Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История»





Скачать 264.8 Kb.
НазваниеПрограмма курса Стандарт 030401 по направлению «История»
страница1/2
Дата публикации06.05.2015
Размер264.8 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Математика > Программа курса
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»


Исторический факультет

Кафедра документационного и информационного обеспечения управления


Математические методы в исторических исследованиях
Программа курса
Стандарт 030401 по направлению «История»

Екатеринбург

2010

Утверждаю

Проректор

____________ С.А.Рогожин

(подпись)

__________

(дата)


Программа дисциплины «Математические методы в исторических исследованиях» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: специалиста по направлению «История» по циклу «Общие математические и естественно-научные дисциплины » государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр 2

Общая трудоемкость дисциплины 95 часов,

в том числе:

Лекций 32 часа
Контрольные мероприятия:

Контрольные работы 2 чел/час
Автор: Мазур Л.Н., докт. ист. наук, доцент кафедры документационного и информационного обеспечения управления Уральского государственного университета

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры Документационного и информационного обеспечения управления

от 15 февраля 2010 г. № 1.

(С) Уральский государственный университет

(С) Л.Н. Мазур, 2010

ВВЕДЕНИЕ
Курс “Математические методы в исторических исследованиях“ предназначен для ознакомления студентов с основными приемами и способами обработки количественной информации, разработанными статистикой. Его основная задача - расширить методический научный аппарат историков, научить применять в научно-исследовательской деятельности помимо традиционных методов, основных на логическом анализе, математические методы, которые помогают количественно охарактеризовать исторические явления и факты.

В настоящее время математический аппарат и математические методы используются практически во всех областях науки. Это закономерный процесс, его часто называют - математизация науки. В философии математизация обычно понимается как применение математики в различных науках. Математические методы давно и прочно вошли в арсенал методов исследования ученых, используются для обобщения данных, выявления тенденций и закономерностей развития общественных явлений и процессов, типологии и моделирования.

Знание статистики необходимо, чтобы правильно охарактеризовать и проанализировать процессы, происходящие в экономике и обществе. Для этого необходимо владеть выборочным методом, сводкой и группировкой данных, уметь рассчитать средние и относительные величины, показатели вариации, коэффициенты корреляции. Элементом информационной культуры историка выступают навыки правильного оформления таблиц и построения графиков, которые представляют собой важный инструмент систематизации первичных исторических данных и наглядного представления количественной информации. Для оценки временных изменений необходимо иметь представление о системе динамических показателей.

Использование методики проведения выборочного исследования позволяет изучить большие массивы информации, представленные массовыми источниками, экономить время и труд, получая при этом научно значимые результаты.

Математико-статистические методы занимают вспомогательные позиции, дополняя и обогащая традиционные методы исторического анализа, их освоение является необходимой составной частью квалификации историка.

В настоящее время математико-статистические методы активно применяются при изучении комплексов массовых источников, для изучения экономической, политической, социальной истории. Навыки количественного анализа необходимы для подготовки квалификационных работ, рефератов и других исследовательских проектов.

Опыт использования математических методов свидетельствует, что их использование должно осуществляться с соблюдением следующих принципов для получения достоверных и репрезентативных результатов:

1) определяющую роль играет общая методология и теория научного познания;

2) необходима четкая и правильная постановка исследовательской задачи;

3) отбор репрезентативных в количественном и качественном отношении социально-экономических данных;

4) корректность применения математических методов, т.е. они должны соответствовать исследовательской задаче и характеру обрабатываемых данных;

5) необходима содержательная интерпретация и анализ полученных результатов, а также обязательная дополнительная проверка полученных в результате математической обработки сведений.

Математические методы помогают усовершенствовать технологию научного исследования: повысить ее эффективность, они позволяют выявить скрытую информацию, хранящуюся в источнике.

Помимо этого математические методы тесно связаны с таким направлением научно-информационной деятельности как создание исторических банков данных и архивов машиночитаемых данных. Нельзя игнорировать достижения эпохи, а информационные технологии становятся одним из важнейших факторов развития всех сфер общества.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • знать содержание базовых понятий курса «методы исследования» «научное исследование» и т.д.;

  • иметь представление об основных этапах исторического исследования и задачах, решаемых на каждом этапе;

  • иметь представление об основных принципах работы с понятийным аппаратом;

  • содержание и ограничения традиционных методов сбора, систематизации, анализа исторической информации;

  • место и роль математических методов к кругу методов исторического исследования;

  • основные принципы использования и интерпретации статистических данных;

  • способы оценки достоверности статистической информации;

  • содержания, ограничения и технологии математико-статистических методов, используемых в исторических исследованиях;

  • содержание и ограничения многомерной статистики при изучения социально-экономических явлений и процессов;

  • возможности и ограничения методов моделирования в исторических исследованиях;

  • возможности стандартных пакетов обработки статистической информации;

  • иметь представление о правилах оформления и построения таблиц и графиков с историческими сведениями.


Уметь:

  • уметь находить, отбирать и анализировать научную литературу по проблеме;

  • разработать стратегический план исследования;

  • применять методы описательной и многомерной статистики для сбора исторической информации;

  • уметь использовать для систематизации и обобщения приемы типологии, классификации

  • применять формальные методы анализа исторических документов (контент-анализ, дискурсивный анализ, метод унифицированной анкеты);

  • применять методы описательной и многомерной статистики для анализа исторической информации;

  • использовать приемы оценки достоверности статистических данных;

  • провести выборочное исследование;

  • использовать методы моделирования для решения конкретных исторических задач;

  • применять компьютерные программы для обработки исторической и актуальной социально-экономической информации;

  • применять типовые математические модели.


Владеть (методами, приемами):

  • приемами планирования и проведения исторического исследования;

  • обладать основными навыками поиска архивных документов, а также использовать методы выборки и формализации сведений источника для сбора информации;

  • владеть основными подходами и методами выполнения основных информационных и аналитических задач исследовательской работы (определение целей и задач исследования, владение методами сбора, систематизации и анализа исторической информации);

  • традиционными методами исторического исследования (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-динамический, историко-системный);

  • приемами разработки методики исследования с использованием математических методов;

  • методами выборки;

  • методами формализации сведений источника;

  • методами группировки и сводки;

  • методами расчета обобщающих показателей (средних, относительных, вариации, динамики) и их оформлением и интерпретацией;

  • методами многомерной статистики;

  • прикладными пакетами статистической обработки информации;

  • методами причинно-следственного моделирования;

  • владеть основными приемами динамического анализа и построения периодизации;

  • навыками критической оценки анализа полученной в рамках исследования информации.


ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. МАТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ


Цель и задачи курса. Объективная необходимость совершенствования исторических методов за счет привлечения приемов математики.

Математизация науки, основное содержание. Предпосылки математизации: естественнонаучные предпосылки; социально-технические предпосылки. Границы математизации науки. Уровни математизации для естественных, технических, экономических и гуманитарных наук. Основные закономерности математизации науки: невозможность полностью охватить средствами математики области исследования других наук; соответствие применяемых математических методов содержанию математизируемой науки. Возникновение и развитие новых прикладных математических дисциплин.

Математизация исторической науки. Основные этапы и их особенности. Предпосылки математизации исторической науки. Значение разработки статистических методов для развития исторического знания.

Социально-экономические исследования с использованием математических методов в дореволюционной и советской историографии 20-х годов (А.А.Кауфман, Б.С.Ястремский, А.В.Чаянов, Н.Д.Кондратьев и др.)

Математико-статистические методы в работах историков 60-90-х годов. Компьютеризация науки и распространение математических методов. Создание баз данных и перспективы развития информационного обеспечения исторических исследований. Важнейшие итоги применения методов математики в социально-экономических и историко-культурных исследованиях (И.Д.Ковальченко, В.З.Дробижев, Л.В.Милов, Л.И.Бородкин, В.А.Устинов и др.).

Соотношение математических методов с другими методами исторического исследования: историко-сравнительным, историко-типологическим, структурным, системным, историко-генетическим методами. Основные методологические принципы применения математико-статистических методов в исторических исследованиях.

Тема 2 . СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Основные приемы и методы статистического изучения общественных явлений: статистическое наблюдение, достоверность статистических данных. Основные формы статистического наблюдения, цель наблюдения, объект и единица наблюдения. Статистический документ как исторический источник.

Статистические показатели (показатели объема, уровня и соотношения), его основные функции. Количественная и качественная сторона статистического показателя. Разновидности статистических показателей (объемные и качественные; индивидуальные и обобщающие; интервальные и моментные).

Основные требования, предъявляемые к расчету статистических показателей, обеспечивающие их достоверность.

Взаимосвязь статистических показателей. Система показателей. Обобщающие показатели.

Абсолютные величины, определение. Виды абсолютных статистических величин, их значение и способы получения. Абсолютные величины как непосредственный результат сводки данных статистического наблюдения.

Единицы измерения, их выбор в зависимости от сущности изучаемого явления. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения.

Относительные величины. Основное содержание относительного показателя, формы их выражения (коэффициент, процент, промилле, децимилле). Зависимость формы и содержания относительного показателя.

База сравнения, выбор базы при вычислении относительных величин. Основные принципы вычисления относительных показателей, обеспечение сопоставимости и достоверности абсолютных показателей (по территории, кругу объектов и т.д.).

Относительные величины структуры, динамики, сравнения, координации и интенсивности. Способы их вычисления.

Взаимосвязь абсолютных и относительных величин. Необходимость их комплексного применения.

Тема 3. ГРУППИРОВКА ДАННЫХ. ТАБЛИЦЫ.

Сводные показатели и группировка в исторических исследованиях. Задачи, решаемые данными методами в научном исследовании: систематизация, обобщение, анализ, удобство восприятия. Статистическая совокупность, единицы наблюдения.

Задачи и основное содержание сводки. Сводка - второй этап статистического исследования. Разновидности сводных показателей (простая, вспомогательная). Основные этапы расчета сводных показателей.

Группировка - основной метод обработки количественных данных. Задачи группировки и их значение в научном исследовании. Виды группировок. Роль группировок в анализе общественных явлений и процессов.

Основные этапы построения группировки: определение изучаемой совокупности; выбор группировочного признака(количественные и качественные признаки; альтернативные и неальтернативные; факторные и результативные); распределение совокупности по группам в зависимости от вида группировки ( определение количества групп и величины интервалов), шкалы измерения признаков (номинальная, порядковая, интервальная); выбор формы представления сгруппированных данных (текст, таблица, график).

Типологическая группировка, определение, основные задачи, принципы построения. Роль типологической группировки в исследовании социально-экономических типов.

Структурная группировка, определение, основные задачи, принципы построения. Роль структурной группировки в изучении структуры общественных явлений

Аналитическая (факторная) группировка, определение, основные задачи, принципы построения, Роль аналитической группировки в анализе взаимосвязей общественных явлений. Необходимость комплексного использования и изучения группировок для анализа общественных явлений.

Общие требования к построению и оформлению таблиц. Разработка макета таблицы. Реквизиты таблицы (нумерация, заголовок, наименования граф и строк, условные обозначения, обозначение чисел). Методика заполнения сведений таблицы.

Тема 4 . ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ


Роль графиков и графического изображения в научном исследовании. Задачи графических методов: обеспечение наглядности восприятия количественных данных; аналитические задачи ; характеристика свойств признаков.

Статистический график, определение. Основные элементы графика: поле графика, графический образ, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика.

Виды статистических графиков: линейная диаграмма, особенности ее построения, графические образы; столбиковая диаграмма (гистограмма), определение правила построения гистограмм в случае с равными и неравными интервалами; круговая диаграмма, определение, способы построения.

Полигон распределения признака. Нормальное распределение признака и его графическое изображение. Особенности распределения признаков, характеризующих социальные явления: скошенное, ассиметричное, умеренно ассиметричное распределение.

Линейная зависимость между признаками, особенности графического изображения линейной зависимости. Особенности линейной зависимости при характеристике социальных явлений и процессов.

Понятие тренда динамического ряда. Выявление тренда с помощью графических методов.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине историческая демография...
Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconПрограмма дисциплины «Всеобщая история (история мировых цивилизаций)»...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса очного отделения исторического факультета Магнитогорского государственного...
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История»
Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История»
Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Новая история» является частью университетского курса всеобщей истории. Цель курса «Новая история» (часть 2) – изучить...
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 «История России...
России (1945-2008 гг.) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconПрограмма дисциплины «Новая история стран Западной Европы и Америки» 030401 «История»
Целью курса является комплексный анализ перехода западных обществ от феодализма к капитализму и формирования индустриальной цивилизации...
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность
Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История»/ «Новая и новейшая история»
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconРабочая программа по курсу «Новая история стран Европы и Америки. Первый период, XVI xix вв»
Первый период, XVI-XIX вв», составленная на основе требований государственного образца. Стандарт высшего профессионального образования...
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconПояснительная записка курс «История регионов мира»
Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история предпринимательства в сибири
Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconПояснительная записка учебный курс «История исторической науки. Историография»
Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласования рабочей программы дисциплины история регионов мира с другими дисциплинами специальности 030401. 65 “история”
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconУчебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconВопросы к экзамену 41 Пояснительная записка Курс «История мировой и отечественной культуры»
Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп
Программа курса Стандарт 030401 по направлению «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история россии в XVIII веке...
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск