МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Специальность подготовки – 030501.65
Юриспруденция
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030501.65 юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., № 260 гум/сп 2) Учебный план по специальности 030501.65 юриспруденция, утвержденный от «23» мая 2011 г., протокол №12 УМК одобрена на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол №6
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА……………………………………………..4
Контрольные вопросы 61
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История мировых цивилизаций» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием. Настоящая программа является модификацией Примерной программы дисциплины, рекомендованной Министерством образования РФ и учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету.
Курс «История мировых цивилизаций» предназначен для студентов 1 курса неисторических направлений. Дисциплина изучается в первом семестре.
Цель данного курса состоит в формировании у студентов общих представлений о закономерностях, многообразии и типах историко-цивилизационного развития.
Основные задачи курса:
ознакомление с основными теориями и учениями о развитии мировых цивилизаций;
характеристика основных тенденций развития мировых цивилизаций
освоение основных понятий, категорий, фактов, имен и дат историко-цивилизационного процесса.
В результате изучения дисциплина студент должен:
иметь представление
об основных концептуальных подходах к истории, сущности и особенностях цивилизационного подхода к анализу исторического процесса;
об историческом развитии различных цивилизаций, основных периодах их истории, особенностях, роли и значении в мировой истории;
знать:
основные понятия, которыми оперирует историческая наука;
факторы и явления, влияющие на формирования исторический процесс;
уметь:
анализировать исторические источники на основе научной методологии и методов исторического анализа;
свободно оперировать основными теоретическими понятиями курса;
систематизировать исторические факты и формировать на этой основе аргументированные выводы;
использовать междисциплинарные подходы в процессе изучения истории мировых цивилизаций;
на основе комплексного анализа общественно-политического развития определять значимость исторической явления или процесса;
владеть навыками:
самостоятельного анализа исторической литературы;
выявление как общих тенденций, так и своеобразия в подходах в оценке тех или иных исторических процессов в исторических концепциях историков;
выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся перспектив развития и взаимодействия современных цивилизаций.
Поставленные цели и задачи определили структуру курса. Программа изначально спланирована и сконструирована под блочно-модульную систему обучения. При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал. Вся программа по Истории мировых цивилизаций разбита на 5 модулей (разделов).
Программа курса построена по проблемно-хронологическому принципу. В ней выделены важнейшие аспекты, необходимые для понимания основных теоретических и методических проблем историографии, ее социальных и гносеологических функций, особенностей, закономерностей и этапов в ее развитии, вклада отдельных историков, исторических школ и направлений в разработку принципиальных проблем исторической науки.
Усвоение предлагаемого для изучения материала может быть достаточно эффективным лишь при сочетании лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы с научной литературой. Также от студентов требуется знание источников, часть которых, наряду с обсуждением широкого круга проблем, будет изучаться на семинарских занятиях. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Очная форма обучения
Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максим. учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самост. работа
| Всего
| Лекции
| Семинары
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 7
| 8
| ДЕ I
20 баллов
| ДЕ I. Введение историю мировых цивилизаций
| 16
| 8
| 6
| 2
| 10
| Тема 1. Методологические проблемы исторической науки.
| 4
| 2
| 2
| -
| 2
| Тема 2. Понятие цивилизация. Теории цивилизаций.
| 6
| 4
| 2
| 2
| 2
| Тема 3. Предистория цивилизаций
| 6
| 2
| 2
| -
| 4
| Промежуточный контроль
| реферирование монографии, тестирование
| ДЕ II
20 баллов
| ДЕ II. Цивилизации древнего Востока
| 22
| 10
| 4
| 6
| 12
| Тема 1. Египетская цивилизация
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| Тема 2. Индийская цивилизация.
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| Тема 3. Китайская цивилизация
| 6
| 2
| -
| 2
| 4
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ III
20 баллов
| ДЕ III. Античная цивилизация
| 22
| 12
| 6
| 6
| 10
| Тема 1. Древнегреческая цивилизация
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| Тема 2. Эллинистическая цивилизация
| 8
| 2
| 2
| 2
| 4
| Тема 3. Древнеримская цивилизация
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ IV
20 баллов
| ДЕ IV. Средневековые цивилизации
| 22
| 10
| 4
| 6
| 12
| Тема 1. Византийская цивилизация
| 6
| 2
| -
| 2
| 4
| Тема 2. Исламская цивилизация
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| Тема 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ V
20 баллов
| ДЕ V. Цивилизации нового и новейшего времени
| 22
| 12
| 6
| 6
| 10
| Тема 1. Прединдустриальная цивилизация
| 6
| 4
| 2
| 2
| 2
| Тема 1. Индустриальная цивилизация
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| Тема 1. Постиндустриальная цивилизация
| 8
| 4
| 2
| 2
| 4
| Промежуточный контроль
| тестирование
|
| Всего
| 104
| 52
| 26
| 26
| 52
|
| Итоговый контроль
| экзамен
| |