Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения





Скачать 150.18 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения
Дата публикации25.01.2015
Размер150.18 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Журналистика > Образовательная программа
        1. Муниципальное бюджетное учреждение


дополнительного образования детей Дом детского творчества

Хиславичского района Смоленской области

  1. Образовательная программа

  2. дополнительного образования детей


творческого объединения
  1. «Занимательная журналистика»




Возраст детей: 15 — 18 лет.

Срок реализации: 3 года.
          1. Сафонова Т.В., педагог
          2. дополнительного образования;

п.г.т. Хиславичи

2013

Пояснительная записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к работе с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевиденье, радио, мобильные сети. Факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и скачивания тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном и политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Занимательная журналистика». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности и их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа рассчитана на 3 года:

1-й год: 136 часов (4 часа в неделю);

2-й год: 136 часов (4 часа в неделю);

3-й год: 136 часов (4 часа в неделю).

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.

Данная программа дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему массовой коммуникации общества.

Формы занятия, предусмотренные программой:

  1. свободная творческая дискуссия;

  2. ролевые игры;

  3. выполнение творческих заданий;

  4. активные методы формирования системы общения;

  5. практическая работа (подготовка материалов для публикации в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас. Постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки. Статьи. Рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество обучающихся не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.

Занятия в кружке помогут обучающимся оценить сой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Занимательная журналистика», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть обще учебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.

Цель программы: создание условий для формирования и развития и учащихся

- интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;

- интереса к изучению гуманитарных дисциплин( русский язык, литература, история, обществознание);

- умения самостоятельно приобретать и применять знания;

- творческого мышления и познавательной активности;

- способности к словотворству, индивидуальных особенностей языкового стиля;

Коммуникативных навыков.

Занятия в кружке помогут учащимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развития творческих способностей подростков;

-развития устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в разных жанрах публицистического стиля;

-овладения основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста;

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы контроля:

- самостоятельные работы в различных жанра журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:

1-й год обучения – семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);

2-й год обучения – проведение ролевой игры с позиций реального или вымышленного лица; конкурс творческих работ;

3-й год обучения – публикация в прессе или творческом альманахе учебной группы.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

В процессе бучения обучающиеся приобретают конкретные знания:

- из истории журналистики;

- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

- о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;

- о законе о СМИ

и умения:

- создавать сочинения разных жанров;

-соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

- работать с дополнительной литературой 9 словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;

- участвовать в дискуссии, пресс-конференции

Виды деятельности учащихся:

- теоретические занятия;

- творческий практикум (сочинения разных жанров);

- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.д.);

- анкетирование;

- социологический опрос;

- экскурсии;

-творческие командировки;

- встречи с журналистами;

- участие в творческих конкурсах;

- выпуск газеты;

- публикации в местной прессе.

Конечные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладениями навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики.

Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами. Способствующими развитию выразительности. Образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Учебно-тематическое планирование

и содержание программы

Первый год обучения



Тема

Теория

(количество часов)

Практика
(количество часов)


Всего

1

Вводное занятие

2




2

2

Журналистика как профессия

8

4

12

3

Функции журналистики

6

4

10

4

Требования к журналисту

4

2

6

5

История российской журналистики

6

2

8

6

Формирование жанров журналистики

4

4

8

7

Язык журналистики

8

4

12

8

Стилистические фигуры речи

6

6

12

9

Стилистические фигуры в тексте

6

4

10

10

Итоговое занятие




4

4

11

Выпуск газеты




52

52




Итого

50

86

136

Второй год обучения



Тема

Теория
(количество часов)


Практика
(количество часов)


Всего

1

Вводное занятие

2




2

2

Композиция материала

6

12

18

3

Публицистический стиль русского литературного языка

6

10

18

4

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка

6

12

18

5

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия

6

12

18

6

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон

6

16

22

7

Технические средства журналиста

8

10

18

8

Особенности работы журналиста в печатных изданиях

8

8

16

9

Выпуск газеты




6

6




Итого

50

86

136

Третий год обучения



Тема

Теория
(количество часов)


Практика
(количество часов)


Всего

1

Вводное занятие

2




2

2

Информационные жанры

10

10

10

3

Газетный язык и авторский почерк

18

10

18

4

Этика и мораль. Поступок и мотив

16

16

22

5

Эстетика

16

10

16

6

Аналитические и художественные жанры. Очерк и зарисовка. Стихи и рассказы

10

14

24

7

Итоговое занятие




4

4

8

Выпуск газеты




30

40

9

Мероприятия Дома детского творчества и участие в них













Итого

42

94

136

Содержание образовательной программы

1-й год обучения

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
    Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.



  1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ

Формирование представлений о профессии журналиста

  1. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:

-информационная;
-коммуникативная;
-выражение мнений определённых групп;
-формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:
    -компетентность;
    -объективность;
    -соблюдение профессиональных этических норм;
    -глубокие знания в области литературы, философии и др.;
    -владение литературным языком.


  2. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

    Журналистика XVIII века.
    Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».


Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С. Пушкин – публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задания. Напишите репортаж «Мое село». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
    Жанры журналистики и их особенности.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

Статья.Роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажа, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или иному жанру. Оцените уровень мастерства автора.

  1. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».

Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, архаизмов, историзмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.

Напишите рассказ на тему «Об этом слове хочу рассказать».

8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.

Задание. Найдите в газетах и журналах примеры тропов и стилистических фигур, определите их рол в тексте. Напишите зарисовку. Используя определенные стилистические фигуры.

2-й год обучения.

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Публицистика как особый вид литературы и журналистики.

  1. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разны типы построения.

  1. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.

Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).

Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ.

Основные требования к информационной публицистике: оперативность, правдивость. Полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)

Задание.Создание и презентация текса определенного жанра.

  1. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выяснить, исследовать его корни, показать его сущность.

Специфика аналитической журналистики. Ее виды ижанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.

  1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.

Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

Задание.Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.

  1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSVORD,MSPUBLISHER)

Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.

  1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ.

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах. Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.

Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность. Методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.

3- год обучения

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Вводная мини-лекция преподавателя. Работа со справочной литературой, составление понятийного словаря.

  1. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

  1. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ.

Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Составление понятийного словаря.

  1. ЭСТЕТИКА.

Эстетика как философская категория.

  1. АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ.

Специфика аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). Художественно-публицистические жанры (стихи рассказы).

  1. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Троицкий детско – юношеский центр»
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения
Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых....
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconПрограмма детского творческого объединения “ домино” «Основы хореографии и эстрадного танца»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества...
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Объединения «Кружок информатики»
Компьютер постепенно становится обычным бытовым прибором. Научной основой информационных технологий является информатика
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа дополнительного образования детей объединения «мир электроники»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы»
Это обосновано жизненно важной необходимостью объединения усилий для спасения от реально грозящей нашей планете опасности – глобальной...
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconРабочая программа Объединения «Риторика» Педагог дополнительного...
Программа театрального объединения рассчитана на детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раз в неделю
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа объединения дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей творческого объединения iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск