Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс





НазваниеРабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс
страница1/8
Дата публикации30.11.2014
Размер1.59 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
МОУ Белышевская СОШ

Утверждена Принята на заседании

Приказом по МОУ Белышевская СОШ Педагогического совета

от ______________________________ _________________________

Рабочая программа

по истории России

История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс

История России. XVII-XVIII века. 7 класс.

История России. XIX век. 8 класс.

История России. XX век. 9 класс.

История России. «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время». 10 класс

История России. «Россия и мир в XX – начале XXI века». 11 класс

Составитель: Хвалютина А.В.

Рабочая программа по истории России предназначена для 6 – 11 классов общеобразовательного учреждения МОУ Белышевская СОШ. Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений по истории: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России./Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. 4-е издание.- М.: Просвещение, 2009. Особенность программы в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной и средней школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень.

Рабочая программа составлена в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

Знание национальной и мировой истории — современный показатель обшей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.

Рабочая программа предполагает изучение курсов истории России в 6—11 классах общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывает возможности для вариативного построения курсов истории.

Программа по истории России реализует три основные функции:

— информационно-ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса истории России;

— организационно-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;

— социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Главная цель изучения истории России в современной школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории России в основной и средней школе:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству— многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Цель изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI в» направлена на достижение следующих целей и задач:

-ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом с древнейших времен до конца XVI в.;

-выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;

-развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);

-формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;

-воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

-стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.
Цель изучения курса «История России с конца XVI по XVIII век» направлена на достижение следующих целей и задач:

-ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом с конца XVI по XVIII век;

-выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;

-развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);

-формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;

-воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

-стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.
Цель изучения курса «История России. XIX век»

- формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории XIX века;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры,

- воспитание уважения к истории, традициям своего и других народов.

Цель изучения курса «История России. XX век»

- формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории в XX веке;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры,

- воспитание уважения к истории, традициям своего и других народов.
Цель изучения курса «История России. «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время»

-ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом с древнейших времен до конца XIX в.;

-выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;

-развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);

-формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;

-воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

-стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.
Цель изучения курса «Россия и мир в XX – начале XXI века»

-ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в XX – начале XXI века;

-выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;

-развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);

-формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;

-воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

-стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.
Общая характеристика программы курса истории России в 6—11 классах

Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса истории России в 6—11 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

— познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути народов России;

— практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

— мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство с историей России в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по истории нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия -- человек, личность в истории.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития государства, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории России. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе истории России многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание рабочей программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения поставленных задач также являются:

деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, над-предметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной и средней школы;

дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по истории России конструируется на следующих принципах:

принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов разных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволит увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Основные ценностные ориентиры программы

Школьный курс по истории России предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества.

Содержание программы по истории России ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

— научиться пользоваться информацией;

— научиться общаться;

— научиться создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе, самоидентификации подростков. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

Место предмета «История России» в учебном плане

Школьный предмет «История России» должен ввести учащегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История России» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. «Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 140 ч на изучение истории России в 6—9 классах основной школы: по 35 часов в год, 1 час в неделю с 6 по 9 классы; и 70 часов - на изучение истории России в 10-11 классах средней школы: по 35 часов в год, 1 час в неделю с 10 по 11 классы.

Результаты обучения и усвоения содержания курса истории России

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке.

Следует иметь в виду, что предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах истории России;

— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывать её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников нашей страны.

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

— способность выделять главное в тексте и второстепенное;

— способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развернуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

— способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;

— способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

— способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.

Приоритетное значение имеет степень освоения умения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА. 6 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений по истории: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. /Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. 4-е издание.- М.: Просвещение, 2009. Учебник: Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А Данилов, Л.Г. Косулина. – 11 - е изд.- М.: Просвещение, 2011

Особенность предлагаемой программы в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень.

34 часа в год; 1 час в неделю.

Программа по истории России с древнейших времён до конца XVI в направлена на достижение следующих целей и задач:

-ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;

-выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;

-развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);

-формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;

-воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;

-стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.

Федеральный компонент.

Для изучения предлагается 5 тем:

  1. Восточные славяне

  2. Русь в 9 – первой половине 12 века

  3. Русь во второй половине 12 – 13 веке

  4. Образование единого русского государства

  5. Московское государство в 16 веке

Краткое содержание курса:

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI в в 6 классе ученик должен:

знать/понимать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до конца XVI века, важнейшие достижения культура и системы ценностей, изученные виды исторических источников;

уметь: сравнивать исторические события и явления, объяснять смысл и значение важнейших исторический понятий, дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим событиям и явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, классифицировать(группировать) исторические события и явления по указанному признаку;

владеть компетенциями:

-коммуникативной -информационно – поисковой

-смысловой и поисковой -рефлексивной

-личностного саморазвития -учебно – познавательной;

быть способным решать жизненно – прагматические задачи:

-высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России;

-использовать полученные знания в общении с людьми;

-применять полученные из различных источников дополнительную информацию для более глубокого осмысления ключевых событий истории Отечества.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

  1. Педагогические технологии: Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.

Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории России с древнейших времен до конца XVI века для 6 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.

  1. Диски: «Культура восточных славян»

  2. Таблицы: «Восточные славяне», «Культура Киевской Руси»

  3. Атлас. История России с древнейших времен до конца XVI века. Контурные карты. История России с древнейших времен до конца XVI века.

  4. Настенные карты по темам

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.

Текущий контроль знаний обучающихся в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока.

Предусматриваются входное, рубежное и итоговое тестирования.

Средства контроля:

1. Тестовые материалы по разделам программы.

2. Мультимедийный материал по истории России с древнейших времён до конца XVI века.

3. Карточки с индивидуальными и проблемными заданиями.

4. Он-лайн тесты по истории России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брандт М. Ю., Ляшенко Л. М. Введение в историю. — М., 1994.

  2. Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. — М., 1990.

  3. Введение христианства на Руси. — М., 1987.

  4. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). — М., 2001.

  5. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. — М., 1985.

  6. Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в ХIII-XIVвв. - М., 1985.

  7. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.

  8. Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. - М., 1991.

  9. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1960.

  10. Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982.

  11. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.

  12. Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII в. - М., 1966.

  13. Каргалов В. В. Конец ордынского ига. — М., 1984.

  14. Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой Руси XV—XVIII вв. - М., 1985.

  15. Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.

  16. Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.

  17. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Востонной Руси в X—XIV вв. — М., 1984.

  18. Рапов О. М. Русская церковь в IX—первой трети XII в.: принятие христианства. — М., 1988.

  19. Рассказы по истории Средних веков / под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

  20. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: историко-бытовые очерки XI—XIII вв. — Л., 1966.

  21. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII— XIII вв. - М., 1982.

  22. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.

  23. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси (IX—первая половина X в.). - М., 1980.

  24. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М., 1982.

  25. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., 1975.

  26. Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия. — М., 2003.

  27. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э.-первой половине I тысячелетия н.э. — М., 1993.

  28. Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. — Л., 1980.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» (34 часа) 6 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата


Домашнее задание

Примечание

Планир

Фактич

1

Введение

1

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины

3.09




Стр. 4-6




Тема 1. Восточные славяне

2




2

Восточные славяне и их соседи

1

Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

10.09




П. 1




3

Восточные славяне и их соседи

1

Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами

17.09




П.2




Тема 2. Русь в 9 – первой половине 12 века

7




4

Формирование Древнерусского государства

1

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской письменности – Новгород и Киев. Норманнский вопрос в исторической литературе.

24.09




П.3




5

Первые русские князья

1

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

1.10




П.4




6

Князь Владимир. Крещение Руси

1

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

8.10




П.5




7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

15.10




П.6




8

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого

1

Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

22.10




П.6




9

Культура Древней Руси




Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

29.10




П.7




10

Быт и нравы Древней Руси




Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

12.11




П.8




Тема 3. Русь во второй половине 12 – 13 веке

9




11

Раздробление Древнерусского государства




Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

19.11




П.9




12

Владимиро-Суздальское княжество




Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

26.11




П.10-11




13

Великий Новгород. Галицко-Волынская земля




Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Особенности географического положения Галицко-Волынской земли. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

3.12




П.10-11




14

Монгольское нашествие на Русь




Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

10.12




П.12




15

Борьба русских земель с западными завоевателями




Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

17.12




П.13




16

Русь и Орда




Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества.

24.12




П. 14




17

Русь и Литва




Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

14.01




П.15




18

Культура русских земель




Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве»

21.01




П.16




19

Родной край в древности




История Нижегородского Поволжья

28.01










Тема 4. Образование единого русского государства

8




20

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси




Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

4.02




П.17




21

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством




Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

11.02




П.18




22

Московское княжество и его соседи в конце 14 – середине 15 века




Василий 1. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

18.02




П.19




23

Создание единого Русского государства




Конец ордынского владычества. Иван 3. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий 3. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

25.02




П.20-21




24

Церковь и государство




Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим»

4.03




П.22




25

Культура и быт в 14 – начале 16 века




Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в 14 – начале 16 века. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва – центр складывающейся культуры великорусской народности.

11.03




П.26




26

Культура и быт в 14 – начале 16 века




Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение…» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

18.03




П.27-28




27

Основные социальные слои Российского государства в 14 – начале 16 века




«Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

1.04










Тема 5. Московское государство в 16 веке

5




28

Начало правления Ивана 4.




Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале 16 века. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана 4 на царство. Восстание 1547 г

8.04




П.21




29

Реформы Избранной рады 50-х годов 16 века




Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

15.04




П.23




30

Внешняя политика Ивана 4




Внешнеполитические успехи России в 50-е годы. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

22.04




П.24




31

Опричнина




Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х годов. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана 4 на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричной политики и Ливонской войны.

29.04




П.25




32

Культура и быт в 16 веке




Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой»

6.05




П.26-28




33

Родной край в 14 – 16 веках




История Нижегородского Поволжья в 14-16 веках

13.05










34

Итоговое повторение и обобщение




Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

20.05









  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconПрограмма по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»
РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России...
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен...
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» в 6 классе является началом системного изучения отечественной истории....
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconКалендарно-тематическое планирование курса истории россии. История...
Программа: Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 класса средних...
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс icon16. 09. 2014 вторник
Диагностическая работа по истории по теме "История России с древнейших времён до конца XVI в. (IX в.–1598 г.)" 11 класс
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconУчебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века»
Учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина – «История России с древнейших времён до конца XVI века», 6 класс, М.: Просвещение, 2001г
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconРабочая программа История России
Учебник: История России. С древнейших времен до конца XVI века, 6 класс ( А. А. Данилов, Л. Г. Косулина), Московский учебник Просвещение,...
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века
Рабочая программа по истории (6 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconРабочая программа по истории для 10 класса учителя истории и обществознания
«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса «История России с древнейших...
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconПоурочное планирование курса истории россии 10 класс 68 часов, 3 часа в неделю
Учебник: А. Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconРабочая программа по истории 6 класс (общеобразовательный)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Федеральной примерной...
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconРабочая программа учебного курса «История России с конца XVI в по XVIII в.»
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и программы курсов Пчелова...
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моя работа посвящена методической разработке раздела программы «Московская Русь в XIV-XVI в.» 12 часов по учебной программе А. А....
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconРабочая программа по истории россии с древнейших времен до конца...
Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана. Она обеспечивает...
Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс iconРабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила
«История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск