Скачать 2.78 Mb.
|
Комитет Троицкого района Алтайского края по образованию Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Троицкий детско – юношеский центр» «Утверждаю» директор МОУДОД «ДЮЦ» Колыхалова Е.Г. № 11 протокола педсовета от 25 08 2010 г. Образовательная программа« От истоков ремесла к современности» для творческого объединения « ФЕЯ » для детей 7- 15 лет. Срок реализации_6_лет. Составитель: Лех Татьяна Владимировна педагог дополнительного образования МОУДОД «Троицкий детско юношеский центр» I квалификационная категория с. Троицкое 2010 г. Содержаниестр 1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 2. Учебно – тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 3. Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 4. Методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
1. Пояснительная записка. « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме ». В. Сухомлинский. Главный признак искусства – художественный образ. Именно в нём таинственным образом соединяются «портрет» самой жизни и «портрет» художника – творца. Образность детских работ отмечали не только художники, но и Лев Толстой, Якуш Корчак, Василий Сухомлинский обращали внимание на особую образность детского творчества. Материальная же среда, в которой живёт, дышит и развивается современный ребёнок – это преобладание машин, различных механизмов, приборов и игрушек, выполненных из пластика и других синтетических материалов, сотворённых холодными механизмами и автоматами. Окружающая среда ребёнка должна быть «согревающей» и питающей энергией Добра, Света, Любви и Красоты. Такую энергию таят в себе предметы и вещи, сделанные своими руками. Необходимо взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному, к Добру, тогда у него появится желание самому создавать Красоту своими руками и приумножить энергию Добра. Анализ реализации данной образовательной программы показывает, что потребность детей в занятиях искусством есть. Не даром говорят, что каждый человек талантлив от рождения. Нужно лишь умело развивать все свои потенциальные способности. Школьные занятия изобразительного искусства и труда, не в полной мере раскрывают потребность творческой реализации некоторых детей. А детскую художественную школу, в силу своего материального и социального положения, посещать могут не все желающие. Миссия дополнительного образования – помочь детям раскрыть их творческий потенциал, создать условия для развития личностных качеств. Дополнительное образование способствует развитию уникальной, целостной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей – духовно – нравственных, интеллектуальных, творческих и физических. Педагоги дополнительного образования стараются воспитать личность, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Дополнительное образование – процесс непрерывный он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создаётся почва, благоприятная для творческой деятельности ребёнка, затем обеспечивается сотрудничество начинающих с теми, которые уже в какой-то мере освоили творческий процесс; за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире. Самое важное для педагога превратить детские часы, дни и годы, проведённые в учреждении дополнительного образования в радостные и счастливые мгновения. Не шаблонное, серое, ежедневно - одинаковое существование по раз заведённому порядку, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечений, поисков и находок жизнь каждого ребёнка – вот наша забота, вот на что направлена наша деятельность. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Работа творческого объединения «ФЕЯ» предполагает занятие детей разных школьных возрастов в зависимости от года обучения и уровня учащихся: младшая группа 7-10 лет 2р. в нед. по 2ч. итого 144 ч. в год старшая группа 11-15 лет 3р. в нед. по 2ч. итого 216 ч. в год. Программа младшей группы предполагает два года обучения и является профильной (бисероплетение). Программа старшей группы предполагает четыре года обучения и является комплексной (декоративно-прикладные виды рукоделия). Методы работы зависят от возрастной группы, а так же от способностей каждого ребёнка в отдельности. Программа составлена таким образом, что учащиеся выполняют одинаковые по тематике задания, но различные по степени сложности. Состав группы постоянный. Специального отбора в группу не производится, принимаются все желающие. Количество обучающихся: 1 год обучения: 12-15 человек; 2 год обучения: 10-12 человек; 3 и 4 год обучения: 8-10 человек. Возраст обучающихся от 7 до 15 лет. Занятия проводятся на базе детско – юношеского центра. ЦЕЛЬ: Формирование творчески активной личности, через приобщение к разным видам декоративно – прикладного искусства. Задачи:
Программа способствует:
Образовательная программа творческого объединения «ФЕЯ» является вариативной и составлена с учётом требований современной педагогики. Работа с обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. В ходе реализации программы дети третий год занимают призовые места на районных и краевых выставках ДПИ. Отличительной особенностью программы творческого объединения декоративно-прикладного творчества является то, что она дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных (более десяти) видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. При разработке программы были изучены и проанализированы программы по декоративному и изобразительному искусству В.И. Калякиной, программно-методические материалы Н.С. Сафоновой и О.С. Молотобаровой, программа Л.В. Компанцева, программа Б.М. Неменского, учебное пособие Н.Ф. Бакаловой, Н.М. Сокольниковой. Для работы из программы В.И. Калякиной было выделено следующее: "Необходимо активно применять методику организации детского коллективного творчества, разрабатывать новые формы коллективной изобразительной деятельности для успешного развития творческих способностей учащихся". В программно-методических материалах Н.С. Сафоновой и О.С. Молотобаровой были отмечены основные задачи:
Из программы Б.М. Неменского выделено следующее: "Художественные знания, умения и навыки являются основным средством при общении к художественной культуре, и всё это группируется вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на практике". В программе Л.В. Компанцева было отмечено основное: "Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Поэтому эстетическое восприятие пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество". Учебные пособия Н.Ф. Бакаловой и Н. М. Сокольниковой подсказали много практических советов при работе над композицией с различными художественными материалами. Изучив Конвенцию о правах ребёнка, Закон Российской Федерации "Об образовании", Закон Алтайского края «О народном образовании», Концепцию художественно - эстетического воспитания, Специализированную программу развития дополнительного образования в Алтайском крае, стало понятно, что создаётся практическая среда, духовное и предметное пространство воспитания, удовлетворяется потребность детей в самореализации в художественном творчестве. Решение коллегии Минобразования России от 24 мая 1995 года № 11/1 «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» определили стратегию преподавания декоративного искусства. Содержание художественно – эстетического образования способствует формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре – таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей. Основные направления содержания деятельности. В настоящее время в педагогической науке большое значение придаётся технологизации образовательного процесса. М.А. Чошанов разработал гибкую технологию проблемно – модульного обучения, Г.К. Селевко провёл системный анализ современных педагогических систем, В.Ю. Питюхов раскрыл основы технологии труда педагога. Педагогическим технологиям уделяется много внимания и в педагогической периодической печати. Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приёмы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению значимых способов познания путём организации целостной учебной деятельности. По мнению И.С. Якиманской, личностно – ориентированный подход основывается на дифференцированном подборе основных средств обучения и воспитания, разноуровневости достижения результативности, создания успеха ребёнка, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения, ориентации на демократический стиль общения. Виды и формы индивидуальной и коллективно – групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и досуговую деятельность. В образовательном процессе можно выделить следующие сферы деятельности:
Основными формами занятий в образовательном процессе являются:
Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:
Обучение немыслимо без воспитания и сегодня ему отводится приоритетное значение. Изучив книгу Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюкова, А.П. Савченко, Е.А. Осипова «Новые технологии воспитательного процесса» нельзя не согласиться с тем, что передача целостных отношений, которые исповедует воспитатель, недостаточна. Воспитанник должен приобретать, а вернее вырабатывать по мере своего социального развития собственный вариант жизни, достойный его как человека. Технологически педагогическое общение может быть описано несколькими правилами, соблюдение которых позволяет педагогу осуществлять своё взаимодействие с обучающимися наиболее плодотворно, реализуя принцип на равных, всё это способствует раскрытию творческих и индивидуальных особенностей детей. Первое правило – формирование чувства – «Мы». Второе правило - обязательное установление личного контакта с детьми. Третье правило – демонстрация собственной расположенности. Четвёртое правило – показ ярких целей совместной деятельности. Пятое правило – постоянное проявление интереса к своим ученикам. Шестое правило – оказание и просьба помощи. Теоретическим основанием воспитательной работы может быть и определение воспитания, данное Н.Е. Щурковой: "Воспитание – это целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребёнка и природу развития личности, организованное профессионалом – педагогом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, восхождение его с помощью педагога в контексте культуры и развития способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека". Для развития позитивных личностных качеств детей в данной образовательной программе предусмотрен ряд воспитательных мероприятий:
Основные принципы программы: 1. Природосообразности – развитие природных склонностей ребёнка и его способностей. 2. Культуросообразности – знакомство с культурой народа, народными промыслами, христианскими традициями. 3. Индивидуально-личностного подхода – учёт индивидуальных способностей и желаний каждого обучающегося. Обучающийся сам выбирает для себя работу на занятии. На занятиях поощряется творческий подход к выполнению любой работы. 4. Коллективизма – изготовление коллективных работ и композиций через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и понимания. 5. Креативности – развитие фантазии, образного мышления, доверия к себе, уверенности в своих силах. Ожидаемые результаты реализации программы. При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка, его культуры. Овладевая навыками при работе с бисером, тканью, соломкой и другими материалами, обучающийся систематизирует знания по народному декоративно-прикладному творчеству, приобщается к народному искусству. Обучение строится таким образом, что ребята, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные композиции, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду. При выполнении работ разных видов художественной деятельности обучающийся проявляет творческую индивидуальность и свое эмоционально-личностное отношение. В целом, программа способствует возрождению, сохранению и развитию русских народных традиций. Выпускники творческого объединения «Фея» в результате изучения основ декоративно-прикладного творчества будут знать: - правила техники безопасности, требования к организации рабочего места; - свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними; - смысловую связь элементов; будут уметь: - пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями; - умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла; - использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделения главного; - использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа; - применять цветовой и тоновый контраст, контраст величин, контраст динамики и спокойствия; - владеть средствами выразительности; - передавать пространственное положение объектов; - составлять композиции на заданную тему из природных и художественных материалов; у них будут развиты: - образное мышление при создании ярких, выразительных образов; - воображение, творческая активность, фантазия; - свободное владение понятийным аппаратом (симметрия, гармония, колорит, контраст, нюанс, ритм, символ, знак, стилизация); - умение анализировать, давать оценку; - самостоятельность в создании новых оригинальных образов; будут обладать следующими качествами: - самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение; - ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду; - владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми; - потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества; - самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей; - умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве; - любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа. Система определения результативности, основанная на компетентностном подходе. Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных задач для достижения определенной компетентности в творческой деятельности. К этим задачам относятся реализации компетентностей: предметных, межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории декоративно-прикладного творчества; предметных (социальных, коммуникативных), способствующих развитию и становлению личности обучающегося. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения. Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и конце каждого учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни. В систему определения результативности входит тестирование по всем входящим в программу дисциплинам в середине учебного года и в конце каждого из этапов обучения, а также защита творческих работ (в зависимости от этапа обучения). Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта ( творческой работы, проекта) реализации собственной компетентности. Виды контроля
|
Русский народный костюм хранитель эстетических традиций и источник... Тема урока: Русский народный костюм – хранитель эстетических традиций и источник вдохновения. От истоков к современности | Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения Факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто... | ||
Рабочая программа творческого объединения «Чудеса в пробирке» ... | Примерная программа дисциплины «История драматического театра» Овладение студентами – хореографами теоретическими знаниями по истории зарубежного и русского театра от истоков до современности | ||
Образовательная программа творческого объединения «юный инспектор дорожного движения» Содержание программы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех... | Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых.... | ||
Образовательная программа творческого объединения «Иррациональные неравенства» Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих... | Себя! Триумф Новой женщины Наташа, выполни мое желание, ведь ты Фея! Я хочу увидеть страну, где все счастливы и радостны, где много света и улыбок, где радость... | ||
Дополнительная образовательная программа По изучению основ изобразительной... Дпи (городецкая, хохломская, семёновская, полхов-майданскя и др росписи) лепка, моделирование и конструирование из бумаги, выполнение... | Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных... Туристско-краеведческая направленность программы позволяет совместить учебно-познавательную деятельность с организацией досуга. Программа... | ||
Программа внеурочной деятельности «Азбука истоков» Программа «Азбука истоков» разработана на основе программы «Истоки» доктора педагогических наук А. В. Камкина | Календарно-тематический план по программе «Я в мире природы» творческого... | ||
Организация деятельности творческого объединения юного журналиста Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог» Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарно – тематическое планирование занятий детского творческого объединения «традиция» | Образовательная программа по народной культуре «Волшебная мастерская» Положение осложняется утратой значительной части культурных традиций, памятников, ценностей в результате искусственного отторжения... |