Скачать 83.03 Kb.
|
Тема: «Князь Олег в литературе и истории». Цель: На основе исторических документов и произведений литературы выяснить, каким предстаёт князь Олег перед читателями. Задачи:1.Учить детей видеть связь истории с литературой, делать выводы. 2.Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой. 3.Развивать речь, внимание. Подготовка: Повторение ранее изученного произведения А.С.Пушкина «Песнь…», знакомство с новым ( К.Ф.Рылеев «Думы»), ознакомление с историческими документами ( Нестор-летописец «Повесть временных лет», Н.М.Карамзин «Об истории государства Российского», Б.Г.Пашков «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 г.г.»), загрузка компьютеров. Оборудование: Мультимедиапроектор, компьютер, мобильный компьютерный класс, экран. Ход урока. 1.Стадия «вызова»: звучат слова из «Песни…»: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Учитель : - О каком произведении идёт речь? - Князь Олег – личность в истории, поэтому мы соединим две науки, историю и литературу, чтобы познакомиться с этим героем ближе. Вы догадались, что будет интегрированный урок. Попробуйте сформулировать тему. («Князь Олег в литературе и истории»). Оформление тетрадей. Тема проецируется на экран через мультимедиапроектор. У: - Что вы знаете о князе Олеге? (Историческую справку даёт ученик, подготовившийся заранее или на уроке обратившийся к Интернету:сайт pisatel.org/old/). Ученик: О князе Олеге мы знаем по народным сказаниям, где реальные события переплетаются с выдумкой. Князь жил в 1Х – Х веках, правил в 897-912 годы, был воеводой новгородского князя Рюрика. В «Повести временных лет» Нестора говорится о его таланте полководца и великой мудрости, за предусмотрительность современники и прозвали князя Вещим. В 897 году Рюрик умер и завещал свой престол Олегу. После трёхлетнего правления Олег уехал из Новгорода покорять новые земли. Завоевал Смоленск и Любеч, хитростью взял Киев, коварно убив князей киевских Аскольда и Дира и провозгласив Киев матерью русских городов. Он завоевал многочисленные племена древлян, северян, радимичей и создал Киевскую Русь. В 907 году Олег собрался идти войной на Царьград. Именно после этого удачного похода он получил своё прозвище. Огромное войско по морю и берегу шло к столице Византии. Император Лев Премудрый приказал запереть гавань железными цепями. Разорив предместья, Олег поставил корабли на специально сделанные колёса и таким образом перехитрил императора. Побеждённые византийцы пообещали выплачивать Олегу дань. Олег в честь победы укрепил на воротах Царьграда свой щит и заключил с византийцами мирный договор. У: - Сформулируйте проблемный вопрос урока (Каким предстаёт князь Олег на страницах литературных произведений и исторических документов? Что общего и различного?) На этот вопрос мы ответим в ходе урока. Вопросы для работы на уроке: 1.Причины походов князя Олега. 2.Черты характера, выделяемые историками и литераторами. 3.Значение деятельности Олега. 4.Смерть Олега. 2.Стадия «осознания»: у учащихся на компьютерах – тексты, с которыми они работают. Ребята исследуют тексты, обращаясь за помощью к учителям истории и литературы. 3. Стадия «рефлексии»: учащиеся делают выводы, подтверждая их примерами из текстов. 1вопрос: У историков названа цель походов Олега - сделать столицей Киев, завоевать как можно больше земель для государства, чтобы иметь торговлю с богатыми странами (летопись, Пашков, Карамзин). Карамзин указывает, что в 882 г. Олег пошёл к странам Днепровским, которые завоевал без труда. Киев он взял хитростью (представился купцом варяжским). Жестоко убив князей Аскольда и Дира, заявил: «Да будет Киев матерью городов российских!» Олег хотел жить на границе, чтобы скорее нападать на чужие земли, мыслил ужасать соседей, а не бояться их. Завоевал древлян, днепровских северян, радимичей, чем обеспечил безопасное сообщение южных и северных российских областей. Киев соединил с Новымгородом. Взор устремил на юг. Греки осыпали золотом варваров, чтобы они не ужасали Константинополь. Но Олег, «наскучив тишиною» (а может, завидуя богатству Царьграда), решил доказать, что казна должна принадлежать более смелому. У Рылеева также указана причина похода к Константинополю: «Наскучив мирной тишиною», «на славные дела» «полетел грозою». Такие же сведения приводит Пашков: цель Олега – «возвеличить государство Русь». У Рылеева и Карамзина говорится об императоре Леоне суеверном, который полагался на астрологию и в ней «спасения искал». Пашков, Карамзин и Рылеев рассказывает о хитром решении Олега, как завладеть Царьградом: «Ладьи свои Олег, Развив на каждой парус белый, Вдруг выдвинул на брег». Поставил корабли на колёса и по ветру на парусах двинулся к городу. Итог – греки заключили мир с Олегом, так как Леон (Философ – прозвище) не думал о безопасности своего государства. Историки описывают жестокость и зверства Олегова войска: разоряли окрестности, жгли селения, церкви, «домы греческих вельмож», терзали пленных, бросали в море живых и мёртвых, «плавали в крови». Но всё это было оправданно в те времена. У литераторов нет таких страшных подробностей о поведении войска Олега после взятия Византии. Рылеев описывает ликование народа русского, который «прославил подвиги Олега и восхвалил богов» и «князю Вещего прозванье единогласно дал». Этот факт есть у историков (вещий – мудрый), а также у Пушкина: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда». Вывод: Итак, цель князя – укрепить государство – оправдывает все средства. Единственное пятно на славное имя накладывает смерть доверчивых князей Киевских – Аскольда и Дира. 2 вопрос: В результате работы в тетрадях появляется таблица:
Вывод: Историки и литераторы отмечают общие черты в князе Олеге: властолюбие, храбрость, жестокость, беспощадность к врагам, смекалка (хитрость), язычник. У историков: дальновидность, смелость, мужественность, коварность, любим народом и войском, миролюбив и смиренен в старости. У литераторов: заботливый. 3 вопрос: Историки видят заслуги князя Олега в том, что он присоединил к державе лучшие, богатейшие страны нынешней России (от Смоленска до Карпат), был основателем её величия. «Сильная рука героя основывает великие империи и служит им надёжною опорою». Никто не мог сравниться с Олегом в завоеваниях. Единственный укор – смерть Аскольда и Дира. Литераторы отметили только заслугу Князя в Византийской кампании. У Пушкина: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда.» У Рылеева: «…в память всем векам Прибил свой щит с гербом России К Царьградским воротам». 4 вопрос: О смерти Олега узнаём у историков и поэта Пушкина. В летописи и исторических документах говорится, что Олег княжил 33 года, умер в глубокой старости. В конце жизни он «хотел тишины», наслаждался миром. Никто из соседей не смел прервать его спокойствие. Но и в старости князь был грозен. Похоронен Олег на горе Щелковице: «Есть же могила его и доныне, слывёт могилой Олеговой». Пашков говорит, что некоторые историки пытаются по-новому истолковать летопись Нестора (умаляют заслуги князя). Историк же пишет: «…не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современника». У Пушкина описан знаменательный момент из жизни Вещего Олега. Он есть и у историков. Смерть от коня. «Его ли мне бояться?» - спросил Олег, увидев кости (у Пашкова). «От этого ли черепа смерть мне принять?» (в летописи). «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» (у Пушкина). Но именно такой смертью погиб великий князь. У: - Ответили ли мы на наш проблемный вопрос? Вывод: Сравнивая историческую и художественную литературу, мы узнаём истину и наслаждаемся прекрасными стихами, приукрашенными художественным вымыслом. У: - Сегодня на уроке мы обратились к одному из загадочных периодов жизни Руси – княжению Олега, о котором писали летописцы, историки и поэты. Без прошлого нет настоящего. Мы с вами должны знать историю своего государства. (мотивация) - Хочется закончить урок словами А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (проецируется на экран). Ученики получают оценки за работу. |
Реферат по истории тема: «Князь Владимир Святой» | Реферат по истории на тему: "Григорий Александрович-князь Потемкин-Таврический" Ix. "Разве мы кому спать помешали?" Греческий проект Потемкина и Екатерины. 40 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Во время правления этого князя Киев стал культурным центром Древней Руси. Князь любил читать и собирал многих летописцев, которые... | Реферат «Князь Дмитрий стал Донским, потому что он талант или гений?» Продолжить формирование целостного представления о важнейших событиях в историческом пути России и крупных деятелях отечественной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зачем нужны летописи ?; «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда (из летописи)»… «И вспомнил Олег коня своего (из летописи)»,... | Биографическая справка: Олег Вещий (?-912) Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег объединил два основных центра восточных славян (северный и южный),... | ||
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе... Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе | Очерки по истории русской церкви том I Святослав (945-972 г.). Князь Владимир. Его обращение и крещение. Внерусские, греческие и арабские свидетельства. Осмысление "Повести."... | ||
Домашнее задание на 27 ноября 2013 года 5 "Б" класс Русский язык: завтра, 28 декабря у нас в течение всего дня будет проект "Бородино" с учителями русского языка и истории. Всем принести:... | Программа по истории России Раздел История России IX начала XIX вв Древнерусского государства. Поход на Киев князя Олега. Князь и его дружина. "Русская Правда" – древнерусский свод законов. Основные... | ||
Конспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна.... Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века | Рабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с... | ||
Рабочая программа по литературе для 9 класса Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации... | ||
О порядке сдачи зачёта по истории древнерусской литературы I курс в/о Цель урока: закрепление изученного о древнерусской литературе, её жанрах; изложение истории открытия «Слова…» и событий, нашедших... | «Князь Владимир Святосла во вич. Принятие христианства» Организовать продуктивную деятельность обучающихся по созданию представления о личности великого князя |