Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №304
| Утверждена
методическим объединением
ГБОУ СОШ №304
________________ М.В.Веретенникова
« » 2013 г.
|
| «Утверждаю»
Дирек Директор ГБОУ СОШ №304
______________М. Ю. Точилкина
приказ № от « » 2013г.
|
|
|
|
| Рабочая программа учебного курса
«История России с конца XVI в. по XVIII в.»
для 7 класса
(2 часа в неделю, 68 часов в году)
Составитель: учителя истории
Веретенникова Марина Владимировна
Магомедов Назир Курбанович
| «Согласовано»
заместитель директора по УВР
ГБОУ СОШ №304
________________ О. И. Шаханова
« » 2013 г.
|
|
|
|
|
|
|
Москва
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории России с конца XVI в. по XVIII в. (7 класс) Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и программы курсов Пчелова Е.В. «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Для 6—7 классов, М.: ООО «ТИД «Русское слово—PC», 2005.
УМК:
Учебник: Пчелов Е.В. История России XVII-XVIII ВЕКА. 7 КЛАСС. М.: Русское слово, 2004.
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 7 класс – М.: «Экзамен», 2006.
- Настенные исторические карты
- Атласы по истории России с конца XVI века до конца XVIII.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
3. Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Настоящее тематическое планирование выстроено на основе Примерной программы курса «История России с конца XVI до конца XVIII вв.». В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 38 часов. Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.
В результате изучения курса учащиеся должны: называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
Содержание тем учебного курса.
Смута. (5 часов)
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Россия при первых Романовых. (10 часов)
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руковод ством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Русская культура XVII в. (2 часа)
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Эпоха Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) (10 часов)
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов.Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) (4 часа)
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Россия в середине - во второй половине XVIII в. (12 часов)
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии.Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан
Повторение (1час).
Календарно-тематическое планирование.
|
| История России
| Москвоведение
|
|
| 29
| 1
| Повторение. История Отечества IX-XVIвв.
| 1.Москва XII-XVIвв.
| 14- 16.12
| II – я четв.
|
|
| Тема №4. Смута. – 5ч..
| 17.12-16.01
| 30
| 1
| Предпосылки Смуты (§1)
|
|
| 31
| 2
| Лжедмитрий I. Василий Шуйский (§2,3)
| 2.Москва и самозванец
|
| 32
| 3
| Лжедмитрий II. Междуцарствие. (§4,5)
| 3.Тушино-лагерь самозванца
|
| 33
| 4
| Второе ополчение. Освобождение Москвы (§6)
| 4.Освобождение Китай-города.
|
| III – я четверть
| 34
| 5
| Обобщение. Итоги Смуты.
|
|
|
|
| Тема №5. Россия при первых Романовых. – 10ч.
|
| 18.01-20.02
| 35
| 1
| Правление Михаила Федоровича (§7)
|
|
| 36
| 2
| Царь Алексей Михайлович (§8)
| 5.При дворе русского царя
|
| 37
| 3
| Экономика и государство в XVIIв. (§9)
|
|
| 38
| 4
| Присоединение Украины к России (§10)
|
|
| 39
| 5
| Церковный раскол (§11)
|
|
| 40
| 6
| «Бунташный век» (§12)
| 6.Московские бунты
|
| 41
| 7
| Сибирь в XVIIв. (§13)
|
|
| 42
| 8
| Русская культура и быт XVIIв. (§14, 15)
| 7.Быт москвичей
|
| 43
| 9
| Россия в конце XVIIв. (§16)
| 8.Стрелецкие бунты
|
| 44
| 10
| К/з № 4. Россия в XVIIвеке.
|
| 18-20.02
|
|
| Тема №6. Эпоха Петра I. -10 ч.
|
| 22.02-03.04
| 45
| 1
| Начало правления Петра (§17)
| 9.Детство Петра
|
| 46
| 2
| Начало Северной войны (§18)
|
|
| 47
| 3
| Победа в Северной войне (§19, 20)
|
|
| 48
| 4
| Государственные преобразования Петра I. (§21, 25)
| 10.Перенесение столицы в Петербург
|
| 49
| 5
| Экономика при Петре I. (§ 22)
|
|
| 50
| 6
| Народные движения при ПетреI (§23)
|
|
| 51
| 7
| Преобразования в области культуры и быта (§24)
| 11. Памятники Петровской эпохи в Москве
|
| 52
| 8
| Династия Романовых в перв.четв.XVIIIв. (§25 )
|
|
| 53
| 9
| Обобщение. Россия в перв.четв.XVIIIв.
|
| IV – я четверть
| 54
| 10
| К/з №5. Эпоха Петра I.
| 01-03.04
|
|
| Тема № 7. Российская империя в сер.-второй половие XVIIIв.– 12ч.
| 05.04-19.05
| 55
| 1
| Наследники Петра (§26)
| 12.Смерть Петра II
|
| 56
| 2
| Анна Иоанновна (§27)
| 13. Царь-колокол
|
| 57
| 3
| Елизавета Петровна (§28)
|
|
| 58
| 4
| Восшествие на престол Екатерины Великой (§31,32).
|
|
| 59
| 5
| Внутренняя политика Екатерины II. (§32, 35)
| 14.Чумной бунт. Дело Салтычихи.
|
| 60
| 6
| Внешняя политика Екатерины Великой (§33)
|
|
| 61
| 7
| Движение Е. И. Пугачева (§34)
| 15.Казнь Пугачева.
|
| 62
| 8
| Наука, просвещение, культура в сер. XVIIIв. (§30)
| 16. Основание Московского Университета.
|
| 63
| 9
| Просвещение и наука во втор.полов XVIIIв. (§37)
|
|
| 64
| 10
| Литература и искусство во втор. полов. XVIIIв. (§38)
| 17.Архитектура Москвы XVIIIв.
|
| 65
| 11
| К/з № 6. Росс. империя в сер.-вт. полов.XVIIIв.
|
| 13-15.05
| 66
| 12
| Правление Павла I. (§36)
|
|
| 67
68
|
| Итоговое повторение. Россия в XVI-XVIIIвв.
| 18.Итоговое повт.
| 20-27.05
| Требование к учебному курсу.
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
Даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и кампаний.
Места, обстоятельства, участников событий; крупнейших государственных деятелей России; военные кампании и выдающихся военачальников; известных деятелей и достижения российской науки и культуры.
Характерные, существенные черты: экономического и социального развития России; политического устройства страны, российского абсолютизма; развития духовной культуры.
Значение понятий: Смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол.
Уметь:
Показывать на исторической карте: рост территории России, крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства.
Описывать положение и образ жизни основных сословий России.
Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма; закрепощения крестьян; социальных движений.
Составлять описание и объяснять назначение памятников культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.
Сравнивать: социально-экономическое развитие страны, положение основных сословий, крестьянские восстания и войны.
Излагать суждения о причинах и последствиях: закрепощения крестьян; социальных движений; реформ Петра I; дворцовых переворотов; военных кампаний.
Приводить оценки: реформы патриарха Никона; деятельности Петра I и Екатерины II.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник: Пчелов Е.В. История России XVII-XVIII ВЕКА. 7 КЛАСС. М.: Русское слово, 2004.
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 7 класс – М.: «Экзамен», 2006.
- Настенные исторические карты
- Атласы по истории России с конца XVI века до конца XVIII.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.
Список литературы.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд. - – М.: Просвещение, 2009. – 240 с.
Пчелов Е.В. История России. XVI-XXVIII века: учебник для 7 класса основной школы.–М.:«ТИД «Русское слово–рс», 2003.–312 с.: ил.
Школьная энциклопедия «История России XVIII - XIX века» (М. 0лма-пресс,2003г)
Серия «Эрудит» справочник « История XV-XX веков» (М.Мир книг,2007г)
А.А.Данилов, Справочник школьника «История России IX- XIX века» (М.Дрофа 2002г.)
А.А.Данилов Справочное пособие «История России в таблицах IX- XIX века»
Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма- Пресс,2001 г.).
|