Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности "Педагогика дополнительного образования"





НазваниеУчебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности "Педагогика дополнительного образования"
страница1/7
Дата публикации08.12.2014
Размер0.77 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»






Учебное пособие

для студентов

педагогического колледжа

по специальности "Педагогика

дополнительного образования"

г. Сокол

2012
Учебное пособие предусматривает теоретическую и практическую подготовку студентов по специальности "Педагог дополнительного образования по вопросам истории изобразительного искусства. После каждой темы предлагаются вопросы и задания, направленные как на закрепление предлагаемого материала, так и на самообразование студентов.

Авторы: Серова Л.Н., Варбанец Е.С., Курочкина Л.В.


Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………...4

1. Изобразительное искусство и его виды ……………………………………………....5

1.1. Графика…………………………………………………………………………….. ...6

1.2. Живопись. Средства художественной выразительности…………………………..7

1.3. Скульптура …………………………………………………………………………...9

1.4. Декоративное и прикладное искусство …………………………………………...10

2. История живописи ……………………………………………………………………11

3. Жанры живописи ……………………………………………………………………

3.1. Портрет ………………………………………………………………………………

3.2. Натюрморт …………………………………………………………………………

3.3. Пейзаж ………………………………………………………………………………

3.4. Жанровая живопись ……………………………………………………………….

Литература……………………………………………………………………………….37

Приложение……………………………………………………………………………38

ВВЕДЕНИЕ
Формирование интересов и потребностей личности будущего педагога-руководителя изобразительной деятельности осуществляется различными средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда студенты наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлены к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Какими качествами должен обладать руководитель изобразительной деятельности? Он должен быть художником – уметь рисовать и писать красками, владеть всевозможными изобразительными техниками и материалами, знать историю искусства, понимать язык изобразительного искусства, разбираться в законах композиции.

Деятельность руководителя изобразительной деятельности многопланова. Он ведет не только занятия, но и руководит кружками и студиями изобразительного искусства, организует выставки детских рисунков, "малые третьяковки", организует экскурсии, ведет большую оформительскую работу.

Таким образом, повышение собственной эстетической культуры помогает руководителям изобразительного искусства сделать жизнь детей интереснее и богаче, направить на сознательное, образное восприятие окружающего.

Предлагаемое учебное пособие даст возможность студентам через предлагаемые практические занятия глубже вникнуть в суть содержания живописи, сформировать и направить их интересы к самообразованию и творческому подходу к работе.


1. Изобразительное искусство и его виды
Изобразительное искусство - это художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные об­разы человека.

Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображаю­щие животных и сцены охоты, первые скульптуры — вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.

Все виды изобразительного искусства можно объединить в три группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства – это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве. К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн).

Для произведений изобразительного искусства характерны вы­бор одного момента, явления и передача их в художественных об­разах. Художник находит острое решение сюжета, что дает возмож­ность передать впечатление динамики. В этом плане весьма харак­терно полотно В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»: последние минуты жизни перед казнью, а по существу раскрыта эпоха в жизни народа. Или выбирает такое событие, когда особенно ярко выявляют­ся человеческие характеры. Картина И. Репина «Не ждали». Ее содержание — возвращение ссыльного революционера: измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура матери, радостная улыбка сына. Какая глубина человеческих чувств и отношений!

Иными средствами достигает выразительности скульптор. И здесь нельзя не сослаться на произведение Е. Вучетича «Воин-освободитель»: памятник советским воинам в Трептов-парке в Бер­лине наполнен жизнью и мужеством.

Все виды изобразительного искусства отличаю­тся и общими чертами и специфическими изобразительными сред­ствами.
1.1. Графика
Графика также является одним из видов изобразительного искусства. К графическим произведениям относятся: рисунок, выполненный карандашом, пером, углем, акварелью, а также раз­личные виды его воспроизведения в печати: гравюра, литография и др. Произведения графики выполняются обычно на бумаге, реже — на пергаменте, ткани и других материалах.

В основе графического произведения лежит рисунок. Средством художественного выражения в графике являются линия, соотноше­ние белого и черного, светотень, тон. Но графика не исключает при­менения цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке худож­ник часто использует 2—3 цвета, а иногда и все богатство цветовых отношений, при известной обобщенности образа, диктуемой специ­фичностью данного вида искусства.

Графика включает разные типы изображения. Это могут быть мимолетные наброски, сделанные углем, карандашом, пером, легкие, передающие лишь самое главное, типичное, характерное, а также более законченные и крупные композиции. Художники-графики не­редко тяготеют к заострению трактовки явления, гротеску. Вспомни­те боевое искусство советского плаката, созданное В. Маяковским и продолженное другими советскими художниками: карикатуры ху­дожников Кукрыниксов, плакаты Д. С. Моора, Л. Ф. Голованова и др.

Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Возникшая как украшение книги изящными миниа­тюрами, книжная графика переросла в наше время в самостоя­тельный вид искусства. Книжная иллюстрация призвана раскры­вать в образах замыслы писателя. Иллюстрации, выполненные художниками-графиками Д. Шмариновым, В. Фаворским, Кукры-никсами и др., очень интересно и своеобразно трактуют литератур­ные образы и подчас вносят в них новое понимание, по-новому раскрывают их сущность.

Особое место в книжной графике занимает иллюстрация к детской книге. С этим видом искусства ребенок сталкивается ежедневно, поэтому так важен высокий уровень художественного оформления книг для детей. Известные художники-иллюстрато­ры — И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, В. Лебедев, М. Митурич, О. Зотов, Л. Токмаков, М. Скобелев.
Литература специальная

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания. – М.: Академия, 1999.

  2. Костин В.И. Язык изобразительного искусства. – М.: Академия, 2002.

  3. Шорохов Е.Н. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 2000.

  4. Беда В.Г. Основы изобразительной грамоты. – М.: Академия, 1990.


Литература дополнительная

  1. Гумичева Р.М. Ознакомление дошкольников с графикой.

  2. Гумичева Р.М. Дошкольникам о живописи.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1999.

  4. Сокольникова Н.М. Основы графики и декоративно-прикладного искусства. – М.: Просвещение, 1999.


Вопросы

  1. Назовите виды графики и графические произведения.

  2. Дайте определение понятию "рисунок".

  3. Назовите выразительные средства рисунка, охарактеризуйте их.

  4. Назовите имена выдающихся художников русской и зарубежной школы рисунка.

  5. Расскажите о выразительных возможностях различных художественных материалов, применяемых для создания рисунка.

  6. Какой прием применить, чтобы изобразить цветом пространство, спокойствие или тревожное состояние природы?

1.2. Живопись. Средства художественной выразительности
Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи вос­создается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет — главное средство живописи.

Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникнове­ние обусловливается интересами художников разных эпох ко всем сторонам жизни.

Картины, посвященные историческим событиям, изображаю­щие жизнь и быт людей прошедших эпох, принадлежат к историческому жанру. В. Суриков, И. Репин, В. Серов обра­щались к изображению событий и образов русской истории.

Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжеты легенд, былин, сказок, относятся к мифологическому жан­ру. В сказочных и былинных образах, навеянных народной поэзией, В. Васнецов создал поэтический и героический образ России («Три богатыря», «Аленушка»).

Картины исторического жанра не всегда отражают далекую историю. Для произведений советских художников характерно изображение недавнего прошлого, героической революционной борьбы. В картине Б. Иогансона «Допрос ком-мунистов» дан образ революционеров, сильных и уверенных в правоте своего дела.

Разновидностью исторического жанра является батальный ж а н р — изображение битв и других эпизодов войны. Один из наиболее известных русских художников-баталистов — В. Вереща­гин. В своих произведениях он показывает ужасы войны, создает героический образ простого русского солдата.

Советский батальный жанр раскрывает патриотический дух гражданской и Великой Отечественной войн, когда весь народ борол­ся за свободу и независимость своей Родины. Первым советским художником-баталистом был М. Греков.

Интерес к жизни простых людей характеризует передовых художников всех эпох. В настенных росписях Древнего Египта, на греческих вазах, на полотнах голландских мастеров, картинах русских художников XIX века изображена повседневная жизнь людей во всем многообразии ее явлений, человеческих характеров

и отношений.

В русском искусстве XIX века бытовой жанр приобрел социальную заостренность. Это свойственно произведениям П. Фе­дотова («Сватовство майора»), В. Перова («Тройка»), И. Репина («Бурлаки на Волге»).

В советском искусстве бытовой жанр характеризуют большая широта и разносторонность. В произведениях А. Дейнеки, А. Пластова, Т. Яблонской отображена жизнь советских людей, их труд, быт,

отдых.

Человек всегда был основным объектом изображения. Его мы встречаем почти во всех жанрах. Но только портретный жанр ставит своей главной задачей передачу внешнего и внут­реннего облика человека. Портрет может изображать одного челове­ка или группу людей.

Художники всех эпох создали портреты, раскрывающие харак­теры и внутренний мир их современников. Русский портрет всегда отличала глубина психологической характеристики. Великолепны по мастерству портреты художников XVIII века: Ф. Рокотова, Д. Левицкого, Б. Боровиковского. Силу ума, сосредоточенность мысли русских ученых, артистов, писателей, человеческую красоту простых людей показали в своих лучших портретах И. Крамской, И. Репин, В. Серов.

Советские художники внесли новое содержание в портретное искусство, отражающее существенные черты нашего современника — человека-труженика. В работах Г. Ряжского «Делегатка», «Пред­седательница» дан обобщенный образ нового человека. Многим портретам советских художников свойственна героика, монумен­тальность. Таковы, например, портреты 'советских художников А. Герасимова, П. Корина.

Художники всего мира со свойственной каждому манерой изобра­жения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает о знакомых нам и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы. И. Левитан, И. Шиш­кин, К. Коровин — певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека.

В конце XIX — начале XX века возник новый тип пейзажа — индустриальный. Особое содержание он получил в совет­ском искусстве: это современные мосты и корабли в пейзажах Г. Нисского, строящаяся страна в картинах Ю. Пименова, раз­работка нефти на Крайнем Севере В. Грызлова.

Своеобразным жанром живописи является натюрморт — изображение предметов обихода, овощей, фруктов, цветов. В одном произведении художник соединяет несколько предметов, руководствуясь смысловым содержанием, а также сочетанием цвета, формы, фактуры тканей, ваз, фруктов и пр.
Вопросы и задания

  1. Объясните роль искусства в жизни человека.

  2. Объясните процесс восприятия произведений изобразительного искусства (с позиции зрителя).

  3. Расскажите своеобразие творческого процесса художников (привести примеры).

  4. Как вы считаете, на какой основе могут объединяться различные виды пластического искусства?

  5. В чем заключается возможность синтеза музыки, цвета и света?

  6. Что представляет собой цветовой круг. Как получить цветовые круги из 6, 12, 24 и более цветов?

  7. Расскажите о композиционных приемах на примерах живописных произведений.


Выполните задание

  1. Заполните таблицу по цветовведению – примеры механического смешивания основных и дополнительных цветов, черным и белым.

  2. Проанализируйте репродукции К. Брюллова с точки зрения изменения локальных цветов.

  3. Покажите схематически на примере репродукций художников-живописцев (Поленов Н., Саврасов К, Левитан И.) передачу композиционной цельности картины.

1.3. Скульптура
Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Вырази­тельность художественного образа определяется его пластической характеристикой. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, реже животные, неодушевленные предметы. Скульптуру можно смотреть с разных сторон, поэтому очень важно поставить ее в здании или на открытом воздухе так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение.
Монументальная, станковая, скульптура малых форм — ви­ды круглой скульптуры, каждая из которых выразительна по-сво­ему. Наряду с этим к скульптуре принято относить также рель­ефы.

Монументальная скульптура — это памятники вели­ким людям или историческим событиям, величественные, строгие и выразительные, заключающие в себе большую общечеловеческую идею. Памятник Минину и Пожарскому, созданный И. Мартосом, олицетворяет единение русского народа в борьбе против иноземных захватчиков. Есть также скульптурные группы, не связанные с кон­кретными событиями или деятелями, но выражающие определенную идею. Так, например, в скульптуре В. Мухиной «Рабочий и колхоз­ница» обе фигуры, в стремительном движений высоко поднявшие серп и молот — эмблему советского строя, олицетворяют социалисти­ческое государство рабочих и крестьян. В необычных двадцати­метровых фигурах создан реалистический образ нового человека, полного юной красоты и уверенности в своей правоте.

Монументальная скульптура может быть частью архитектур­ного ансамбля. Таковы, например, статуи, установленные в нишах арок на станции метро «Площадь революции». Фигуры выпол­няют здесь не только декоративные функции; они создают обоб­щенный образ победившей резолюции. Величественный ансамбль скульптурных композиций и архитектурных сооружений— мемо­риальный памятник героям битвы на Волге — создан группой авто­ров под руководством Е. Вучетича на Мамаевом кургане.

Станковая скульптура представлена чаще всего порт­ретом. Задача скульптурного портрета в основном та же, что и живописного,— передача образа человека. Например, замечатель­ны портреты В. И. Ленина, созданные советским скульптором Н. Андреевым, запечатлевшим человечный и величественный образ вождя. Глубоким психологизмом проникнут портрет писателя Ф. Достоевского, выполненный скульптором С. Коненковым.

В станковой скульптуре значительное место занимает жанро­вая скульптура, изображающая группу людей или фигуру одного человека.

Ь быту распространена скульптура малых форм. Это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материа­лов — фарфора, дерева, кости, из пластмасс; многие из них цветные. К скульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных.

Рельеф — это скульптурное изображение на плоскости (на­пример, стены, свода, скульптурного памятника). Иногда рельеф входит в композицию скульптурного памятника. Например, на постаменте памятника Тарасу Шевченко в Киеве (автор М. Манизер) изображены сцены из произведений поэта.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconУчебное пособие для студентов факультета социальной работы специальности...
Учебное пособие предназначено для студентов факультета социальной работы специальности 031300 «Социальная педагогика», а также преподавателей...
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое...
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconОсновы педагогического мастерства Учебное пособие
Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям...
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconУчебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей, может быть полезно практическим работникам
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconУчебное пособие Москва 2014 министерство образования и науки российской федерации
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей исторических факультетов, обучающихся по специальности «История», а...
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconЛекции по психологии: Учебное пособие. 5-е изд. М. Кду, 2011. педагогика
Миронова Т. В. Сборник текстов для дополнительного чтения и тесты на аудирование: Для студентов младших курсов всех специальностей....
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconМетодические рекомендации по анализу и самоанализу урока (для студентов)...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconМетодическое пособие Канск 2006 Печатается по решению научно-методического...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconРабочая программа Теория и методика физического воспитания и спорта...
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconУчебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов...
Естиции: Учебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальности «Финансы и кредит», дневной и заочной...
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Г46 Гигиена труда : учебное пособие / авт сост. Л. В. Козачук. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 60 с
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие предназначено для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, изучающих...
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconУчебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный...
Отчизноведение. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности социально-культурный сервис и туризщм – Воронеж: вгпу,...
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconЛезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное...
Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также практиков,...
Учебное пособие для студентов педагогического колледжа по специальности \"Педагогика дополнительного образования\" iconУчебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск