Правительство москвы департамент образования города москвы





Скачать 306.19 Kb.
НазваниеПравительство москвы департамент образования города москвы
страница1/3
Дата публикации02.08.2013
Размер306.19 Kb.
ТипКраткое содержание
100-bal.ru > География > Краткое содержание
  1   2   3
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа № 1145 имени Фритьофа Нансена
«Модель создания устойчивой эколого-развивающей среды в образовательном учреждении»
ФИО автора:

Кучма Елена Юрьевна - заместитель директора ГБОУ СОШ №1145 им. Фритьофа Нансена, учитель биологии и экологии.

Указание вида работы: моделирование устойчивой эколого-развивающей среды в образовательном учреждении.

Направленность: предназначена для школ с экологическим, биологическим, химическим и т.д. уклоном; для образовательных учреждений, ведущих работу с талантливыми и одаренными детьми в области естественно-научного цикла; для образовательных учреждений в рамках дополнительного образования и воспитания учащихся.

Краткое содержание авторской разработки: представленная модель позволяет создать эффективную мобильную систему экологического образования и воспитания при реализации идеи непрерывности и интеграции с учебными предметами. Данная модель делает акцент на развитие всех видов творческого мышления, прививает учащимся навыки научно-исследовательской деятельности, расширяет предметные представления в области экологии и устойчивого развития, ориентирует на ресурсосберегающий образ жизни, сохранение собственного здоровья, применение предметных знаний в повседневной жизни, формирует устойчивое поведение выпускника в окружающей среде и социуме, способствует профориентации учащихся.

Введение.

В соответствии с решением Всемирного Саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге Генеральная Ассамблея ООН (Резолюция 57/254) в декабре 2002 года объявила о том, что в 2005–2014 гг. будет проводиться Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (ДОУР). Главной его целью заявлена интеграция принципов, ценностей и опыта в области устойчивого развития во все аспекты образования и просвещения. Особая роль принадлежит экологическому образованию и воспитанию, которое становится метапредметным и направлено не только на учащихся, но и на членов их семей[2]. Таким образом, в школе формируется особая эколого-развивающая среда, создающая условия для личностного роста и развития всех субъектов образовательного процесса, для социально-значимой деятельности по выявлению и содействию решению экологических проблем. Опыт, накопленный в ГБОУ СОШ № 1145 им. Фритьофа Нансена, в этом направлении, позволяет создать эффективную модель организации такой эколого-развивающей среды, реализует идеи непрерывности экологического образования, формирует у учащихся навыки бережного отношения и приспособленности к природной и социальной среде, навыки выполнения научно-исследовательских работ, стимулируя выбор будущей профессии.

Пояснительная записка.

Опыт разработки указанной темы в практике учреждения.

Цель: Развитие элементов эколого-развивающей среды, способствующих функционированию эффективной модели школы как центра устойчивого развития местного сообщества, направленной на целостное развитие личности учащихся на основе эколого-ориентированных ценностей, формирование у них устойчивого экологически грамотного поведения в образовательных учреждениях, в семье, в обществе.

Задачи:

  • Интеграция различных образовательных и предметных областей через экологизацию образовательного пространства.

  • Использование современных методик развития творческого мышления учащихся для функционирования эколого-развивающей среды в условиях современной школы и переходу к ноосферно-экологической системе образования.

  • Интеграция науки, образования, бизнеса и общественных организаций для создания образовательной эколого-развивающей среды в учебном заведении, обеспечивающей выполнение Стратегии ЕЭК ООН по переходу к ОУР.

  • Популяризация и пропаганда в детско-взрослой среде основ устойчивого развития современного общества, основанного на единении научно-технического прогресса и принятии экологических норм и правил.

  • Использование деятельностных подходов для овладения знаниями в области экологии и УР для развития ключевых образовательных компетентностей.

  • Разработка педагогических приёмов, ориентированных на овладение учащихся способам деятельности в рамках школьного экологического мониторинга.

  • Создание информационной базы для экспериментальных исследовательских работ школьников под руководством ученых – учителей и специалистов в области экологии, химии, физики, биологии, географии, ОБЖ и т.д.;

  • Обеспечение высокой технологичности образовательного процесса: непрерывность, преемственность, фундаментальность содержания экологического образования и школьного образования в целом;

  • Реализация в экологическом образовании связи школы с ВУЗами;

  • Объединить усилия школьников, преподавателей, специалистов, научных сотрудников по охране окружающей среды, создав на базе школы условия для формирования активного детско-взрослого сообщества;

  • Формирование у школьников целостного современного научного мировоззрения, развития межэтнических отношений;

  • Формирование единой команды учащихся и педагогов для принятия коллективных решений и выработки командного результата, направленного на воплощение идей устойчивого развития;

  • Формирование устойчивого поведения в системе «Природа – Человек – Общество».

  • Изучение закономерностей развития природы, личности и общества.

  • Организация социально-значимой деятельности, связанной с личным участием школьников в улучшении местной экологической обстановки, получение общественно значимого результата, способствующего личностному росту школьников.

  • Отработка модели реализации экологического образования в интересах устойчивого развития.

По итогам данной деятельности формируется устойчивая модель функционирования эколого-развивающей среды, являющейся важнейшим этапом реализации Стратегии ЕЭК ООН по переходу к всеобщему образованию для устойчивого развития.

Кучма Е.Ю. стала инициатором создания и реализации модели устойчивой эколого-развивающей среды в образовательном пространстве школы. В 2003 году она возглавила работу школы в рамках городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» под руководством Ягодина Г.А., является одним из разработчиков УМК курса «Экология Москвы и устойчивое развитие», автором заданий по развитию творческого мышления в области экологического образования.

Структурная модель формирования устойчивой эколого-развивающей среды в школе №1145 представлена следующим образом:

Устойчивая

эколого-развивающая

среда ОУ

Формирование межпредметной модели ЭО,
Обновление содержания образования средствами ЭОУЭР
расширение информационного пространства школы в области экологического образования и воспитания: участие в международных экологических проектах форумах конференция

Экспедиционная экологическая деятельность:
- работа экспедиционного отряда «озера Неро»;

- сотрудничество с фондом эко-туризма «ДерсуУзала»;

- организация сезонных экологических практикумов
Научно-исследовательская деятельность

-Научно-исследовательские и творческие проекты учащихся

-Участие в школьных, окружных, городских, Всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, конференциях

Мониторинг управления развитием эколого-образовательной среды
- Оценка качества среды по предлагаемым индикаторам

Тематические педсоветы

Кооперация с другими образовательными учреждениями (разработка межшкольных проектов)

Анкетирование

Организация внеурочной экологической деятельности

- работа КТМЛ (клуб творчески мыслящих личностей)

- организация и проведение школьных и окружных мероприятий экологической направленности, инициация и активное участие в экологических природоохранных акциях района, округа, города

Развитие фоновых элементов эколого-образовательной среды:

- кабинет УР,

- школьные музеи, - пришкольный участок,

- экологическаятропа

Социальное партнерство и сотрудничество в области ЭОУР
- Управа района Марьино,

- МГСЮН,

- экологический центр на Воробьевы горы

- Эко-центры «Заповедники»

- МГТУ им. Косыгина,

- МГУП
Учебный год 2012-2013 для школы №1145 – юбилейный, 25 лет. Двадцать из них школа активно занимается экологической деятельностью, десять лет мы плодотворно сотрудничаем в области экологического образования и воспитания с кафедрой ЭОУР МИОО и музеем образования города Москвы. Результатом сотрудничества стала идея создания «местной школьной повестки 21-века», которая является эффективным инструментом экологизации образования и интеграции принципов устойчивого развития в учебные программы и другую деятельность школы. В настоящее время идет активная разработка пунктов этого документа и механизма их реализации. Одним из ключевых звеньев функционирования устойчивой эколого-развивающей среды является развитие творческого потенциала через исследовательскую проектную деятельность учащихся. Такая работа развивает такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе. Ученики школы №1145 под руководством Кучмы Е..Ю. занимаются активной проектной деятельностью. В 2011-2012 учебном году экологический проект «Пути решения проблем автотранспорта столицы» ученика 11 класса школы №1145 Кубышина А. стал победителем Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Шаг в будущее» и дал ему возможность продолжить образование в МГТУ им. Баумана. Работа участников экспедиционного отряда «Исследования фитоценоза экосистемы озера Неро Ярославской области» отмечена грамотой на Московской городской конференции экологических экспедиционных отрядов. Активная исследовательская деятельность осуществляется педагогами и учениками совместно с эколого- просветительским центром «Воробьевы горы», эколого-просветительским центром «Заповедники».

Расширению эколого-развивающей среды школы, интеграции ее мировое сообщество в области образования для устойчивого развития способствует участие учащихся в международных экологических проектах: Норвежская международная образовательная программа для школьников SPARE / ШПИРЭ – Школьный проект использования ресурсов и энергии, белорусско-финский проект «ENO– Окружающая среда он-лайн – Глобальная виртуальная школа и портал по устойчивому развитию» (http://eno.do.am) и др.

Нельзя не признать и то, что современные условия, особенно в области экологии, все чаще ставят перед людьми проблемы, требующие нестандартных решений, поэтому одним из приоритетных направлений в создании эколого-развивающей среды в нашей школе является развитие творческих способностей учеников. Мы считаем, что умения творчески подойти к разрешению той или иной ситуации, в сочетании с экологическими компетентностямиличности приведут, несомненно, к положительному результату. Авторские разработки методик развития творческого мышления, адаптированные к экологическому образованию для устойчивого развития, предложенные Кучмой Е.Ю., используются учителями различных образовательных областей, дополняются ими и развиваются (Приложение 1).

В 2011-2012 году на базе школы под руководством Кучмы Е.Ю. были организованы курсы повышения квалификации для учителей по теме «Активизация процессов мышления в учебной деятельности». Основой курса стало изучение современных методик развития всех видов творческого мышления (Эдвард де Боно, ДЖ. Гилфорд, Дж. Рензулли). Это позволило организовать в школе в 2012- 2013 учебном году «Клуб творчески мыслящих личностей» (КТМЛ), объединяющий педагогов и учащихся для реализации основных положений школьной местной повестки-21, организующих деятельность школы как центра устойчивого развития по всем направлениям школьной жизни.

Учащиеся средней и старшей ступени школы активно вовлечены во внеклассную экологическую деятельность. Объектами школьного экологического мониторинга являются: помещения школы, пришкольный участок, воздух, вода, почва, растительность микрорайона, квартиры школьников, территории микрорайона, подвергающиеся значительной техногенной нагрузке,территория парка имени 850-летия Москвы. Вовлечение школьников в экологический мониторинг по изучению экологической обстановки позволяет добиться следующих результатов:

• осуществить теоретическую и практическую подготовку учащихся по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения и территории;

• провести ознакомление школьников с теоретическими основами экологического анализа и мониторинга окружающей среды, с основами технических наук;

• создать информационную базу для экспериментальных исследовательских работ школьников под руководством ученых – учителей и специалистов в области химии, физики, биологии, географии, ОБЖ, и т.д.;

• обеспечить высокую технологичность образовательного процесса;

• непрерывность, преемственность, фундаментальность содержания экологического образования и школьного образования в целом;

• возможность реализации в экологическом образовании связи школы с ВУЗами (МГТУ им. А.Н. Косыгина, ФГБОУ ВПО МГУП);

• объединить усилия школьников, преподавателей, специалистов, научных сотрудников по охране окружающей среды,

• формирование у школьников целостного современного научного мировоззрения, развития межэтнических отношений;

• формирование устойчивого поведения в системе «Природа – Человек – Общество» [1].

Такая работа не только дает представления о способах контроля и оценки качества окружающей среды, но и стимулирует участие в природоохранных акциях и мероприятиях. Так, в 2009году прошла интересная экологическая акция «Домик для мусора»-изготовление и размещение необычных мусорособирательных контейнеров на территории микрорайона, а в 2010 году под руководством Кучмы Е.Ю. ученики школы №1145 стали инициаторами и активными участниками акции «Чистый берег Марьино», которая теперь стала традиционной. Стали также традиционными экологические акции по изготовлению и распространению агитационных экологических материалов.

Непрерывность, преемственность, фундаментальность содержания экологического образования обеспечивается и такой составляющей эколого-развивающей среды как взаимосвязь с ВУЗами (МГТУ им. А.Н. Косыгина, ФГБОУ ВПО МГУП).На кафедрах ФХТЭ и «экология и природопользование» учащиеся школы имеют возможность проводить практические занятия, выполнять исследовательские работы в области промышленной и инженерной экологии. Результаты работ они успешно представляют на школьных, вузовских и межвузовских студенческих конференциях и форумах различного уровня. Выпускники школы, получившие специальности с экологической направленностью,успешно работают на промышленных предприятиях Москвы, осуществляют бизнес, преподают в ВУЗах.

Большое значение для формирования устойчивой эколого-развивающей среды в школе имеет экологическая экспедиционная работа, возглавляемая Кучмой Е.Ю. Особенность экспедиционной деятельности заключается в том, что детям дается возможность изучать экологические дисциплины (ботаника, энтомология, орнитология, микология, краеведение, гидрология, гидрохимия, почвоведение и т.д.) не за партой, а в уникальных природных условиях. Проводниками в мир природы являются не типичные для современных школ педагоги, а научные сотрудники, специалисты ВУЗов и ООПТ с их неординарными подходами к выполнению научно-исследовательских работ. Уже много лет школа сотрудничает с фондом экологического туризма «ДерсуУзала» в лице Кучмы Е.Ю. Выпускники школы, начинавшие эту экспедиционную деятельность учениками, продолжают ее в качестве вожатых.С 2009 года Кучма Е.Ю. организует работу экспедиционного отряда «Озеро Неро», собирающего материал по изучению экосистемы уникального озера, проводящего мониторинговые исследования и картографические работы. Материалы, полученные в результате исследований, через станцию юных туристов города Ростова Великого передаются в природоохранные организации Ярославской области.

Таким образом, модель организации устойчивой эколого-развивающей среды, успешно реализуемая в школе №1145 содержит такой спектр форм организации экологического образования, который позволяет сделать его в школе № 1145 неформальным и эффективным. Интеграция содержательного компонента всех перечисленных слагаемых образовательной практики на основе идеи формирования у школьников представлений об устойчивом развитии обеспечивает целостность школьной образовательной среды и системность знаний, приобретаемых в разных предметных областях. Выпускники школы, имеющие системные знания и ориентирующиеся в вопросах экологии и устойчивого развития, несомненно, смогут обеспечить в будущем гармоничное сосуществование человека и природы, проектировать устойчивое развитие нашей страны и планеты в целом.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство москвы департамент образования города москвы iconПравительство Москвы Департамент образования города Москвы Восточное...
Приложение Фрагменты из проекта 2007 года «Мы это сделали» (оформление школьной столовой )
Правительство москвы департамент образования города москвы iconПравительство москвы департамент образования города москвы
От «31» августа 2012 г. «О режиме работы в гбоу цо №951 на 2012-2013 учебный год»
Правительство москвы департамент образования города москвы iconПостановление От 3 октября 2011 г. N 460-пп об утверждении государственной...
Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"...
Правительство москвы департамент образования города москвы iconДепартамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №590»
Правительство москвы департамент образования города москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793
Правительство москвы департамент образования города москвы iconЕ. Б. Спорышева 20 г. Департамент образования города москвы государственное...
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Правительство москвы департамент образования города москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Правительство москвы департамент образования города москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Тема Организация педагогически целесообразной и психологически комфортной среды в учебной группе
Правительство москвы департамент образования города москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Правительство москвы департамент образования города москвы iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...
Правительство москвы департамент образования города москвы iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Правительство москвы департамент образования города москвы iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Правительство москвы департамент образования города москвы iconБ 5 Политология
Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"...
Правительство москвы департамент образования города москвы icon12 октября 2012 г. N 61-рр об утверждении регламента обработки и...
Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"...
Правительство москвы департамент образования города москвы icon2012 г. Содержани е часть I
Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-пп "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы"...
Правительство москвы департамент образования города москвы iconДепартамент образования города москвы центр творческого развития...
Ммдюхф «Звучит Москва» проводится в рамках федеральных и межведомственных программ «Дети России», «Одаренные дети», городских целевых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск