Образовательные ресурсы учебного предмета «история»





Скачать 46.48 Kb.
НазваниеОбразовательные ресурсы учебного предмета «история»
Дата публикации12.01.2015
Размер46.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Как быть педагогу в условиях существования огромного массива альтернативных информационных источников, каждый из которых альтернативен другому ещё и в силу своей идеологической ориентации?

В начале третьего тысячелетия информационная среда поменялась настолько радикально, что уже невозможно себе представить дальнейшее развитие мира без параллельного развития информационных технологий.

Какие же перспективы открываются перед школьным преподаванием истории в связи с радикальным изменением информационной среды?

Во-первых, сама информационная среда при обращении к ней в целях преподавания/ обучения нуждается в систематизации и классификации.

Во-вторых, необходимо осмысление дидактических возможностей широкого спектра информационных ресурсов, а также серьёзное размышление над ролью школы как социального института в связи с новыми условиями существования человека в современном социуме.
Информационные потоки, насыщенные исторической информацией, можно разделить на несколько основных групп:

1.«Академическая история» : письменные, изобразительные и аудиовизуальные исторические источники, а также научные исследования (публикации в научных журналах, выложенные в электронных библиотеках монографии, исторические карты и т.д.)  Например, [http://www.hist.msu.ru/ER/index.html] Исторические источники незаменимы при составлении собственных дидактических материалов и хрестоматий, поскольку тексты исторических источников в большинстве случаев снабжены научным аппаратом и подробным комментарием.

2. Научно-популярные сайты посвящены тому или иному историческому явлению или процессу либо представляют собой площадку, на которой профессиональные историки публикуют свои научные материалы, популяризируя собственную тему исследования.  http://abc1918.livejournal.com; http://d-v-sokolov.livejournal.com;  http://militera.lib.ru/ index.html.  Блоги, которые ведут профессиональные историки: например, http://salery.livejournal.com.

3.  Специализированные ресурсы, предназначенные для участников образовательного процесса. Здесь наряду с серьёзными порталами и ресурсами, присутствуют и весьма сомнительные по своему содержанию сайты, типа http://referat.historic.ru

4. Энциклопедии, словари и справочники– наиболее популярны среди интернет- аудитории, например, http://dic.academic.ru; http://bse.sci-lib.com. Одним из популярнейших среди них ресурсов в последние годы является русскоязычная часть проекта Wikipedia . Суть так называемой «народной энциклопедии» в том, что она создаётся усилиями самих пользователей Интернета, поэтому пребывает в процессе постоянного обновления и требует особого внимания к достоверности информации.

5. Сайты общественно-политического характера. Весь корпус общественно-политических текстов, представленных в глобальном информационном пространстве, можно разделить по формальным и содержательным особенностям: научные исследования, аналитика или текущая политическая экспертиза, политическая публицистика, политическая сатира, документальные материалы и новостной поток. Грани между некоторыми из них часто бывают размыты.

6. Материалы, представляющие собой, так называемый креолизованный текст синтезирующий в себе различные знаковые системы — вербальную и коническую. Исследователи выделяют следующие виды креолизованных текстов: политический плакат, агитационную листовку, политическую карикатуру и иллюстративный материал политической публицистики. Примеры специализированных сайтов: http://soviet-museum.narod2.ru/plakat.html;  http://povragam- mira.narod.ru.

Информационно значимое наполнение информационного ресурса может состоять из текста, графики, аудио- и видеоматериалов, анимации, хроникальных видеозаписей, научно-популярных телепередач, документальных и художественных фильмов, выступлений историков (например, http://intellect-video.com). Огромные возможности представляет YouTube [http://www.youtube.com], «ВКонтакте»[http://vk.com]. Например, по тегу «история России» легко найти цикл лекций телеканала «Бибигон», а также выступления профессиональных историков в рамках проекта ACADEMIA телеканала «Культура».

Можно отметить такие популярные глянцевые журналы, как «Вокруг света», «Караван историй», «Биография», где публикуются подробные и качественно иллюстрированные биографии знаменитых людей прошлого, освещаются те или иные исторические сюжеты, серии журналов и партворков исторического содержания («100 битв», «100 великих имён», «Дворцы и усадьбы», «Великие парусники» и т. д. издательства Де Агостини). Отдельные издания периодики могут служить средством для самостоятельной подготовки сообщения по какой-либо теме и стать предметом критического анализа со стороны учащихся и педагога.

Нельзя не учитывать значительное количество исторических программ и художественных фильмов на исторические сюжеты, демонстрируемых телеканалами и е оказывающих воздействие на массовое сознание. Значительная часть телепродукции отличается тенденциозностью, исторически недостоверна и создаётся, как признают даже сами её авторы, исключительно в коммерческих целях, но с учётом господствующей в обществе политической тенденции.

Задача педагога — поддержание высокого уровня собственной информационной культуры и кропотливая работа по формированию информационной компетентности учащихся, в том числе в области исторического знания. Большое значение в этой ситуации имеет качество учебной литературы, с которой работает учитель.

Выбирая УМК, учитель должен обратить внимание на наличие в учебных пособиях ссылок на дополнительные ресурсы, в том числе представленные в Интернете, а также на особенности электронного приложения к учебнику.

С более подробной информацией по данному материалу можно ознакомиться, прочитав статью научного сотрудника ИСМО РАО Александра Лебедкова в журнале «Общественные науки» выпуск №1 весна 2012 стр.28 www.socialnauki.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconОбразовательные ресурсы Электронные образовательные ресурсы
Содержит актуальную информацию по конкурсам, олимпиадам, стипендиям, грантам, репетиторам, курсам и др
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconТема Октябрь
Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы. Коллекции электронного образовательного контента
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconПрограмма учебного предмета «История изобразительного искусства»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconЭлектронные образовательные ресурсы
Всеобщая история: учебное электронное издание. История нового времени 7, 8 класс. Cd-1, cd-2
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconПрограмма история изобразительного искусства 1-4классы Зеленодольск...
Программа учебного предмета разработана на основе «Изобразительное искусство» примерные образовательные программы для детских художественных...
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconЛитература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба»
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Цели и задачи изучения темы
Образовательные ресурсы учебного предмета «история» iconКаталог ссылок на образовательные интернет ресурсы
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск