Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I





Скачать 63.61 Kb.
НазваниеУрок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I
Дата публикации14.10.2013
Размер63.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок истории в 10 классе

Тема урока: Реформы и личность Петра I.
Тип урока: комбинированный

Продолжительность: 45 мин.
Цель урока: рассказать о внутренних преобразованиях Петра I. Охарактеризовать экономическое и социальное положение России в годы его правления.

Задачи урока:

1. Образовательные задачи:

  • поверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I;

  • показать, что именно к 18 веку сложились объективные предпосылки для проведения преобразований;

  • акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в своей эпохе;

  • подвести учащихся к итогу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и возвышению международного статуса России.

2. Развивающие задачи:

  • развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить историческими категориями;

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;

  • умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.

  • развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свое выступление, правильно формулировать выводы.

3. Воспитательные задачи:

  • развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;

  • через показ и анализ жизни русского народа воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру;

  • заинтересованность в дальнейшем углубленном изучении материала.


Основные понятия: коллегия, генерал-прокурор, абсолютизм, протекционизм,»Табель о рангах», Генеральный регламент.

Важнейшие даты: 1708-1710 гг. – введение губерний, 1720-е гг. – введение Главного магистрата и отдельных городовых министров, 1722 г. – введение должности генерал-прокурора, 1720 г. – Генеральный регламент, 1721 г. – учреждение Синода, 1724 г. – введение протекционистского таможенного тарифа.
Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, карта «Россия в первой половине XVIII века», выставка художественной и научной литературы об эпохе Петра I, иллюстрации «Сражение у Гангута», «Полтава».

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Проверка домашнего задания. (8 мин)

  3. Постановка проблемного задания (3 мин.)

  4. Информационно-поисковый этап (25 мин.)

  5. Решение проблемного задания. Подведение итогов (5 мин.)

  6. Рефлексивный момент (2 мин.)

  7. Задание на дом (1 мин.)



I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.
III. Постановка проблемного задания. Определение целей урока.
Вводное слово учителя.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Реформы и личность Петра I».
Много книг написано о преобразованиях, которые проводились в России в первой четверти 18 века. Они связаны с именем царя Петра 1.

Первый император России, Петр подается литераторами, исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином

В 18 веке великий русский учёный-патриот М.В.Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А.С.Пушкин характеризовал императора иначе: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

В статье «Грядущий храм» Д. Мережковский в 1905 г. выдвинул вопрос:
«Что такое Петр? Чудо или чудовище?»

Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию.
А. И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: «Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом».

В наши дни мы слышим продолжение этих споров. Последнее время всё чаще раздаются утверждения, будто реформы царя оказались ненужными и даже вредными, а успехи России достигнуты неоправданно высокой ценой. Невольно возникает вопрос:

-Каким же был этот российский монарх? «Тираном» или Великим реформатором?

-В чём обвиняли его недруги и за что хвалили и чем восторгались сторонники? Ваша задача – решить для себя этот вопрос в течение урока.
Итак, проблема: Как же нужно оценивать деятельность Петра I?


IV. Информационно-поисковый этап


1) Для решения этой проблемы разделимся на 2 группы:
l-я – приводит факты и примеры положительной оценки реформ.
2-я – оппоненты, то есть находят недостатки реформ.

Вопросы для дискуссии:

а) экономические реформы,
б) социальная политика,
в) внешняя политика (отрывок из «Полтавы»),
г) «культурная революция»


Учащиеся обсуждают, доказывают свою точку зрения. В заключение первого этапа дискуссии каждый подводит итоги на листах в виде сравнительной таблицы: + и - .

2) Задания по группам (по 4 человека) – анализ документов:


№ 1.
«…Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем... За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1.1. Всем недвижимых вещей, т.е. родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать...

1.2. А с сего указа кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье... и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымыслом (обманом) для укрепления не продавати...»

1. О каком документе идет речь?
2. Когда он был принят?
3. В чем его значение?

№ 2
«…Наше же Российское государство... преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы; паче же не так употреблены были, как принадлежат …

Между тем мы за благо усмотрели... сим нашим указом народу нашего Российского государства объявить.

1. Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы...

2. Кто новые металлы и минералы обрящет, и охоту будет иметь ко устроению заводов, тем являться в Санкт-Петербурге в Берг-коллегии; в Москве же, в Сибири и в Казани определенным от Берг-коллегии берг-офицерам, которые долженствуют оным добрым советом вспомоществовать…»

1. Чему посвящен этот документ?
2. В чем его значение?
3. Соответствует ли он политике протекционизма?

№ 3
«...Ныне по нашим указам... к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы... Того ради позволяется... для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно... дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того тех деревень особо без заводов отнюдь не продавать и не закладывать»

1. О какой категории работников идет речь в документе?
2. Зачем понадобился этот указ?

№ 4
«Понеже его царское величество... всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих поданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур... ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, ... и надлежащие Государственные... учредить».

1. О создании чего идет речь в документах?
2. Как этот документ называется?
3. В чем его значение?

№ 5
«Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».

1. Когда были сказаны эти слова Петром?
2. В чем значение этого события?

№ 6
«В 27 день по утру господин наш адмирал со всем при нем будущим флотом, с полуночи пошед, и тогож утра приближася к неприятелю... Когда господин адмирал... учредя флот к бою послал генерала адъютанта Егушинского к командующему тою щвецкою эксвадрою Эрншелту, чтоб оной отдался. На что оной сказал, что того учинить не может. Тогда ... господин адмирал дал сигнал авангарду атаковать, которая атака началась в третьем часу и продолжалась до пятого часа... Воистину нельзя описать мужества наших, ... а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також сколько побито и ранено, тому при сем реестр».

1. О чем идет речь в документе?
2. В чем значение этого события?


V. Решение проблемного задания. Подведение итогов

Итак, подведем итоги. Почему Петра I называют Великим?

Примерные ответы учащихся: Потому что его заслуги перед Отечеством очень велики (уч-ся кратко перечисляют реформы).

Все это позволяет говорить о том, что международный статус России как державы вырос.

Россия стала империей.

- Какой ценой были проведены преобразования в России?

Примерные ответы учащихся: Народ России заплатил за реформы дорогой ценой, войны, строительство городов, дорог, водоканалов унесло тысячи жизней. Жизнь не стала легче, крепостное право даже ужесточилось.

Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.

Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.

Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.

VI. Рефлексивный момент.
Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.


VII Задание на дом

Выставление оценок.

Подготовить сообщения о главных действующих лицах периода дворцовых переворотов (опережающее задание). Повторить §§ 41-44.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconКонспект урока истории в 10 классе разработал Сысоев Дмитрий Владимирович...
Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconУрока
Личность Петра I вызывает живой интерес у школьников, ведь именно пе­тровские реформы заложили модель российского общества на много...
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconД. О. Серов Исследование судебных реформ неоспоримо составляет одно...
Подготовка судебной реформы Петра I: концепция, зарубежные образцы, законотворческий процесс
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconКалендарно-тематическое планирование уроков истории в 11 классе
Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины...
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconМетодическая разработка урока по теме: Реформы Петра
Тип урока: семинар «Развернутое собеседование», урок формирования новых знаний с использованием новых информационных технологий
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconУрок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока: «Мастера печатных дел»
...
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconРеферат по истории. Петр I и его время
России в первой четверти XVIII в. Они связаны с именем царя Петра I. Немало художественных произведений посвящено этому выдающемуся...
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconУрок на тему: «Преобразования Петра I»
Цель урока: проследить процесс преобразований Петра I, их, причины, ход и значение
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I icon«Россия накануне отмены крепостного права». (Слайд №4)
Содержание: Биография и личность Александра II, причины крестьянской реформы, процесс подготовки реформы
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconТема контрольной «Абсолютизм в XVII-XVIII веке в России»
Реформы Петра I. Особенности утверждения абсолютизма в России
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconУрок «Преобразования Пётра Великого» 13 урок из раздела «Времена...
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconУрок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции»
Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации...
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconУрок по истории в 5 -6 клас сах. Тема в 5 классе «Древний Восток»,...
Объясняет новый материал уч- ся 6 кл, контролирует работу с тетрадями, с картами в атласе и учебнике
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconКонспект урока в 10 классе «Экономика и политический строй в канун...
России на рубеже XVII xviii веков. Выяснить причины отставания России от ведущих стран мира. Показать историческую необходимость...
Урок истории в 10 классе Тема урока: Реформы и личность Петра I iconКонспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск