Скачать 300.68 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М.Горького Исторический факультет Кафедра архивоведения и истории государственного управления ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ XI – начала XX в. Программа курса Стандарт 520800 «История» Екатеринбург 2006 Утверждаю Проректор ____________ В.П. Прокопьев (подпись) __________ (дата) Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI – начала XX в.» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по направлению «История» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Семестр VI Общая трудоемкость дисциплины - 60 часов, в том числе Лекций - 34 Семинаров – 16 Контрольные мероприятия: Рефераты – 1 чел/час Коллоквиумы – 5 Контрольные работы – 3 чел./час Автор - Фофанова Людмила Алексеевна, к.и.н., доцент кафедры архивоведения и истории государственного управления Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры Архивоведения и истории государственного управления от 6 апреля 2006 г. № 8 (С) Уральский государственный университет (С) Фофанова Л.А., 2005 Введение Курс источниковедения состоит из трех разделов: «Теоретические проблемы источниковедения», «Отечественные источники XI – XVII вв.» и «Источники по истории России XVIII – начала XX вв.». Цель курса – сформировать у студентов знание об источниковедении как интегрирующей, системной дисциплине, изучающей исторические источники, историю, теорию и методы извлечения заложенной в них информации. Задачи - дать представление о методах изучения источников, о категориях и понятиях современного источниковедения, о типах и видах исторических источников, привить навыки источниковедческого анализа и синтеза. Курс источниковедения универсален как познавательная основа для всех гуманитарных дисциплин, поскольку здесь разрабатываются проблемы использования любых объектов, созданных в результате целенаправленной человеческой деятельности. И в этом смысле источниковедение - это системная, междисциплинарная наука. Студент, прослушавший курс источниковедения, должен получить знания об основных понятиях этой дисциплины, уметь применять их на практике, при работе с конкретными источниками в ходе собственной научно-исследовательской деятельности. И, конечно, изучение истории России, и складывание собственного мнения по многим сложным, дискуссионным проблемам немыслимо без умения ориентироваться в огромном комплексе отечественных источников, адекватно оценивать и использовать их информацию. Содержание курса РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ Тема 1. Источниковедение в системе исторических наук. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Культурологический и междисциплинарный аспект источниковедения. Представление об объекте, предмете и задачах данной науки. Ее прикладной характер и интеграционные возможности. Тема 2. История становления и развития источниковедения как науки. Формирование общих принципов обращения к источнику в начале XIX в. Возникновение самого понятия источниковедение. Исследователи-позитивисты и представители критического направления о роли и месте источника и историка в воссоздании исторического прошлого. Зарубежные и отечественные концепции методологии источниковедения конца XIX – нач. XX в. Взгляды создателей и последователей школы «Анналов» как явление нового типа самосознания историка. Тема 3. Представление об источнике. Значение источника на разных этапах научного исследования: при постановке проблемы, накоплении фактов и создании системы выводов. Различные толкования понятия факт. Исторический факт и его категории. Сходства и различия события, источника и научного знания. Многообразие определений исторического источника. Понятие источник в оценках и суждениях российских ученых XVIII-XIX вв. Поиск определения в советской историографии. Современные трактовки источника в изложении историков и философов. Тема 4. Характер и структура информации исторических источников. Социальная и историческая информация как отражение настоящего и прошлого в источнике. Безграничность и бесконечность этого перехода. Смысл и содержание информации актуальной и потенциальной, прямой и косвенной, открытой и скрытой. Источник как носитель информации. Тема 5. Классификация исторических источников. Значение и необходимость классификации в процессе любой научной деятельности. Определение классификации исторических источников. Условность и изменчивость классификационных схем. Научные требования к признакам деления источников на группы. Оценка такого признака, как степень близости источника к отражаемому событию. Представление о типовой и видовой классификациях. Классификации письменных источников по происхождению и содержанию. Тема 6. Метод источниковедения. Состоятельность традиционных для источниковедения терминов внешняя и внутренняя критика, критика происхождения и содержания источников. Понятие источниковедческого анализа и источниковедческого синтеза. Подлинность источника и методика выявления подделок. Исторические условия и обстоятельства создания источника. Влияние реальности, в которой он возник, на содержание текста данного объекта. Вопросы, связанные с авторством. Индивидуальность их преломления для источников разных видов и эпох. История текста и публикаций как проблема функционирования источника в другой социальной и культурной среде. Цель, смысл и способы его изучения на этапе интерпретации. Иная логика исследования на этапе анализа содержания. Цель метода источниковедения и его научно-познавательные возможности. РАЗДЕЛ II. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ XI - XVII вв. Тема 1. Летописи. Представление о летописи и ее социальных функциях. Отечественная историография русского летописания. А.А.Шахматов и его метод изучения летописных списков и летописных сводов. Древнейшие своды, легшие в основу Повести временных лет, ее источники. Проблемы происхождения, авторства и политической ориентации различных редакций Повести временных лет. Влияние Повести временных лет на создание последующих летописей. Областное летописание XII-XIII вв. Личные и родовые летописцы князей. Городские летописи Новгорода и Пскова. Летописные своды периода татаро-монгольского завоевания, их содержание. Особенности московского летописания, формирование его общерусского характера. Спад летописной работы. Новые способы повествования. Хронограф как обзор всемирной и русской истории. Хронографическая (литературная) и приказная, документальная стилистика летописи. Общерусское летописание XVI-XVII вв. Значение и своеобразие сибирских летописей. Тема 2. Законодательство. Законодательные памятники в ряду других исторических источников. Характер и особенности информации, содержащейся в законодательных источниках. Процесс зарождения права в Древнерусском государстве. Отражение социально-экономической истории XI-XIII вв. в «Русской правде». Редакции «Русской правды», их состав и происхождение. Правовой материал периода феодальной раздробленности. Судные и уставные грамоты XIV в. Законодательные памятники Новгорода и Пскова. Черты преемственности и развития законодательства в структуре и содержании судных и уставных грамот. Судебники 1497 и 1550 гг. – первые кодексы общерусского феодального права. Их списки, состав и источники. История происхождения. Определение тенденций политических и социальных сдвигов в России через сравнительный анализ статей судебников. Соборное Уложение 1649 г. Побудительные мотивы создания и ход работы по его составлению. Особенности структур и состава. Источники комплектования статей. Социальная направленность памятника. Методика изучения. Проблема адекватности воспроизведения российской действительности XI-XVII вв. в законодательных источниках. Тема 3. Актовые источники. Понятие об актах и их формулярах. Классификация актовых источников. Эволюция актов на протяжении X-XVII вв. как отражение социально-экономических и политических отношений. Древнейшие акты. Договоры Руси с Византией. Классификация и особенности актов XII-XIV вв. Духовные и договорные грамоты великих князей. Разновидности актов феодальной зависимости. Актовый материал периода централизованного русского государства (конец XV - XVII в.). Изучение актов в исторической литературе XIX-XX вв. Формально-юридический и конкретно-исторический анализ, клаузульно-статистический и формулярный методы. Проблема достоверности актов. Научная ценность информации, заключенной в актовом материале. Тема 4. Делопроизводственные материалы XVI-XVII вв. Складывание общероссийской системы органов государственного управления. Центральные и местные правительственные учреждения. Приказное делопроизводство. Система регламентации документов. Разновидности общей документации, их функциональное назначение. Специальное делопроизводство по вопросам военной и административной организации феодального сословия. Комплексы хозяйственно-финансовых и судебно-следственных материалов. Дипломатическая документация Посольского приказа и ее роль в изучении внешнеполитической деятельности российского государства. Писцовое делопроизводство как источник по истории феодального землевладения. Разновидности писцовой документации: писцовые, приправочные, дозорные, платежные и переписные книги. Цели составления и характер информации. Специфика терминологии писцовых материалов. Вопросы достоверности писцовых документов и методики их изучения и использования. Тема 5. Литературные и публицистические произведения. Своеобразие древнерусской литературы как воплощение мировоззрения, политических взглядов и эстетических вкусов средневековья. Характер тематики. Понятие авторства. Традиции написания. Причины и истоки появления древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Идеи проповеди, ее религиозный, гражданский и политический смысл. Памятники периода феодальной раздробленности. Беседы и поучения. Идеология княжеской власти и этика политической деятельности в сочинениях Владимира Мономаха. Воинская повесть «Слово о полку Игореве». Дискуссии о времени, месте создания и авторстве. Влияние исторической темы «Слова» на последующие произведения. Повести о Куликовской битве. Жития святых как исторический источник. Политическая литература периода образования и укрепления централизованного русского государства. Публицистические памятники XV-XVII вв. Церковно-политические трактаты Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Дворянские сочинения И.Пересветова. История их возникновения и личность автора. Направленность и стиль произведений Ивана Грозного. Оценка переписки И.Грозного и А.Курбского как исторического источника. Социально-экономические памятники XVI-XVII вв. Публицистика времен «смуты». Творческая индивидуальность сочинений протопопа Аввакума. Труды Г.Котошихина и Ю.Крижанича о России времени царствования Алексея Михайловича. Личности авторов. Сущность критической направленности их взглядов. Оценка социальной перспективы их политических идей и устремлений. РАЗДЕЛ III. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XVIII – начала XX вв. Тема 1. Особенности источников нового времени. Кардинальные изменения в характере и видовой структуре источников нового времени. Качественный сдвиг в процессе их возникновения и развития. Причины количественного роста и стандартизации, упрощения содержания как официальных, так и неофициальных материалов. Специфика в сфере взаимодействия и публикации источников разных видов. Сущность принципиально иной познавательной ситуации, возникающей в ходе изучения исторических источников XVIII-нач.XX в. Тема 2. Законодательные акты. Влияние абсолютной монархии на облик законодательства XVIII в. Принципы и качественные черты законодательного процесса нового времени. Изменения характера, содержания и формы правовых документов. Разновидности законодательных источников XVIII в. Смысл и результаты кодификационной работы этого периода. Законодательная деятельность первой половины XIX в. Роль М.М.Сперанского в кодификации законов. Общая характеристика и сравнительный анализ «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи». Основные тенденции экономического и политического развития пореформенной России и их влияние на законодательство. Высшие и центральные государственные учреждения второй половины XIX - нач. XX в., ведающие законотворчеством. Определение понятия закон для самодержавной России. Стадии формирования закона и сопутствующая им документация. Практика толкования законов. Особенности источниковедческого анализа законодательства. Тема 3. Конституционные проекты Х!Х в. Понятие конституции. Реальные возможности ее появления и существования в самодержавной России. Представление о правительственном конституционализме. Причины и условия его возникновения в нач. XIX в. Роль Александра I в насаждении идеологии конституционных изменений. Первое их воплощение в «Жалованной грамоте российскому народу». Основные идеи и проблема авторства этого источника. План политических реформ М.М.Сперанского – «Введение к Уложению государственных законов». Предлагаемые в нем статус монарха и система разделения властей. Обстоятельства появления, мотивы принятия, главные положения и историческое значение «Польской хартии» (1815 г.). «Государственная уставная грамота Российской империи» как попытка создания отечественной конституции. История ее подготовки и вероятность обнародования. Участники проекта. Его содержательная и идейная связь с польской конституцией. История текста Уставной грамоты. Политические программы декабристов. «Конституция» Никиты Муравьева и ее редакции. «Русская правда» П.Пестеля. Выяснение направления авторских переработок через сравнение текста разных редакций. «Православный катехизис» С.И.Муравьева-Апостола. |
Рабочая программа учебного курса «история/москвоведение (7 класс)» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М.... | ||
Программа курса Обществознание для 8 9, 10 11 классов общеобразовательных... Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию. Стандарт среднего (полного) общего... | Программа составлена в ориентации на Государственный образовательный... «Менеджмент» и специальности «Государственное и муниципальное управление». Программа курса опирается на знания, полученные студентами... | ||
Рабочая программа курса Всеобщей истории Класс: 9 История Новейшего времени: 32 часа Курс «Новейшая история» для 9 класса является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 8 классе | Рабочая программа по предмет у: «История» Федеральный государственный стандарт основного общего образования. История. – М.: Просвещение, 2009 г | ||
Программа курса для студентов заочного отделения исторического факультета... Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая... | Программа курса для студентов заочного отделения исторического факультета... Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая... | ||
Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г. И. Годера «Всеобщая история История древнего мира 5 класс» ( 2011 г), опирается на Стандарт основного общего образования... | Программа дисциплины «Всеобщая история (история мировых цивилизаций)»... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса очного отделения исторического факультета Магнитогорского государственного... | ||
Программа курса «История России 19 век» и«Новейшая история» Программа курса «История России 19 век» и «Новейшая история» для учащихся 8 класса разработана на основе и соответствует требованиям... | Рабочая программа по курсу «Новая история стран Европы и Америки. Первый период, XVI xix вв» Первый период, XVI-XIX вв», составленная на основе требований государственного образца. Стандарт высшего профессионального образования... | ||
Тематический план курса «международный стандарт управления качеством» Тематический план курса «международный стандарт управления качеством» для очной формы обучения | Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | ||
Рабочая программа учебного курса «История России. ХХ век» «История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных... | Рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила «История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса... |