№
| Раздел. Тема
| Количество часов
| Осваиваемые предметные умения
| Осваиваемые понятия
| Учебно-информационные умения
| Предмет и форма контроля
| Примечание
|
1
| От средневековья к Новому времени
| 1
| Что изучает Новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек в Новом времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития
| Новое время
| Знать основные положения урока, хронологию Нового времени. Начать правильно делать записи в тетради
| Опрос. Письменные задания
| Читать введение
|
Глава 1. Европа и мир в начале Нового времени
|
2
| Технические открытия и выход к Мировому океану
| 1
| Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию
| Источники энергии
| Уметь составлять таблицу: достижения, автор и значение. Понимать причинно-следственные связи
| Опрос. Письменные задания. Таблица
| §1
|
3
| Великие географические открытия и их последствия
| 1
| Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка -встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен
| Западноевропейская колонизация новых земель
| Знать основные открытия. Уметь составлять хронологическую таблицу
| Опрос. Письменные задания. Таблица
| §2
|
4
| Усиление королевской власти XVI-XVIIвв.
| 1
| Усиление королевской власти. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля.
| абсолютизм, ливр, мировой судья, меркантилизм
| Уметь анализировать исторические явления, выявлять причинно-следственные связи и давать свою оценку. Знать основные положения и понятия урока.
| сочинение «Король и парламент»
| §3
|
5
| Дух предпринимательства преобразует экономику
| 1
| Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма
| мануфактура. Наемный труд. Капитализм
| Знать основные положения урока. Делать сравнение между эпохами (современная и Нового времени)
| Составить в тетради план ответа на вопрос «Развитие мануфактурного производства»
| §4
|
6
| Новые ценности преобразуют общество
| 1
| Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны
| капиталист, батрак, новое дворянство
| Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты
| Опрос. Письменные задания
| §5
|
7
| Повседневная жизнь
| 1
| Пpoдoлжитeльнocть жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи - менялась мода. Костюм -«визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества
| визитная карточка
| Уметь составлять тезисы по тексту учебника
| сообщения
| §6
|
8
| Высокое Возрождение
| 1
| От средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве.
| Эпоха Возрождения, гуманизм
| Знать основные положения урока. Уметь составлять и представлять устные доклады.
Начать составлять сравнительную таблицу достижений культуры
| Эссе: Какие черты свойственны личностям эпохи Возрождения. Раскрыть тему на конкретных примерах
| §7-9
|
9
| Рождение новой европейской науки
| 1
| Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Френсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей
| технический прогресс
| Знать основные положения урока.
Составление сравнительной таблицы. Уметь составлять и представлять устные доклады
| Заполнить таблицу «Основные научные идеи, способствующие развитию новых взглядов на общество»
| §10
|
10
| Начало Реформации в Европе
| 1
| Реформация - борьба эй переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе.
Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение
| Реформация, революция, протестантизм
| Выявлять различие и сходство в формах народных движений
| Что дала реформация в Германии: князьям, дворянам, горожанам и крестьянам
| §11
|
11
| Распространение
Реформации в Европе
| 1
| Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией
| орден иезуитов
| Знать основные положения урока. Давать оценку историческим личностям
| Эссе
| §12
|
12
| Королевская власть и Реформация
| 1
| Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII - «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете
| Реформация
| Знать основные положения урока. Работа с дополнительной литературой
| Сообщение
| §13
|
13
| Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
| 1
| Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт -Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция -сильнейшее государство на европейском континенте
| абсолютная монархия, католики, гугеноты. Варфоломеевская ночь
| Знать основные положения урока.
Уметь анализировать документы и делать выводы
| Составить таблицу
| §14
|
Глава 2. Ранние буржуазные революции. Международные отношения
|
14
| Нидерландская революция
| 1
| Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики.
| Кальвинисты, Утрехтская уния
| Знать основные понятия урока. Выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий
| Составить в тетради таблицу «Основные события испано-нидерландской войны»
| §15
|
15
| Парламент против короля. Начало революции в Англии
| 1
| Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия
| парламентская монархия, Пуританская этика, Долгий парламент
| Знать основные положения урока. Уметь проводить исторические параллели (Нидерландская и Английская революции), выявлять общее и различное
| Составить таблицу «Реформы долгого парламента»
| §16
|
16
| Революция в Англии. Путь к парламентской республике
| 1
| Движения протеста. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества
| Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов.
| Знать основные положения урока. Давать характеристику и оценку исторической личности
| Подготовить сообщение об О. Кромвеле и его роли в истории Англии
| §17
|
17
| Международные отношения в XVI-XVIIвв.
| 1
| Международный отношении. При чины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Война за испанское наследство -война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений
| династические интересы
| Знать и уметь применять алгоритм изучения войн
| план ответа на вопрос «Вестфальский мир»
| §18
|
18
| Первый период Нового времени
| 1
| Место Нового времени в истории человечества. Основные достижения и проблемы Нового времени. Вклад культуры в человечество
| Период нового времени
| Знать основные положения раздела
| Тесты
|
|
Глава 3 Эпоха Просвещения. Время преобразований
|
19
| Век Просвещения. Стремление к царству разума
| 1
| Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. , Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
| эпоха Возрождения, Идеи Просвещения
| Знать основные положения урока. Уметь составлять и представлять устные доклады, реферат, сообщение
| Заполнить таблицу «Основные идеи просветителей»
| §19
|
20
| Художественная культура Европы эпохи Просвещения
| 1
| Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера. И. Гете. Придворное искусство. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Значение культурных ценностей эпохи. Секуляризация культуры
| Гуманистические ценности Придворное искусство. Секуляризация культуры
| Знать основные положения урока. Уметь работать с различными источниками исторической информации
| Ответить на вопросы с. 189
| §20
|
21
| Промышленный переворот в Англии
| 1
| Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети -дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников/Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса
| фабрика, промышленный переворот, аграрная революция
| Знать исторические формы промышленного производства и их признаки
| Составить план ответа «Переворот в сельском хозяйстве»
| §21
|
22
| Английские колонии в Северной Америке
| 1
| Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин - великий наставник «юного» капитализма
|
Мировоззрение колонистов, идеология американского общества
| Знать основные положения урока. Уметь сравнивать исторические явления (революции в Нидерландах, Англии и Америке)
| Составить рассказ о первых колониях и их жителях
| §22
|
23
| Война за не- зависимость. Создание США
| 1
| Причины войны севораамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. ! Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки
| Декларация. Конституция
| Выявлять главные отличия между демократическими и авторитарными началами общественно- ! го устройства
| «Американцы борются за независимость»
| §23
|
24
| Причины и начало Великой французской революции
| 1
| Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание.
14 июля 1789 г. - начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет
| Третье сословие. Учредительное собрание.
| Знать основные положения урока. Выявлять причинно-следственные связи общественной жизни накануне революционных событий. Начать составлять хронологическую таблицу событий революции
| Сравнить развитие промышленности и торговли во Франции во второй половине XVIII в. и в
| §24
|
25
| От монархии к республике
| 1
| Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии.
Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции
| Якобинский клуб. «Горы» и «Жиронды»
| Знать основные положения урока. Продолжить составление таблицы. Уметь по карте определять ход событий
| Закончить составление таблицы. Составить план ответа «Значение Великой французской революции»
| §25
|
26
| От якобинской диктатуры
к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта
| 1
| Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства
| Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор Термидорианский переворот. Войны Директории
| Знать основные положения урока. Уметь проводить исторические параллели (якобинцы и жирондисты). Уметь по карте определять ход событий. Давать характеристику и оценку личности Наполеона; высказывать свое мнение на проблему роли личности в истории
| Составить план ответа
| §26
|
27
| Колониальный период в Латинской Америке. Складывание Латино-американского общества
| 1
| Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити
| креол, метис, мулат
| Уметь работать по карте
| Составить план «Система управления в колониях Испании и Португалии в Новом Свете»
| §27
|
28
| Государства Востока в раннее Новое время
| 1
| Основные черты традиционного общества: государство - верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока
| конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм
| Знать основные положения урока. Уметь определять по карте ход событий. Высказывать свою точку зрения
| Подготовить сообщение об одной из восточных религий
| §28-30
|