Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея»





НазваниеОбразовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея»
страница1/19
Дата публикации22.08.2014
Размер2.78 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Комитет Троицкого района Алтайского края по образованию

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Троицкий детско – юношеский центр»

«Утверждаю»

директор МОУДОД «ДЮЦ»

Колыхалова Е.Г.

№ 11 протокола педсовета

от 25 08 2010 г.




Образовательная программа



« От истоков ремесла к

современности»
для творческого объединения « ФЕЯ »

для детей 7- 15 лет.
Срок реализации_6_лет.

Составитель:

Лех Татьяна Владимировна

педагог дополнительного

образования

МОУДОД «Троицкий детско

юношеский центр»

I квалификационная

категория
с. Троицкое

2010 г.

Содержание




стр
1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Учебно – тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3. Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

4. Методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78


  1. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80



  1. Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82


1. Пояснительная записка.

« Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по

мере того, как совершенствуется

мастерство, но и мастерство

черпает свои силы в разуме ».

В. Сухомлинский.
Главный признак искусства – художественный образ. Именно в нём таинственным образом соединяются «портрет» самой жизни и «портрет» художника – творца. Образность детских работ отмечали не только художники, но и Лев Толстой, Якуш Корчак, Василий Сухомлинский обращали внимание на особую образность детского творчества.

Материальная же среда, в которой живёт, дышит и развивается современный ребёнок – это преобладание машин, различных механизмов, приборов и игрушек, выполненных из пластика и других синтетических материалов, сотворённых холодными механизмами и автоматами. Окружающая среда ребёнка должна быть «согревающей» и питающей энергией Добра, Света, Любви и Красоты.

Такую энергию таят в себе предметы и вещи, сделанные своими руками. Необходимо взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному, к Добру, тогда у него появится желание самому создавать Красоту своими руками и приумножить энергию Добра.

Анализ реализации данной образовательной программы показывает, что потребность детей в занятиях искусством есть. Не даром говорят, что каждый человек талантлив от рождения. Нужно лишь умело развивать все свои потенциальные способности.

Школьные занятия изобразительного искусства и труда, не в полной мере раскрывают потребность творческой реализации некоторых детей. А детскую художественную школу, в силу своего материального и социального положения, посещать могут не все желающие.

Миссия дополнительного образования – помочь детям раскрыть их творческий потенциал, создать условия для развития личностных качеств. Дополнительное образование способствует развитию уникальной, целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей – духовно – нравственных, интеллектуальных, творческих и физических.

Педагоги дополнительного образования стараются воспитать личность, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Дополнительное образование – процесс непрерывный он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

Сначала создаётся почва, благоприятная для творческой деятельности ребёнка, затем обеспечивается сотрудничество начинающих с теми, которые уже в какой-то мере освоили творческий процесс; за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.

Самое важное для педагога превратить детские часы, дни и годы, проведённые в учреждении дополнительного образования в радостные и счастливые мгновения. Не шаблонное, серое, ежедневно - одинаковое существование по раз заведённому порядку, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечений, поисков и находок жизнь каждого ребёнка – вот наша забота, вот на что направлена наша деятельность.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Работа творческого объединения «ФЕЯ» предполагает занятие детей разных школьных возрастов в зависимости от года обучения и уровня учащихся:
младшая группа 7-10 лет 2р. в нед. по 2ч. итого 144 ч. в год
старшая группа 11-15 лет 3р. в нед. по 2ч. итого 216 ч. в год.
Программа младшей группы предполагает два года обучения и является профильной (бисероплетение).

Программа старшей группы предполагает четыре года обучения и является комплексной (декоративно-прикладные виды рукоделия).

Методы работы зависят от возрастной группы, а так же от способностей каждого ребёнка в отдельности. Программа составлена таким образом, что учащиеся выполняют одинаковые по тематике задания, но различные по степени сложности.

Состав группы постоянный. Специального отбора в группу не производится, принимаются все желающие.
Количество обучающихся: 1 год обучения: 12-15 человек;

2 год обучения: 10-12 человек;

3 и 4 год обучения: 8-10 человек.
Возраст обучающихся от 7 до 15 лет.

Занятия проводятся на базе детско – юношеского центра.
ЦЕЛЬ: Формирование творчески активной личности, через приобщение к разным видам декоративно – прикладного искусства.
Задачи:

  • раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно – прикладного искусства в жизни общества;

  • познакомить с бытом, обычаями и легендами народов разных эпох;

  • обучить навыкам и приёмам традиционной художественной обработки материалов разных видов;

  • развить способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива;

  • развить фантазию и художественный вкус;

  • развить образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства;

  • привить любовь к традиционному народному искусству;

  • привить интерес к работе с разными материалами и побудить желание совершенствования в данных направлениях декоративно-прикладного творчества;

  • воспитывать эстетический вкус посредством декоративно-прикладного искусства.



Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности, воспитанию воли и характера;

  • формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества в выполнении коллективной работы;

  • обучению практических навыков художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами. Умению обобщать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;

  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных вручную;

  • знакомству обучающихся с историей развития таких видов ДПИ как вышивка, вязание, бисероплетение, ткачество, ковроделие, соломка, флористика с народными традициями в этих областях;

  • приобщению обучающихся к национально - региональным особенностям искусства Алтайского края, знанию истории, его богатейших традиций;

  • помощь обучающимся в самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни через индивидуальные и коллективные творческие дела;



Образовательная программа творческого объединения «ФЕЯ» является вариативной и составлена с учётом требований современной педагогики. Работа с обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. В ходе реализации программы дети третий год занимают призовые места на районных и краевых выставках ДПИ.
Отличительной особенностью программы творческого объединения декоративно-прикладного творчества является то, что она дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
При разработке программы были изучены и проанализированы программы по декоративному и изобразительному искусству В.И. Калякиной, программно-методические материалы Н.С. Сафоновой и О.С. Молотобаровой, программа Л.В. Компанцева, программа Б.М. Неменского, учебное пособие Н.Ф. Бакаловой, Н.М. Сокольниковой.

Для работы из программы В.И. Калякиной было выделено следующее: "Необходимо активно применять методику организации детского коллективного творчества, разрабатывать новые формы коллективной изобразительной деятельности для успешного развития творческих способностей учащихся".

В программно-методических материалах Н.С. Сафоновой и О.С. Молотобаровой были отмечены основные задачи:

  • формирование у обучающихся эмоционально - целостного отношения к явлениям действительности и искусства;

  • формирование художественно-образного мышления как основа развития творческой личности;

  • развитие способности воспринимать произведения искусства, как проявление духовной деятельности человека;

  • овладение образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.


Из программы Б.М. Неменского выделено следующее: "Художественные знания, умения и навыки являются основным средством при общении к художественной культуре, и всё это группируется вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на практике".

В программе Л.В. Компанцева было отмечено основное: "Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Поэтому эстетическое восприятие пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество".

Учебные пособия Н.Ф. Бакаловой и Н. М. Сокольниковой подсказали много практических советов при работе над композицией с различными художественными материалами.

Изучив Конвенцию о правах ребёнка, Закон Российской Федерации "Об образовании", Закон Алтайского края «О народном образовании», Концепцию художественно - эстетического воспитания, Специализированную программу развития дополнительного образования в Алтайском крае, стало понятно, что создаётся практическая среда, духовное и предметное пространство воспитания, удовлетворяется потребность детей в самореализации в художественном творчестве.

Решение коллегии Минобразования России от 24 мая 1995 года № 11/1 «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» определили стратегию преподавания декоративного искусства.

Содержание художественно – эстетического образования способствует формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре – таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.
Основные направления содержания деятельности.
В настоящее время в педагогической науке большое значение придаётся технологизации образовательного процесса.

М.А. Чошанов разработал гибкую технологию проблемно – модульного обучения, Г.К. Селевко провёл системный анализ современных педагогических систем, В.Ю. Питюхов раскрыл основы технологии труда педагога. Педагогическим технологиям уделяется много внимания и в педагогической периодической печати.

Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приёмы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению значимых способов познания путём организации целостной учебной деятельности.

По мнению И.С. Якиманской, личностно – ориентированный подход основывается на дифференцированном подборе основных средств обучения и воспитания, разноуровневости достижения результативности, создания успеха ребёнка, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения, ориентации на демократический стиль общения.

Виды и формы индивидуальной и коллективно – групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и досуговую деятельность.
В образовательном процессе можно выделить следующие сферы деятельности:

  • учебная, которая организуется через систему знаний, умений, навыков, участие в интеллектуальных творческих играх, познавательных досуговых программах;

  • воспитательная, которая реализуется через организацию выставок, коллективных мероприятий, посещение музеев, экскурсии, проблемные ситуации;

  • развивающая, которая реализуется через сочетание различных видов формотворчества, активизацию познавательных процессов, новые технологии обучения, возможность сочетать различные направления и формы занятий.


Основными формами занятий в образовательном процессе являются:

    • беседы о русском искусстве и красоте;

    • занятие – исследование;

    • комбинированные занятия;

    • практические занятия;

    • экскурсии;

    • выставки;

    • коллективно – творческие занятия;

    • мастер-классы;

    • праздники;

    • посиделки;

    • открытые занятия.


Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:

  • организация обучения на добровольных началах: дети - родители – педагог;

  • комфортный характер психологической атмосферы;

  • возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту).


Обучение немыслимо без воспитания и сегодня ему отводится приоритетное значение.

Изучив книгу Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюкова, А.П. Савченко, Е.А. Осипова «Новые технологии воспитательного процесса» нельзя не согласиться с тем, что передача целостных отношений, которые исповедует воспитатель, недостаточна.

Воспитанник должен приобретать, а вернее вырабатывать по мере своего социального развития собственный вариант жизни, достойный его как человека.

Технологически педагогическое общение может быть описано несколькими правилами, соблюдение которых позволяет педагогу осуществлять своё взаимодействие с обучающимися наиболее плодотворно, реализуя принцип на равных, всё это способствует раскрытию творческих и индивидуальных особенностей детей.
Первое правило – формирование чувства – «Мы».

Второе правило - обязательное установление личного контакта с детьми.

Третье правило – демонстрация собственной расположенности.

Четвёртое правило – показ ярких целей совместной деятельности.

Пятое правило – постоянное проявление интереса к своим ученикам.

Шестое правило – оказание и просьба помощи.

Теоретическим основанием воспитательной работы может быть и определение воспитания, данное Н.Е. Щурковой: "Воспитание – это целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребёнка и природу развития личности, организованное профессионалом – педагогом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, восхождение его с помощью педагога в контексте культуры и развития способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека".
Для развития позитивных личностных качеств детей в данной образовательной программе предусмотрен ряд воспитательных мероприятий:

  • беседы;

  • экскурсии;

  • участие в выставках;

  • коллективная работа;

  • индивидуальная практическая работа.


Основные принципы программы:
1. Природосообразности – развитие природных склонностей ребёнка и его способностей.
2. Культуросообразности – знакомство с культурой народа, народными промыслами, христианскими традициями.
3. Индивидуально-личностного подхода – учёт индивидуальных способностей и желаний каждого обучающегося. Обучающийся сам выбирает для себя работу на занятии. На занятиях поощряется творческий подход к выполнению любой работы.
4. Коллективизма – изготовление коллективных работ и композиций через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и понимания.
5. Креативности – развитие фантазии, образного мышления, доверия к себе, уверенности в своих силах.
Ожидаемые результаты реализации программы.

При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка, его культуры. Овладевая навыками при работе с бисером, тканью, соломкой и другими материалами, обучающийся систематизирует знания по народному декоративно-прикладному творчеству, приобщается к народному искусству. Обучение строится таким образом, что ребята, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные композиции, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду. При выполнении работ разных видов художественной деятельности обучающийся проявляет творческую индивидуальность и свое эмоционально-личностное отношение. В целом, программа способствует возрождению, сохранению и развитию русских народных традиций.
Выпускники творческого объединения «Фея» в результате изучения основ декоративно-прикладного творчества

будут знать:

- правила техники безопасности, требования к организации ра­бочего места;

- свойства и особенности различных природных и художествен­ных материалов, техники работы с ними;

- смысловую связь элементов;

будут уметь:

- пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями;

- умело сочетать различные материалы для реализации творче­ского замысла;

- использовать цвет, как средство передачи настроения, состоя­ния, выделения главного;

- использовать различные по характеру линии для передачи наи­большей выразительности образа;

- применять цветовой и тоновый контраст, контраст величин, контраст динамики и спокойствия;

- владеть средствами выразительности;

- передавать пространственное положение объектов;

- составлять композиции на заданную тему из природных и ху­дожественных материалов;

у них будут развиты:

- образное мышление при создании ярких, выразительных об­разов;

- воображение, творческая активность, фантазия;

- свободное владение понятийным аппаратом (симметрия, гар­мония, колорит, контраст, нюанс, ритм, символ, знак, стилизация);

- умение анализировать, давать оценку;

- самостоятельность в создании новых оригинальных образов;

будут обладать следующими качествами:

- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;

- ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;

- владение культурой речи и культурой общения со сверстника­ми и взрослыми;

- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профес­сиональных умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

- самокритичность в оценке своих творческих и профессиональ­ных способностей;

- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;

- любовь и уважение к национальному искусству, бережное со­хранение традиций своего народа.
Система определения результативности, основанная на компетентностном подходе.

Система определения результативности основана на компетент­ностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в творческой деятельности. К этим задачам относятся реализации компетентностей: предметных, межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории декоративно-прикладного творчества; предметных (соци­альных, коммуникативных), способствующих развитию и становле­нию личности обучающегося.

Первоначальная оценка компетентности производится при посту­плении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.

Мониторинг роста компетентности обучающегося производит­ся в середине и конце каждого учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучаю­щихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использо­вания полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

В систему определения результативности входит тестирование по всем входящим в программу дисциплинам в середине учебного года и в конце каждого из этапов обучения, а также защита творческих работ (в зависимости от этапа обучения). Основ­ным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта ( творческой работы, проекта) реализации собственной компетентности.

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

В начале учебного года

Определение уров­ня развития

Беседа, опрос, тести­




обучающихся, их творческих способно­стей.

рование, анкетирова­ние.

Текущий контроль

В течение всего учеб­ного года

Определение степе­ни усвоения обучающи­мися учебного мате­риала. Определение готовности обучающихся к восприятию нового материала. Повыше­ние ответственности и заинтересован-

но­сти воспитанников в обучении. Выявление обучающихся, отстающих и опережающих обуче­ние. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое на­блюдение, опрос, кон­трольное занятие, са­мостоятельная работа, творческая работа.

Промежуточный или рубежный контроль

По окончании изуче­ния темы или раздела. В конце месяца, чет­верти, полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение резуль­татов обучения.

Выставка, конкурс, праздник, творческая работа, опрос, контрольное за­нятие, открытое занятие, самостоятельная рабо­та, защита рефератов, презентация творче­ских работ, тестиро­вание.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconРусский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник...
Тема урока: Русский народный костюм – хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения
Факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто...
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconРабочая программа творческого объединения «Чудеса в пробирке»
...
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconПримерная программа дисциплины «История драматического театра»
Овладение студентами – хореографами теоретическими знаниями по истории зарубежного и русского театра от истоков до современности
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconОбразовательная программа творческого объединения «юный инспектор дорожного движения»
Содержание программы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех...
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения
Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых....
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconОбразовательная программа творческого объединения «Иррациональные неравенства»
Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих...
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconСебя! Триумф Новой женщины
Наташа, выполни мое желание, ведь ты Фея! Я хочу увидеть страну, где все счастливы и радостны, где много света и улыбок, где радость...
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconДополнительная образовательная программа По изучению основ изобразительной...
Дпи (городецкая, хохломская, семёновская, полхов-майданскя и др росписи) лепка, моделирование и конструирование из бумаги, выполнение...
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconОбразовательная программа разработана с учетом современных образовательных...
Туристско-краеведческая направленность программы позволяет совместить учебно-познавательную деятельность с организацией досуга. Программа...
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconПрограмма внеурочной деятельности «Азбука истоков»
Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconКалендарно-тематический план по программе «Я в мире природы» творческого...

Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconОрганизация деятельности творческого объединения юного журналиста
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconПрограмма реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог»
Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно – тематическое планирование занятий детского творческого объединения «традиция»
Образовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея» iconОбразовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская»
Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск