Скачать 250.31 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» ПАВЛОГРАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю: заседании № «____» методист МКОУ ДОД «ДЮЦ» Директор МКОУ ДОД «ДЮЦ» методического совета О.А. Пышненко ____________ Н.Н. Недолба ______________ «____»_________2013г. «___» ________________2013г. «_____»______________2013 Общеобразовательная программа « Я-РОССИЯНИН » (Патриотическое воспитание ) Возраст детей: 11-14 лет Срок реализации: 1 год Составитель: педагог дополнительного образования Горгуль Л.С Павлоградка 2013 Содержание
2. Содержание программы……………………………………………...5 3. Организация работы по программе…………………………………7 4. Область применения программы……………………………………9 5. Учебно – тематический план………………………………………..14 7. Методическое обеспечение программы……………………………20 8. Материально-техническое обеспечение программы……………...20 Список литературы…………………………………………………..21 Пояснительная записка Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее. А.С. Пушкин В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Павлоградской земле. На занятиях кружка подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Начинать процесс формирования у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ, надо с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения. Актуальность Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной молодежной политике. Нам, Россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. Новизна и отличительные особенности данной программы. -Программа нацелена на формирование общего нравственного, патриотического и благожелательного морального климата не только в школе, но и в её окружении; -Программа достаточно конкретна, так как привязана к конкретным крупным датам, мероприятиям и проектам, а их перечень достаточно полон; - Программа направлена, в том числе на искоренение экстремизма, повышение духовности и обеспечения стабильности — в основном, при помощи работы школьного музея, конкурсов и мероприятий. - В своей работе по патриотическому воспитанию школьников мы опираемся не только на свои собственные силы, которыми просто не сможем охватить весь спектр воспитательной работы, но и учитываем наиболее полное использование потенциала общественных объединений поселения. ЦЕЛЬ - Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма, что подразумевает воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории своей семьи, своей малой и большой Родины. ЗАДАЧИ:
Содержание программы. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения учеников, т.е тех, кого мы воспитываем, формируется стремление к патриотическому поведению. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся среднего школьного возраста, работа по патриотическому воспитанию детей будет строиться на основе деятельности по следующим направлениям, которые будут реализованы в программе: • Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. (Акция «Подарок ветерану своими руками»; конкурсы: чтецов стихотворений о ВОВ, рисунков, инсценировка военной - патриотической песни «Песни опаленные войной», сочинений «Мой дедушка – ветеран ВОВ»; оформление фотоальбомов, стендов; месячник правовых знаний; праздничный концерт «Салют Победа!»; митинг «Поклонимся великим тем годам!»; велопробег «Память поколений!»). • Историко-краеведческое. Воспитание сегодняшнего ученика необходимо строить на примерах истории Отечества, а через неё и истории родного края, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. Воспитание патриота и формирование патриотизма, необходимо проводить и через краеведческую работу. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе включает в себя: краеведческую викторину «Моя Родина в годы ВОВ» (вопросы о своём селе, районе, о ветеранах своего края, с целью глубже узнать историю своего родного края в годы войны); «Российский воин в моей семье» - составление генеалогического древа семьи. • Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. • Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что это прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Помочь детям почувствовать свою принадлежность к обществу, в котором они живут, принять участие в социально-значимых делах, совершить хорошие добрые поступки помогают такие мероприятия, как: акция «Ветеран живёт рядом»; оказание посильной помощи ветеранам войны и труда; уборка и благоустройство территорий памятников, уход за могилами; шефская работа в младших классах: чтение книг А.П.Гайдара). • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. (Выпуск школьных стенгазет, тематических листовок; взаимосвязь со СМИ (районной газетой «Звезда»); политинформации об обстановке в мире; просмотр в/ф из ИПЦ; тактическая игра на местности «Найди знамя!»; встречи беседы с ветеранами ВОВ, представителями военных профессий;. встречи, беседы с представителями военных профессий. Девизом работы по военно-патриотическому воспитанию являются слова: «Помню! Горжусь!». Ведущими видами и формами деятельности объединения «Я- Россиянин», способствующими реализации цели программы, являются:
Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села Логиновка. Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами поселка, района, области, родного края. Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов. Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры. Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д. Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах и т.п. на уровне школы, района.
а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов; б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек; в) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций; б) участие в литературно-краеведческих конференциях по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы; в) участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях историко-краеведческих клубов и объединений. Общественно – полезная работа с населением: - Поздравления ветеранов с Днем пожилого человека, с Днем Победы. -Оказание посильной помощи ветеранам села (уборка снега в зимний период, осенне-весенняя уборка территории перед домом, уборка помещения). -Ведение дневника – перепись оставшихся в живых ветеранов микрорайона, заполнение индивидуальных карточек. Сроки действия программы. Программа рассчитана на 1 год (всего 144 часа в год) Участники программы. Возраст детей, участвующих в реализации программы с 11 до 14 лет ( 5 - 8 классы). Формы занятий. Массовые, коллективные, групповые, индивидуальные. Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Ожидаемые результаты деятельности. В ходе занятий кружка дети получат возможность подробнее познакомиться с историей своей малой и большой Родины. Дети научатся общаться, брать интервью, грамотно собирать материал, обрабатывать его, оформлять в виде альбомов, рефератов. Участие детей в мероприятиях, посвящённых Дню пожилых людей , Дню Победы. Результатом будет участие в конкурсах, написание и защита реферата, оформление альбомов… Планируемые результаты и способы их проверки. По итогам занятий обучающиеся будут знать:
Будут уметь:
Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: • внутренняя позиция и принятие образца «патриота и гражданина»; • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, любящего свой родной край, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России и своей малой Родины. в области формирования личностной культуры: • усвоение и принятие базовых национальных ценностей, способность к правильному морально-нравственному выбору;
способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;
в области формирования семейной культуры:
в области формирования социальной культуры:
Метапредметные результаты Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: • адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, задавать вопросы; • учитывать разные мнения и интересы формулировать собственное мнение и обосновывать собственную позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации. Обучающиеся научатся самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других людей; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Оценка результатов. Эффективность достижения целей программы будет оцениваться Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности; Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях. Тематическое планирование занятия по программе «Я - Россиянин »
Методическое обеспечение программы Учебные и методические пособия. Научная и методическая литература (см. список литературы). Материалы из опыта работы педагога. Местный исторический материал. Архив МКОУ «Логиновская СОШ», материалы из фонда библиотеки о истории села и др. Материально – техническое обеспечение
Список литературы. 1.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы". М.,2006 2.Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/ под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера; при участии А.Иоффе и Ч.Уайта. - М.: Межрегиональная ассоциация "За гражданское образование"; фонд "Сивитас", 2005 3.Деловые игры в учебном процессе/ В.Б.Христенко. - Челябинск, 1983 4.Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 - 11 классы / Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. - М.: ВАКО, 2006 5.Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006. 6.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус,2007. 7.Перспективные школьные технологии/ Г.Ю.Ксензова. - М: Педагогическое общество России, 2000 8.Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус,2006. 9.http://iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc - программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся. |
Образовательная программа «я-россиянин» Дополнительного образования детей «детско-юношеский центр» павлоградского муниципального района омской области | Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку «Наши друзья животные» Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» Павлоградского муниципального... | ||
Согласовано: Директор мбоу дод дюц г. Шарыпово Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «детско-юношеский центр» | Доклад муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного... Вашему вниманию предлагается публичный доклад об основных итогах деятельности муниципального автономного образовательного учреждения... | ||
Приложение к публичному докладу Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр №14» | Образовательная программа на 2013-2018 учебный год ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Образовательная программа кружка по декоративно прикладному творчеству «Рукодельница» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр» муниципального... | ||
Городской детско-юношеский центр физической культуры и спорта как... Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей... | Викторина проводится гоу дод «Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры» «Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры» с целью организации деятельности обучающихся младших классов по изучению... | ||
Детско юношеский центр Железнодорожного района города Барнаула многопрофильное... Дюц является неотъемлемой частью образовательной системы района, обогащает содержание основного образования, усиливая социально педагогическую... | Программа рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» регламентирует... | О практике организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» | ||
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Троицкий детско – юношеский центр» | Руководство проведением Акции Общее руководство подготовкой и проведением... Положению о проведении X всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» (далее Акция) Государственное бюджетное образовательное... |