ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ОмГУПС (ОмИИТ))
СОГЛАСОВАНО
| УТВЕРЖДАЮ
|
| Директор института (Декан факультета)
| Проректор по научной работе и инновациям
|
|
______________ _______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»_________________2011 г.
______________ _______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»_________________ 2012 г.
______________ _______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»_________________ 2013 г.
______________ _______________________
подпись (И.О.Ф.)
«______»________________ 2014 г.
______________ _______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»_________________2015 г.
|
_____________ _______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»_________________2011 г.
______________ _______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»_________________ 2012 г.
______________ _______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»_________________ 2013 г.
______________ _______________________
подпись (И.О.Ф.)
«______»________________ 2014 г.
______________ _______________________
подпись (И.О.Ф.)
«_____»_________________2015 г.
|
|
|
|
| Кафедра: «Связи с общественностью» Автор: Ветров Сергей Александрович, зав. кафедрой «Связи с общественностью», д. филос. наук, профессор
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Структура социологической теории»
Специальность научных работников: 22.00.06 – «Социология культуры»
Квалификация (степень): кандидат социологических наук Форма обучения: очная
Одобрена на заседании методической
комиссии института (факультета)
«___» _________ 2011 г. Протокол №__ «___» _________ 2012 г. Протокол №__ «___» _________ 2013 г. Протокол №__ «___» _________ 2014г. Протокол №__ «___» _________ 2015 г. Протокол №__
| Одобрена на заседании кафедры «___» _________ 2011 г. Протокол №__ «___» _________ 2012 г. Протокол №__ «___» _________ 2013 г. Протокол №__ «___» _________ 2014 г. Протокол №__ «___» _________ 2015 г. Протокол №__
|
Омск 2011 г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
Целями освоения учебной дисциплины «Структура социологической теории» являются ознакомление аспирантов с работами, задающими образцы анализа в социологической теории и создающими новые перспективы в исследовании современного общества; формирование у аспирантов представления о социологической теории не только как об особом типе мышления, но и как о рабочем аппарате, предлагающем инструментарий для решения конкретных социологических задач в процессе подготовки кандидаткой диссертации.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебная дисциплина «Структура социологической теории» относится к циклу ОД.А.СД «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности».
|
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетных единицы,
144 часа. 3.2. Виды и объемы учебной работы по дисциплине
Вид учебной работы
| Количество часов
| Всего по
учебному
плану
| Семестры
| 1
| 1
| 2
| 3
| Аудиторные занятия (всего):
| 17
| 17
| В том числе:
|
|
| Лекции (лек)
| 10
| 10
| Лабораторные работы (лаб)
| -
| -
| Практические, семинарские занятия (прк)
| 4
| 4
| Контроль самостоятельной работы (кср)
| 3
| 3
| Самостоятельная работа (ср) (всего):
| 127
| 127
| В том числе:
|
|
| Рефераты
| -
| 20
| Проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям
| -
| 107
| Промежуточная аттестация
(экзамен (Э)/зачет (З)/зачет с оценкой (ЗаО)/час)
| -/-
| -/-
| ОБЩАЯ
трудоемкость дисциплины:
| Часов:
| 144
| 144
| Зач. ед.:
| 4
| 4
| 3.3. Разделы учебной дисциплины
Номер семестра
| Номер недели
| Раздел
учебной
дисциплины
| Краткое содержание раздела
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную
работу аспирантов
и трудоемкость
(в часах)
| Форма
итоговой
аттестации
| лек
| лаб
| прк
| ср
| кср
| Всего
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| 1
| Основные этапы развития социологических теорий, их структура и классификация
| Основной вопрос социологической теории и способы его решения. Классические оппозиции социологической теории. Понятие парадигмы и полипарадигмальная структура современного социологического знания.
| 2
|
|
| 7
|
| 9
|
| 1
| 2
| Социология как анализ социальных фактов
| Э. Дюркгейм. Социология как анализ социальных фактов. Сущность и анализ социальных фактов. Коллективное сознание и форма организации общества. Классификация социальных фактов. Социальные функции религии. Реконструкция развития структурного направления в социологии: от Дюркгейма до Соссюра. Формы общественной классификации, исследовании коллективных представлений, социальная и структурная общественные формы.
| 2
|
|
| 7
|
| 9
|
| 1
| 3
| Развитие структурного направления в американской и немецкой традиции.
| Т. Парсонс и теория социального действия. Общество как система и его эволюция. Понятие системы. Структура элементарного действия. Специфика человеческого действия как системы (интеграция, нормативность, волюнтаризм). Обобщенная система действия и ее подсистемы, и их иерархичность (по степени контроля). Функции подсистем действия. Социальная система и ее подсистемы, и их функции. Нормативный характер социального устройства. Взаимодействие подсистем. Обобщенные эквиваленты и символические посредники. Личность в системе Парсонса. Статусно-ролевой комплекс и понятие роли. Типовые переменные социального действия.
Р. Мертон и теории среднего уровня. Критика классических постулатов функционализма. Функции, дисфункции и нонфункции. Понятие явных и латентных функций. Социальная теория и эмпирические исследования. Теории среднего уровня. «Социальная структура и аномия» как образец структурно-функционального анализа. Типы и причины девиантного поведения.
Немецкий ренессанс теории Парсонса – саморефернтные системы Н. Лумана. Система координат социальных действий. Роль личности в социальных системах. Явные и латентные социальные функции. Социальное пространство и социальная структура.
| 2
|
|
| 7
|
| 9
|
| 1
| 4
| Методология социального познания М. Вебера. Новая теория социального действия.
| Соотношение категорий – знание и понимание. Понятие социальной реальности и предмет социологии. Социальная реальность как смысловая структура. Определение социального действия и его типы. Инструменты анализа социального действия. Категория «идеальный тип». «Свобода от ценностей» и «ценностное суждение». Идеальный тип и его применение в социально-исторических исследованиях. Религия, экономика в социологической концепции М. Вебера. «Протестантская этика и дух капитализма». Теория исторически-прогрессирующей рациональности и понятие бюрократии. Определение и типы легитимного господства.
| 2
|
|
| 7
|
| 9
|
| 1
| 5
| Теория социального взаимодействия Дж. Мида.
| Общество и взаимодействие. Символический интеракционализм. Теория Дж. Мида. Концепция обобщенных других.
| 2
|
|
| 7
|
| 9
|
| 1
| 6
| Социальная теория И. Гофмана.
| «Быть – значит казаться» – драматургический подход как способ исследования общественного порядка. Конформизм как основа общественного порядка. Повседневность – свободная импровизация в рамках жестких правил. Фокус анализа – ситуации соприсутствия. Фокусированное и нефокусированное взаимодействие. Гражданское «невнимание». Действующие лица, зональность взаимодействия. Техники презентации себя и концепция «самости». Ролевая дистанция. Проблема определения ситуации и понятие рабочего консенсуса. Принципы управления впечатлениями. Почему случаются фиаско. Правила успешной интеракции.
Концепция тотальных институтов, их классификация и отличие от повседневных взаимодействий.
Понятие стигмы, ее виды и типы стигматизации. Способы управления стигмой. Понятие фрейма. Фрейм vs ситуация. Первичные фреймы. Пять пониманий, задаваемых первичными фреймами, преобразование взаимодействия: переключение и фабрикация. Пять основных ключей. требования к переключению. Крепление, скобки и др. способы удержания фрейма.
|
|
|
| 7
|
| 7
|
| 1
| 7
| Этнометодология.
| «Вечное обычное общество» Г. Гарфинкеля. Социология здравого смысла и рутины. Общество как понимание, основанное на «искусных действиях участников». Концепция фоновых ожиданий, их основные характеристики и функции. Постулаты этнометодологии. Различие между профессиональным и «бытовым» социологом. Гарфинкелинг – кризисная экспликация смысла.
Развитие этнометологического подхода: конверсационный анализ (Х. Сакс, Э. Щеглофф, Г. Джефферсон).
|
|
|
| 7
|
| 7
|
| 1
| 8
| Феноменологическая социология
| Феноменологическая социология А. Шюца.
Как конструируется смысл человеческого действия. Влияние Э. Гуссерля. Понятия феноменологического epoché, жизненного мира, естественной установки. Интерсубъективность и коммуникация в трактовке Шюца. Типизация как основной механизм становления объективных форм жизни. Тезис взаимных перспектив. Миры опыта А. Шюца. Понятие когнитивного стиля. Повседневность как высшая реальность. Социальное конструирование реальности П. Бергера и Т. Лукмана.
|
|
|
| 7
|
| 7
|
| 1
| 9
| Теории структуризации
| Теория структуризации Э. Гидденс, М. Уотерс. Прошлое и будущее в социологической теории. Элементы теории структуризации. Процессы и формы общественного построения. Структурные элементы общества, их дискретность, взаимодействие. Зависимость социальной реальности от сознания и личностных интерпретаций. Роль и значение личностной субъективности. Социальная реальность, возможность ее структурирования, прогнозирование развития.
|
|
| 2
| 7
|
| 9
|
| 1
| 10
| Критическая теория как метод. Предтечи критической теории: К. Маркс, З. Фрейд.
| Универсальная топология общества по Марксу. Критика позитивизма и рационализма Марксом. Познание как «обработка людей людьми». Классовая борьба, интересы, ценности и идеалы. Идеологии и ложное сознание. Критика Марксом основных иллюзий эпохи капитализма: товарный фетишизм, иррациональность капитализма, Теория отчуждения.
З. Фрейд. Счастье, страдание, жизнь. Потеря свободы как цена безопасности. Концепция репрессивной культуры. Топология личности. Существование мышление. Прогресс культуры = потеря счастья. Совесть, чувство вины, сублимация. Врачевание души (психоанализ) как терапия.
|
|
|
| 7
|
| 7
|
| 1
| 11
| Предтечи критической теории: Ф.Ницше.
| 3 основных вектора влияния Ницше на соц. теорию:
1) Социология знания. Реконцептуализация истины. Страх как основа познания. Знание как защитный купол. Функция истины – полезность для выживания вида. Факты vs интерпретации. Истина как метафора.
2) Реинтерпретация социологии ценностей. Генеалогия морали. Жестокость как основа культуры. Мораль и власть. Случайность норм. Естественная vs противоестественная мораль.
3) Социология власти. Бессубъектное понимание власти. Воля к власти как экзистенциальное условие живого.
|
|
|
| 7
|
| 7
|
| 1
| 12
| Франкфуртская школа. Критическая теория как метод.
| Логика социальных наук и критика позитивизма (полемика с К. Поппером). История «сумасшествия разума». Критика инструментального разума. Экспликация и анализ «бархатных форм господства».
|
|
| 2
| 7
|
| 9
|
| 1
| 13
| Критическая теория современности Ю. Хабермаса. В поисках «разумного потенциала» общества.
| Теория коммуникативной рациональности и универсальный прагматизм. Типы знания, человеческие интересы и типы действия. Притязания на обоснованность. Коммуникативное действие и его рациональный потенциал. Коммуникативная рациональность. Идеальная речевая ситуация. Система и жизненный мир. Деньги и власть как средство интеграции двух миров. Коммуникативная рациональность, мораль, политика, общественность и публичная сфера. Делиберативная демократия.
|
|
|
| 7
|
| 7
|
| 1
| 14
| Современные импликации критической теории. М.Фуко
| Археология знания. Понятие эпистемы и дискурсивной формации. Проблематизация. Игры власти М.Фуко. «Перевернуть Левиафана» - генеалогия дисциплинарной власти. Способы субъективации индивидов. Как сказать «нет» власти? «Практики «себя».
|
|
|
| 7
|
| 7
|
| 1
| 15
| Интегративные подходы в социологии. Социология практик, конкретные исследования практик.
| Социология практик П. Бурдье: противоречие субъективного и объективного. Концепция «двойного структурирования». Агент, Габитус: стратегии и структуры. Структурное воспроизводство общества. Конкретные воспроизводства практик, примеры воспроизводства социальной структуры. Объективные и инкоропоротивные структуры. Концепция двойного структурирования – комплекс представлений, отражающих генезис и структуру социальной действительности.
Социология социальных изменений (П. Штомпка). Фундаментальные концепции в исследования изменений. Теория вверенного измерения общества: социальное время, механизм прогресса, функции традиции. Традиционализм и антитрадиционализм. Социальные движения как фактор социальных изменений. Социальное становление, агенты социальных изменений.
|
|
|
| 7
|
| 7
|
| 1
| 16
| Интегративные подходы в социологии. Социология критической способности Л. Болтански – Л.Тевено.
| Социология критической способности vs критическая социология (П. Бурдье). Прагматические режимы вовлеченности и ситуативность социального действия. 4 основных состояния взаимодействия. Понятие практической компетентности. Вещность социального мира. Справедливость и повседневные взаимодействия. Миры справедливости и их структура. Тактики обвинения/оправдания.
|
|
|
| 7
| 3
| 10
|
| 1
| 17
| Интегративные подходы в социологии. Социология практик обыденного протеста Де Серто и Дж. Скотта.
| Практики дисциплинарной власти vs практики сопротивления де Серто. Основные характеристики стратегии власти и тактик сопротивления ей. Повседневная креативность социальных акторов как борьба с макроструктурами власти.
Дж. Скотт об «оптике государства» в эпоху «высокого модерна». Метис как оружие славы. Скотт, де Серто в контексте социологической традиции (Гарфинкель, Мертон, Фуко).
|
|
|
| 7
|
| 7
|
| 1
| 18
| Социогенетические и психогенетические исследования
| Социологические и психогенетические исследования Н. Элиаса. Социогенезис современного человека. Личность в системе государства. Аномия человеческой деструктивности Фромма. Психоанализ масс и анализ человеческого «Я». Современная психоаналитическая техника. Аналитика и знание.
|
|
|
| 8
|
| 8
|
| 1
|
| 10
|
| 4
| 127
| 3
| 144
| Содержание учебной дисциплины входит в вопросы к кандидатскому экзамену по специальности.
|
3.4. Лабораторные работы/ практические занятия
Номер семестра
| Номер недели
| Раздел
учебной
дисциплины
| Наименование лабораторной работы / практического занятия
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| 9
| Теории структуризации
| Теория структуризации Э. Гидденс, М. Уотерс. Прошлое и будущее в социологической теории. Элементы теории структуризации. Процессы и формы общественного построения. Структурные элементы общества, их дискретность, взаимодействие. Зависимость социальной реальности от сознания и личностных интерпретаций. Роль и значение личностной субъективности. Социальная реальность, возможность ее структурирования, прогнозирование развития.
| 2
| 1
| 12
| Франкфуртская школа. Критическая теория как метод.
| Логика социальных наук и критика позитивизма (полемика с К. Поппером). История сумасшествия разума. Критика инструментального разума. Экспликация и анализ «бархатных форм господства».
| 2
| 1
|
| 4
|
3.5. Примерная тематика рефератов
3.5.1. Э. Дюркгейм и понятие «социологизма».
3.5.2. Понятие социальной солидарности у Э. Дюркгейма.
3.5.3. Аномия и разделение труда у Э. Дюркгейма.
3.5.4. Общезначимость «наук о культуре» у М. Вебера. «Свобода от ценностей».
3.5.5. Понятие «идеального типа» у М. Вебера. Рациональность. Бюрократия.
3.5.6. Веберовская концепция «понимания» как социологического метода. >
3.5.7. М. Вебер о «социальном действии».
3.5.8. Парсонс о социальном действии. Структура социального действия.
3.5.9. Принцип AGIL в социологии Т. Парсонса.
3.5.10. Системный подход в социологическом мировоззрении Т. Парсонса.
3.5.11. Понятие «функции» в социологии Р. Мертона.
3.5.12. Трактовка аномии у Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона.
3.5.13. Основы феноменологического анализа.
3.5.14. Понятие «жизненного мира» у Э. Гуссерля и А. Шюца.
3.5.15. Что такое «повседневность» в социологии А. Шюца. Когнитивные стили.
3.5.16. Интерсубъективность и коммуникация в трактовке А. Шюца.
3.5.17. Критика тенденций развития современного общества в социологии франкфуртской
школы (на материалах одного из представителей).
Понятия рациональности и просвещения у Т. Адорно.
Общество как тотальность (франкфуртская школа).
Теория общества Хабермаса.
Понятие коммуникативного действия Хабермаса
Понятие рациональности в социологии.
Предмет и метод этнометодологии.
Социологический синтез П. Бурдье.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Основная литература
№ п/п
| Наименование,
кол-во экземпляров
в библиотеке
| Автор(ы)
| Место издания, издательство, год
| Используется при изучении разделов
(из п. 4.3)
| Семестр
| 1
| Социология [Электронный ресурс]: электронный учебник для вузов - 3-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. 1 эл. опт. диск (CD-ROM). Экз. 1.
| ред. Глазырин, В. А.
| М.: Юрайт, 2011.
| 1-18
| 1
|
4.2. Дополнительная литература
№ п/п
| Наименование,
кол-во экземпляров
в библиотеке
| Автор(ы)
| Место издания, издательство, год
| Используется при изучении разделов (из п. 4.3)
| Семестр
| 1
| Этапы развития социологической мысли. Экз. 3
| Арон, Р.
| М.: ПРОГРЕСС: УНИВЕРС, 1993.
| 1-18
| 1
| 2
| Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. Экз. 1
| Бергер, П. Лукман, Т.
| М.: Медиум: Academia-Центр, 1995.
| 8
| 1
| 3
| Приглашение в социологию: Гуманистичекая перспектива. Экз. 4
| Бергер, П.
| М.: Аспект Пресс, 1996
| 1
| 1
| 4
| Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Экз. 1
| Барт, Р.
| М.: Прогресс-Универс, 1994.
| 1-2
| 1
| 5
| Избранное. Образ общества. Экз. 2
| Вебер, М.
| М.: Юрист, 1994.
| 4
| 1
| 6
| Избранные произведения. Экз. 2
| Вебер, М.
| М.: ПРОГРЕСС, 1990.
| 4
| 1
| 7
| Самоубийство: социологический этюд. Экз. 1
| Дюркгейм, Э.
| М.: Мысль, 1994.
| 2
| 1
| 8
| Американская социологическая мысль: тексты (Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц) Экз. 1
| Сост. Кравченко, Е. И.
| М.: МГУ, 1994.
| 3,5,8
| 1
| 9
| Сочинения в 2 томах: пер. с нем. Т. 2. Экз. 1
| Ницше, Ф.
| М.: Мысль, 1990.
| 11
| 1
| 10
| Психология бессознательного: сборник произведений. Экз. 1
| Фрейд, З.
| М.: Просвещение, 1989.
| 10
| 1
| 11
| Демократия. Разум. Нравственность: московские лекции и интервью. Экз. 1
| Хабермас, Ю.
| М.: KAMI: ACADEMIA, 1995.
| 13
| 1
| 12
| Большой толковый социологический словарь. – В 2-х тт. Экз. 2
| Дэвид Джери, Джулия Джери
| М.: Вече: АСТ, 2001.
| 1-18
| 1
| 13
| Современная западная социология: словарь.
| Сост. Давыдов, Ю. Н., сост. Ковалева, М. С. и др.
| М.: Политиздат, 1990.
| 1-18
| 1
| 14
| Социология социальных изменений: учеб. пособие
| Штомпка, П.
| М.: Аспект Пресс, 1996.
| 15
| 1
| 15
| Очерки по истории теоретической социологии XX столетия: от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму: учеб. пособие. Экз. 2
| Ред. Давыдов, Ю. Н.
| М.: Наука, 1994
| 1-18
| 1
| 16
| Тексты по истории социологии XIX-XX веков: хрестоматия
| Сост. Добреньков, В. И. Беленкова, Л. П.
| М.: Наука, 1994.
| 1-18
| 1
|
4.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
www.ecsoc.ru
www.wciom.ru
www.levada-centr.ru
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к аудиториям (лабораториям, помещениям, кабинетам) для проведения занятий с указанием соответствующего оснащения.
Лекционные занятия:
аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук).
Требования к программному обеспечению, используемому при изучении учебной дисциплины.
Программное обеспечение отсутствует.
Автор рабочей программы: Зав. кафедрой «Связи с общественностью»,
д. филос. наук, профессор С.А. Ветров
«____»___________ 2011 г.
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ:
В 2012 г.
Автор _____________________________________ _____________________________________
Должность, уч. степень, уч. звание Подпись, дата, И,О.Ф. В 2013 г.
Автор _____________________________________ _____________________________________
Должность, уч. степень, уч. звание Подпись, дата, И,О.Ф. В 2014 г.
Автор _____________________________________ _____________________________________
Должность, уч. степень, уч. звание Подпись, дата, И,О.Ф. В 2015 г.
Автор _____________________________________ _____________________________________
Должность, уч. степень, уч. звание Подпись, дата, И,О.Ф.
|