconПравительство Москвы Департамент образования города Москвы Восточное...
Приложение Фрагменты из проекта 2007 года «Мы это сделали» (оформление школьной столовой )
Департамент образования г. Москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793
Департамент образования г. Москвы iconДепартамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №590»
Департамент образования г. Москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Тема Организация педагогически целесообразной и психологически комфортной среды в учебной группе
Департамент образования г. Москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Департамент образования г. Москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Департамент образования г. Москвы iconПравительство москвы департамент образования города москвы
От «31» августа 2012 г. «О режиме работы в гбоу цо №951 на 2012-2013 учебный год»
Департамент образования г. Москвы iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Департамент образования г. Москвы iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Департамент образования г. Москвы iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Департамент образования г. Москвы iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...
Департамент образования г. Москвы iconЕ. Б. Спорышева 20 г. Департамент образования города москвы государственное...
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Департамент образования г. Москвы iconПравительство москвы департамент образования города москвы
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск