Скачать 0.49 Mb.
|
Пояснительная записка 1.1 Направленность дополнительной образовательной программы В условиях изменившегося духовно – нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребёнка. Именно искусство с его концентрированной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления, совершенствования эмоционального мира ребёнка, формирования его нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Существенной частью этого процесса является художественная деятельность, направленная на восстановление ныне утраченных обществом своих исторических и национальных корней. Национальный компонент придает воспитанию стимул, особенно важный в сегодняшних условиях. Судя по данным многочисленных специальных исследований о динамике ценностных ориентаций современной молодежи, отношение к своей национальной культуре и истории народа пока еще занимает достаточно высокий ранг. Выявлено также, что установка на всеобщность общечеловеческих ценностей малоэффективна, если она не подкрепляется национальной основой, и в частности, региональными традициями. Инструментальное исполнительство - это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук: фольклористика, этнография, музыкальное творчество, история. Образовательная программа «ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ» опирается на достижения башкирского музыкального исполнительства и традиции певческой этнопедагогической и музыковедческой российской школы. В ней учитывается опыт различных исполнителей народных мелодий, ансамблевый опыт современных фольклорных коллективов и центров народной культуры, в частности башкирского фольклора. Программа направлена на изучение освоение народного творчества в единстве, инструментальной музыки (обучение игре на курае, башкирской думбыре, кылкубызе, баяне, свирели, бубнах, трещотках), песни, танца народнопоэтического творчества и костюма. 1.2 Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна изучаемого курса. Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идёт активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного музыкального творчества в эстетическом воспитании школьников. Несмотря на общеизвестную значимость башкирской народной музыки в воспитании детей, большинство учащихся, особенно городских, воспринимают народную музыку, как некую экзотику: непонятный речевой диалект, чуждая эстетика звукоизвлечения нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Для характеристики своеобразных начал отечественной культуры особое значение имеет сохранившийся до наших дней комплекс традиций башкирского народа, видов и форм древнебашкирской культуры. Народная песня и народная манера пения, инструментальная музыка наряду с языком – важнейшее составляющее башкирской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Обучение игре на башкирских народных инструментах, является одной из форм освоения отечественной культуры. Игра на курае, думбыре, кубызе занимает одно из главных мест в башкирском музыкальном фольклоре. С помощью инструментального фольклора можно и нужно приобщать детей к истории и культуре своего народа. Закладывая в школе знания народно - художественных традиций, закладывается фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Отличительными особенностями настоящей программы, от аналогичных по профилю, являются:
Программа «ФОЛЬКЛОНЫЙ АНСАМБЛЬ»: опирается на духовно – нравственные нормы башкирской народной традиции. Дает возможность обучить детей народному исполнительству, как в сольном, так и в ансамблевом исполнении, освоить региональные особенности инструментальной культуры Башкортостана. Программа опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части. Учебный репертуар, включающий инструментальные наигрыши и различные формы народного музицирования, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности. В программе используется исполнительский опыт башкирской инструментальной школы и народных исполнителей. 1.3 Цели и задачи дополнительной образовательной программы. 1) Концептуальные основы программы включают идеи: -привития детям любви к народной культуре через инструментальную музыку; -пробуждения генетической памяти ребенка; -развития техники игры, слуховых, интонационных и других навыков для успешной реализации своих творческих возможностей; -формирования фундаментальных основ духовно- нравственного развития личности ребенка в перспективе его жизненного самоосуществления. 2) Цель программы - выявление и реализация творческих возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно- нравственным развитием. 3) Задачи Образовательные - обучить детей навыкам инструментальной и исполнительской традиции Башкортостана, а также других областей России; -обучить навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения (узляу). -обучить навыкам игры на инструментах без сопровождения; -формировать умения перенимать мелодию от носителей традиций; -развить навыков исполнительства в ладах народной музыки; -обучить инструментальной технике: постановке рук, художественной выразительности; -формировать навыки научно - поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов; - формировать представление о разнообразных жанрах народных песен и инструментальных наигрышей, об основных музыкально - фольклорных понятиях; Развивающие -развить технику игры и исполнительское мастерство; -развить слух, музыкальную память и мышление; -формировать эстетический вкус, познавательный интерес; Воспитательные -формировать умение организовывать свой труд; -формировать умение общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей; -воспитать чувства принадлежности к башкирскому народу, его истории и культуре; -формировать гуманистические нравственные нормы жизни и поведения; -воспитать толерантность. 1.4 Краткая характеристика учащихся, на которых рассчитана программа. Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Возраст обучающихся 7-12 лет. Особенности набора – набор осуществляется в начале учебного года без конкурсного отбора. Основанием для зачисления является желание детей, заявление от родителей и на основании норм СанПин 2.4.4.1251-03 раздел VIII пункт 8.2.1. При зачислении в объединение каждый ребёнок должен представить справку с заключением о возможности заниматься в кружках дополнительного образования по избранному профилю. 1.5 Сроки реализации дополнительной образовательной программы Срок реализации программы 3 года. 1 год обучения (ознакомительный) 1)беседы о народном творчестве в целом, о детском фольклоре, о видах и жанрах, об истории его изучения и бытования; 2)беседы о народной манере игры на музыкальных инструментах, отработка единой манеры в ансамбле – игра в унисон; 3)разучивание башкирских народных мелодий с целью изучения разных стилей исполнения, мелодических линий. Умение играть в сопровождение музыкальных инструментов; 4)воспитание ритма и слуха; 2 год обучения (базовый) 1)широкое применение ансамблевой игры. Игра доставляет ребенку радость, в ней проявляется индивидуальность каждого; 2)разучивание простейших элементов народного исполнения; 3)концерт – воспитание дисциплины и поведения на сцене и за кулисами, умение общаться со зрительным залом и между собой на сцене. 3 год обучения (совершенствование) При полученных навыках на 1-ом и 2-ом году здесь большое внимание уделяется самой пьесе, её партитуре и сценического исполнения на сцене. 1)переход на многоголосную игру; 2)большое внимание уделить импровизации; 3)освоить более сложные приемы народного исполнительства; 4)научить не только играть, но и слушать мелодию, прочувствовать её; 5)игра без сопровождения; 6)овладение народными инструментами: курай, кубыз, думбыра, различными ударными; 7)пропаганда фольклора на концертах среди детей в других школах, дошкольных учреждениях; 8) получение богатого творческого навыка от опытных исполнителей. 1.6 Форма и режим занятий
|
Объединение «Ансамбль аккордеонистов» Объединение существует с сентября 2005 года. За время работы была разработана и утверждена на педагогическом совете образовательная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фортепиано: 1 класс чтение нот с листа; 2 класс – чтение нот с листа или ансамбль; 3 4 классы – ансамбль, аккомпанемент, индивидуальное... | ||
Композиция 15. Kammervariationen – Камерные вариации (1974) 1 Произведения современных композиторов для ансамблей и камерных оркестров. Грампластинка – Мелодия, с 10 – 15747 [Ансамбль солистов,... | Конкурсная работа реферат тема: «Калининградский ансамбль «Песня спутница» Тема: «Калининградский ансамбль «Песня – спутница» Зои Куприяновой в моей жизни» | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей Хореографический ансамбль «Комикс» Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального... | Фольклорный праздник ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фольклорный детский фестиваль «Славянский мир» (сквер у Саратовского академического театра драмы им. И. А. Слонова) | Cветлым путем идей владимира ленина!!! Ода ленину (А,Арутюнян Л. Дурян) Государственный ансамбль армянской народной песни-пляски | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Контингент учащихся на начало 2012 -2013 учебного года составил 193 человека. Функционируют следующие классы: фортепиано, баян, театральный,... | Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки Фортепиано (специализации специальное фортепиано, концертмейстерское мастерство, камерный ансамбль) | ||
Фольклорный театр «Северное сияние» Севера, Сибири и Дальнего Востока России – чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, якутов, эвенов, нивхов, нанайцев, хантов, манси,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество занятий: 3 урока по 40 минут (не включая параллельные занятия по предметам хор, специальный инструмент, сольфеджио, ансамбль... | ||
2 июня в городе Лахденпохья впервые проходил фольклорный фестиваль... Района Владислав Вохмин и его супруга Виктория поздравили всех с открытием новой традиции – проведением веселой ярмарки и выразили... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Классицизм и барокко в архитектуре на примере шедевров Санкт – Петербурга. Дворцово парковый ансамбль Царское Село | ||
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» | Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Ансамбль спортивного бального танца» Это сама жизнь : бурлящая, многоцветная, неуёмная. Главное в ней танцы, танцы, танцы … |