Образовательная программа «фольклорный ансамбль»





НазваниеОбразовательная программа «фольклорный ансамбль»
страница1/5
Дата публикации15.11.2014
Размер0.49 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > История > Образовательная программа
  1   2   3   4   5


Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

В условиях изменившегося духовно – нравственного состояния современной школы роль предметов эстетического цикла, а так же сопряжённых с ними различных видов дополнительного образования детей как нельзя более актуальна и значима. Художественно-эстетическое воспитание является одним из важнейших компонентов формирования личности ребёнка. Именно искусство с его концентрированной эмоциональной энергией художественного образа способно не только развивать творческие способности маленького человека, совершенствовать его специфические умения и навыки, но и одновременно решать задачи развития ассоциативно-образного мышления, совершенствования эмоционального мира ребёнка, формирования его нравственно-эстетических критериев, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Существенной частью этого процесса является художественная деятельность, направленная на восстановление ныне утраченных обществом своих исторических и национальных корней. Национальный компонент придает воспитанию стимул, особенно важный в сегодняшних условиях. Судя по данным многочисленных специальных исследований о динамике ценностных ориентаций современной молодежи, отношение к своей национальной культуре и истории народа пока еще занимает достаточно высокий ранг. Выявлено также, что установка на всеобщность общечеловеческих ценностей малоэффективна, если она не подкрепляется национальной основой, и в частности, региональными традициями.

Инструментальное исполнительство - это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук: фольклористика, этнография, музыкальное творчество, история.

Образовательная программа «ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ» опирается на достижения башкирского музыкального исполнительства и традиции певческой этнопедагогической и музыковедческой российской школы. В ней учитывается опыт различных исполнителей народных мелодий, ансамблевый опыт современных фольклорных коллективов и центров народной культуры, в частности башкирского фольклора. Программа направлена на изучение освоение народного творчества в единстве, инструментальной музыки (обучение игре на курае, башкирской думбыре, кылкубызе, баяне, свирели, бубнах, трещотках), песни, танца народнопоэтического творчества и костюма.

1.2 Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна изучаемого курса.

Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идёт активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного музыкального творчества в эстетическом воспитании школьников. Несмотря на общеизвестную значимость башкирской народной музыки в воспитании детей, большинство учащихся, особенно городских, воспринимают народную музыку, как некую экзотику: непонятный речевой диалект, чуждая эстетика звукоизвлечения нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Для характеристики своеобразных начал отечественной культуры особое значение имеет сохранившийся до наших дней комплекс традиций башкирского народа, видов и форм древнебашкирской культуры. Народная песня и народная манера пения, инструментальная музыка наряду с языком – важнейшее составляющее башкирской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.

Обучение игре на башкирских народных инструментах, является одной из форм освоения отечественной культуры. Игра на курае, думбыре, кубызе занимает одно из главных мест в башкирском музыкальном фольклоре. С помощью инструментального фольклора можно и нужно приобщать детей к истории и культуре своего народа. Закладывая в школе знания народно - художественных традиций, закладывается фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Отличительными особенностями настоящей программы, от аналогичных по профилю, являются:

  • Музыкально - фольклорные знания и умения систематизируют в программе теорию и практику с учетом основ народной педагогики, современной дидактики и возрастной психологии детей.

  • Народное инструментальное исполнительство рассматривается в программе как эффективный путь вхождения ребенка в традиционную обрядовую культуру.

  • Традиционная культура рассматривается в программе как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.



Программа «ФОЛЬКЛОНЫЙ АНСАМБЛЬ»: опирается на духовно – нравственные нормы башкирской народной традиции. Дает возможность обучить детей народному исполнительству, как в сольном, так и в ансамблевом исполнении, освоить региональные особенности инструментальной культуры Башкортостана. Программа опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части. Учебный репертуар, включающий инструментальные наигрыши и различные формы народного музицирования, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности. В программе используется исполнительский опыт башкирской инструментальной школы и народных исполнителей.

1.3 Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

1) Концептуальные основы программы включают идеи:

-привития детям любви к народной культуре через инструментальную музыку;

-пробуждения генетической памяти ребенка;

-развития техники игры, слуховых, интонационных и других навыков для успешной реализации своих творческих возможностей;

-формирования фундаментальных основ духовно- нравственного развития личности ребенка в перспективе его жизненного самоосуществления.

2) Цель программы - выявление и реализация творческих возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно- нравственным развитием.

3) Задачи

Образовательные

- обучить детей навыкам инструментальной и исполнительской традиции Башкортостана, а также других областей России;

-обучить навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения (узляу).

-обучить навыкам игры на инструментах без сопровождения;

-формировать умения перенимать мелодию от носителей традиций;

-развить навыков исполнительства в ладах народной музыки;

-обучить инструментальной технике: постановке рук, художественной выразительности;

-формировать навыки научно - поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов;

- формировать представление о разнообразных жанрах народных песен и инструментальных наигрышей, об основных музыкально - фольклорных понятиях;

Развивающие

-развить технику игры и исполнительское мастерство;

-развить слух, музыкальную память и мышление;

-формировать эстетический вкус, познавательный интерес;

Воспитательные

-формировать умение организовывать свой труд;

-формировать умение общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;

-воспитать чувства принадлежности к башкирскому народу, его истории и культуре;

-формировать гуманистические нравственные нормы жизни и поведения;

-воспитать толерантность.


1.4 Краткая характеристика учащихся, на которых рассчитана программа.
Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Возраст обучающихся 7-12 лет.

Особенности набора – набор осуществляется в начале учебного года без конкурсного отбора. Основанием для зачисления является желание детей, заявление от родителей и на основании норм СанПин 2.4.4.1251-03 раздел VIII пункт 8.2.1.

При зачислении в объединение каждый ребёнок должен представить справку с заключением о возможности заниматься в кружках дополнительного образования по избранному профилю.
1.5 Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Срок реализации программы 3 года.

1 год обучения (ознакомительный)

1)беседы о народном творчестве в целом, о детском фольклоре, о видах и жанрах, об истории его изучения и бытования;

2)беседы о народной манере игры на музыкальных инструментах, отработка единой манеры в ансамбле – игра в унисон;

3)разучивание башкирских народных мелодий с целью изучения разных стилей исполнения, мелодических линий. Умение играть в сопровождение музыкальных инструментов;

4)воспитание ритма и слуха;

2 год обучения (базовый)

1)широкое применение ансамблевой игры. Игра доставляет ребенку радость, в ней проявляется индивидуальность каждого;

2)разучивание простейших элементов народного исполнения;

3)концерт – воспитание дисциплины и поведения на сцене и за кулисами, умение общаться со зрительным залом и между собой на сцене.

3 год обучения (совершенствование)

При полученных навыках на 1-ом и 2-ом году здесь большое внимание уделяется самой пьесе, её партитуре и сценического исполнения на сцене.

1)переход на многоголосную игру;

2)большое внимание уделить импровизации;

3)освоить более сложные приемы народного исполнительства;

4)научить не только играть, но и слушать мелодию, прочувствовать её;

5)игра без сопровождения;

6)овладение народными инструментами: курай, кубыз, думбыра, различными ударными;

7)пропаганда фольклора на концертах среди детей в других школах, дошкольных учреждениях;

8) получение богатого творческого навыка от опытных исполнителей.

1.6 Форма и режим занятий

Год обучения

Форма обучения

Кол-во

детей

Кол-во

занятий в неделю

Кол-во

часов в неделю

Кол-во

занятий в

год

Кол-во

часов в год

1-год обуч. «Поскребушки»

индивидуальная

групповая


1-3

12-15


2

2


30+30=2ч

45+45=2ч


72зан.

72зан.


144час

144час

2-год обуч. «Гудочники»

индивидуальная

групповая



1-3

12-15



2зан

2зан


30+30=2ч

45+45=2ч



72зан.

72зан.



144ч

144ч

3-год обуч. «Тамсылар»
















индивидуальная

групповая

коллективная

1-3

12-15

15 и более


2зан

2зан

1зан

30+30=2ч

45+45=2ч

45+45=2ч

72зан

72зан

72зан

144ч

144ч

144ч
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconОбъединение «Ансамбль аккордеонистов»
Объединение существует с сентября 2005 года. За время работы была разработана и утверждена на педагогическом совете образовательная...
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фортепиано: 1 класс чтение нот с листа; 2 класс – чтение нот с листа или ансамбль; 3 4 классы – ансамбль, аккомпанемент, индивидуальное...
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconКомпозиция 15. Kammervariationen – Камерные вариации (1974) 1
Произведения современных композиторов для ансамблей и камерных оркестров. Грампластинка – Мелодия, с 10 – 15747 [Ансамбль солистов,...
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconКонкурсная работа реферат тема: «Калининградский ансамбль «Песня спутница»
Тема: «Калининградский ансамбль «Песня – спутница» Зои Куприяновой в моей жизни»
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Хореографический ансамбль «Комикс»
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального...
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconФольклорный праздник
...
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фольклорный детский фестиваль «Славянский мир» (сквер у Саратовского академического театра драмы им. И. А. Слонова)
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconCветлым путем идей владимира ленина!!!
Ода ленину (А,Арутюнян Л. Дурян) Государственный ансамбль армянской народной песни-пляски
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Контингент учащихся на начало 2012 -2013 учебного года составил 193 человека. Функционируют следующие классы: фортепиано, баян, театральный,...
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconНижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
Фортепиано (специализации специальное фортепиано, концертмейстерское мастерство, камерный ансамбль)
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconФольклорный театр «Северное сияние»
Севера, Сибири и Дальнего Востока России – чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, якутов, эвенов, нивхов, нанайцев, хантов, манси,...
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество занятий: 3 урока по 40 минут (не включая параллельные занятия по предметам хор, специальный инструмент, сольфеджио, ансамбль...
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» icon2 июня в городе Лахденпохья впервые проходил фольклорный фестиваль...
Района Владислав Вохмин и его супруга Виктория поздравили всех с открытием новой традиции – проведением веселой ярмарки и выразили...
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Классицизм и барокко в архитектуре на примере шедевров Санкт – Петербурга. Дворцово парковый ансамбль Царское Село
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconУрок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26»
Образовательная программа «фольклорный ансамбль» iconРабочая программа учебной дисциплины (курса) «Ансамбль спортивного бального танца»
Это сама жизнь : бурлящая, многоцветная, неуёмная. Главное в ней танцы, танцы, танцы …


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск