Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России»





Скачать 364.69 Kb.
НазваниеРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России»
страница1/3
Дата публикации10.03.2016
Размер364.69 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3


Образовательное учреждение профсоюзов

высшего образования

«Академия труда и социальных отношений»
Кафедра трудового права
РЕФЕРАТ
для сдачи кандидатского экзамена

по истории и философии науки
на тему: «История правового регулирования охраны труда в России»

Выполнил: аспирант

Дрон П.Я. (ФИО)

Проверил: _________

_____________ (ФИО)

Москва – 2015 год
Оглавление
Введение………………………………………………………….3

Глава 1. Правовое регулирование охраны труда в императорской России…....................…………………………5

Глава 2. Правовое регулирование охраны труда в советский и постсоветский периоды……………………………………..…..13

Заключение……………………………………………………….19

Список источников………………………………………………23

Введение
Человек, живущий на Земле, подвергается различным опасностям. Он может получить травму на производстве, в быту, на отдыхе, при пожаре или переходе улицы и т.д. Поэтому можно сказать, что любая деятельность человека потенциально опасна. 
Опасность для человека может возникнуть только при определенном сочетании обстоятельств и условий, а в дальнейшем привести к травмам и заболеваниям. Сами эти понятия трактуются следующим образом: 
опасность - ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, отрицательно воздействующих на людей и окружающую среду; 
опасная ситуация - это ситуация, при которой создается достаточно большая вероятность возникновения несчастного случая. 
Причинами возникновения несчастных случаев может явиться нахождение человека в опасной зоне и одновременное нарушение правил безопасности, а также стечение целого ряда обстоятельств - сочетание случайного и необходимого. Существует определенная статистически подтвержденная закономерность опасных ситуаций, например, у шахтеров – число гибели людей на каждый миллион добываемой тонны угля и т.п. Исследования показывают, что одному смертельному случаю в России предшествуют 10-30 тяжелых травм, около 100-300 легких (с потерей трудоспособности на один день и более), порядка 1000-3000 микротравм и 10000-30000 опасностей, которые имеются на производстве.

Рассматривая защищенность человека от опасностей и травм, можно отметить, что человеку всегда присущ инстинкт самосохранения. Однако, вместе с тем, число несчастных случаев на производстве постоянно увеличивается, и причиной этому служат следующие обстоятельства:

- рост числа опасностей с развитием техники и сложность противодействия им;

- рост цены ошибки (существует разница между падениями человека с дерева и крыши небоскреба, между ударом каменным молотком по пальцу и ударом электрического тока напряжением 10 кВ);
- адаптация человека к опасностям (ощущение комфорта в автомобиле, движущемся с высокой скоростью) и нарушениям правил безопасности1.

Современный человек может существовать на Земле только за счет своего труда, поэтому труд, как наиболее типичный вид деятельности, служит для него средством удовлетворения жизненных потребностей. Выполняя трудовые операции, человек сам способствует возникновению опасных ситуаций, несущих постоянную угрозу его жизни и здоровью. 
Сейчас в нашем обществе работать – значит получать зарплату за производство товаров и услуг. Поэтому большинство людей трудится на производстве в промышленности, сельском хозяйстве и в различных других отраслях экономики нашей страны. 

Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях, когда жизнь человека, его права и свободы являются высшей ценностью, необходимо обеспечивать, в том числе и правовыми методами сохранение жизни и здоровья. Для успешного правового регулирования вопросов охраны труда необходим тщательный исторический анализ ранее действовавшего трудового законодательства в данной сфере.

Цель работы – исследование правового регулирования охраны труда в России.

Поставленная цель предопределила следующие задачи работы:

- изучить правовое регулирование охраны труда в период XVIII – первой половине XIX вв.;

- рассмотреть правовое регулирование охраны труда в период второй половине XIX – начала XIX вв.;

- охарактеризовать правовое регулирование охраны труда в советский период;

выявить основные достоинства и недостатки правового регулирования охраны труда в указанные периоды и на современном этапе.

Методологическую основу исследования составляют различные методы научного познания, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (сравнение и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция). В неразрывном единстве с основными общенаучными методами использованы и специальные юридические методы: сравнительная характеристика законодательства, историко-правовой анализ.

Теоретическую основу работы составили труды таких исследователей как Васильев Д.А., Карауш С.А., Герасимова О.О., Хохлов А.В. и др. Практическая значимость работы состоит в возможности использования собранных и обобщенных при ее подготовке материалов при написании кандидатской диссертации и в процессе преподавания историко-правовых дисциплин.
Глава 1. Правовое регулирование охраны труда в императорской России

Преобразования Петра I, сделавшие в 1721 году Россию Российской Империей, привели к тому, что в этот период стали создаваться новые районы промышленного производства (Урал и др.). Параллельно с этим в России создавались мануфактуры в легкой промышленности. Для мануфактуры было характерно то, что в отличие от мелкотоварного производства, в ней происходило разделение ручного труда. Работниками на мануфактурах в период правления Петра I обычно становились крепостные крестьяне, которые «приписывались» к заводам и вынуждены были часть года работать на них. Правительство усиленно закрепляло к мануфактурам также «гулящих» людей, «татей». Все это привело к тому, что в петровскую эпоху произошли грандиозные сдвиги в экономике Российского государства.

В период правления Петра I труд на заводах и фабриках, особенно на Демидовских рудниках на Урале, на Путиловском заводе в Петербурге и на многих других, был тяжелым и опасным. Многие люди, уходившие из деревень на заработки, часто на этих заводах погибали, вот почему в народе появилось такое высказывание: «За ремеслом ходить - землю сиротить».

Аналогичная тяжелая ситуация в Российской Империи была в тот период и в крепостных деревнях, где крестьяне работали «от зари до зари». О нормальных условиях труда люди в тот период только могли мечтать.

Высокий травматизм среди крепостных крестьян и рабочих на фабриках и заводах всегда вызывали озабоченность прогрессивных людей, которые ставили перед собой вопрос: «Как обеспечить безопасные условия труда»? В тот период исторического развития страны сделать это было непросто. Остро стояли также вопросы защиты прав работников, т.к. работниками на фабриках и заводах, кроме приписанных крепостных крестьян, были и «гулящие» люди: бродяги, уголовники, беглые2.

Первое законодательное ограничение продолжительности рабочего времени было осуществлено в принятом 5 апреля 1722 года в «Регламенте об управлении адмиралтейств и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при адмиралтействе обретающихся». Продолжительность рабочего дня устанавливалась весной и летом в 13,5 часов, с 4 часов утра до 7–8 часов вечера, с часовым и двухчасовым перерывами на обед и отдых. Зимой, когда нет «нужного дела», работники отдыхали.

Для поддержания трудовой дисциплины «Регламент» определял специальный штат надсмотрщиков, в обязанность которых входило наблюдение за точным исполнением «Регламента» и исправной работой. Надсмотрщикам также вменялось в обязанность «ленивых бить тростью».

Правительство Петра Великого указом от 20 января 1724 года установило размер минимальной заработной платы: «мужику» в летнее время — 5 копеек, в зимнее — 4 копейки в день. Тем же указом запрещалась дискриминация в оплате труда — он предписывал «давать во всех местах равно».

2 сентября 1741 года правительство Анны Леопольдовны издало «Регламент» и «Работные регулы» суконным и каразейным фабрикам.

«Регламент» предписывал строить промышленные здания по возможности прочными и безопасными от пожара, поддерживать чистоту в цехах. Предусматривалось также надлежащее отопление и освещение фабричных зданий, удобное расположение станков, оплата простоя и прогулов по вине предпринимателей «без оговоров, немедленно и исправно», устройство для рабочих госпиталей, обеспечение их спецодеждой.

«Регулы» закрепляли 17-часовой рабочий день летом, и 16-часовой — зимой. Заработная плата должна была выдаваться рабочим еженедельно в размере 75%, а в конце месяца производиться полный расчет. Неявка на работу без уважительных причин подлежала наказанию: в первый раз вычетом из заработка за прогульные дни в одинарном размере, во второй раз — в двойном размере и сверх того – наказанию батожьем. Опаздывающие на работу в первый раз получали «сильный выговор»; при вторичном опоздании «штрафовались неотменно». Наказанию работники также подвергались за неподчинение хозяйской власти и выпуск «товару с повреждениями». Но при этом администрации предприятия рекомендовалось «ни в чем не обижать и не оскорблять» рабочих.

Промышленник в случае, если «работники его смуту учинили», имел право обратиться за помощью к военным властям. Если жертвой «непристойного мучения» становились работники, то им следовало «бить челом в судебных местах и ждать решения из того места, куда прошение подано». Суд мог признать промышленника виновным и наложить на него «немалый штраф»3.

Одним из первых, кто начал рассматривать в России безопасность проводимых работ, был выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Еще в 1742 году он в своем труде «Первые основания металлургии или рудных дел» рассмотрел различные вопросы безопасности и гигиены труда «горных людей», организацию их труда и отдыха, надежность креплений грунта, безопасность переходов по лестницам, рациональность рабочей одежды. Также им были рассмотрены и многие другие вопросы безопасности труда, которые остро стояли тогда при производстве опасных работ.

К середине 19-го века (отмена крепостного права и иные реформы в Российской Империи) все существовавшее тогда в России трудовое законодательство было сведено к двум нормативным актам: Положению от 1835 года «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми» и Положению 1845 года «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет». Первое положение носило общий характер и касалось оброчных крестьян, когда хозяин отпускал их для работы на фабрику. Второй акт запрещал назначать работу с 12 часов ночи до 6 часов утра для работающих на фабриках малолетних. Эти два положения стали зачатками будущего трудового законодательства в Российской Империи4.

В другом нормативном акте дореформенного периода — высочайше утвержденном 7 августа 1845 года Положении Комитета Министров «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее двенадцатилетнего возраста», была сделана попытка ограничить труд малолетних. «Местное начальство» должно было обязать подписками фабрикантов, чтобы те не назначали малолетних в ночную смену (с 12 часов ночи до 6 часов утра).

Анализируя положения 1835 и 1845 гг., Л.Н. Нисселович пришел к выводу, что эти акты являются первыми русскими фабричными законами5. Однако в действительности эти акты носили скорее декларативный характер — они не содержали санкций за их неисполнение, не предусматривали создание специальных надзорных органов. Указанные положения лишь приближенно регулировали отношения между работником и работодателем. Однако при этом они имели прогрессивное значение для формирования российского фабричного (трудового) законодательства.

Правовое регулирование трудовых отношений не свойственно феодально-крепостническому типу хозяйствования и возникает лишь при зарождении капиталистического производства. В специфических российских условиях появление первых предприятий буржуазного типа шло параллельно с усилением крепостного права (реакционно-крепостнические законы Екатерины II). Это не могло не сказаться на характере складывающейся традиции правового регулирования труда. Российскому фабрично-трудовому законодательству на протяжении всей истории его существования не удалось в полной мере преодолеть такие пережитки крепостничества, как мощный административно-полицейский диктат, неприятие каких-либо форм коллективно-договорного регулирования труда, несовершенство системы построения норм.

В этот же период времени в Российской Империи была сделана одна из первых попыток на государственном уровне провести анализ травматизма со смертельным исходом. Так в 1843 году в журнале Министерства внутренних дел Российской Империи была опубликована статья «Смертность от неосторожности, исчисленная по всей России за 1842 г.». Среди семи главных категорий причин (производственные и бытовые) гибели людей были названы:

а) утопленники;

б) погибшие от ушиба;

в) раздавленные;

г) замерзшие;

д) угоревшие;

е) неосторожно застрелившиеся;

ж) опившиеся.

Как видно из приведенных данных, травмы, связанные с производством, как правило, приходились на категории «б» и «в». Параллельно с этим анализировались причины гибели людей по виду их деятельности, чем они занимались, где проживали, делался анализ травматизма по пропорции отдельных группировок к общему числу «всех смертей от неосторожности» и т.д. К сожалению, это была единственная попытка со стороны государства провести такой анализ травматизма в тот период времени. В дальнейшем такого анализа до начала 20-го века в России не делалось6.

В 1859 г. была образована временная комиссия при столичном генерал-губернаторе для подробного осмотра всех фабрик и заводов Санкт-Петербурга. Комиссия вскрыла наиболее злостные формы эксплуатации труда рабочих. Результаты работы Петербургской комиссии вызвали такой общественный резонанс, что вскоре, уже на государственном уровне, была создана комиссия А.Ф. Штакельберга, члена совета Министерства внутренних дел.

Комиссия Штакельберга, обратившись к изучению быта рабочих по всей стране, нашла что «рабочие находятся в жалком положении» и приступила к составлению нового Промышленного устава. При подготовке устава, комиссия широко использовала материалы по «рабочему вопросу» первой половины XIX века – проект правил для фабричных рабочих А.А. Закревского7, «соображения» графа Буксгевдена «О мерах к отвращению беспорядков в содержании рабочих и ремесленников», решения Мануфактурного совета.

Проект Промышленного устава, впервые опубликованный 7 декабря 1860 года, предполагал: 1) ограничение труда малолетних (дети до двенадцати лет к работе не должны были допускаться, ночная работа несовершеннолетних запрещалась); 2) исключение из «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» статьи 1865, карающей рабочих за неповиновение хозяевам, также как и «за неподчинение властям, законом установленным», т.е. предусматривающей наказание вплоть до смертной казни; 3) обязательное заключение словесного или письменного договора сторон; 4) соблюдение «особых мер предосторожности» на фабриках; 5) «призрение увечных рабочих» за счет средств фабрикантов; 6) наделение рабочих и предпринимателей правом создавать «промышленные общества»; 7) образование государственного инспектората для надзора за соблюдением законодательства; 7) учреждение промышленных судов для разрешения споров между сторонами.

Как видим, проект комиссии Штакельберга регламентировал почти все стороны трудовых отношений. Он предполагал создание в Российской империи высокоразвитой и эффективной системы правового регулирования труда, свободной от анахронизмов феодального права.

Проект комиссии Штакельберга был встречен русскими фабрикантами крайне недружелюбно. Особенно фабрикантов не удовлетворяли пункты: о работе малолетних, отмене уголовного преследования рабочих за неповиновение хозяевам и предлагаемая проектом система надзора. Свою оппозицию предприниматели основывали на том, что реализация предложений комиссии Штакельберга создаст условия, при которых, «лишаясь заработка, дети не принесут своим родителям никакого материального пособия и будут пребывать во вредной для их возраста праздности», а «учреждение инспекции <...> послужит поводом к злоупотреблению и только увеличит число жалоб». Вопрос об исключении ст. 1865 из Уложения о наказаниях фабриканты вообще отказались рассматривать, пока существует требование закона 1835г. об объявлении за две недели рабочему о его досрочном увольнении.8

Решающую роль в споре о проекте Штакельберга сыграло Министерство финансов. Принятие таких установлений, как неоднократно докладывалось министерством императору, полностью дезорганизует отечественную промышленность. Доводы Министерства финансов сочли разумными и изъяли из утвержденного в 1862 г. «Устава о промышленности» нормы, ограничивающие детский труд, предусматривающие создание промышленных обществ, учреждающие фабричную инспекцию и промышленные суды. Уголовное преследование рабочих за неподчинение своим хозяевам было сохранено. Комиссия А.Ф. Штакельберга была упразднена как выполнившая свою функцию9.

Основным периодом формирования фабричного законодательства в России явился период с 80-х годов 19-го века и до начала 20-го века. В этот период делаются первые попытки регламентировать на государственном уровне отношения между рабочими и промышленниками. В большинстве своем они носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению. За этот период в России было принято девять законов, касающихся трудовых правоотношений, которые составили фундамент промышленного (рабочего) права. Например, первый закон от 1 июня 1882 года «О малолетних работающих на фабриках, заводах и мануфактурах», положивший начало фабричному законодательству в Российской Империи, позволил начать охрану труда самых социальных незащищенных слоев: малолетних и женщин. Согласно этому закону было запрещено применение на фабриках и заводах труда детей, не достигших 12-ти лет. В нем были установлены следующие нормы:

  1. Дети, не достигшие 12-летнего возраста, к работе не допускаются.

  2. Малолетние в возрасте от 12 до 15 лет не могут быть занимаемы работой более 8 часов в сутки.

  3. Запрещается работа детей до 15 лет в праздничные и воскресные дни.

  4. Не допускается работа несовершеннолетних до 15-летнего возраста на изнурительных и вредных производствах.

  5. Для надзора за соблюдением данного закона при Департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов учреждается фабричная инспекция.

Этот нормативный акт ограничивал труд несовершеннолетних только в крупной и средней промышленности. Действие закона не распространялось на ремесленное производство, сельскохозяйственные работы, а также на сферу быта и услуг. Для надзора за выполнением закона была учреждена фабричная инспекция (20 инспекторов на 17 тысяч предприятий).

Следующий закон от 12 июня 1884 года «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» рекомендовал и обязывал хозяев открывать школы при фабриках и заводах для повышения образовательного уровня малолетних работников.

Закон от 3 июня 1885 года «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках» прописывал ограничения по применению труда несовершеннолетних и женщин в ночной период времени10.

3 июня 1885 г. был принят закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». Этот акт, вступивший в силу 1 октября 1885 г., запрещал ночные работы женщинам и подросткам до 17 лет на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Действие акта ограничивалось тремя годами, затем министр финансов, по соглашению с министром внутренних дел, должен был «вынести по ночной работе подростков и женщин окончательные предложения».

Введение закона 3 июня 1885 г. в действие вызвало волну стачек среди рабочих. Так как ночные работы для женщин были запрещены, фабриканты перевели в ночную смену всех работающих мужчин. Мужчины заявили по этому поводу протест и стали требовать отмены этого «несправедливого узаконения».11 Однако законодатель не пошел на это. Наоборот, положения законов 1882 и 1885 гг. были сведены воедино 24 апреля 1890 г. актом «Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения». Нормы, запрещающие труд подростков и женщин в ночное время, приобрели постоянный характер и были распространены на все виды производств, включая и ремесленное.

Закон 1886 года, принятый сразу после Морозовской стачки, определял условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности, запрещал взимание штрафов свыше 5% с рубля. Сами штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самим рабочим. Законом 1897 года ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня на предприятиях в России: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 часа. Другие законы из этого пакета также внесли свою лепту в становление Российского законодательства в области охраны труда.

В конце ХIХ столетия почти половина наемного пролетариата в России (45,6%) приходилась на молодежь до 23-летнего возраста. Почти две трети всех подростков приходили на завод, фабрику, другие отрасли, не достигнув 15 лет, а одна треть - и 12-летнего возраста. В машинном, особенно ткацком производстве, было много видов работ, с которыми вполне могли справиться дети. Однако за одну и ту же работу наниматель платил подростку меньше, чем взрослому.

Несмотря на принятое в России законодательство, тяжелый и изнурительный труд, высокий производственный травматизм заставляли рабочих и крестьян бороться за свои права. Это особенно проявилось при создании и становлении социал-демократического движения в России. Уже на II съезде РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия), состоявшемся в 1903 г., была принята первая Программа партии, которая гласила: "… В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также и в интересах развития его способности к освободительной борьбе партия требует: ограничения рабочего дня восемью часами в сутки для всех наемных рабочих; установление законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 42 часов для наемных рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства; полного запрещения сверхурочных работ; воспрещения ночного труда (от 9 часов вечера до 6 часов утра); воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет) и ограничения рабочего времени подростков (16-18 лет) шестью часами. …».

В вышедшем в конце 1914 года 11 томе нового издания Свода законов Российской империи «Устав о промышленности» был разделен на два устава: «Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной» и «Устав о промышленном труде». Издание «Устава о промышленном труде» подытожило развитие отечественного дореволюционного фабричного законодательства.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений»
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...

Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений»
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по философии права на тему:...
Сущность и история развития организации труда вахтовым методом
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы...
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по «Истории и философии экономической науки»

Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
...
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconТребования к написанию реферата по курсу «история и философия науки» реферат
Реферат по истории и философии науки является письменной, самостоятельной творческой работой и является обязательным для аспирантов...
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки...
В основу написания научного реферата положены базовые законы, принципы, и категории философии и диалектики: «переход от количественного...
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconТемы рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена...
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconРеферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине...
Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского...
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconПо истории соответствующей отрасли науки
Порядок подготовки и требования к оформлению реферата для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconИнструкция по подготовке и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки
Минобразования №697 от 17. 02. 2004г. «Об утверждении программ по философской и исторической частям дисциплины «История и философия...
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconРасписание сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки

Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011
...
Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки на тему: «История правового регулирования охраны труда в России» iconТемы рефератов по истории психологии для сдачи кандидатского экзамена...
Развитие психоаналитического направления в работах К. Хорни, Э. Фромма и других исследователей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск