Скачать 46.48 Kb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» Как быть педагогу в условиях существования огромного массива альтернативных информационных источников, каждый из которых альтернативен другому ещё и в силу своей идеологической ориентации? В начале третьего тысячелетия информационная среда поменялась настолько радикально, что уже невозможно себе представить дальнейшее развитие мира без параллельного развития информационных технологий. Какие же перспективы открываются перед школьным преподаванием истории в связи с радикальным изменением информационной среды? Во-первых, сама информационная среда при обращении к ней в целях преподавания/ обучения нуждается в систематизации и классификации. Во-вторых, необходимо осмысление дидактических возможностей широкого спектра информационных ресурсов, а также серьёзное размышление над ролью школы как социального института в связи с новыми условиями существования человека в современном социуме. Информационные потоки, насыщенные исторической информацией, можно разделить на несколько основных групп: 1.«Академическая история» : письменные, изобразительные и аудиовизуальные исторические источники, а также научные исследования (публикации в научных журналах, выложенные в электронных библиотеках монографии, исторические карты и т.д.) Например, [http://www.hist.msu.ru/ER/index.html] Исторические источники незаменимы при составлении собственных дидактических материалов и хрестоматий, поскольку тексты исторических источников в большинстве случаев снабжены научным аппаратом и подробным комментарием. 2. Научно-популярные сайты посвящены тому или иному историческому явлению или процессу либо представляют собой площадку, на которой профессиональные историки публикуют свои научные материалы, популяризируя собственную тему исследования. http://abc1918.livejournal.com; http://d-v-sokolov.livejournal.com; http://militera.lib.ru/ index.html. Блоги, которые ведут профессиональные историки: например, http://salery.livejournal.com. 3. Специализированные ресурсы, предназначенные для участников образовательного процесса. Здесь наряду с серьёзными порталами и ресурсами, присутствуют и весьма сомнительные по своему содержанию сайты, типа http://referat.historic.ru 4. Энциклопедии, словари и справочники– наиболее популярны среди интернет- аудитории, например, http://dic.academic.ru; http://bse.sci-lib.com. Одним из популярнейших среди них ресурсов в последние годы является русскоязычная часть проекта Wikipedia . Суть так называемой «народной энциклопедии» в том, что она создаётся усилиями самих пользователей Интернета, поэтому пребывает в процессе постоянного обновления и требует особого внимания к достоверности информации. 5. Сайты общественно-политического характера. Весь корпус общественно-политических текстов, представленных в глобальном информационном пространстве, можно разделить по формальным и содержательным особенностям: научные исследования, аналитика или текущая политическая экспертиза, политическая публицистика, политическая сатира, документальные материалы и новостной поток. Грани между некоторыми из них часто бывают размыты. 6. Материалы, представляющие собой, так называемый креолизованный текст синтезирующий в себе различные знаковые системы — вербальную и коническую. Исследователи выделяют следующие виды креолизованных текстов: политический плакат, агитационную листовку, политическую карикатуру и иллюстративный материал политической публицистики. Примеры специализированных сайтов: http://soviet-museum.narod2.ru/plakat.html; http://povragam- mira.narod.ru. Информационно значимое наполнение информационного ресурса может состоять из текста, графики, аудио- и видеоматериалов, анимации, хроникальных видеозаписей, научно-популярных телепередач, документальных и художественных фильмов, выступлений историков (например, http://intellect-video.com). Огромные возможности представляет YouTube [http://www.youtube.com], «ВКонтакте»[http://vk.com]. Например, по тегу «история России» легко найти цикл лекций телеканала «Бибигон», а также выступления профессиональных историков в рамках проекта ACADEMIA телеканала «Культура». Можно отметить такие популярные глянцевые журналы, как «Вокруг света», «Караван историй», «Биография», где публикуются подробные и качественно иллюстрированные биографии знаменитых людей прошлого, освещаются те или иные исторические сюжеты, серии журналов и партворков исторического содержания («100 битв», «100 великих имён», «Дворцы и усадьбы», «Великие парусники» и т. д. издательства Де Агостини). Отдельные издания периодики могут служить средством для самостоятельной подготовки сообщения по какой-либо теме и стать предметом критического анализа со стороны учащихся и педагога. Нельзя не учитывать значительное количество исторических программ и художественных фильмов на исторические сюжеты, демонстрируемых телеканалами и е оказывающих воздействие на массовое сознание. Значительная часть телепродукции отличается тенденциозностью, исторически недостоверна и создаётся, как признают даже сами её авторы, исключительно в коммерческих целях, но с учётом господствующей в обществе политической тенденции. Задача педагога — поддержание высокого уровня собственной информационной культуры и кропотливая работа по формированию информационной компетентности учащихся, в том числе в области исторического знания. Большое значение в этой ситуации имеет качество учебной литературы, с которой работает учитель. Выбирая УМК, учитель должен обратить внимание на наличие в учебных пособиях ссылок на дополнительные ресурсы, в том числе представленные в Интернете, а также на особенности электронного приложения к учебнику. С более подробной информацией по данному материалу можно ознакомиться, прочитав статью научного сотрудника ИСМО РАО Александра Лебедкова в журнале «Общественные науки» выпуск №1 весна 2012 стр.28 www.socialnauki.ru |
Образовательные ресурсы Электронные образовательные ресурсы Содержит актуальную информацию по конкурсам, олимпиадам, стипендиям, грантам, репетиторам, курсам и др | Тема Октябрь Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы. Коллекции электронного образовательного контента | ||
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Электронные образовательные ресурсы Всеобщая история: учебное электронное издание. История нового времени 7, 8 класс. Cd-1, cd-2 | ||
Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Программа история изобразительного искусства 1-4классы Зеленодольск... Программа учебного предмета разработана на основе «Изобразительное искусство» примерные образовательные программы для детских художественных... | ||
Литература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба» Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) Цели и задачи изучения темы | Каталог ссылок на образовательные интернет ресурсы ... |