Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 72.56 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации23.11.2014
Размер72.56 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

______________А.Г. Иванова

«23 » сентября 2011г.

ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

10.02.04 ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ

Оренбург - 2011 г.

Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Автор _________/ Н.А. Шехтман, доктор филологических наук, профессор

Программа одобрена на заседании кафедры теории и практики перевода

от «23» июня 2011г., протокол № 10

Согласовано:

Зав. кафедрой _______________________ / И.А. Горбачева

Начальник УАДиПК____ ______________/ О.М. Мысенко

Цель кандидатского экзамена по специальности 10.02.04 Германские языки состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями ученой степени кандидата наук знаний, касающихся важнейших проблем теории и истории германских языков, а также истории лингвистических учений.

Подготовка к экзамену в индивидуальном порядке может включать написание реферата, проведение зачета по отдельным разделам программы и проблеме диссертации. Проверка языковой компетентности включает в себя умение анализировать тексты разных периодов развития языка.

Отличительные особенности грамматического строя английского языка. Синтетические элементы и развитие корневых и агглютинативных элементов. Инкорпорация.

Части речи. Принципы их определения.

Морфология английского слова.

Система имени. Падеж. Притяжательные конструкции. Число. Теория артикля. Аналитические формы степеней сравнения.

Местоимение. Проблема их классификации.

Глагол. Вид и время. Проблема временной соотнесенности. Залог. Наклонение. Коммуникативная перспектива высказывания.

Семантическая структура предложения. Актанты. Предложение и словосочетание. Предложение и высказывание.

Члены предложения. Теория сложного предложения.
Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Бархударов Л.С. Структура простого предложения. М. 2008.

  2. Блох М.Я. A course in theoretical English grammar. М. 2003.

  3. Есперсен О. Философия грамматики. М 2002.

  4. Иванова И.П. идр. Теоретическая грамматика современного английского языка. М. 1981.

  5. Кобрина Н.А. и др. Теоретическая грамматика современного английского. М. 2007.

  6. Кубрякова Е.С. Части речи с точки зрения когнитивного подхода. М. 1997.

  7. Смирницкий А.И. Морфология английского языка. М. 1959.

  8. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. М. 2007.

  9. Якобсон Р. Нулевой знак //Избранные работы. М. 1985.

  10. Illish B. The structure of modern English/ V/ 1971.

  11. Iofik L.L et al. Readings in the theoty of English grammar.L/ 1981

Дополнительная:

  1. Слюсарева Н.А Проблема функционального синтаксиса современного английского языка. М.1981.

  2. Филлмор Ч. Дело о падеже. НЗЛ, Х!. М. 1981.

  3. Чейф У. Значение и структура языка. М. 2003.

 

Вопросы кандидатского экзамена

по специальности 10.02.04 Германские языки

Общее языкознание

  1. Системоцентрическая парадигма в лингвистике: современные модификации взгляда на язык как систему.

  2. Лингвистический антропоцентризм: истоки, концептуальные установки, ключевые понятия, структура научной парадигмы.

  3. Лингвистическая прагматика и коммуникативно-прагматический аспект изучения языка.

  4. Языковая личность в статике и динамике; методы ее изучения.

  5. Концептуальная и языковая картины мира в их соотношении.

  6. Функциональный аспект изучения языка в лингвистике ХХ века.

  7. Пути развития науки: от этнолингвистики к лингвокультурологии.

  8. Современная социолингвистика, ее проблемы и методы.

  9. Когнитивная лингвистика новое направление науки конца ХХ века.

  10. Сопоставительно-типологическое изучение языков; контрастивная грамматика и лексикология.

  11. Методология (эпистемология) языкознания: предмет, метод, метаязык; парадигмальный принцип научного знания.

  12. Психолингвистика: проблемы и методы.

  13. Теория языкового содержания А.А.Потебни и современные концепции соотношения значения и смысла.

  14. Структурные типы грамматических значений.

Семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  1. Слово как единица лексической системы, системные группировки слов по содержательным и формальным признакам.

  2. Слово в антропоцентрической парадигме, его функциональные потенции, роль в процессах концептуализации мира и экспликации языковой личности.

  3. Лексическое значение слова: история разработки понятия, базовые характеристики, аспекты изучения.

  4. Структура лексического значения. Лексическое значение и коннотации, виды коннотаций. Отражение структуры лексического значения в словарях различных типов.

  5. Семантическая структура слова. Многозначное слово в языке и речи. Типы лексических значений (основные и дополнительные). Коммуникативная перспектива типов лексических значений.

  6. Системный характер лексики. Виды системных связей, их экспликация в словарях различных типов и в текстовых построениях.

  7. Парадигматические связи слов в лексике. Основные типы лексических парадигм. Лексическая синонимия в системе и тексте. Современные подходы к лексикографическому описанию синонимов.

  8. Активные процессы в современной лексике, их интра- и экстралингвистическая обусловленность, отражение в словарях разных типов.

  9. Основные методы лексического анализа и аспекты анализа лексической структуры текста.

  10. Ассоциативная структура слова, его ассоциативное поле. Отношение ассоциативных связей к системным и функциональным характеристикам слова, роль ассоциативных связей в текстообразовании.

  11. Английская фразеология. Фразеологическое значение. Классификации фразеологизмов. Крылатые слова. Принципы лексикографического описания фразеологизмов.

Морфемика и словообразование

  1. Морфема, формант, морфемный состав и словообразовательная структура слова. Типы морфем. Типы основ.

  2. Словообразование в его отношении к лексике, морфологии и синтаксису. Синхронное и диахроническое словообразование. Понятие продуктивности. Словообразовательная мотивация и ее виды.

Морфология. Функциональная грамматика

  1. Части речи. Принципы и проблемы их классификации. История их изучения.

  2. Грамматические категории как система морфологических оппозиций. Типы грамматических категорий.

  3. Имя. Основные категории и их взаимосвязи. Грамматические классы имен.

  4. Глагольный вид и аспектуальность.

  5. Грамматическая категория времени и поле темпоральности.

  6. Местоимение. Различные классификации местоимений. Связи местоимений с другими частями речи. Функции местоимений в коммуникативном акте / тексте. Современные подходы к изучению местоимений.

  7. Наречие. Вопрос о словах категории состояния.

  8. Вводно-модальные слова. История изучения этих классов слов. Их связи друг с другом и с иными частями речи.

  9. Служебные части речи. Их классификация и функции. Новые лексикографические подходы к описанию служебных слов. Зона переходности между знаменательными и служебными частями речи.

Синтаксис и текстообразование

  1. Понятие синтаксической единицы. Взаимосвязи синтаксических единиц разных уровней.

  2. Предложение как единица синтаксической системы. Соотнесенность предложения с другими синтаксическими единицами. Аспекты устройства и описания предложения. Теория предикативности. Принципы изучения и классификации простого предложения в формально-структурном аспекте.

  3. Предложение в коммуникативно-функциональном аспекте. История и современное состояние теории актуального членения предложения. Предложение и высказывание. Предложение и текст.

  4. Основные направления в изучении семантической структуры предложения.

  5. Модальность предложения. Роль теории речевых актов в изучении модального смысла предложения.

  6. Учение о словосочетании. Сочинительная и подчинительная связи слов. Типология словосочетаний. Координация как особый вид синтаксической связи.

  7. Учение о сложном предложении. Различные типологии сложного предложения, их сильные и слабые стороны. Проблема бессоюзного сложного предложения. Сложное предложение и текст.

  8. Текст как объект лингвистического исследования. Синтаксические системы языка, речи и текста. Сложное синтаксическое целое. Абзац. Связи текстообразования с синтаксисом, морфологией, стилистикой.

Стилистика. Язык художественной литературы. Культура речи

  1. Функциональная и стилевая дифференциация русской речи. Направления и аспекты стилистических исследований. Понятие стилистической маркированности языковых единиц. Функциональная стилистика ее основные понятия. Функциональный стиль и речевой жанр. Функциональные разновидности современного английского языка.

  2. Социальные диалекты и социальная диалектология. Разговорная речь и просторечие. Их разновидности, лингвистические особенности, взаимодействие и отношение к литературному языку.

  3. Язык художественной литературы. Современные направления исследования художественного текста.

  4. Основные направления и идеи исследования художественной речи (В.В.Виноградов, М.М.Бахтин, Пражский лингвистический кружок, структурализм и др.).

  5. Актуальные проблемы культуры речи. Современная языковая ситуация и речевое поведение языковой личности.

История английского литературного языка

  1. Вопрос о происхождении английского литературного языка.

  2. Периодизация его истории.

  3. Культурно – языковая ситуация на британских островах в 5-11 вв.

  4. Происхождение английского литературного языка

  5. Принципы периодизации английского литературного языка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной практики министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального...
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМагистрской диссертации
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное...
В. од. 3 «причины и предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности»
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное...
Использование шин и шинопроводов на электрических станциях и подстанциях и их выбор
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство здравоохранения российской федерации n 1630н министерство...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск