МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Специальность подготовки – 030401.65 История
Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин Рубцовск - 2011
При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп
2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12 УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Источниковедение» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием по специальности «история».
Цель курса «Источниковедение» – дать студентам знания в области теории и методологии источниковедения, соответствующие современному уровню развития исторической науки, информацию о сохранившихся комплексах исторических источников и методике работы с ними. В курсе рассматриваются как общие теоретико-методологические вопросы, так и отдельные комплексы источников. Программа строится на сочетании двух принципов – видового и хронологического. Соответственно весь материал о конкретных документальных комплексах состоит из двух разделов: источники по истории России с древнейших времен до XIX в. включительно и источники XX в. Выбранный рубеж обусловлен существенными изменениями, произошедшими в составе корпуса источников в прошлом столетии в связи с появлением новых - аудиовизуальных. В рамках каждого раздела при изучении конкретных видов источников определены свои исторические рубежи, которые учитывают формационные сдвиги в истории государства, этапы в эволюции письменных и аудиовизуальных источников.
Программа дает студентам представления об общих проблемах источниковедения как научной дисциплины и первичное представление и корпусе источников по отечественной истории и проблематике их изучения.
В списке источников и литературы указаны основные учебники и учебные пособия по курсу, а также наиболее важные издания источников различных видов и исторических эпох, монографические исследования и фундаментальные статьи, опубликованные в исторической периодике.
Цели и задачи курса. «Источниковедение» как дисциплина обеспечивает формирование основного профессионального навыка у студентов – умения работать с разнообразными историческими источниками. Для студентов-историков задачи курса могут быть конкретизированы следующим образом:
обеспечить качественную профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов-гуманитариев, способных применять полученные знания и навыки в различных областях общественной жизни;
помочь студенту овладеть основной совокупностью фактов и материалов по источниковедению России и научить оперировать ими в практической деятельности;
изучить со студентами широкий круг научно-исследовательской литературы, познакомиться с основными историческими источниками и важнейшие из них проработать на практических занятиях;
ознакомить студента с основными учениями и теориями в области источниковедения, научить использовать их применительно к различным группам источников, научить «задавать источникам вопросы» и «получать ответы»;
студент должен научиться культуре мышления, уметь выражать свое мнение как в устной, так и в письменной форме.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максим. учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очно-заочной форме о6учения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Семинары
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ I
| 1. Предмет и задачи источниковедения
| 10
| 4
| 2
| 2
| 8
| 2. История источниковедения
| 10
| 4
| 2
| 2
| 8
| 3. Методы исследования источников
| 12
| 4
| 2
| 2
| 10
| 4. Летописание Киевской Руси
| 10
| 4
| 2
| 2
| 8
| 5. Повесть временных лет
| 16
| 4
|
| 4
| 12
| 6. Русское летописание XII–XVI вв.
| 10
| 2
| 2
|
| 8
| 7. Древнерусская литература
| 10
| 2
| 2
|
| 8
| 8. Законодательные документы XI–середины XVII в.
| 10
| 2
| 2
|
| 6
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ II
| 9. Русская Правда
| 12
| 4
|
| 4
| 8
| 10. Делопроизводственные материалы Московского царства
| 10
| 2
| 2
|
| 8
| 11. Законодательные памятники середины XVII – начала XX в.
| 10
| 2
| 2
|
| 8
| 12. Общая делопроизводственная документация государственных учреждений XVIII – первой половины XIX вв.
| 12
| 2
| 2
|
| 10
| 13. Периодическая печать как исторический источник (XVIII – начало XX в.)
| 12
| 2
| 2
|
| 10
| 14. Источники личного происхождения
| 16
| 2
| 2
|
| 14
| 15. Статистические материалы XVIII – начала XX в.
| 8
| 2
| 2
|
| 6
| Семестровый контроль
| Контрольная работа
| ДЕ II
| 16. Советское законодательство
| 10
| 2
| 2
|
| 8
| 17. Литература и искусство: историко-культурный контекст художественного произведения
| 16
| 4
|
| 4
| 12
| 18. Советское делопроизводство
| 10
| 2
| 2
|
| 8
| 19. Периодическая печать СССР
| 10
| 2
| 2
|
| 8
| 20. Источники личного происхождения и мемуары
| 16
| 2
| 2
|
| 14
| 21. Статистические источники советского периода
| 8
| 2
| 2
|
| 6
| 22. Кинофотофонодокументы (КФФД)
| 18
| 4
| 4
|
| 14
| 23. Конструирование источника
| 24
| 8
|
| 8
| 16
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Итого часов
| 272
| 68
| 38
| 30
| 204
| 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Содержание ГОС по дисциплине «Источниковедение» Теоретические проблемы источниковедения. Типология источников по разным историческим эпохам; характеристика отдельных типов источников. Закономерности возникновения и эволюции источниковой базы. Методологические принципы изучения источников. Методы работы с источниками; проблемы критики источников. Современные методы накопления и анализа источниковой информации. Современные центры хранения исторических источников и принципы их организации. Методика самостоятельной работы с источниками. 3.2 Содержание учебной дисциплины Тема 1.
Предмет и задачи источниковедения Аудиторное изучение: Предмет и задачи источниковедения. Определения исторического источника. Классификация исторических источников. Периодизация исторических источников. Виды информации о прошлом. Фиксированные источники информации о реальности. Источниковедение – наука об источниках. Определение предмета и задач источниковедения на различных этапах развития исторической науки. Источниковедение и историческое исследование.
Самостоятельное изучение: Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин. Исторический источник и исторический факт. Понятие об историческом источнике в различных теориях исторического познания. Тема 2.
История источниковедения Аудиторное изучение: Истоки отечественного источниковедения до XVIII в.: накопление практических навыков работы с источниками русскими летописцами, в великокняжеских и приказных канцеляриях. Собирание, изучение и издание исторических источников в ХVIII в. Становление рационалистической критики исторических источников. Исторические работы В.Н. Татищева, Г.Ф. Миллера, И.Н. Болтина и др.
Самостоятельное изучение: Развитие источниковедения в XIX – начале XX вв.: позитивистский, неокантианский и феноменологический подходы в источниковедении.
Источниковедение в XX в.: достижения отечественных и зарубежных исследователей. Тема 3.
Методы исследования источников Аудиторное изучение: Метод и структура источниковедческого исследования. Выработка и накопление знаний об исторической критике источников. Взаимодействие исторических концепций и источниковедческих приемов изучения и использования документов. Выделение логических этапов источниковедческого анализа, методы решения исследовательских задач на каждом этапе. Эвристический этап источниковедческого исследования. Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Задачи источниковедческого анализа: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста, установление времени, места, авторства, обстоятельства и мотивов происхождения источника; интерпретация текста, оценка его достоверности, полноты, научной значимости информации.
Самостоятельное изучение: Выработка приемов и методов обработки данных источника. Единство методологии, методики и техники источниковедческого исследования. Источниковедческий синтез.
|