Рабочая программа по курсу «Всеобщая история зарубежных стран XX - начала XXI вв.»
(11 класс)
На базе Федеральной примерной программы среднего полного (общего) образования по истории (базовый уровень). - М., 2004.
Используемые учебники: Улунян А А, Сергеев Е. /О. Новейшая история зарубежных стран. - М.: Просвещение, 2006.
Пояснительная записка
Настоящая программа позволит всем учащимся получить минимум исторических знаний по курсу Всеобщей истории к концу 11 класса.
Программы рассчитаны на 24 часа. В рекомендациях к ФБУП обозначено минимальное количество часов на изучение отдельных курсов и в частности Всеобщей истории. На ее изучение в старших классах отводится не менее 24 часов на базовом уровне. Программа отражает современный уровень исторических исследований и построена по проблемно-хронологическому принципу. Она охватывает период с начала XX в. и до сегодняшних дней и включает материал по всем регионам планеты: Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии и Океании. В программе нашли отражения события последнего десятилетия, связанные с появлением на политической карте СНГ.
Основная цель курса - сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории.
Курс предоставляет возможность выполнить следующие задачи методического и дидактического характера:
стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;
способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально-экономических, политических и культурных процессов в контексте истории XX в.;
развивать у старшеклассников навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Всеобщая история зарубежных стран XX - начала XXI вв.» (11 класс)
(А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев)
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Элементы
дополнительного
содержания
| Дата проведения План/факт
| Домашнее задание
| Раздел /. Война и революции
| Глава 1. Мир в начале XX века
| 1
| Политико-экономическая характеристика ведущих стран Европы и Северной Америки
| 1
| Изучение нового материала. Урок с элементами практической работы
| Особенности экономического и социального развития в условиях ускоренной модернизации, предпосылки революционного изменения общественного строя. Кризис классических идеологических доктрин
| Знать термины и понятия, характеризующие целостность исторического процесса: промышленно-финан-совые группы. Тресты, картели, биржа, фермерство.
Территориальный раздел мира. Реформизм, либерализм
| Ответы на вопросы параграфа. Составление тезисов
| Дискуссии о понятии «Новейшая история», «Революционная волна» в странах ускоренной модернизации в первой трети XX века»
|
| §1-3
| 2
| Страны Азии и Африки и Латинской Америки в начале XX в.
| 1
| Лабораторно-практическое занятие
| Кризис традиционного общества в условиях развертывания модернизацион-ных процессов. Религиозное реформаторство и идеология национального освобождения. Подъем религиозного движения в странах Азии
| Использовать принципы причинно-следственного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Знать понятия: мес-сионеры, синтоизм, младотурки, панисламизм
| Заполнение
сравнительной
таблицы
|
|
| §4
| 3
| Международные отношения 1900— 1914 гг.
| 1
| Комбинированный урок
| Система международных отношений. Империализм как идеология и политика.
Борьба за колониальный передел мир
| Знать факты, явления, понятия, характеризующие империалистическую политику. Уметь оперировать понятиями: пацифизм, шовинизм, тройственный союз, Антанта
| Работа с картой, подбор статистических материалов. Тесты
|
|
| §5
|
Глава 2. Первая мировая война
| 4
| Первая мировая война 1914-1918 гг.
| 1
| Урок с использованием видеофрагментов
| Экономические, политические, социально-психологические, демографические причины войны и последствия
| Уметь систематизировать разнообразную информацию на основе своих представлений. Знать основные понятия: Верденская мясорубка, Компьен-ское перемирие, окопная война
| Работа с картой и документами
|
|
| §6, 7
| Глава 3. Образование национальных государств. Послевоенная система международных договоров
| 5
| Образование национальных государств в Европе
| 1
| Урок изучения нового материала
| Причины и процесс крушения империй. Образование национальных государств в Европе
| Знать понятия: Триа-листическая федерация, Веймарская республика, Коммунистический интернационал
| Составление и анализ таблицы
|
|
| §8 |
| 6
| Послевоенная система международных договоров
| 1
| Урок-семинар
| Особенности послевоенного социального и политического положения в странах Европы
| Уметь работать с историческими документами
| Составление таблицы. Тесты
|
|
| §9
| Раздел II. Мир между двумя мировыми войнами
| Глава 4. Социально-экономическое и политическое изменение в государствах Европы, Азии и Америки в 20-е гг.
| 7
| Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития
|
| (Можно дать этот материал для самостоятельного прочтения)
|
|
|
|
|
| §10-11
| 8
| Международные отношения в 20-е гг.
| 1
| Урок-лабораторное занятие
| Маргинализация и фашизация. Лига наций. Панъевропейское движение и пацифизм
| Уметь работать с различными источниками информации
| Подготовка сообщений
|
|
| §12
| Глава 5. Становление и эволюция политических режимов в 30-е гг.
| 9
| Мировой экономический кризис 1929-1933-х гг.
| 1
| Урок-лекция
| Особенности мирового экономического кризиса. Классификация политических режимов
| Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями
| Тесты
|
|
| §13
|
Продолжение
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Элементы
дополнительного
содержания
| Дата проведения План/факт
| Домашнее задание
| 10
| Общественно-политический выбор стран Европы и США: установление тоталитарных, либеральных и авторитарных режимов
| 1
| Семинарское занятие
| Христианская демократия, социал-демократия, гол-лизм. Становление современной конституционно-правовой идеологии
| Сформировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, уметь соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями
| Подготовка сообщений, презентаций
|
|
| §14-15
| 11
| Особенности развития государств Азии, Африки, Латинской Америки между мировыми войнами
|
| Обзорная лекция. Можно дать материал для самостоятельного прочтения
|
|
| Подготовить рефераты или презентации
|
|
| §16
| Глава б. Распад Версальско-Вашингтонской системы
| 12
| Международные отношения в 30-е гг.
| 1
| Тематическая лекция с элементами работы с учебником
| Возникновение очагов Второй мировой войны. Политика коллективной безопасности в Европе и ее итоги. Поворот в международных отношениях в 1939 г.
| Уметь работать с различными источниками информации .Знать понятия: политика коллективной безопасности, Мюнхенское соглашение, пакт Мо-лотова-Риббентропа
| Составление
сравнительной
таблицы
|
|
| §17
| Раздел III. Вторая мировая война
| Глава 7. Начало, ход и этапы Второй мировой войны
| 13
| Причины войны и планы участников
| 1
| Интегрированный урок с курсом истории России
| Экономические социально-психологические, демографические причины и последствия
| Уметь работать со справочной литературой, обрабатывать статистический материал, анализировать и сравнивать.
| Тесты
|
|
| §19
| 266
14
| Этапы боевых действий на фронтах
| 1
| Урок-семинар
| Этапы Второй мировой войны. План «Барбаросса». Коренной перелом. Стратегическая инициатива.
Движение Сопротивления
| Уметь работать с документами и исторической картой
| Работа с контурной картой
|
|
| §20
| 15
| Дипломатия в годы войны
| 1
| Урок-лабораторная работа
| Формирование фашистской и антифашистской (антигитлеровской) коалиции
| Уметь работать с различными источниками информации и в частности с документами
| Работа с документами
|
|
| §21
| 16
| Итоги Второй мировой войны. Перераспределение сил в мире и усиление противоречий между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции
| 1
| Комбинированный урок
| Интересы стран антифашистской коалиции. Биполярный мир
| Уметь работать с исторической картой
| Работа с контурной картой
|
|
| §21
| Раздел IV. Мир во второй половине XX в.
| | Глава 9. Международные отношения во второй половине XX е.
| 17
| Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»
Международные отношения на различных этапах холодной войны
| 1
| Урок-лекция
| Складывание мирового, сообщества. Международно-правовая система ООН.
Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира»
| Знать понятия «холодная война», «железный занавес», доктрина Трумэна. Политика сдерживания
| Умение составлять тезисы по итогам лекции
|
|
| §22-24
|
Продолжение
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Элементы
дополнительного
содержания
| Дата проведения План/факт
| Домашнее задание
| Глава 10. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 40-90-х гг.
| 18
| Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в.
| 1
| Урок-лекция
| Постидустриальное, информационное общество. Глобализация хозяйственных связей. Государственное регулирование. Монетаризм. Кейсианство. Стагфляция
| Знать понятия и уметь ими оперировать. Постиндустриальное, информационное общество. Глобализация хозяйственных связей. Государственное регулирование. Монетаризм. Кейсианство. Стагфляция
| Работа со статистическим материалом
|
|
| §25
| 19
| Крупнейшие западные страны в конце 40-90-х гг.
| 1
| Урок-семинар
| США, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Япония
| Уметь работать с различными источниками информации, представить материал на электронных и бумажных носителях, защитить реферат
| Подготовка рефератов и их презентация
|
|
| §26-27
| Глава 11. Развитие стран Восточной Европы в 40-90-е гг.
| 20
| Установление коммунистических режимов в государствах Восточной Европы
| 1
| Комбинированный урок
| Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти коммунистических партий. Общие черты развития стран народной демократии
| Уметь работать с различными источниками информации, представить материал на электронных и бумажных носителях, защитить реферат
| Подготовка рефератов и их презентация. Работа с документами и исторической картой
|
|
| §29,30
| Глава 12. Страны Азии, Африки, Латинской Америки во второй половине XX в.
| 21
| Процесс деколонизации после Второй мировой войны. Достижения и проблемы развивающихся стран
| 1
| Комбинированный урок с элементами групповой работы
| Деколонизация. Год Африки. Апартеид. Косвенная зависимость. Некапиталистический путь развития. Религиозно-этнические группы
| Уметь работать с учебником, составлять сложный план
| Ответы на вопросы и задания учебника
|
|
| §31,32 I
|
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Элементы
дополнительного
содержания
| Дата проведения План/факт
| Домашнее задание
| 22
| Характеристика развития отдельных государств и регионов
| 1
| Урок-семинар
| Военные диктатуры. Реформаторские режимы. Латиноамериканский общий рынок
| Уметь работать с различными источниками информации, представить материал на электронных и бумажных носителях, защитить реферат
| Презентация рефератов
|
|
| §33
| 23
| Наука, культура и спорт во второй половине XXв.
| 1
| Урок-семинар
| Две волны НТР. Направления и жанровые особенности искусства 50-80-х гг. Массовая культура
| Знать понятия: виртуальная реальность, абстракционизм, гиперриализм, концептуализм, неореализм, постмодернизм, массовая культура
| Тесты
|
|
| §34,35
| 24
| Мир в начале XXI в. Глобальные проблемы человечества
| 1
| Урок-лекция
| Уроки мировых войн и мировых конфликтов. Основные достижения научно-технического процесса
| Знать глобальные проблемы человечества
| Подготовка сообщений. Обобщение знаний. Тесты
|
|
|
| 25
| Итоговое повторение и обобщение по теме: «Мир в во 2 ой половине XIX века»
| 1
|
|
|
| Тесты
|
|
|
| |