Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России»





НазваниеРеферат по истории на тему: «Молодежные организации России»
страница1/5
Дата публикации21.11.2014
Размер0.55 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5
МОУ «Гимназия №9»

Реферат

по истории на тему:

«Молодежные организации России»
Форма работы: реферативно-исследовательская


Выполнил ученик 8Б класса

Артемьев Андрей

Учитель истории

Токарева Нина Ивановна
г. Шадринск 2009 г

Содержание
Введение
1. Первые молодежные объединения
2. История Шадринского комсомола

3 Молодежные организации на современном этапе

Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение
В 2008 году исполнилось 90 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи! Солидный, умудренный жизненным опытом возраст, достойный уважения. Свидетельством этого являются прошедшие юбилейные мероприятия, посвященные комсомолу, поддержанные как центральной, так и местной властью. В настоящее время, когда многие ценности советского периода отвергнуты и, более того, подвергаются критике, традиции и принципы, заложенные комсомолом, воспринимаются  официальной властью в основном позитивно.

Но что знаем мы о комсомоле, современное поколение мальчиков и девочек, юношей и девушек? Наследуем ли мы дела, идеи, мысли и чувства своих героических предшественников? Как зарождался комсомол в нашем городе? Чем отличаются комсомольцы от сегодняшней молодежи? Кто пришел на смену комсомолу?

Когда я задумался над этими вопросами и попытался найти на них ответы, то обратился к бабушке с дедушкой, которые охотно вспоминают свою комсомольскую юность и рассказывают о ней с огоньком в глазах, теплотой и вдохновением. Из их воспоминаний я понял, что комсомол для миллионов людей был школой борьбы за свои убеждения, школой мужества, школой становления личности. Для того чтобы расширить свои знания о комсомоле и найти ответы на интересующие меня вопросы, я решил подробней изучить эту тему.

Для этого я познакомился с литературой центральной городской библиотеки, материалами музеев гимназии № 9, Дома детского творчества и архивными материалами Шадринского краеведческого музея. С большим интересом рассматривал фотографии, грамоты, награды, читал старые газеты.

В данной работе я намерен рассмотреть: во-первых, как зарождались молодежные организации в России; во-вторых, как зарождался и развивался комсомол в городе Шадринске; в-третьих, познакомиться с деятельностью современных молодежных организаций. Рассматриваемые вопросы для нас сегодня актуальны, так как молодежные организации заново переживают период становления и в этот период важно знать и учитывать исторический опыт молодежных организаций.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить литературу по теме: «Молодежные организации России»

2.Познакомиться с краеведческими материалами по истории Шадринского комсомола.

3.Собрать материал о современных молодежных организациях России.

4.Познакомиться с деятельностью молодежных организаций в нашем городе.

5.Провести опрос с целью изучения отношения к молодежным организациям.

6.Обработать и проанализировать собранный материал.

7.Оформить материал в реферат.

В начале обзора темы, не лишним будет заметить, что история молодёжного движения практически не известна сегодня ни специалистам, ни широкой общественности и все потому, что, к сожалению, пока в России не существует серьёзного научного исследования истории молодежного движения. В советский период разработка проблем истории молодежного движения, в том числе и начала XX в., велась достаточно активно, но исследовалось, главным образом, пролетарское и коммунистическое юношеское движение, а также революционно-демократическое студенчество. Как правило, проблемы молодежи и молодежного движения исследовались в них с классовых позиций.

Для большинства современников история молодежного движения в России представляет собой историю комсомола. Справедливо утверждать, что история молодежного движения - это и история комсомола, но совершенно несправедливо утверждать обратное: что история комсомола - это и есть история, собственно, молодежного движения. А ведь при том – есть, что открывать в истории молодежного движения и в истории комсомола. Историческая справедливость пока не восторжествовала и ответ на этот вопрос пока не найден. Тайны в истории комсомола, несмотря на изменившееся время, остаются.

Комсомол выработал обширный опыт работы с молодежью. Достоинства этих наработок были признаны современной Россией. На основе опыта комсомольской работы сегодня разрабатываются все программы молодежной политики.

Российские реформы и преобразования вызвали к жизни много различных общественных движений. И хотя количественный их рост отнюдь не адекватен качественному составу, следует особо отметить значимость молодежных общественных организаций в процессе становления Российского государства.

  1. ПЕРВЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ

Первыми формами русской молодёжи были объединения русских соколов (Приложение 1) в 1909 году, получивших всенародное призвание, государственную регистрацию, своих документов и благословение высшего общества на работу с молодым поколением. Организации русских соколов были созданы в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринославле, Орле, Воронеже, Новороссийске, Полтаве, Харькове, Новочеркасске, Чернигове и в других городах. Кроме того, Союз Русского Сокольства в 1912 году был включён в Международный Союз Славянского сокольства.

Международное движение соколов было задумано и организационно ещё в конце XIX века чешским доктором философии и эстетики Мирославом Тыршем, который задумывал движение как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании своего тела и своего духа на пользу своего народа. Русские соколы воспитывались на основе верности своему народу, и соответственно своими задачами определяли а) физическое и духовное воспитание русских людей и поддержание в них бодрости; б) борьбу с их отнародованием (денационализацией); в) создание кадра русских сокольских деятелей. В короткое время русские соколы снискали себе доверие у народа, а их организация стала весьма популярной у русской молодёжи, - это притом, что помимо Союза Русского Сокольства в России было ещё движение русских скаутов.

В 1908 году Император Николай II ознакомился с книгой английского офицера, генерал-майора в отставке Роберта Баден-Пауэлла (Приложение 2), «Scouting for Boys» («Разведка для мальчиков»), в которой были изложины основные принципы и методы внешкольного воспитания детей. Под впечатлением прочитанного император принял решение инициировать скаутское движения в России. Для этой цели Император предложил офицерам русской армии, вышедшим в отставку, заняться воспитанием молодого поколения России. Так, организовывать работу с юными поданными было решено на принципах офицерской чести, что, пожалуй, было почище любой идеологии или учения. В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения — Полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 года, имевший титул Старший Русский Скаут) (Приложение3). Первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В этом же году вышел русский перевод книги Роберта Баден-Пауэлла (под названием "Юный разведчик") который был распродан в рекордные сроки, и сразу же потребовалось переиздать книгу заново, так как интерес к скаутам все более возрастал. В Москве и Санкт-Петербурге, на Дону и в Средней Азии, в Сибири и Малороссии - везде стали появляться группы, дружины и отряды юных скаутов, которым старшие товарищи старались "...привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность к Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям" (из статьи скаут-мастера И.Н.Жукова "Краткие Сведения о Русской Организации юных разведчиков",1916г. (3)).

Скауты имели свой девиз — «будь готов!», галстук, символику и эмблему (Приложение 4). Скаутская эмблема — лилия (трилистник) (Приложение 5). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображен Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.

Повсеместно в России молодые скауты ходили в походы, ночевали у костра, учились походной медицине, занимались физкультурой, посещали церковь и - учились. Учились самодисциплине и непритязательности, усердию и настойчивости, физической выносливости и душевному очищению - всем качествам настоящего скаута, записанным в правилах организации юных скаутов: "…Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем; ...Любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России; ...Оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам; ...Быть всегда правдивыми и верными данному слову; ...Беспрекословно исполнять приказания своих начальников; ... Быть другом животных; ...Быть веселым и никогда не падать духом; ...Быть вежливым и аккуратным; ...Быть верным законам разведчиков; ...Подчиняться Суду Чести" (См. "Правила организации юных скаутов", 1910 г., а также "Правила потешных пятой сибирской стрелковой дивизии", 1911г.(3)).

Известно, что посетивший в 1910 г. Россию Р. Баден - Пауэлл был приятно поражен увиденным им интересом к скаутскому движению, о чем упомянул в беседе с Николаем II. В это время уже выходил специальный научный журнал "Ученик", и первым скаутом России был назван цесаревич Алексей, а спустя еще некоторое время было создано специальное "Общество содействия организации юных разведчиков (скаутов)", покровительство над которым взяла сестра Императрицы, Великая княгиня Елизавета Федоровна. Широта Российской империи и богатство ее культуры не могли не отразиться на скаутском движении: где скаутов так и называли - скаутами, где - разведчиками, а где и вовсе - потешными. Так возникла естественная необходимость проведения объединительного союза.

В 1915 г. в Петрограде прошел "Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом", определивший следующую цель русского скаутского движения: "Подготовить новое поколение граждан России крепких физически и душевно, сильных волей, одухотворенных благородством предстоящего им служения нашей прекрасной Родине". Также было решено, что "скаутизм не может и не должен иметь целью, втягивать юные души школьников в политику с ее водоворотом страстей. Политика должна быть чужда юной, еще не окрепшей душе школьника" (См. "Документы первого всероссийского съезда инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом", 1915г.). У скаутов даже была введена своя иерархия, включающая в себя: схему организации скаутских патронирующих обществ; скаутские ранги; схему организации отрядов скаутов.

После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы.

В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга. Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации.

Непременность почтительного отношения к Богу роднит скаутов с другой молодежной организацией России - Российским Христианским Обществом Молодых Людей "Маяк". Общество было зарегистрировано в 1905 году в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан.

По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России работу Общества организовывал имперский чиновник барон П.Н. Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес. Так же как и движения скаутов и соколов, Общество молодых студентов-христиан пользовалось широчайшей поддержкой народа, ведь, не имея государственных дотаций, оно, располагало значительными помещениями, солидным бюджетом и техническими возможностями. Провозглашая целью своей работы, содействие молодежи "в достижении нравственного, умственного и физического развития", Общество всеми силами пропагандировало христианские ценности в светской жизни. В работе Общества в качестве попечителей принимали участие лучшие русские философы того времени. При том, Общество само, будучи общественным, по форме и христианским по культуре, было вне политики. Благотворительные вечера и просветительские лекции, общественно-познавательные занятия и социальные мероприятия, культурно-исторические вечера и научно-популярные чтения - всем этим занималось Общество. Всем, кроме политики. Руководители Общества часто говаривали про свою организацию, что она "представляет из себя для скучающих - клуб с полезными, приятными и нравственными средствами времяпрепровождения, для одиноких - домашний уют и товарищескую семью, для ищущих знаний - неисчерпаемый источник их, для слабых физически - место укрепления здоровья, для слабых духовно - источник бодрости и нравственного самосовершенствования» (из обращения Христианского Союза молодых людей к молодёжи Петрограда, 1917г.). Общество первым в экономической истории новой России стало выполнять роль молодёжной биржи труда, организовывая в своих отделениях для молодежи "бюро для приискания занятий, определяющее и предлагающее места: конторщиков, корреспондентов, писцов, бухгалтеров и помощников их, артельщиков и приказчиков разных специальностей" (См. там же). Важно отметить, что работу предлагалось делать далеко не последнюю, не черную. Все поступления финансов в Обществе были индивидуально-добровольные, мероприятия же - всеобще-бесплатные. Это вызывало особое уважение к рабочим сотрудникам Общества, число которых росло так же стремительно, как и число членов самого Общества. Подавляющая часть Общества работала на общественных началах - бесплатно! Обществу принадлежала также идея агитационных поездов и пароходов, - именно на них проводились просветительские чтения и благотворительные вечера, благодарность за проведение которых молодым христианам высказывал сам Патриарх Тихон: "Христианским Союзом Молодых Людей предпринят ряд мероприятий и учреждений, поставивших своей целью вносить оздоровление в нравственную атмосферу русской жизни, проповедовать Слово Божие и, воздерживаясь от политики, содействовать культурно-просветительному и экономическому благобыту русских людей... В сочувствии всему, что может послужить на духовную и материальную помощь нашему русскому народу, мы преподаем совершителям сего благого дела свое молитвенное благословение, испрашивая им у Господа Его помощи к успешному осуществлению его".

Мировая война стала первой серьезной поверкой для младохристиан и скаутов. Это и понятно - подъем патриотического настроения не мог не передаться молодым: все соколы, скауты и молодые христиане развернули деятельность по созданию санитарных отрядов, госпитальных дружин, отделений международного Красного креста и много другого. И за такой работой, доказывая не на словах, а на деле верность Богу, Родине и Государю, молодежное движение России вошло в водоворот революционных событий.

Большевики, захватившие власть во время Октябрьского переворота, нуждались в молодежи как никакая другая политическая группировка. Партия их была слишком малочисленна для обеспечения собственных претензий на влияние в обществе, а авторитет среди молодежи России вообще был ничтожен. Понимая это руководство большевиков оставлять у своих противников молодежные массы не хотели. Справедливо полагая, что те, в свою очередь, смогут внедрить "...в их умы и сознание понятия об "обществе", "патриотизме"... отвлекая рабочую молодежь хотя бы на время от активного участия в экономической и политической борьбе рабочего класса" (из резолюции VI съезда РСДРП (б)).

И тогда партия большевиков решила создать свою молодежную структуру. В Москве 29 октября 1918 года открылся первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи (29 октября-4 ноября) (Приложение 6). Этот день вошёл в историю страны как День рождения комсомола. Съезд объединил разрозненные молодежные организации в общероссийскую – Российский Коммунистический Союз Молодежи (РКСМ). На съезде были приняты Программа и Устав Союза, избран его руководящий орган–Центральный Комитет (15 членов и 7 кандидатов. Все они были коммунистами). Так в стране впервые была создана молодежная организация нового типа - коммунистическая по целям и задачам, самостоятельная по принципам своей деятельности. Согласно Уставу ВЛКСМ в Комсомол принимались юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет. Таким образом, РКСМ стал первой в истории молодежной организацией, созданной не по инициативе общественности, а по желанию политического руководства государства, то есть сверху. Учрежденный по заданию партии большевиков, РКСМ ориентировался на неё как на свою первую и главную опору. Вскоре комсомол охватил своим влиянием значительную часть молодежи, стал активным помощником и резервом Коммунистической партии. При рождении организация называлась Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ), ленинским стал в 1924-м, а всесоюзным - в 1926 году. Организация большевиков, заявившая о превосходстве своей идеологии перед остальными молодежными организациями, на самом деле никогда и не соревновалась, не пыталась этого делать и даже не пересекалась с ними в работе. Большевики остались одни среди выжженного пространства молодежного движения, уничтожив организации скаутов, социал-демократов и эсеров - все, что уже было создано до них или организовывалось при них. Русское молодежное движение до и после Февральской революции, организовывало для молодых граждан России социальные программы помощи, открывало библиотеки, содействовало помощи раненым, занималось молодежью - той, что была на фронте, в госпиталях, в университетах, в церквях, в деревнях, на производстве - везде. Русское молодежное движение, кто бы в него не входил, всегда было негосударственным - только общественным и всеобще-добровольным.

РКСМ же был частью партийно-государственного аппарата большевиков. Комсомол выработал обширный опыт работы с молодежью. У комсомольцев были свои символы и ритуалы (Приложение 7). С комсомолом были связаны такие формы взаимодействия государства с массовой общественностью, как кружки идейно-просветительской работы, социалистическое соревнование, комсомольская стройка, движение за экономию и бережливость, походы по местам боевой славы, праздники поэзии и военно-спортивные игры. Достоинства этих методических наработок были признаны даже в современной России, когда 10 июня 1998 года Государственная Дума Российской Федерации приняла постановление "О 80-летии комсомольской организации и использовании комсомольского опыта в работе с молодежью". На основе опыта комсомольской работы сегодня разрабатываются все программы молодежной политики. Однако не только политическая, но и социальная функция комсомола (защита молодежи, помощь в решении ее житейских проблем) была поставлена на «консервацию», которая продолжалась более полувека. С этой поры полагалось, что комсомол ничего не должен давать молодежи – помогать ей, защищать ее, ибо «это не профсоюз» и т.п. Наоборот, молодой человек, член союза должен был отдавать организации весь свой ум, все свои силы и энергию, а если потребуется, говорилось в Уставе комсомола, то и жизнь. Далее всю свою историю комсомол выполнял назначение помощника и резерва коммунистической партии, функционировал как организация, прежде всего воспитательная. При этом первейшей задачей было формирование молодежи в духе идейной сознательности, коммунистической убежденности, политической зрелости и преданности «делу партии».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат На тему: «Внешняя торговля в России»
Автономная некоммерческая образовательная организации высшего профессионального образования
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconУрок на тему: «Петр I новатор в истории России»
Приложение Суворова Е. В., учитель истории «моу эммаусская сош» Калининского района. Урок на тему: «Петр I – новатор в истории России»...
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconУрок по теме: чтение текстов в формате егэ на общее понимание прочитанного...
Познавательный аспект: знакомство с организациями и субкультурами в России, Британии
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Правовое регулирование охраны труда в императорской России
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат по истории России на тему «История Плевенской эпопеи»
Для борьбы с Османской империей они не имели ни сил, ни достаточных средств. Объединение усилий балканских народов и России могло...
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат на тему: Чёрные дни в истории Урала и всей России
Первая крупная радиационная катастрофа произошла в Челябинской области на ядерном комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 г
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconМолодёжные субкультуры
Актуальность: в современном мире жизнь молодёжи очень часто связана с субкультурами. В этой работе я хочу разобраться, что же такое...
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений»
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат: На тему: природные ресурсы россии
Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в XX в., в отдельные периоды ее истории экспорт мине­рального...
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат: На тему: природные ресурсы россии
Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в XX в., в отдельные периоды ее истории экспорт мине­рального...
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат по истории науки на тему: «Периодизация истории математики...
Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат по истории на тему «гулаг»
Вот в истории появился и еще один «революционный» парадокс, превративший город Свободный в лагерь заключенных. 3
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconУрок-презентация "Молодежные движения в России и за рубежом"
Воспитание познавательного интереса к предмету, расширяя кругозор об особенностях молодежных культур в России и за рубежом
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconУрок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» учителя моу сош №50 г. Твери Мещеряковой...
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат по истории на тему: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
В этом году исполняется 67 лет со дня Великой Победы нашего народа над фашистскими захватчиками
Реферат по истории на тему: «Молодежные организации России» iconРеферат по истории России Тема: Язычество и христианство Древней Руси Работу
Одной из самых интересных тем в истории России, на мой взгляд, является история верований русского народа в прошлом и сейчас. Язычество,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск