Скачать 309.86 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» Рубцовский институт (филиал) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЯ Специальность: 030401.65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск - 2011 При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум/сп. 2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12. Рабочая программа одобрена на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс предназначен для студентов-историков, обучающихся на 2 курсе очно-заочного отделения. Предмет курса – история развития демографии. Профессиональной целью курса «Историческая демография» является ознакомление студентов с основными понятиями, положениями, тенденциями современного развития демографических процессов, умение применять полученные знания на практике. Основные образовательные задачи курса: Научить студента осуществлять демографический анализ ситуации, ознакомить с источниками данных о населении, дать знания по основными демографическим процессам, числовыми характеристиками описания, демографическим структурам, демографическому прогнозированию и выработке демографической политики. Профессиональные задачи, а так же образовательные задачи определяют место, занимаемое курсом «Историческая демография» в структуре подготовки специалиста-историка. По окончании изучения курса студент должен обладать необходимым объемом знаний по всем разделам курса. Это предполагает владение им понятийным аппаратом, знакомство с наиболее известными методологическими подходами к изучению фактического материала по истории демографии. Большое значение имеет формирование у студентов умения последовательно и логично излагать свою точку зрения, аргументировано и корректно вести научную дискуссию. Самостоятельная работа заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем, обозначенных в лекционном курсе. Предусмотрены задания по самостоятельному изучению отдельных вопросов лекционного курса, которые выполняются в виде конспекта по рекомендуемой литературе, реферата или рецензии. Результаты выполнения самостоятельной работы докладываются студентами во время аудиторных занятий. В рамках учебного курса предусмотрены текущий и итоговый контроль: - Текущий контроль включает оценку студенческих сообщений и рефератов. - Итоговый контроль предусмотрен в виде зачета. Для успешной сдачи зачета студент должен посещать занятия, выполнить все индивидуальные задания, получить необходимое количество баллов на промежуточных аттестациях. Способы проведения контроля: письменная работа (рецензия, конспект, реферат), устное собеседование. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (распределение часов курса по разделам и видам работ)
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (дидактические единицы) 3.1. Содержание лекций Тема 1. Предмет и методы исторической демографии. Аудиторное изучение: Население как объект изучения многих наук: демографии, политической экономии, социологии, психологии, этнографии, истории и др. Специфическое понятие населения в демографии. Демография как система демографических наук (научных отраслей). Отрасли демографии: статистика населения (демографическая статистика), экономическая, историческая, этническая, медицинская, социологическая. Связь исторической демографии с общественными науками. Предмет исторической демографии: воспроизводство населения в его общественно-исторической обусловленности. Воспроизводство населения как непрерывная смена поколений. Демографические явления и процессы: рождаемость, смертность, брачность, изменения половозрастной структуры населения в разные исторические эпохи. Два вида движения населения: естественное и механическое (миграция). Взаимосвязи демографических процессов со всеми другими общественными процессами. Самостоятельное обучение: Методы исторической демографии: статистические, математические, социологические и др. Тема 2 Источники информации о населении и демографических процессах Аудиторное обучение.. Виды источников информации: переписи населения, текущий статистический учет, списки и регистры населения, выборочные и специальные обследования. Самостоятельное обучение. Переписи населения, их цели и основные принципы проведения. Краткая история переписей населения в мире и в нашей стране. Тема 3. Численность и структура населения. Аудиторное обучение. Численность населения - моментный показатель. Значение учета административно-территориальных границ и момента времени в сравнительном анализе изменений численности населения. Численность населения земного шара, частей света, крупнейших стран мира. Основные тенденции ее изменения в последние десятилетия. Структура населения по полу и возрасту. Взаимосвязь половозрастной структуры населения и демографических процессов. Тенденции изменения половозрастной структуры населения в России, других странах и мире в целом. Демографическое старение населения, его последствия. Самостоятельное обучение. Понятие семьи в демографии. Эволюция семейно-брачных отношений. Тенденции и факторы изменения размеров и состава семей в Российской Федерации и других странах. Тема 4. Рождаемость, смертность, воспроизводство населения. Аудиторное обучение. Демографическое понятие рождаемости. Тенденции уровня рождаемости в России, других странах, регионах, социальных и этнических группах. Демографический переход и демографическая революция. Краткая история исследований факторов рождаемости в нашей стране. Демографическое понятие смертности. Тенденции и факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни в России, других странах, регионах, мире в целом. Этнические, половые и других различия продолжительности жизни. Самостоятельное обучение. Рост и воспроизводство населения: связь и различие понятий. Темпы роста и прироста населения. Тенденции воспроизводства населения в России, других странах, в мире в целом. Тема 5. Миграции населения. Аудиторное обучение. Миграция населения: понятие, классификация, причины. Интенсивность миграционных процессов в прошлом и настоящем. Влияние миграций на социально-экономическую структуру населения и его воспроизводство. Самостоятельное обучение. Факторы миграции. Вынужденная миграция. Проблемы беженцев. Тема 6. Население Руси-России в 1Х-Х1Х вв. Аудиторное обучение. Источники информации о населении. Социальные группы. Национальный состав. Колонизационные процессы. Семья и семейные отношения. Самостоятельное обучение. Рождаемость и смертность. Первая российская перепись населения в 1897 г. Тема 7. Население России в первой трети ХХ в. Аудиторное обучение Городская семья в начале ХХ века. Крестьянская семья в 1897-1917 гг. Людские потери в ходе Первой мировой войны. Население России в годы Гражданской войны. Демографические последствия голода 1921-1922 гг. Российская эмиграция: численность, расселение. Население России в 1920-е гг.: демографическая характеристика, демографические процессы. Городская семья в 1920-1930 гг. Крестьянская семья в 1920-1930 гг. Индустриализация и урбанизация: демографические последствия. Последствия сплошной коллективизации и голода 1932-1933 гг. «Кулацкая ссылка» в 1930-е гг.: численность, расселение, состав. Массовые репрессии. Заключенные. Самостоятельное обучение. Депортация населения в 1920-1930-е годы. Демографические процессы в 1930-е гг. Население России в 1930-е годы: демографическая характеристика. Тема 8. Население России в 1940-1959 гг. Аудиторное обучение. Население и территория СССР и РСФСР накануне Великой Отечественной войны. Потери вооруженных сил СССР в Великой Отечественной войне. Трагические последствия блокады Ленинграда. Гибель гражданского населения на оккупированных территориях. Эвакуация населения в 1941-1942 гг. Демографические процессы в тыловых районах России. Особенности смертности городского и сельского населения а тылу в 1941-1945 гг. Людские потери в годы Великой Отечественной войны. Территория и население после войны. Депортации населения. Спецпоселенцы и ссыльные. Заключенные. Урбанизация и городское население РСФСР: общее и специфическое. Изменение демографического состава городского населения РСФСР в 1939-1959 гг. Городская семья в России. Сельская семья в 1940-1950-е гг. Миграция сельского населения. Судьба «кулацкой ссылки» в 1940-1954 гг.. Самостоятельное обучение. Грамотность и образовательный уровень населения России в 1940-1950-е гг. Демографическое эхо людских потерь после войны. Население в конце 1950-х гг.: демографическая характеристика. Тема 9. Население России во 2 половине ХХ - начале ХХ1 в. Аудиторное обучение. Эволюция рождаемости. Основные детерминанты снижения рождаемости в России на протяжении указанного периода. Причины, условия, факторы и последствия падения рождаемости в 90-е гг. ХХ в. Перспективы рождаемости в ХХ1 в. Динамика смертности.: сочетание эволюционных изменений и катастроф. Эпидемиологический переход в России, его особенности. Основные причины роста смертности в 1960-1990 гг. Факторы динамики смертности в ХХ1 в. Эволюция и перспективы брачности и разводимости. Основные факторы и тенденции изменений семьи. Кризис семьи в России и его последствия. Демографическая политика в СССР и России. Методы демографической политики: экономические, административно-правовые, социально-психологические. Самостоятельное обучение. Возрастающая необходимость проведения демографической политики в современных российских условиях. Основные проблемы демографической политики в России. 3.2. Содержание семинаров Тема 1. Историческая демография как наука. 1.Объект и предмет изучения демографии. 2. Понятийный аппарат. 3. Демография и другие науки. Историческая демография. 4. История демографической науки. Литература:
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ: население, воспроизводство, рождаемость, смертность, брачность, разводимость, демографические структуры и демографические процессы, «демографический взрыв», «бэби-бум». ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: Что является атрибутивным признаком для населения как объекта науки? Являются ли, например, обитатели Ватикана населением? Какую из двух групп - студенты и дворяне - можно назвать населением, а какую нет? Кто является автором термина «демография»? Какие еще термины предлагались в качестве имени для новой науки? ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (выберите правильный вариант ответа): Предметом демографии являются: а)учет численности и состава населения; б)закономерности воспроизводства населения; в)процессы социально-экономической структуры населения. 2.Численность населения мира к 2000 г. достигла: а) 5 млрд чел.; б) 6 млрд чел.; в) 8 млдр чел. Практическое применение демографических методов и данных о населении называется: а) демометрика; б) демографика; в) демостатика. ТЕМА ДЛЯ СООБЩЕНИЯ: История демографических знаний (до середины Х1Х в.). Тема 2. Источники данных о населении. План занятия
Литература:
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ: Наличное, постоянное, юридическое население, ревизии, переписи. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1.Основные виды источников данных о населении. 2.Категории населения, учитываемые в переписях населения. 3.Подлежит ли переписи населения работник дипломатической миссии иностранного государства в России? А гастарбайтер с Украины, прибывший в нашу страну на заработки? 4.Основные принципы проведения переписей населения. 5.Чем современная перепись населения отличается от учетов населения, проводившихся в прошлом? ТЕМА ДЛЯ СООБЩЕНИЯ: Изменение учетов населения на Руси (до ХVII в.). Тема 3. Численность и демографические структуры населения. План
Литература: 1.Историческая демография: проблемы, суждения, задачи. - М., 1989. 2.Водарский Я.Е. Население России за 400 лет (ХУ1 - нач. ХХ в.). - М., 1973. 3.Кабузан В.М. Народы России в ХУШ в. Численность и этнический состав. - М.,1990. 4.Кабузан В.М. Народы России в 1 пол. Х1Х в. Численность и этнический состав. - М., 1992. 5.Кабузан В.М. Народы России во 2 пол. Х1Х в. Численность и этнический состав. - М., 1992. 6.Население России в ХХ веке: Исторические очерки в 3-х т. Т.1-2. - М., 2001. 7.Сови А. Общая теория населения. Т.1-2. - М., 1977. 8.Население России за 100 лет. - М., 1998. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ: естественный прирост (убыль) населения, миграционный прирост, первичное, вторичное и третичное соотношение полов. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1.В чем выражается связь возрастной структуры и воспроизводства населения? 2.Проанализировать из учебника В.М.Медкова («Демография» - М., 2003) таблицы и статистические данные на с.96, 98-101, 111, 124, 128-131, 135-138. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (выберите правильный вариант ответа): 1.Структурные коэффициенты показывают: а) интенсивность демографических процессов; б)соотношение отдельных частей населения; в)миграционный прирост населения. 2. Основная причина процесса старения населения в России: а) повышение продолжительности жизни; б) снижение рождаемости; в)увеличение удельного веса населения трудоспособного возраста. 3. Задача. Общий коэффициент рождаемости в 2000 г. был равен 8,7 %, общий коэффициент смертности - 15, 3%. Рассчитайте естественный прирост (убыль) населения в 2000 г. ТЕМА ДЛЯ СООБЩЕНИЯ: «Демографический портрет» 2 курса истфака (на основе анкетирования). Тема 4. Брачность и разводимость. План занятия
Литература:
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ: моногамия, полигамия, серийная моногамия, нуклеарная и сложная семья, фактический брак и гражданский брак. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ статистический материал из учебника Медкова В.М. Демография. - М., 2003, с.177, 182, 190, табл. 191, 198, 205, табл.220, 221, 225, 227. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (выберите правильный вариант ответа): 1.Нуклеарная семья – это а) сложная семья б) простая. 2.Малодетные семьи имеют: а)1-2 детей б)3-4. В каком году была упрощена процедура развода? а) 1963 г. б) 1965 г. в) 1967 г. Уровень разводимости выше: а) у городского населения б) у сельского. ТЕМА ДЛЯ СООБЩЕНИЯ: Исторические формы семьи. Тема 5. Рождаемость и смертность План занятия
Литература: 1.Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. - М., 1982. 2.Демографические процессы и их закономерности. - М., 1986. 3.Демография: современной состояние и перспективы развития. - М., 1997. 4.Сови А. Общая теория населения. Т. 1. - М., 1977. 5.Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. - М., 1978. 6.Рыбаковский Л.Л., Захарова О.Д. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты. - М., 1997. 7.Демографическое развитие семьи. - М., 1979. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ: репродуктивное поведение, демографический переход, эпидемиологический переход. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Необходимость перестройки пенсионной системы определяется: а) временной бедностью государства; б) старением населения. Экзогенные факторы смертности а) связаны с действием внешней среды, б) с внутренним развитием человеческого организма. В какой стране самая высокая продолжительность жизни? а) Швеция; б) Япония, в) Франция. 4.На сколько лет женщины в России живут дольше мужчин? а) на 8 лет, б) на 10 лет, в) на 12 лет. Тема 6. Воспроизводство населения и демографическая политика План занятия Исторические типы воспроизводства населения. Демографическое прогнозирование. История демографической политики. Демографическая политика в эпоху депопуляции. Литература: 1.Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. - М., 1982. 2.Демографические процессы и их закономерности. - М., 1986. 3.Демография: современной состояние и перспективы развития. - М., 1997. 4.Сови А. Общая теория населения. Т. 1. - М., 1977. 5.Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. - М., 1978. 6.Рыбаковский Л.Л., Захарова О.Д. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты. - М., 1997. 7.Демографическое развитие семьи. - М., 1979. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ: простое, суженное, расширенное воспроизводство ТЕСТЫ: 1.Депопуляция это явление, возникающее тогда, когда: а) увеличивается доля людей пожилого возраста; б) число умерших преобладает над числом родившихся; в) меняется этническая структура населения страны. 2.В слаборазвитых странах демографическая политика направлена на а) пропаганду 3-х детной семьи; б) понижение брачного возраста; в) ограничение рождаемости. 3.Для экономически развитых стран характерен тип воспроизводства, характеризующийся пониженной рождаемостью . Тема 7 Войны ХХ в. и их влияние на демографическую ситуацию в стране.
Литература:
4. Тематика рефератов и методические рекомендации к их выполнению Реферат должен представлять собой готовую работу, состоящую из титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы, объемом не менее 7 страниц. Тема реферата может быть выбрана из представленных вариантов, либо самостоятельно студентом, в согласовании с преподавателем.
5. Материалы к промежуточному и итоговому контролю Перечень вопросов к зачету
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 6.1. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности. Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины. Моделирование самостоятельной работы студентов:
Руководство выполнением самостоятельной работы студентов:
Дифференциация заданий:
В заключении проводится тестовый контроль знаний. Этапы и приемы СРС:
Виды самостоятельной работы студентов:
Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий. Контрольная работа – письменное выполнение. Виды и формы организации самостоятельной работы студентов
Руководство самостоятельной работой студентов:
Во время руководства преподаватель консультирует студентов:
Контроль выполнения самостоятельной работы: Для контроля самостоятельной работы студентов используются разнообразные формы, методы и технологии контроля.
Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов и проходить в письменной, устной или смешанной форме. Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дидактической единице учебного курса. Результаты контроля самостоятельной работы студентов учитываются при осуществлении итогового контроля по дисциплине. Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:
6.2. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине «Философия» осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки рефератов и индивидуальных домашних заданий, тестовых работ. Оценка осуществляется по системе рейтинга. Балльно-рейтинговая система, используется для контроля и оценки знания студентов по отечественной истории, включает в себя: Итоговую оценку успеваемости по предмету, которая определяет по 100-бальной шкале. Из них 60-баллов отводится на оценку работы студента в течении учебного процесса и 40-баллов отводится на оценку знаний на экзамене. С этой целью весь курс Отечественной истории разбивается на тематические разделы, знания по которым оценивается в следующим порядке:
Самостоятельная работа студентов также включена в систему балльно-рейтенговой оценки. Самостоятельная работа студента оценивается следующим образом:
К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40 баллов. Итоговая экзаменационная оценка рассчитывается следующим образом: 0-60 баллов – неудовлетворительно 61-75 баллов – удовлетворительно 76-85 баллов – хорошо 86-100 баллов – отлично Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется на экзамене. Оценка «отлично» на экзамене выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников, обязательной и дополнительной литературы. Оценка «хорошо» выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников и обязательной литературы. Оценка «удовлетворительно» выставляется за знание и понимание основных проблем курса. 7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Основная учебная литература
Дополнительная учебная литература
Базы данных, интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История»/ «Новая и новейшая история» | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика преподавания... Составитель: к ю н., старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Селехова О. Г | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных... ... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины источниковедение... Дробница Августина Васильевна доктор исторических наук, профессор кафедры истории и культуры фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый анализ специальность... Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине уголовное право (Особенная... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | Учебно-методический комплекс по дисциплине правовые системы мира... Заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования форма обучения 9 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс по дисциплине литература специальность:... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине история предпринимательства в сибири Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп | Учебно-методический комплекс по дисциплине экология специальность:... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине философия специальность... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность... При разработке учебно методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... |