Скачать 127.14 Kb.
|
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ ТЕМА УРОКА « Судьбы людей в революции» (по роману М.Булгакова «Белая гвардия». Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора( по роману М.А.Булгакова «Белая гвардия». в результате исследования источников сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Задачи урока: -обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков самостоятельной работы знания учащихся о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов; -обучать старшеклассников работе с дополнительной литературой, умению -отбирать нужный материал в соответствии с темой; -развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения; -воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся. Учащиеся должны : 1. учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны. 2. учащиеся должны закрепить полученные знания о причинах гражданской войны и основных этапов. 3. Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку красному и белому террору. Ход урока I .Учитель литературы : -Почему мы обращаемся к роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»? ( учащиеся отвечают) Учитель истории: Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа? (Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова - одно из немногих произведений, которое рассказывает о видении Гражданской войны белыми офицерами. В нём поднимаются сложные общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенно интересна роль семьи в их разрешении) II. Реализация домашнего задания Учащиеся рассказывают о героях романа, зачитывают отрывки, находят ключевые слова, характеризующие героев. Обращаем внимание на ключевые слова, портретные и речевые характеристики. I. Елена: рыжеватая голова, «Лена ясная», «золотая Елена», «красавица Елена». Взгляд — мягкий, тревожный. Стрелки на лице Елены — .печальные складки. 2 Тальберг: «двухслойные глаза», «двухэтажные глаза», «вечная патентная улыбка», «поджарая фигура... как автомат», «вежливо и заискивающе улыбаясь» разговаривает с германским лейтенантом. Алексей Турбин о нем: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!». 3. Агексей Турбин: старший в семье Турбиных, 28 лет, врач, бритый, светловолосый. Постаревший и мрачный с 25 октября 1917 года. Вещий сон часть 1, глава 5). 4. Николка: голубые глаза, длинный птичий нос, вихор. Командуя юнкерами, испытывает гордость, «что он, оказывается, храбрый». «В бою, знаете ли , приятно помереть» (часть 2, глава 11). Вспомним героев, которых напоминает Николка: пушкинского Гринева, Петю Ростова из «Войны и мира». 5 Мышлаевский: бывший студент, поручик, громадные плечи, «голова была очень красива странной и печальной, и привлекательной красочней, настоящей породы и вырождения», смелые глаза, гордые губы, один уголок рта приспущен печально», «лицо в пятнах от водки и бешеной усталости». 6.Шервинский: (часть 1, глава 3): бывший лейб-гвардии уланского полка поручик, ныне адъютант 6 штабе князя Белорукова, «наглые глаза», «маленький», великолепный голос («Все вздор на свете, кроме такого голоса, как у Шервинского»). 7.Карась (Степанов): бывший студент, подпоручик, артиллерист, «маленький, укладистый и действительно очень похожий на карася». 8.Лариосик: (часть 2, глава 11): «Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной», кожа на лице «старенькая, серенькая», зубы кривые и желтые. Часть 3, глава 12. Разбивает синий сервиз (символическая деталь!) 9.Най-Турс: боевой армейский гусар, полковник (см. сон Турбина, часть 1, глава 5, где Най-Турс предстает в облике рыцаря). Индивидуальность речевой характеристики (картавость). Часть 2, глава 11 — спасает юнкеров ценой своей жизни. «Умер как герой». Часть 3, глава 17 — похороны Най-Турса (Николка). 10.Малышев: кадровый офицер, «на свою совесть беру и ответственность все!..все!» (часть 1, глава 7 — сцена в гимназии), «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» (часть 2, глава 12). 11.Лисович: прозвище Василиса (часть 1, глава 3), мочальные усы, в квартире пахнет мышами, «плесенью, ворчливой сонной скукой». Затем учащиеся находят эпизоды, характеризующие поведение героев в ситуациях выбора. III. Беседа Учитель литературы: Основная тема романа — трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства — белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства. Вспомним лучших представителей русской интеллигенции — поэтов и писателей. Многие из них неоднозначно относились к революции. Было сложно разобраться, на чьей стороне истина, историческая правда.
Учитель истории: : Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и потрясений, неисчислимых жертв… Не зря его называют «железным веком»…и самым страшным испытанием явилась революция. Существует мнение, что революция-это беспощадная схватка Бога и Дьявола за человеческую душу. Литература помогает нам ответить на волнующие вопросы, раскрывая перед нами историческую сущность эпохи, породившей спорные, такие неоднозначные взгляды на это время. Революция разделила людей на 2 лагеря: красных и белых. Но страдания от этого противостояния в большей степени легли на плечи простых людей. Вот мы и подошли к решению важной проблемы: как обычный, простой человек перенёс эти трагические события? (Обычный человек: кто он? Ответ-Это мать , ребёнок, старик ,крестьянин, рабочий).Фактически революцию пережили, но все по-разному: кто-то участвовал в военных событиях, защищая идеи революции, кто-то перемолчал, перетрусил, расстреливал в окопах и пустырях, в бою и совершал самосуд…А всему объяснение одно- время. Время было очень и очень непростое. Никто из писателей и поэтов не мог остаться равнодушным к этой теме. Как сказал Гейне, что у настоящего художника трещина мира проходит через его сердце. Учитель литературы:
Учитель истории: . Мы рассмотрели 2 точки зрения, как 2 стороны медали - отношение человека к этому историческому периоду с 1917 –1922г. Каким же ощущал себя человек, пройдя такие испытания, увидев кровь и жестокость? Запишите: Эхо Гражданской войны долго отзывалось в душах людей, многие ею себя мерили, т.е. мерили свою жизнь степенью участия в борьбе. Мы пришли к пониманию того, что Революция – это схватка Бога и Дьявола, это кровь и жестокость. Но главное, страна наша всегда держалась тем духовным стержнем, который позволил вновь возродить всё лучшее, что было нам присуще.
Учитель литературы: Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке.
— Выдержал ли Николка Турбин испытание временем? (Николай — самый юный герой «Белой гвардии», ему семнадцать с половиной лет. Живет в его сердце мечта о подвиге (можно сравнить его образ с образом толстовского Пети Ростова). Он также человек чести. Младшему Турбину принадлежат слова: «...слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете». Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его героической смерти и достойно похоронить. Пиколка быстро взрослеет, время не сломило его, а помогло проявить лучшие качества, закалить характер.)
В ней воплощено и религиозное начало. Она просит в своих молитвах о спасении Алексея: «...все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай»)
Учитель истории: ) Отношения “человек - время - война”. Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи. Идёт разговор об офицерах Белой гвардии, “показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди - хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде - с очевидным сочувствием” (Б.Мягков). Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе братоубийственной войны.
Учитель литературы:
Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Лисович (его называют женским именем Василиса) — «инженер и трус, буржуа и несимпатичный». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за ставнями, Все, что происходит вокруг, его не касается, только бы пережить бурю.) Учитель литературы: Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Л исовича за трусость и бесхребетность; дворника, пытающегося задержать Николку, — за трусливую злобу; поэта Русакова — за духовное разложение; другого поэта, Горболаза, — за доносительство. Характер каждого наказания соответствует, по воле автора, характеру грехопадения. Лисович наказан лишением «сокровищ», дворник Нерон — ответной злобой Николки, Русаков за душевную гниль — физической гнилью, сифилисом, Горболаз—тем, что желал агитатору-большевику, которого пытался выдать.) Учитель истории: Бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Герои стали игрушкой в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомним образ Блока из «Двенадцати» — революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся народная масса. 1У. Итог урока Учитель истории: Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана, избранного правителем Украины в цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь. Роман наполняется жестоким сознанием неотвратимости суда истории, блоковским чувством возмездия. Учитель литературы: Находим эпизод бегства в Город (часть 1, глава 4). — Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе? (Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. Все пройдет, все исчезнет, «а вот звезды останутся...» (обращаемся к эпиграфу). Звезды — это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит все, любовь есть жизнь. За Алексеем Турбиным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейсе. Николка приходит в дом Най-Турсов вестником смерти, приносит горе, а уносит с собой любовь сестры героя. Сердце Елены покорил Шервинский. Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия» — не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною.) Y.Рефлексия. YI.Оценка учителями ответов учащихся. Домашнее задание. По вариантам: проанализировать две ключевых сцены романа — вечеринка у Турбиных (часть 1, глава 3) и сцена в гимназии (часть 1, главы 6, 7). Написать сочинение-миниатюру на тему «Человек- частица истории». |
Тематическое планирование по литературе в 10 классе Введение. Судьбы русской литературы золотого века и новая эпоха европейской истории. 3 часа | Конспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна.... Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века | ||
Урок истории Тема: «Судьбы, опаленные войной…» Подготовить сообщения и исторические справки об этих людях по следующим примерным вопросам | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Урок-исследование по литературе в 4а классе Тема урока: «Что за чудо эти басни!» Цель урока: учить «видеть» и «чувствовать» за строками художественного произведения глубокий смысл басни | Урок по истории в 5 -6 клас сах. Тема в 5 классе «Древний Восток»,... Объясняет новый материал уч- ся 6 кл, контролирует работу с тетрадями, с картами в атласе и учебнике | ||
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... | Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе... Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе | ||
Конспект открытого урока математики в 3 классе Тема: Римские цифры Цель урока: закрепление изученного о древнерусской литературе, её жанрах; изложение истории открытия «Слова…» и событий, нашедших... | Конспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская... ... | ||
Конспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По... Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя | Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | ||
Урок-игра хозяин судьбы цель План-конспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии развития творческого мышления в 9 классе на тему “Healthy... | Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели" Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л.... | ||
Урок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,... ... | Тема урока «Жизнь на разных материках» Конспект урока в 7 классе на тему: «сша. Особенности эгп, природы, климата, хозяйственной деятельности людей» |