Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского»Согласовано УтверждаюМС школы директор школы__________ _________ О.Н.АвраменкоПротокол № __ « « ________2013 г.« « ________2013 г.Рабочая программа Истории11 класс(профильный уровень)Учитель истории: Авраменко Оксана Николаевна2013 г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования и предусматривает изучение материала на профильном уровне. Она ориентирована на созданный учебно-методический комплект для 11 класса по зарубежной истории XX — начала XXI в. ( Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю. Всеобщая история. Новейшая история, учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений, М. Просвещение. 2009г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. К).. Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран»: пособие для учителя; Сергеев Е. Ю. Дидактические материалы по курсу «Новейшая история зарубежных стран»). Программа отражает современный уровень исторических исследований и построена по проблемно-хронологическому принципу. Она охватывает период с начала XX в. до сегодняшних дней и включает материал по всем регионам планеты: Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии и Океании. В программе нашли отражения события последнего десятилетия, связанные с появлением на политической карте Содружества Независимых Государств. В программе сосредоточивается внимание на важнейших событиях и магистральных закономерностях развития народов и стран с учетом внутриполитического и внешнеполитического факторов, трансформации социальной психологии, изменений в повседневной жизни людей. Значительное место в программе отведено анализу экономической жизни, показу достижений научно-технической революции, рассмотрению глобальных проблем современности. Основная цель курса — сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно-исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории. Курс предоставляет возможность выполнить следующие задачи методического и дидактического характера: способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социально- экономических, политических и культурных процессов в контексте истории XX в.;
стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа явлений и процессов новейшей истории;
дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции мировой цивилизации за прошедшее столетие;
развивать у старшеклассников навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.
Организация учебного процесса по предлагаемой программе включает комплексное использование картографического материала, иллюстративного ряда, документальной кинематографики, энциклопедий, справочников, хрестоматий и дидактических пособий (важную роль играет изучение биографий политических деятелей, дипломатов, военных, ученых, мастеров культуры). Изучению курса на профильном уровне отводится 46 ч. В ходе учебного процесса на основе формирования целостной картины мирового опыта человечества в XX в. создаются условия для осмысления основных событий, освоения необходимых исторических источников, продолжается работа над историческими понятиями. В целом это направлено на развитие способностей рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности. В определенном смысле курс новейшей истории зарубежных стран является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории XX в., в рамках которого наращивается потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников. Знание основных научных концепций современности должно находить отражение в исследовании исторических проблем. Деятельностный подход к обучению предполагает, что учащиеся будут выражать свои взгляды, убеждения, идеи в творческих работах. Важно создать условия для осознанного и самостоятельного выбора тех или иных форм выражения собственных суждений (эссе, комментарий, компьютерная презентация, исследовательская работа, участие в дискуссии или дебатах, выступление на семинаре или конференции и т. д.). В результате изучения истории ученик должен знать/понимать• основные этапы и ключевые события Новейшей истории; выдающихся деятелей всеобщей истории; • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; • изученные виды исторических источников; Уметь• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории; • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира; • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира. Методический блокВ качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используется традиционная технология. В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий: технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);
технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);
технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);
метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);
теория решения изобретательских задач - ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).
компьютерных технологий (создания презентаций POWER POINT по некоторым темам курса; использование CD-дисков по предмету);
технологии дифференцированного обучения.
игровые технологии.
На уроках истории применяются следующие методы и приемы: - работа с учебником, раздаточным материалом, историческими источниками, средствами массовой коммуникации;
- решение проблемных задач
- беседа, самостоятельная работа, наблюдение;
- работа с помощью схем, наглядных пособий;
- работа с исторической картой.
- реферативная работа, составление и заполнение контурных карт
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения: индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения - при изучении нового материала, по уровню учебных достижений - на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно - урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: лекции;
практические занятия.
домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника, рабочей тетрадью и дополнительной литературой для учащихся, анализ документов, творческие работы по проблемным вопросам истории).
Список литературыУчебно-методический комплект для учащихся Основная литература для учащихся
| Дополнительная литература для учащихся
| .Новейшая история учеб. для 11 кл. общеобразоват.учреждений / А.А. Улунян., Е.Ю.Сергеев;
- М.: Просвещение, 2009
Е.Ю.Сергеев. Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история» 11кл.
3.Атлас новейшая история 11 класс, М., Дрофа.
| 1 .Энциклопедический словарь юного историка.
2. Занимательная история. На уроках и внеклассных мероприятиях. 10-11 кл.
| Литература для учителяЕ.Ю. Сергеев. Новейшая история. Методические рекомендации. 11 класс. - М.: Просвещение, 2008Контрольно-измерительные материалы. Новейшая история 11 класс. Календарно – тематическое планирование. 11 класс №
| Дата проведения
| Тема урока
| Элементы содержания
| Основные понятия
| Домашнее задание
| ИКТ
| Примечание
| план
| факт
| Раздел I. Война и революции (11 часов)
| 1
|
|
| Становление
индустриального
общества
| Новые явления в экономике, •политике, идеологии. Возникновение промышленно-финан- совых групп. Реформизм и деятельность правительств. Основные идеологические течения. Научно-технический прогресс
| Промышленно-финансовые группы, биржа, политические партии, реформизм, индустриальное общество, либерализм, консерватизм, социал-демократизм
|
|
|
| 2-3
|
|
| Ведущие государства мира в начале XX в.
| Социально-экономическое и политическое развитие ведущих стран мира в начале XX в. Модернизационные процессы: общее и особенное.
| Пангерманизм, политика «большой дубинки», дуалистическая монархия, суфражизм, пацифизм, метрополия
|
|
|
| 4-5
|
|
| Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX - XX вв.
| Общая характеристика колониальных и зависимых стран. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке
| Миссионеры, ИНК, синтоизм, касты, младотурки, панисламизм
|
|
|
| 6
|
|
| Международные отношения в 1900 - 1914 гг.
| Территориальный раздел мира. Противостояние Антанты и тройственного союза. Гонка вооружений. Локальные войны и конфликты. Усиление международной напряжённости.
Завершение подготовки к войне Германии.
| Арбитраж, Антанта, шовинизм, Тройственный союз, империалистическая политика
|
| Презент ация
|
| 7
|
|
| Первая мировая война
| Причины и начало войны. Характер войны и планы сторон. Военные действия на основных фронтах Первой мировой.
| Мировая война, блицкриг, окопная война, «Верденская мясорубка»
|
| Презент ация
|
| 8
|
|
| Война и социально- экономическое развитие государств
| Патриотический подъём начального периода. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Нарастание тягот и бедствий гражданского населения. Антивоенные и национально- демократические движения. Итоги войны
| Политика «гражданского мира», антивоенное движение
|
|
|
| 9- 10
|
|
| Образование национальных государств в Европе
| Крушение империй. Образование национальных государств в Европе. Особенности революционного и реформистских вариантов образования государств
| Триалистическая федерация. Веймарская республика, Коммунистический интернационал
|
|
|
| 11
|
|
| Послевоенная система
международных договоров
| Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Версальская мирная конференция, её итоги и значение. Вашингтонская мирная конференция. Особенности Версальско-Вашингтонской системы
| Аннексия, контрибуция, демилитаризация, репарация, мандатная система, Лига Наций
|
|
|
| Раздел П. Мир между двумя мировыми войнами (11 часов)
| 12 - 14
|
|
| Основные социально – экономические и политические процессы послевоенного развития
Международные отношения в 20 – е гг.
| Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике. Демилитаризация экономики. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил
| Стабилизация капитализма, лейбористы, теория твёрдого индивидуализма, Веймарская республика, корпоративное общество в Италии
|
|
|
| 15
|
|
| Международные отношения в 20-е гг.
| Противоречия мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Территориальные вопросы. Репарации и долги. Итоги международных отношений к началу 30-х гг.
| Эра пацифизма, пакт Бриана- Келлога, Рейнский гарантийный пакт, план Дауэса, Генуэзская конференция
|
| Презентация
|
| 16
|
|
| Мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг.
| Причины и начало кризиса. Особенности кризиса в разных странах. Поиск путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии
| Цикличность развития рыночной экономики, Великая депрессии, теория Кейнса, государственное регулирование экономики
|
|
|
| 17- 18
|
|
| Общественно- политический выбор стран Европы и США: установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов
| Причины и условия возникновения тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Их характерные черты
| Тоталитаризм, авторитаризм, автаркия, либерализм, расовая теория, Народный фронт, «Новый курс» в США
|
| Презент ация
|
| 19
|
|
| Особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами
| Особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой на страны Востока
| Милитаризм в Японии, курс Чан Кайши, учение «ненасильственного сопротивления»
|
|
|
| 20
|
|
| Международные отношения в 30-е гг.
| Кризис Версальско- вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии
| Ось Берлин-Рим-Токио, политика коллективной безопасности, аншлюс Австрии, политика «умиротворения агрессора», пакт Молотова- Риббентропа
|
|
|
| 21- 22
|
|
| Культура в первой половине XX в.
| Развитие науки, формирование новых художественных направлений и школ. Развитие спортивного движения, Олимпийские игры
| Авангардизм, экзистенциализм, сюрреализм, психоанализ, массовое искусство, элитарное искусство
|
| Презент ация
|
| Раздел III. Вторая мировая война (4 часа)
| 23
|
|
| Причины войны и планы участников
| Масштабы и характер войны. Интересы стран-участниц. Нападение Германии на Польшу. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях
| Вермахт, «зимняя война, «странная война, «новый порядок»
|
|
|
| 24- 25
|
|
| Этапы боевых действий на фронтах
| Нападение Германии на СССР. Вступление в войну Японии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Движение Сопротивления
| Безоговорочная капитуляция, Второй фронт, движение сопротивления, «план Барбаросса», стратегическая инициатива
|
|
|
| 26
|
|
| Дипломатия в 1939 - 1945 гг. итоги Второй мировой войны
| Складывание противостоящих союзов. Антигитлеровская коалиция
| Антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, «большая тройка», Второй фронт, Объединённые нации, Атлантическая хартия
|
| Презент ация
|
| Раздел IV. Мир во второй половине ХХ в. (20 часов)
| 27
|
|
| Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»
| Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменение международного положения и внутриполитической ситуации в странах Центральной и Восточной Европы после их освобождения. Германский вопрос.
| Идейно-политическое противостояние, «холодная война», «железный занавес», доктрина Трумэна, план Маршалла
|
|
|
| 28
|
|
| Первые конфликты и кризисы
| Создание НАТО и ОВД. Первые конфликты и кризисы
| Двухполюсный биполярный мир, политика сдерживания
|
|
|
| 29- 30
|
|
| Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50 – 90 – е гг.)
| Этапы «холодной войны» и их содержание. Окончание «холодной войны»
| Военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация,
|
| Презент ация
|
| 31-
32
|
|
| Общая характеристика социально- политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в.
| Этапы в развитии стран Запада во второй половине XX в. Глобализация. Влияние окончания «холодной войны» и распада СССР на политические и социальные процессы
| ВПК, военный паритет, глобализация, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», постиндустриальное общество, стагфляция
|
|
|
| 33- 34
|
|
| Крупнейшие западные страны в конце 40-х - 90-е гг.
| Крупнейшие западные страны в конце 40-х - 90-е гг.
| Голлизм, еврокоммунизм, маккартизм, «охота на ведьм», расовая сегрега-ция, рейганомика, рефе-рендум, социальное парт-нёрство, тэтчеризм, «эконо-мическое чудо»
|
|
|
| 35
|
|
| Особенности эволюции государств Северной и Южной Европы в 40 - 90-е гг.
| Общие черты развития. Историческая и культурная обусловленность политического и экономического единства в рамках региона. Нестабильность политического развития и переход к демократии
| Авторитаризм, баскская проблема, каталонская проблема, нестабильная демократия, скандинавская модель социализма
|
|
|
| 36- 37
|
|
| Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 40-х - первой половине 80-х гг.
| Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти компартий. Общие черты эволюции коммунистических режимов
| Фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, директивная экономика, национальный коммунизм. Пражская весна, этнорегиональные противоречия, социализм с человеческим лицом
|
|
|
| 38
|
|
| Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80 – 90 – х гг.
| Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе
| «Бархатная революция», приватизация, реституция, «Солидарность», «Хартия 77»
|
| Презент ация
|
| 39- 40
|
|
| Национально- освободительные движения в колониальных и зависимых странах
| Движение за национальное освобождение. Общие и особенные черты общественно- политического развития в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Формы деколонизации
| Апартеид, деколонизация, некапиталистический путь развития, суверенитет
|
|
|
| 41
|
|
| Достижения и проблемы
развивающихся стран в 70 - 90-х гг.
| Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора модели развития. Основные вехи социально- экономических трансформаций
| Беднейшие страны, государства гиганты, демографический взрыв, нефтедобывающие страны, развивающиеся страны, страны третьего мира
|
|
|
| 42- 43
|
|
| Характеристика развития отдельных * государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50 - 90-е гг.
| Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50 - 90-е гг.
| «Азиатские тигры», «Культурная революция», красные кхмеры, культ личности, маоизм, шариат
|
|
|
| 44
|
|
| Две волны научно- технической революции 50 - 90-х гг.
| Основные направления НТР в 50 - 60-е гг. воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование научных открытий. Ядерная энергетика. Генетика. Освоение космоса. Социальные последствия НТР
| Компьютерная революция, мегаполис, средний класс, НТР
|
|
|
| 45
|
|
| Искусство и спорт 50 - 90-х гг.
| Направления и жанровые особенности искусства в 50 - 70-е гг. новые черты искусства в 80 - 90-е гг. тенденции развития духовной культуры в конце XX - начале XXI в.
| Абстракционизм, виртуальная реальность, концептуализм, массовая культура, поп-арт, постмодернизм, сюрреализм, хиппи
|
| Презент ация
|
| Итоговое повторение (1 час)
| 46
|
|
| Итоги развития человечества к началу ХХI века
| Взаимосвязь политических и экономических процессов в мире. Мир и война в ХХ в. роль личности в истории
| Понятия и термины по курсу
| Итоговые вопросы и задания
|
|
| |