Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора





Скачать 414.22 Kb.
НазваниеПеревозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора
страница1/3
Дата публикации28.11.2014
Размер414.22 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ПЕРЕВОЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРЕВОЗСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

Принята УТВЕРЖДЕНА

на методическом совете приказом директора

Протокол № 1 МБОУ ДОД

от «01» октября 2013г. «Перевозский ДЮЦ»

№ 207 -ПД от 03.10.2013г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музееведение»

детского объединения

«Крот»

(11 -16 лет)

(на 2 года)
Составитель:

Педагог дополнительного

образования

Буканова Елена Дмитриевна

Перевоз

2013

Пояснительная записка
Изучение курса “Музееведение” представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал.

Кроме того, курс “Музееведение” востребован и с практической точки зрения: на базе школ Перевозского района действуют школьные музеи и краеведческие уголки, а в г. Перевоз открыто муниципальное бюджетное учреждение культуры Перевозского муниципального района Нижегородской области «Перевозский районный Музейно-выставочный центр». Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.

Дополнительная образовательная программа «Музееведение» - одна из форм историко-краеведческой работы. Программа способствует возрождению духовности, развитию творческих способностей у детей, дает дополнительные знания школьникам по истории своего края, обычаям, культуре в соединении с воспитанием патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее нашей Родины, формирует у воспитанников потребность сохранить исторические материалы и культурные ценности.

Программа предназначена для учащихся 5-10-х классов школ Перевозского района. Срок реализации программы - два года. Время, отведенное на 1 год обучения - 144 часа, 2-й год обучения - 216ч. Практические занятия составляют 25% от общего учебного времени. Режим работы для групп 1 года обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа, для 2 года обучения – 3 занятия в неделю по 2 часа.

Цели курса:

  • познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

  • усвоить первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;

  • побудить учащихся к созидательной деятельности;

  • способствовать ещё большему расширению кругозора школьников и социализации личности, их плодотворной работе над проектами гуманитарного направления, выявлению одаренных детей, способных к исследовательской работе в области истории.


Задачи курса:

  • составить целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

  • исследовать на практике собственные познавательные интересы, способности;

  • интегрировать полученные знания на качественно новом уровне;

  • научиться исследовательскому методу работы с историческими материалами;

  • научиться ценить историю родного края;

  • гордиться своей малой Родиной и своим Отечеством.

Формы и методы преподавания. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.

В основу реализации программы курса “Музееведение” положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставки). Такой метод преподавания позволит школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа).

Учебно-тематический план 1 года обучения


№ п\п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

2

Тема 1. Исторический музей в современном обществе. Его роль и социальные функции.

8

6

2

3

Тема 2. Исторические сведения о родном крае.

28

24

4

4

Тема 3. Культурно-образовательная деятельность музеев.

102

74

28

5

Тема 4. Менеджмент и маркетинг в музейном деле.

2

2

-

6

Подведение итогов.

Зачет.

2

-

2

Итого:

144

108

36


Содержание курса 1 года обучения

Введение (2 ч.)

Роль экскурсии. Виды туризма и экскурсионной деятельности. Проблемы и совершенствование. Требования к профессиям: руководитель, консультант, водитель, экскурсовод, гид и др. Способы привлечения туристов в места отдыха. Виды сервиса.

Тема 1. Исторический музей в современном обществе. Его роль и социальные функции. (8 ч.)

Типы музеев. Название, профиль музея. Перечень музеев в родном крае. История создания музеев в родном крае. Содержание музея. Документация музея. Экспозиции в музее. Этапы экскурсионного движения по залам музея. Посещение музеев родного края. Показ видеофильма о музеях. Статус музея. Этапы создания музея. Учет, хранение экспонатов музея. Основные и вспомогательные фонды музея. Лучшие музеи России. Известные коллекционеры. Основатели музеев. Экскурсии в музеях. Современное состояние музейного и экскурсионного дела. Проблемы. Перспективы.

Знания:

- овладеть знаниями об истории музеев, типах музеев, особенностях экскурсионной деятельности в музеях. Знать перечень музеев в крае.

- овладеть знаниями об известных людях, коллекции которых легли в основу музеев.

- перечислять лучшие музеи мира, России, края, проблемы и перспективы музеев, владеть знаниями об истории музеев.

Умения:

- сравнивать экспозиции музеев.

- помогать оформлять стенды и экспозиции в школьных музеях

- использовать собранный материал в оформлении стендов и экспозиций музеев.

Тема 2. Исторические сведения о родном крае. (28 ч.)

Географическое положение родного края. Строение поверхности. Растительный и животный мир. Охрана природы. Климат. Природные ресурсы, их использование и охрана. Основные исторические вехи края. Особенности быта, образа жизни населения края. Традиции, обычаи, обряды родного края. Искусство. Живопись. Театр. Архитектура. Народные и художественные промыслы. Замечательные люди края. Возможные пешеходные экскурсионные маршруты края. Показ видеофильма об истории родного края. Составление эссе, рефератов по теме «Я знаю свой край». Культура. Литература. Архитектура. Известные люди края. Составление эссе, рефератов по теме «Знаток своего края». Население. Промышленность края. Экономическое и культурное развитие края. Населенный пункт в годы войны. Социальная политика. Спортивные сооружения. Топонимика. Люди, прославляющие край. Составление эссе и рефератов по теме «Мой удивительный край». Символы родного края. Основные исторические события.

Знания:

- формировать основные знания (географические, исторические и др.) о родном крае.

- формировать основные знания об экономике края.

- формировать основные знания об исторических событиях края.
Умения:

- работать с картами, отвечать на заданные вопросы, пользоваться раздаточным и демонстрационным материалом.

Тема 3. Культурно-образовательная деятельность музеев. (102 ч.)

Функции экскурсии. Признаки экскурсии. Особенности показа во время экскурсии. Особенности рассказа во время экскурсии. Классификация экскурсий по содержанию: обзорные и тематические (производственные, литературные, природоведческие и т.д.). Классификации экскурсий по продолжительности. Содержание экскурсии. Классификация экскурсий по составу экскурсионной группы. Классификация экскурсий по месту проведения. Определение цели и задач экскурсии. Образовательное и воспитательное значение экскурсии. Составные части экскурсии. Классификации экскурсий по способу передвижения. Классификация исторических экскурсий: историко-краеведческие, археологические, военно-исторические, биографические и др. Учебно-тематические экскурсии. Классификации экскурсий по форме проведения. Реклама. Культура обслуживания. Практические занятия на местности.

Основные методические приемы показа. Прием предварительного осмотра. Прием локализации событий. Основные методические приемы рассказа. Экскурсионная справка. Описание. Прием соучастия. «Портфель экскурсовода». Основные требования экскурсионной методики. Панорамный показ. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Прием абстрагирования. Прием интеграции. Приемы рассказа. Сталкивание противоречивых версий. Климактерический прием. Антиклимактерический прием. Прием литературного монтажа. Основы речи. Публичная речь. Общение. Цитирование. Голос. Высота голоса. Пауза. Выразительность. Передача чувств в интонациях. Тембр. Грамматическая правильность. Точность. Уместность. Основные методические приемы показа экскурсионных объектов, архитектурных памятников. Прием зрительного монтажа. Прием зрительного сравнения. Прием зрительной аналогии (ассоциации). Основные методические приемы рассказа. Вопрос – ответ. Объяснение. Персонификация. Прием проблемной ситуации. Искусство риторики. Теория риторики. Психология речи. Зачин. Великие ораторы всех времен и народов. Движение в экскурсии. Практические занятия на местности. Методические приемы показа. Прием переключения внимания. Прием движения. Показ мемориальной доски. Методические приемы рассказа. Ссылка на очевидцев. Прием заданий. Новизна материала. Дискуссионная ситуация. Прием отступления. Прием индукции. Прием дедукции. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.

Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы экскурсии. Изучение литературных, архивных, статистических источников информации. Составление карточек об объектах. Знакомство с материалами музеев. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление маршрута. Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Определение методических приемов. Утверждение текста экскурсии. Основные этапы создания текста экскурсии. Комплектование «Портфеля экскурсовода». Утверждение текста экскурсии.
Знания:
- овладевать знаниями о функциях, методах показа и рассказа, различать классификации экскурсии по теме и продолжительности.

- закреплять знания в области классификаций экскурсий по составу экскурсионной группы и месту проведения экскурсии.

- овладевать знаниями о цели и задачах экскурсии, классифицировать экскурсии по способу передвижения, исторической теме.

- классифицировать экскурсий по форме проведения экскурсии, перечислять содержание материалов уголка экскурсанта.

- расширять и закреплять свои знания в области методики проведения экскурсий.

- формировать основные знания по составлению экскурсии.
Умения:
- осмыслять новый материал, отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу.

- составлять сложные предложения, строить логические переходы при рассказе об объектах.

- осмысленно воспроизводить новый материал.

- различать классификации по форме проведения.

- совершенствовать умения показа и рассказа при проведении экскурсий.

- составлять карточки об объектах.

- находить главное из большого объема информации для составления текста экскурсии, составлять «Портфель экскурсовода».

Тема 4. Менеджмент и маркетинг в музейном деле. (2 ч.)

Перспективный план. Фандрейзинг. PR. Маркетинг.

Учащиеся должны знать:

  • стадии разработки перспективного плана;

  • два стратегических направления маркетинга.

Учащиеся должны уметь:

  • грамотно проводить PR-кампании;

  • адекватно оценивать музейную аудиторию.

Итоговое занятие. Подведение итогов курса (2 часа)

Зачет. Проведение учащимися экскурсий по созданным ими экспозициям.

Учащиеся должны знать:

  • механизм проведения экскурсий;

  • правила поведения экскурсовода.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

  • строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.


Учебно-тематический план 2 года обучения


№ п\п

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

2

Тема 1. Исторический музей в современном обществе. Его роль и социальные функции.

8

8

-

3

Тема 2. Возникновение первых российских музеев.

12

10

2

4

Тема 3. Музеи мира.

96

90

6

5

Экскурсия в Вадский историко-краеведческий музейно-выставочный центр.

2

2

-

6

Специфика школьного исторического музея.

2

2

-

7

Тема 4. Исследовательская деятельность исторических музеев.

6

4

2

8

Тема 5. Фонды музея.

4

4

-

9

Тема 6. Основные направления фондовой работы.

14

6

8

10

Тема 7. Музейная экспозиция. Научная подготовка.

14

6

8

11

Экскурсия в МУК Шатковский районный историко-краеведческий музей.

2

2

-

12

Тема 8. Культурно-образовательная деятельность музеев.

40

16

24

13

Тема 9. Менеджмент и маркетинг в музейном деле.

4

2

2

14

Экскурсия в с. Вельдеманово на родину Патриарха Никона (посещение мемори-ального комплекса: часовни, святого источника, купели, церкви).



4

4

-

15

Подведение итогов. Зачет.

2

-

2

16

Экскурсия в филиалы МУК Бутурлинский исторический музей.

2

2

-

17

Экскурсия в Дальнеконстантиновский исторический музей.

2

2

-

Итого:

216

162

54

Содержание курса 2 года обучения
Введение (2 ч.)

Учащиеся должны вспомнить материал, полученный годом ранее. Предмет и задачи курса. Понятия: музей — музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура курса.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconДополнительного образования детей «детско-юношеский центр» павлоградского...
Дополнительного образования детей «детско-юношеский центр» павлоградского муниципального района омской области
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconОбразовательная программа «я-россиянин»
Дополнительного образования детей «детско-юношеский центр» павлоградского муниципального района омской области
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку «Наши друзья животные»
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Павлоградского муниципального...
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconО проведении IV детских Рождественских чтений
Управление образования, молодежной политики и социально-правовой защиты детства администрации Перевозского муниципального района...
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconГ. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом
Программа: Биология 5-11 классы. Для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009г
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconВикторина проводится гоу дод «Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры»
«Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры» с целью организации деятельности обучающихся младших классов по изучению...
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconГ. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconПриложение к публичному докладу
Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр №14»
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconТематическое планирование занятий в рамках программы факультативного...
Автор О. А. Самарова, заведующая методико-информационным кабинетом управления образования, молодежной политики и социально-правовой...
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconПрограмма принята на педагогическом совете мбоу«Шоркасинская сош»
Приказом директора мбоу «Шоркасинская сош» Канашского района чр от 30. 08. 2014 г. №100-А
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconСогласовано: Директор мбоу дод дюц г. Шарыпово
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «детско-юношеский центр»
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconОбразовательная программа на 2013-2018 учебный год
...
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconДоклад муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного...
Вашему вниманию предлагается публичный доклад об основных итогах деятельности муниципального автономного образовательного учреждения...
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconГородской детско-юношеский центр физической культуры и спорта как...
Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей...
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconРуководство проведением Акции Общее руководство подготовкой и проведением...
Положению о проведении X всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» (далее Акция) Государственное бюджетное образовательное...
Перевозского муниципального района нижегородской области «перевозский детско-юношеский центр» Принята утверждена на методическом совете приказом директора iconРабочая программа Малиной Елены Анатольевны учителя первой квалификационной...
Принята на заседании педсовета Утверждена приказом (протокол от 26. 06. 13 №14) директора от 26. 06. 13 №98


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск