Программа курса Стандарт 520800 «История»





Скачать 300.68 Kb.
НазваниеПрограмма курса Стандарт 520800 «История»
страница1/3
Дата публикации21.12.2014
Размер300.68 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М.Горького

Исторический факультет

Кафедра архивоведения и истории

государственного управления


ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

XI – начала XX в.
Программа курса
Стандарт 520800 «История»

Екатеринбург

2006

Утверждаю

Проректор

____________ В.П. Прокопьев

(подпись)

__________

(дата)
Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI – начала XX в.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
дипломированного специалиста по направлению «История»

по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр VI
Общая трудоемкость дисциплины - 60 часов, в том числе

Лекций - 34

Семинаров – 16

Контрольные мероприятия:

Рефераты – 1 чел/час

Коллоквиумы – 5

Контрольные работы – 3 чел./час


Автор - Фофанова Людмила Алексеевна, к.и.н., доцент кафедры архивоведения и истории государственного управления

Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры

Архивоведения и истории государственного управления

от 6 апреля 2006 г. № 8


(С) Уральский государственный университет

(С) Фофанова Л.А., 2005

Введение
Курс источниковедения состоит из трех разделов: «Теоретические проблемы источниковедения», «Отечественные источники XI – XVII вв.» и «Источники по истории России XVIII – начала XX вв.».

Цель курса – сформировать у студентов знание об источниковедении как интегрирующей, системной дисциплине, изучающей исторические источники, историю, теорию и методы извлечения заложенной в них информации.

Задачи - дать представление о методах изучения источников, о категориях и понятиях современного источниковедения, о типах и видах исторических источников, привить навыки источниковедческого анализа и синтеза.

Курс источниковедения универсален как познавательная основа для всех гуманитарных дисциплин, поскольку здесь разрабатываются проблемы использования любых объектов, созданных в результате целенаправленной человеческой деятельности. И в этом смысле источниковедение - это системная, междисциплинарная наука.

Студент, прослушавший курс источниковедения, должен получить знания об основных понятиях этой дисциплины, уметь применять их на практике, при работе с конкретными источниками в ходе собственной научно-исследовательской деятельности. И, конечно, изучение истории России, и складывание собственного мнения по многим сложным, дискуссионным проблемам немыслимо без умения ориентироваться в огромном комплексе отечественных источников, адекватно оценивать и использовать их информацию.
Содержание курса

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
Тема 1. Источниковедение в системе исторических наук. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Культурологический и междисциплинарный аспект источниковедения. Представление об объекте, предмете и задачах данной науки. Ее прикладной характер и интеграционные возможности.
Тема 2. История становления и развития источниковедения как науки. Формирование общих принципов обращения к источнику в начале XIX в. Возникновение самого понятия источниковедение. Исследователи-позитивисты и представители критического направления о роли и месте источника и историка в воссоздании исторического прошлого. Зарубежные и отечественные концепции методологии источниковедения конца XIX – нач. XX в. Взгляды создателей и последователей школы «Анналов» как явление нового типа самосознания историка.
Тема 3. Представление об источнике. Значение источника на разных этапах научного исследования: при постановке проблемы, накоплении фактов и создании системы выводов. Различные толкования понятия факт. Исторический факт и его категории. Сходства и различия события, источника и научного знания. Многообразие определений исторического источника. Понятие источник в оценках и суждениях российских ученых XVIII-XIX вв. Поиск определения в советской историографии. Современные трактовки источника в изложении историков и философов.
Тема 4. Характер и структура информации исторических источников. Социальная и историческая информация как отражение настоящего и прошлого в источнике. Безграничность и бесконечность этого перехода. Смысл и содержание информации актуальной и потенциальной, прямой и косвенной, открытой и скрытой. Источник как носитель информации.
Тема 5. Классификация исторических источников. Значение и необходимость классификации в процессе любой научной деятельности. Определение классификации исторических источников. Условность и изменчивость классификационных схем. Научные требования к признакам деления источников на группы. Оценка такого признака, как степень близости источника к отражаемому событию. Представление о типовой и видовой классификациях. Классификации письменных источников по происхождению и содержанию.
Тема 6. Метод источниковедения. Состоятельность традиционных для источниковедения терминов внешняя и внутренняя критика, критика происхождения и содержания источников. Понятие источниковедческого анализа и источниковедческого синтеза.

Подлинность источника и методика выявления подделок. Исторические условия и обстоятельства создания источника. Влияние реальности, в которой он возник, на содержание текста данного объекта. Вопросы, связанные с авторством. Индивидуальность их преломления для источников разных видов и эпох. История текста и публикаций как проблема функционирования источника в другой социальной и культурной среде. Цель, смысл и способы его изучения на этапе интерпретации. Иная логика исследования на этапе анализа содержания. Цель метода источниковедения и его научно-познавательные возможности.

РАЗДЕЛ II. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ XI - XVII вв.
Тема 1. Летописи. Представление о летописи и ее социальных функциях. Отечественная историография русского летописания. А.А.Шахматов и его метод изучения летописных списков и летописных сводов. Древнейшие своды, легшие в основу Повести временных лет, ее источники. Проблемы происхождения, авторства и политической ориентации различных редакций Повести временных лет. Влияние Повести временных лет на создание последующих летописей.

Областное летописание XII-XIII вв. Личные и родовые летописцы князей. Городские летописи Новгорода и Пскова. Летописные своды периода татаро-монгольского завоевания, их содержание. Особенности московского летописания, формирование его общерусского характера. Спад летописной работы. Новые способы повествования. Хронограф как обзор всемирной и русской истории. Хронографическая (литературная) и приказная, документальная стилистика летописи. Общерусское летописание XVI-XVII вв. Значение и своеобразие сибирских летописей.
Тема 2. Законодательство. Законодательные памятники в ряду других исторических источников. Характер и особенности информации, содержащейся в законодательных источниках. Процесс зарождения права в Древнерусском государстве. Отражение социально-экономической истории XI-XIII вв. в «Русской правде». Редакции «Русской правды», их состав и происхождение.

Правовой материал периода феодальной раздробленности. Судные и уставные грамоты XIV в. Законодательные памятники Новгорода и Пскова. Черты преемственности и развития законодательства в структуре и содержании судных и уставных грамот. Судебники 1497 и 1550 гг. – первые кодексы общерусского феодального права. Их списки, состав и источники. История происхождения. Определение тенденций политических и социальных сдвигов в России через сравнительный анализ статей судебников.

Соборное Уложение 1649 г. Побудительные мотивы создания и ход работы по его составлению. Особенности структур и состава. Источники комплектования статей. Социальная направленность памятника. Методика изучения. Проблема адекватности воспроизведения российской действительности XI-XVII вв. в законодательных источниках.
Тема 3. Актовые источники. Понятие об актах и их формулярах. Классификация актовых источников. Эволюция актов на протяжении X-XVII вв. как отражение социально-экономических и политических отношений.

Древнейшие акты. Договоры Руси с Византией. Классификация и особенности актов XII-XIV вв. Духовные и договорные грамоты великих князей. Разновидности актов феодальной зависимости. Актовый материал периода централизованного русского государства (конец XV - XVII в.). Изучение актов в исторической литературе XIX-XX вв. Формально-юридический и конкретно-исторический анализ, клаузульно-статистический и формулярный методы. Проблема достоверности актов. Научная ценность информации, заключенной в актовом материале.
Тема 4. Делопроизводственные материалы XVI-XVII вв. Складывание общероссийской системы органов государственного управления. Центральные и местные правительственные учреждения. Приказное делопроизводство. Система регламентации документов. Разновидности общей документации, их функциональное назначение. Специальное делопроизводство по вопросам военной и административной организации феодального сословия. Комплексы хозяйственно-финансовых и судебно-следственных материалов. Дипломатическая документация Посольского приказа и ее роль в изучении внешнеполитической деятельности российского государства.

Писцовое делопроизводство как источник по истории феодального землевладения. Разновидности писцовой документации: писцовые, приправочные, дозорные, платежные и переписные книги. Цели составления и характер информации. Специфика терминологии писцовых материалов. Вопросы достоверности писцовых документов и методики их изучения и использования.
Тема 5. Литературные и публицистические произведения. Своеобразие древнерусской литературы как воплощение мировоззрения, политических взглядов и эстетических вкусов средневековья. Характер тематики. Понятие авторства. Традиции написания.

Причины и истоки появления древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Идеи проповеди, ее религиозный, гражданский и политический смысл. Памятники периода феодальной раздробленности. Беседы и поучения. Идеология княжеской власти и этика политической деятельности в сочинениях Владимира Мономаха. Воинская повесть «Слово о полку Игореве». Дискуссии о времени, месте создания и авторстве. Влияние исторической темы «Слова» на последующие произведения. Повести о Куликовской битве. Жития святых как исторический источник.

Политическая литература периода образования и укрепления централизованного русского государства. Публицистические памятники XV-XVII вв. Церковно-политические трактаты Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Дворянские сочинения И.Пересветова. История их возникновения и личность автора. Направленность и стиль произведений Ивана Грозного. Оценка переписки И.Грозного и А.Курбского как исторического источника. Социально-экономические памятники XVI-XVII вв. Публицистика времен «смуты». Творческая индивидуальность сочинений протопопа Аввакума. Труды Г.Котошихина и Ю.Крижанича о России времени царствования Алексея Михайловича. Личности авторов. Сущность критической направленности их взглядов. Оценка социальной перспективы их политических идей и устремлений.

РАЗДЕЛ III. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

XVIII – начала XX вв.
Тема 1. Особенности источников нового времени. Кардинальные изменения в характере и видовой структуре источников нового времени. Качественный сдвиг в процессе их возникновения и развития. Причины количественного роста и стандартизации, упрощения содержания как официальных, так и неофициальных материалов. Специфика в сфере взаимодействия и публикации источников разных видов. Сущность принципиально иной познавательной ситуации, возникающей в ходе изучения исторических источников XVIII-нач.XX в.
Тема 2. Законодательные акты. Влияние абсолютной монархии на облик законодательства XVIII в. Принципы и качественные черты законодательного процесса нового времени. Изменения характера, содержания и формы правовых документов. Разновидности законодательных источников XVIII в. Смысл и результаты кодификационной работы этого периода. Законодательная деятельность первой половины XIX в. Роль М.М.Сперанского в кодификации законов. Общая характеристика и сравнительный анализ «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи».

Основные тенденции экономического и политического развития пореформенной России и их влияние на законодательство. Высшие и центральные государственные учреждения второй половины XIX - нач. XX в., ведающие законотворчеством. Определение понятия закон для самодержавной России. Стадии формирования закона и сопутствующая им документация. Практика толкования законов. Особенности источниковедческого анализа законодательства.
Тема 3. Конституционные проекты Х!Х в. Понятие конституции. Реальные возможности ее появления и существования в самодержавной России. Представление о правительственном конституционализме. Причины и условия его возникновения в нач. XIX в. Роль Александра I в насаждении идеологии конституционных изменений. Первое их воплощение в «Жалованной грамоте российскому народу». Основные идеи и проблема авторства этого источника. План политических реформ М.М.Сперанского – «Введение к Уложению государственных законов». Предлагаемые в нем статус монарха и система разделения властей.

Обстоятельства появления, мотивы принятия, главные положения и историческое значение «Польской хартии» (1815 г.). «Государственная уставная грамота Российской империи» как попытка создания отечественной конституции. История ее подготовки и вероятность обнародования. Участники проекта. Его содержательная и идейная связь с польской конституцией. История текста Уставной грамоты. Политические программы декабристов. «Конституция» Никиты Муравьева и ее редакции. «Русская правда» П.Пестеля. Выяснение направления авторских переработок через сравнение текста разных редакций. «Православный катехизис» С.И.Муравьева-Апостола.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса Стандарт 520800 «История» iconРабочая программа учебного курса «история/москвоведение (7 класс)»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconПрограмма курса Стандарт 030401 по направлению «История»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М....
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconПрограмма курса Обществознание для 8 9, 10 11 классов общеобразовательных...
Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию. Стандарт среднего (полного) общего...
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconПрограмма составлена в ориентации на Государственный образовательный...
«Менеджмент» и специальности «Государственное и муниципальное управление». Программа курса опирается на знания, полученные студентами...
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconРабочая программа курса Всеобщей истории Класс: 9 История Новейшего времени: 32 часа
Курс «Новейшая история» для 9 класса является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 8 классе
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconРабочая программа по предмет у: «История»
Федеральный государственный стандарт основного общего образования. История. – М.: Просвещение, 2009 г
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconРабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира»
А. А. Вигасина, Г. И. Годера «Всеобщая история История древнего мира 5 класс» ( 2011 г), опирается на Стандарт основного общего образования...
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconПрограмма дисциплины «Всеобщая история (история мировых цивилизаций)»...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса очного отделения исторического факультета Магнитогорского государственного...
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconПрограмма курса «История России 19 век» и«Новейшая история»
Программа курса «История России 19 век» и «Новейшая история» для учащихся 8 класса разработана на основе и соответствует требованиям...
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconРабочая программа по курсу «Новая история стран Европы и Америки. Первый период, XVI xix вв»
Первый период, XVI-XIX вв», составленная на основе требований государственного образца. Стандарт высшего профессионального образования...
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconТематический план курса «международный стандарт управления качеством»
Тематический план курса «международный стандарт управления качеством» для очной формы обучения
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconРабочая программа элективного курса «История России в лицах»
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004...
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconРабочая программа учебного курса «История России. ХХ век»
«История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных...
Программа курса Стандарт 520800 «История» iconРабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила
«История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск