Скачать 184.54 Kb.
|
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра истории и культурологии«ИСТОРИЯ НАУКИ» Учебно-методическое пособие. Студенты заочного отделения фармацевтического факультета должны выполнить одну контрольную работу по дисциплине «история науки». Контрольная работа состоит из ДВУХ частей – реферат и ответы на тесты. Контрольные работы должны быть представлены в определенные сроки (до 10 декабря) в письменном виде. Объем работы – примерно 15 страниц. Контрольная работа (реферат) – это небольшое самостоятельное исследование, предполагающее изучение различных опубликованных материалов, в том числе учебников, монографий, периодической литературы, сборников статей, хрестоматий и т.д. по выбранной теме. Подготовку контрольной работы (реферата) следует начать с ознакомления с соответствующим разделом данного учебно-методического пособия, где можно найти названия контрольных работ (рефератов) и примерную литературу к ним. Перечень контрольных работ (рефератов) можно найти в конце пособия. Студент выбирает только одну контрольную работу (реферат). При подготовке контрольной работы студент может использовать книги, как рекомендованные в данном пособии, так и найденные самостоятельно. В списке литературы нельзя указывать учебные пособия, такие как учебники, методические материалы и пр. На титульном листе указывается тема контрольной работы, фамилия, имя, отчество, группа, курс, домашний адрес студента-заочника. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА (1 лист)
В начале работы обязательно помещается ее план. Изложение материала должно завершаться выводами по проблеме. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПЛАНА РЕФЕРАТА (2 лист)
«Введение» должно состоять из 3-х смысловых блоков: актуальность темы; обзор литературы по теме реферата (кто занимался данной проблемой, с какими результатами и т.д.); цели и задачи реферата. В конце работы в пункте «Литература» дается, составленный в алфавитном порядке, список источников и литературы, при оформлении которого следует учитывать требования Государственного стандарта на библиографическое описание (указывается автор, название книги, место и год издания, общее кол-во страниц - см. примечание). Помните, что использование различной литературы должно подтверждаться сносками в тексте работы. Сноска – указание на использованную вами литературу. Как правило, сноска ставится в самом низу страницы. Если на странице несколько сносок – каждой присваивается порядковый номер. В сноске указывается автор, название книги, место и год издания, номер страницы, откуда взята информация. Например (предложение в тексте): Платонов С.Ф. высоко оценивал уровень социально-экономического развития восточных славян на рубеже IX-X вв.(1). Внизу страницы: (1) Платонов С.Ф. Учебник русской истории. М., 1991. – С.45. Примечание: ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВСЕХ ВИДОВ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ Книги с одним автором Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2003. - 268 с. Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа: науч.-практ. пособие / В. Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: СЗАГС, 2000. - 319 с. Книги с двумя авторами Ершов, А. Д. Информационное управление в таможенной системе / А. Д. Ершов, П. С. Конопаева. - СПб.: Знание, 2002. - 232 с. Игнатов, В. Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. - 252 с. Macroeconomics. A European Text. Michael Burda, Charles Wyplosz. Oxford University Press. 1993. - 486 p. Книги трех авторов Кибанов, А. Я. Управление персоналом: регламентация труда: учеб. пособие для вузов / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. - М.: Экзамен, 2000. - 575 с. Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. - М.: Рос. Экон. Акад.; Екатеринбург.: Деловая книга, 1998. - 232 с. Аяцков, Д. Ф. Кадровый потенциал органов местного самоуправления: проблемы и опыт оценки / Д. Ф. Аяцков, С. Ю. Наумов, Е. Н. Суетенков; РАН при Президенте РФ. ПАГС. - Саратов: ПАГС, 2001. - 135 с. Книги четырех авторов Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. - М.: Приор, 1999. - 189 с. Книги, описанные под заглавием Управление персоналом: учеб. пособие / С. И. Самыгин [и др.]; под ред. С. И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 511 с. Управление персоналом: от фактов к возможностям будущего: учеб. пособие / А. А. Брасс [и др.] - Минск: УП "Технопринт", 2002. - 387 с. Словари и энциклопедии Социальная философия: словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. - М.: Академический Проект, 2003. - 588 с. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с. Чернышев, В. Н. Подготовка персонала: словарь / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. - СПб.: Энергоатомиздад, 2000. - 143 с. Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова [и др.]. - М.: Экономика, 1999. - 1055 с. Статьи из сборников Бакаева, О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко // Таможенное право. - М.: Юрист, 2003. - С. 51-91 Веснин, В. Р. Конфликты в системе управления персоналом / В. Р. Веснин // Практический менеджмент персонала. - М.: Юрист, 1998. - С. 395-414 Проблемы регионального реформирования // Экономические реформы / под ред. А. Е. Когут. - СПб.: Наука, 1993. - С. 79-82 Статьи из газет и журналов Арсланов, Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. - 2002. - N 4. - С. 2-6 Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - N 2. - С. 136-150 Громов, В. Россия и Европа / В. Громов // Известия. - 1999. - 2 марта. - С. 2 Hahn, Frank. The Next Hundred Years. Economic Journal, January, 1991, 101 (404) - pp. 47-50. Описания официальных документов О базовой стоимости социального набора: Федеральный Закон от 4 февраля 1999 N 21-ФЗ // Российская газ. - 1999. - 11.02. - С. 4 О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 N 451 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 31. - Ст. 3150 О мерах по развитию федеральных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 ноября 2003 N 1395 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - Ст. 4660 Электронные ресурсы Statsoft, Inc.(1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http://www.statsoft.ru/home/textbook. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). - М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). - (Интерактивный мир). - Систем. требования: ПК 486 или выше; 8 Мб ОЗУ; Windows 95 или выше; SVGA 32768 и более цв.; 640х480; 4х CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. - Загл. с экрана. - Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20х14 см. Содержание дисциплины ИСТОРИЯ НАУКИ Тема 1. Структура научного знания. Этапы развития науки. Определения науки. Наука как система знаний, деятельность, социальный институт, традиция. Естественные, гуманитарные, общественные науки и их существенные признаки. Анализ этапов и закономерностей развития как главное направление исторических исследований науки. Методы истории науки. Дескриптивный метод (историография науки по А. Койре). Феноменолого-герменевтический метод (анализ общей идеи науки как феномена жизненного мира Э. Гуссерлем и Г-Г. Гадамером). Метод моделирования (модели развития науки М. Шлика, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда). Методы социальных исследований науки (методология конструкционизма, стратегия «case-studies» и др.). Проблема возникновения науки как проблема понимания сущности науки, как проблема понимания условий генезиса науки, как проблема периодизации истории науки. Теории происхождения науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. Революционные преобразования в науке конца XIX – начало XX вв. Неклассическая наука. Изменение места науки в структуре общественного производства второй половины XX века. Развитие атомной энергетики. Открытие термоядерной энергии. Индустриализация научных исследований. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки. Постнеклассическая наука. Науки фундаментальные и прикладные, изучающие человека, общество и технику. Соотношение естественных, общественных и гуманитарных наук. Взаимосвязь наук и их изменение в ходе развития. Лидирующие науки. Смена лидеров в истории научного познания. Структура современной науки. Тема 2. Недифференцированный этап развития науки. Мифологическое сознание. Наука и магия. Система знаний в древних обществах. Преднаучное знание Древнего Египта и Месопотамии. Ритуаловедение как образцовая наука в Древней Индии. Морально-нравственные принципы знания в Древнем Китае. Истоки античной науки. Критика традиционной мифологии. Философия как образцовая наука. Досократовская натурфилософия (Фалес, Анаксагор, Парменид). Античная наука классического периода. Значение работ Платона и Аристотеля в становлении античной классики. Эллинистический период античной науки (Плотин, Ямвлих, Прокл). Место и роль мистицизма в эллинистической науке (неоплатонизм, гностицизм). Значение арабской системы знания в истории науки. Значение христианства в развитии научной мысли средневековья. Теология как образцовая наука. Схоластика и проблема универсалий. Предпосылки зарождения естествоиспытательских исследований в школе номиналистов и концептуалистов (И. Росцеллин, Р. Бэкон, П. Абеляр). Трансформации научного познания в эпоху Возрождения (термин ввел Джорджо Вазари (1511-1574)). Характеристики эпохи. Единство искусства и научного исследования (Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Леонардо да Винчи (1452-1519) и др.). Гуманистическое направление (Джованни Пико Делла Мирандола (1463-1494)). Место и роль Реформации (Мартин Лютер (1483-1546), Томас Мюнцер (1490-1525) и др.) в становлении науки эпохи Возрождения. Зарождение индивидуализма и секуляризма разума. Значение неоплатонизма и натурфилософии в ренессансной науке (Марселино Фичино (1433-1499), Джордано Бруно (1548-1600) и др.). Тема 3. Современная наука. Этапы развития. Институциональные черты науки Нового времени. Создание Королевской Академии в Англии XVII века. Признаки институционального понимания науки (по Г.В. Кораблевой, Г.В. Осипову и др.): 1) строгое разделение ролевых функций и сфер компетенции членов коллектива, опора на нормативно-правововую базу; 2) наличие неформальных норм и правил поведения, ориентация сообщества на традиции, корпоративную этику. Естествоиспытательская линия исследований природы как образец научности Нового времени. Роль наблюдения и эксперимента в практике научного познания.Общие принципы философии науки в эпоху Просвещения. Идеи прогресса и свободы человеческого разума (Ж.А. Кондорсе). Проблемы теории познания и культуры. Атеизм мыслителей эпохи Просвещения (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Ж. Ламетри). Общая характеристика немецкой классической мысли. И. Кант (1724-1804) как основоположник немецкой классики. Докритический и критический периоды деятельности И. Канта. Значение проекта наукоучения И. Фихте (1762-1814). Система натурфилософии и трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга (1775-1854). Принцип параллелизма развития природы и сознания. Абсолютный идеализм Г. Гегеля (1770-1831): историзм как основа систематической связи наук о логике, природе и духе. Переосмысление результатов исследований немецкой классической мысли в трудах Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистические принципы развития науки. Кризис естественнонаучной мысли в конце XIX века. Цепь открытий, поставившая завершенность системы классической физики под сомнение: обнаружение В. Рентгеном Х–излучения (1895 г.), выявление естественной радиоактивности А. Беккерелем (1896 г.), открытие Дж. Томсоном первой элементарной частицы электрона (1897). Зарождение неклассической науки. Признаки неклассической науки (по В.С. Степину): относительность объекта к средствам и операциям деятельности; зависимость истинности знания от конкретного метода его получения (отрицание представления об единственно верном способе познания). Квантово-релятивистская физика как образец неклассической науки (А. Эйнштейн, Н. Бор и др.). Превращение науки в непосредственную производительную силу. Индустриализация и интенсификация научных исследований: организация крупных научных центров, математизация знания, математическое моделирование и машинный эксперимент. Индустриально организованная наука и ценности самореализации ученого в современной науке. Возникновение новых наук: открытие новых объектов исследования, интеграция естествознания, гуманитарных и социальных наук, возникновение метанаучных областей исследования и теорий. Объект, метод и идеалы исследования современной науки. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Поиск нового типа цивилизационного развития, новые функции науки в культуре. Роль науки в решении глобальных проблем. Тема 4. Особенности развития отечественной науки. Особенности становления отечественной науки. Вернадский А.Г. о русской науке XVIII века. Отечественная наука XIX века – на пути к неклассической науке. Своеобразие развития советской науки. Лысенковщина и борьба с космополитизмом. Советская система образования и высшая школа. Блоковое противостояние и темпы развития советской прикладной науки. Л. Д. Ландау, Я. Б. Зельдович, А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатов. Развитие гуманитарных наук и марксистско-ленинское понимание общественных процессов. Российская наука в 1990-е гг. Проблема «старения» и утечки «мозгов». ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (выберите один правильный вариант ответа) 1. Наука – это…
2. Назовите метод, наиболее точно соответствующий историческому анализу науки
3. Укажите признак, наименее характеризующий научное знание
4. Отметьте вариант, в котором раскрыт наиболее распространенный вид ранней версии научного знания в Древнем Египте:
5. Аристотель – один из основоположников науки, который жил в
6. Архимед открыл
7. Укажите ведущее направление исследований в эпоху Средневековья
8. Г. Галилей одним из первых в научных исследованиях начал использовать
9. Н. Коперник обосновал
10. «Математические начала натуральной философии» написал
11. И. Кант предложил гипотезу
12. Отметьте понятие, пропущенное во фразе: М. Фарадей раскрыл <…> действие электрического тока
13. Специальная теория относительности опирается на принцип
14. Общая теория относительности позволила разработать
15. Квантовая механика зарождается в работах (отметьте верные ответы)
16. А. Беккерель открыл:
17. Понятие «историческое априори» было введено
18. О. Шпенглер в книге «Закат Европы» предложил новый подход к пониманию
19. Функции науки (отметьте верные варианты)
20. В структуру науки входят уровни
21. Согласно В. Дильтею, науки о духе и науки о природе отличаются:
22. В. Виндельбанд и Г. Риккерт предлагали называть гуманитарные науки:
23. В основе синергетики идея
24. С синергетической точки зрения наука – это
25. Неравновесная термодинамика позволяет создать модель
перечень контрольных работ:
Основная литература: 1. Шишков И. З. История и философия науки : учеб. пособие / Шишков И. З. . - М. : ГЭОТАР-Медиа , 2010 . - 766с. – Режим доступа: ЭБС «Консультант студента». Дополнительная литература: 1. Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История и философия науки. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 200 с. 2. Хрусталев Ю.М. История и философия науки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 480 с. 3. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. – М.: Наука, 1988. – 468 с. 4. История науки: учебное пособие. – М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2003. – 362 с. 5. Надеждин Н.Я. История науки и техники. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 624 с. 6. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники. – 2012. – 287 с. 7. Даннеман Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии. От эпохи Галилея до середины 18 века. – М.: Либроко, 2012. – 234 с. 8. Даннеман Ф. История естествознания. Расцвет современного естествознания до установления принципа сохранения энергии. – М.: Либроко, 2012. – 234 с. 9. Даннеман Ф. История естествознания. От зачатков науки до эпохи Возрождения. – М.: Либроко, 2012. – 234 с. 10. Степин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. - М.: Академический проект, 2011. — 423 с. в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. http://attic.volgmed.ru/depts/history/resources.php 2. http://www.edu.ru/ 3. http://www.edulib.ru/ 4. http://www.orel.rsl.ru/ |
Темы рефератов Моральные нормы и ценности «малой науки» и«большой... Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности | Об изучении христианских основ русской классической литературы Аннотация: в статье раскрываются духовные корни русской классической литературы, определившие её национальное своеобразие | ||
Темы рефератов история и метоолгия экономической науки Идейные истоки формирования классической политической экономии. А. Смит, у пети, физиократы (Ф. Кенкэ, Ж. Тюрго) | 1. социально-гуманитарные науки: становление и специфика Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования | ||
Вопросы жанровой поэтики в работах М. М. Бахтина Становление науки о литературе в образах критиков 1830-1840-х гг. (В. Г. Белинский, А. А. Григорьев) | Темы рефератов по истории экономических учений для сдачи кандидатского... Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классической школы политической экономии | ||
Рефератов по истории и философии науки Становление схоластики в Европе и особенности арабской философии периода средневековья | «Культура речи» Авторизованный реферат по курсу «Риторика» Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н э и было связано с потребностями демократического общества высочайшей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Становление и развитие социологии как науки. Предмет и структура социологического знания. Функции социологии | ||
Российской федерации Проследить становление и развитие науки, рассмотреть взгляды на её место в культуре, расширить представления студентов о культурных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Становление предмета психологии. Определение психологии как науки, ее задачи. Классификация отраслей психологии | ||
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 Охватывают XIX – начало XX вв. (до 1917 г.). Именно в этот период произошло становление и развитие системы педагогического образования... | Задача Решение классической сбалансированной транспортной задачи в Решение классической сбалансированной транспортной задачи в Excel | ||
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 06 «Археология» Ее значимость определяется несколькими важными факторами. Во-первых, Россия одна из немногих стран мира, где масштабно представлены... | Реферат по ксе на тему: «Законы классической механики Ньютона» Понятие «физика» уходит своими корнями в глубокое прошлое, в переводе с греческого оно означает «природа». Основной задачей этой... |