Скачать 208.1 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины Теория и история менеджмента для направления 080200.62 – Менеджмент подготовки бакалавра (1 курс) Составитель программы: Сафронова К.О., преподаватель, ksafronova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Общего и стратегического менеджмента «___»____________ 2011 г. Зав. кафедрой А.Г. Городнов Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2011 г. Председатель Т.В. Радаев Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2011 г. Председатель Н.С. Петрухин _____________________________________ Нижний Новгород, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена бакалавров обучающихся по программе 080200.62 – Менеджмент. Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины являются: стимулирование осознанного интереса к специальности посредством получения информации о современном механизме управления бизнесом, о работе менеджера как специфическом типе профессиональной деятельности, о роли менеджера, его функциях и месте в общей системе общественных профессиональных отношений.
В результате освоения дисциплины студент должен:
- историю и проблемы развития дисциплин курса (менеджмент, маркетинг, логистика и т.д.);
- современные концепции и практику управления организацией и ее ресурсами; - задачи и методические основы дисциплин курса; - основные методы обучения; - алгоритм организации обучения персонала в организации. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Дисциплина «Теория и история менеджмента» предназначена заинтересовать студентов первого курса будущей специальностью. Для того, чтобы студенты имели представление о будущей специальности, дисциплину «Теорию и историю менеджмента» читают шесть кафедр факультета менеджмент, среди которых «Венчурный менеджмент», «Государственное и муниципальное правление», «Маркетинг», «Общий и стратегический менеджмент», «Организационная психология» и «Производственный менеджмент и логистика». Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Дисциплина «Теория и история менеджмента» является одной из дисциплин, формирующих выпускников бакалавров по направлению 080200.62 «Менеджмент».
Примечание: Контрольная работа и Тест идут на усмотрение преподавателей.
Тема 1. Содержание дисциплины «Инновационный менеджмент». Идеи, изменившие мир. Основные понятия инновационного менеджмента. Принципы возникновения и эволюция инновационного менеджмента. Технологические уклады. Основные этапы инновационного процесса. Основные цели и выгоды от управления инновациями. Классификация инноваций. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Содержание дисциплины «Система государственного и муниципального управления». Содержание понятия «государственное управление». Предмет и метод науки «государственное управление». Основные интерпретации понятия «государственное управление» в современной специальной литературе. Основные научные школы, изучающие государственное управление. Основные этапы развития науки «государственное управление». Достижения истории, политологии, социологии, антропологии, социальной психологии, юридических и экономических наук для решения проблем государственного и муниципального управления. Различия между системами и принципами организации управления в государственном и частном секторе. Конституционные основы государственной власти в РФ. Центральные, региональные и местные органы государственного управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений. Статус Президента РФ. Структура органов государственной власти в РФ: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Основные направления деятельности в системе государственного управления: государственное регулирование экономики, управление социальной сферой, формирование государственной политики и ее реализация, управление конфликтными ситуациями. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Содержание дисциплины «Маркетинг». Роль маркетинга в компании и в рыночной экономике. Основные этапы развития маркетинга. Европейский и американский взгляд на маркетинг. Операционный и стратегический маркетинг. Изменение приоритетной роли маркетинга. Исследование поведения потребителей. Маркетинговые коммуникации. Влияние глобализации на маркетинг. Основная литература:
Раздел 4. Содержание дисциплины «Менеджмент». Изменение парадигмы менеджмента. Деятельность организации. Мастерство менеджера. Типы менеджмента. Менеджмент в малом бизнесе и некоммерческих организациях. Что значит быть менеджером. Движущие силы в управленческой революции. Исторические силы и их влияние на менеджмент. Классическое направление менеджмента. Менеджмент как наука. Основная литература:
Дополнительная литература
Тема 5. Содержание дисциплины «Организационная психология». Введение в психологию. Структура предметной области «психология». Организационная психология в теории и практике управления. Основная литература:
Тема 6. Содержание дисциплины «Логистика». История развития логистики. Основные логистические функции. Функции логистического менеджера в современных компаниях. Концепция «Lean Production»: зарубежный и российский опыт внедрения. Современные потребности рынка в логистах разных специализаций. Развитие промышленности и транспортной системы в Приволжском федеральном округе. Территориальное преимущество Нижнего Новгорода как транспортного узла России. Развитие Нижнего Новгорода как потребителя товаров народного потребления. Основная литература:
Дополнительная литература:
В ходе преподавания данной дисциплины используются следующие образовательные технологии - лекции, дискуссии, тестирование.
Курс представляет собой набор лекций по основным управленческим дисциплинам. Главное дать основные понятия каждого направления, специфики будущей профессии. Студенты должны получить знания в области преподаваемых дисциплин, осознать работу менеджера, понять специфику профессии менеджера в организации.
9.1. Итоговый тест по системе государственного и муниципального управления. Тест 1. Кто является автором концепции разделения властей? А. Маркс; Б. Монтескье; В. Макиавелли; Г. Гегель. 2. По форме правления Российская Федерация: А. Парламентская республика; Б. Президентская республика; В. Монархия; Г. Нет правильных ответов. 3. К унитарным государствам не относятся: А. Франция; Б. Япония; В. США; Г. Дания. 4. Как называется должность Владимира Путина? А. Министр обороны; Б. Заместитель председателя правительства РФ (вице-премьер); В. Первый заместитель председателя правительства РФ (первый вице-премьер); Г. Председатель правительства РФ (премьер-министр). 5. Какую ветвь власти представляет Президент РФ? А. Законодательную; Б. Исполнительную; В. Судебную; Г. Ни одну из вышеназванных. 6 . Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? А. Президент РФ; Б. Председатель правительства РФ; В. Председатель Государственной Думы РФ; Г. Председатель Совета Федерации. 7. Главой какой ветви власти является президент США? А. Исполнительной; Б. Законодательной; В. Судебной; Г. Ни одной из вышеназванных. 8. Институциональная подсистема системы Государственного и муниципального управления – это: А. Совокупность норм и методов, регулирующих организацию и порядок деятельности органов власти и управления; Б. Совокупность функций, распределенных по вертикали и горизонтали управления; В. Информационные связи и управленческие отношения, взаимодействие субъектов управления с общественными институтами, организациями, гражданами; Г. Совокупность институтов, учреждений (органы управления, партии, движения). 9. Каким органом государственной власти представлена законодательная власть на федеральном уровне? А. Правительство; Б. Федеральное собрание; В. Конституционный суд; Г. Законодательное собрание субъекта РФ. 10. Создателем концепции государственного управления, базирующейся на идее сверхчеловека - «великого человека толпы» является: А. Макиавелли; Б. Ленин; В. Ницше; Г. Гитлер. 11. Каким органом государственной власти представлена законодательная власть на региональном уровне? А. Правительство субъекта РФ; Б. Губернатор; В. Президент республики в составе РФ; Г. Законодательное собрание субъекта РФ. 12. К какой ветви власти относится Правительство РФ? А. Законодательной; Б. Исполнительной; В. Судебной; Г. Ни одной из вышеназванных. 13. Структура Федерального собрания: А. Совет Федерации, Государственная Дума, Государственный совет; Б. Совет Федерации и Государственная Дума; Г. Совет Федерации и Государственный совет; Д. Государственная Дума. 14. Органы местного самоуправления: А. Входят в систему органов государственной власти РФ; Б. Не входят в систему органов государственной власти РФ; В. Входят в систему органов государственной власти РФ, но имеют особый статус. Г. Местное самоуправление в РФ отсутствует. 15. При выборах в Государственную Думу применяется: А. мажоритарная избирательная система; Б. пропорциональная избирательная система; В. мажоритарно-пропорциональная избирательная система; Г. нет правильных ответов. 16. Завершите схему 17. Приведите аргументы «за» сохранение госкорпораций в экономике России. 18. Приведите аргументы «против» укрепления властной вертикали в РФ. 9.2. Контрольная работа по инновационному менеджменту В течение 20 минут необходимо ответить на следующие открытые вопросы:
9.3. Темы ЭССЕ по логистике
Контрольные вопросы по дисциплине «Инновационный менеджмент»:
Контрольные вопросы по дисциплине «Система государственного и муниципального управления»:
Контрольные вопросы по дисциплине «Маркетинг»:
Контрольные вопросы по дисциплине «Менеджмент»:
Контрольные вопросы по дисциплине «Организационная психология»:
Контрольные вопросы по дисциплине «Логистика»:
Итоговая оценка по учебной работе складывается из следующих элементов:
Для получения результирующей оценки (О) итогового контроля используются следующие весовые множители: Ок/р1 – оценка за контрольную работу по инновационному менеджменту. Цель - тестирование знаний студентов по инновационному менеджменту (ИМ); Ок/р2 - оценка за тест по системе государственного и муниципального управления. Цель - тестирование знаний студентов по системе государственного и муниципального управления (СГ и МУ); Ок/р3 - оценка за ЭССЕ по логистике. Цель – оценить способность к формированию мнения о своей будущей профессии. Максимальная оценка - 10 баллов. Итоговая оценка – зачет, будет представлена в виде следующего результата: Оитоговый = 0,3* Ок/р1 + 0,3* Ок/р2 + 0,4* Ок/р3. Полученный после округления этой величины до целого значения результат и выставляется как результирующая оценка по десятибалльной шкале.
ОСНОВНАЯ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
INTERNET – АДРЕСА
Для лекционных занятий используется профессиональная аудио и видео аппаратура, проектор, подсобные материалы для проведения показа обучающих программ. Составитель программы: _____________/Сафронова К.О./ |
Программа дисциплины Экономическая история для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Такие возможности компаниям даёт овладение её специалистами навыками управления финансами. Именно по этой причине «Финансовый менеджмент»... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины теория менеджмента: история... Профиль подготовки: «Менеджмент на предприятиях ресторанно – гостиничного бизнеса» | Программа дисциплины история и методология маркетинг менеджмента... История и методология маркетинг менеджмента для направления 080200. 68 «Менеджмент» | ||
Программа дисциплины «Финансовый менеджмент» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | Программа дисциплины для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины история олимпийского движения... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины «Теория организации и оргповедение» для направления... Урок – викторина в профильном 10-м классе по умк под редакцией В. П. Кузовлёва по теме «Политическая система Великобритании» | ||
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | Программа дисциплины английский язык для направления 080200. 62 менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины английский язык для направления 080200. 62 менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины английский язык для направления 080200. 62 менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины Теория организаций и организационное поведение... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»... | Программа дисциплины «Эволюция стратегического менеджмента» направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа дисциплины «Эволюция стратегического менеджмента» направления 080200. 68 – «Менеджмент» подготовки магистра |