Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района





Скачать 107.21 Kb.
НазваниеМежшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района
Дата публикации23.01.2015
Размер107.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


Муниципальное образовательное учреждение

Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района

Компьютерная презентация

«Ремесло плечей не тянет»

Работу выполнили:

Булатова Полина,

Зуева Оксана,

Каменцева Тамара.
Руководитель:

Кущ Ольга Михайловна.


Ярославль, 2008
Учащиеся МУК№1 Красноперекопского района, однажды придя с экскурсией на комбинат «Красный перекоп», задумались, а как готовили работников для фабрики в далекие времена, когда еще не было современных школ, профессиональных училищ, учебных комбинатов?

В рамках данной работы мы проследили историю становления и изменения трудового и профессионального обучения в России на примере подготовки рабочих кадров на Ярославской Большой мануфактуры.

Для этого решались следующие задачи:

  • изучение истории Ярославской Большой Мануфактуры;

  • поиск и анализ краеведческого материала;

  • создание презентации по данной теме.

Издавна Ярославль был ремесленным и торговым городом. К концу XVII века в городе общее число ремесленных специальностей достигало 98. Ярославские ремесленники занимались производством кож, выделкой холста, крашением сермяжного сукна, изготовлением изделий из текстиля.

Исторически ремесленное производство располагалось на берегу Которосли. С раннего утра и до позднего вечера в Закоторосльной части города дымились печи многочисленных ремесленных мастерских, стучали молоты кузнецов, ощущался резкий запах кожевенных и красильных заводиков. Мастеровой народ считал, что главное в жизни – владение ремеслом.

Высокий уровень мастерства ярославских ремесленников был одной из причин возникновения в начале XVIII века в городе первых мануфактур. Мастера – ремесленники стали кадрами рабочих для будущей мануфактурной промышленности Ярославля.

Мануфактурный период в Ярославле начался с ЯБМ. По именному указу Петра I от 28 июня 1722 года, основателями нового производства стали компаньоны купцы гостиной сотни Затрапезновы, и обрусевший голландец Иван Тамес. Мануфактура стала тем местом, где формировалось мировоззрение людей, складывалось новое отношение к труду.

Многократно возросшие масштабы производства вызвали острую потребность в рабочих кадрах. Владельцы ЯБМ для решения этой проблемы стали привлекать подростков. В те времена детей приучали к труду с самого раннего возраста.

Система обучения была заимствована у средневековых западноевропейских цехов. Учеников ЯБМ сначала обучали счету и чтению, что необходимо было знать для работы на сложных механических машинах, потом они обучались ремеслу. В учениках подростки ходили 7 лет и еще 3 года в подмастерьях. Через 10 лет они становились мастерами. Выученные ремеслу мастера передавали свой опыт следующему поколению. Так постепенно на ЯБМ стала складываться система профессионального обучения.Порядки на ЯБМ были строгие, если не сказать жестокие. Кто не хотел учиться и вредительствовал могли сослать на каторгу.

Чтобы не потерять с трудом созданные кадры, императрица Анна Иоанновна своим указом 1736 года по просьбе Затрапезных приписала рабочих навечно к мануфактуре.

В начале XIX века посессионные мануфактуры, основанные на труде приписных рабочих, государством уже не поддерживались и ЯБМ приходит в упадок. Фабричные люди именным указом Николая 1 в 1843 году были отпущены на волю. Одни остались при фабрике, а другие ушли на самостоятельные заработки, используя полученные на фабрике профессиональные умения и навыки.

После отмены крепостного права во второй половине XIX века в России стала быстро развиваться капиталистическая промышленность, происходит переход от ручного труда к машинному. Владельцы ЯБМ отец и сын Карзинкины полностью переоборудовали производство. Все достижения цивилизации того времени были представлены на мануфактуре и работали на её процветание. Фабричные дорожили своим рабочим местом. Устроиться на фабрику было трудно, только по рекомендации мастеровых.

Новое оборудование нуждалось в «обученных руках».

При мануфактуре было открыто училище. По данным городской полиции за 1887 год, в нем обучалось 140 человек мужского пола и 62 человека женского.

В 1882 году была открыта фабричная начальная школа. Это была самая известная из частных школ губернии, для неё в 1894 году было построено деревянное двухэтажное здание, рассчитанное на 600 человек. Находилось оно напротив здания МУК №1, в настоящее время не сохранилось. В 1887 году в школе обучалось 26 человек.

Управляющий Алексей Флегонтович Грязнов, ставит вопрос перед министром народного просвещения об открытии реальных классов при фабричном училище. Он пишет: «…школа посвятила себя исключительно развитию духовных сил, … 9/10 населения зарабатывают на пропитание трудами рук своих… техническая и ремесленная азбука должна быть усвоена наравне с азбукой чтения, письма и счета». И в 1900 году открылись реальные классы при фабричном училище.

Мальчики обучались слесарному и плотницкому мастерству, работе на чесальных станках. Девочек учили рукоделию.

Заработная плата учителя фабричной школы составляла 30 рублей в месяц, или 360 рублей в год, в то время как учителя земских школ получали 200 рублей в год. Эти цифры и говорят о внимательном отношении администрации мануфактуры к делу просвещения. Кроме того, учителей, работающих в фабричных школах, обеспечивали жильём.

С приходом советской власти начинается реформа образования. 30 сентября 1918 года появляется декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов «Положение о единой трудовой школе РСФСР», по которому устанавливается новое деление школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища, ремесленные, технические, коммерческие училища, а все другие виды школ упраздняются.

С 1918 года фабричное училище переименовано в «Первую советскую единую трудовую школу имени Ленина при прядильно – ткацкой фабрике», где большое внимание уделялось проблемам трудового и политехнического обучения учащихся. В программах школ I и II ступеней ручной труд был обязательным. При поддержке фабрики были открыты ремесленные мастерские. Девочки занимались прядением и ткачеством, вязанием, шитьём. Мальчиков занимались в столярных и картонажных мастерских.

Из отчета зав. школы II ступени В.И. Кошелева видно, что ученики переплетали книги, статьи, делали наклейки для канцелярии, папки, журналы, исторические карты. В столярной мастерской изготавливали вешалки и табуреты.

Советская власть в первые годы своего существования вместо традиционной классической системы образования, стала внедрять новые формы и методы обучения. В 1923 году была принята новая комплексная программа обучения. В ней делался упор на исследовательский метод, предусматривающий экскурсию как способ исследования окружающего ребенка мира. Самыми распространенными стали производственные экскурсии и экскурсии в современность. Наиболее посещаемым производством была фабрика «Красный Перекоп».

28 октября 1921 году была образована школа фабричного заводского ученичества (ФЗУ). За работу ФЗУ отвечал Культотдел фабкома. Срок обучения в школе 3-4 года. Ребята одновременно осваивали работу на производстве и изучали общеобразовательные предметы. Так поступающие в школы ФЗУ, как правило, имели образование в объёме 2-3 классов начальной школы. 2/3 учебного времени отводилось на практические занятия, 1/3 на теоретические. Отдельного здания ФЗУ не имело и учащиеся занимались в различных зданиях фабрики. Школа ФЗУ при фабрике «Красный Перекоп» была самой крупной к 1927 году в ней насчитывалось 257 учащихся.

С начала создания школы ФЗУ при фабрике «Красный Перекоп» её заведующим был Пармен Дмитриевич Кипятков. Одновременно с этим он преподавал в школе II ступени и заведовал школой I ступени. В 1923 году был признан лучшим учителем в числе 27 во всесоюзном масштабе.

В 30-е годы все явственнее стала ощущаться угроза войны. Руководство страны срочно принимало меры по наращиванию экономического потенциала, укреплению обороноспособности, заканчивалась индустриализация. В октябре 1940 года вместо школ ФЗУ были созданы школы фабрично – заводского обучения (ФЗО). ФЗО готовили рабочих массовых профессий нужной квалификации. Срок обучения 6 месяцев. В школы ФЗО принималась в основном сельская молодежь в возрасте 16-17 лет, имеющая начальное образование. Наборы учащихся проводились в порядке мобилизационных призывов.

В конце 50-х годов число оканчивающих среднюю школу стало значительно превышать количество принимаемых в высшие учебные заведения. Многие из выпускников должны были включаться в работу в промышленном и сельском производстве. Однако школа недостаточно готовила молодежь к практической деятельности, в школах слабо проводилась профориентация учащихся.

В 1956 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР».

Ученики старших классов обучались производственным профессиям. Старшеклассники близлежащих школ включались в планомерную и систематическую работу комбината. Половина учебного времени была отведена на производство. Труд учащегося оплачивался в половинном размере. Девочки работали на прядильных, ткацких станках, а мальчики изучали слесарное и столярное дело. Надежда Николаевна Балуева рассказывает, как летом, во время летней практики, она работала тростильщицей. Две недели работала с наставницей, а потом две недели уже самостоятельно. На свою первую зарплату она купила себе красивое платье.

Начиная с 1969 года комбинат «Красный Перекоп» приступает к реконструкции оборудования, что способствовало интенсивному росту производительности труда. Но рабочих рук, по-прежнему, не хватало. Поэтому для обеспечения производства рабочей силой стали привлекать учащихся старших классов.

23 августа 1974 года вышло постановление Совета Министров СССР №662 «Об организации учебно – производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся».

В 1975 г. директор комбината «Красный Перекоп» Сергей Иванович Черепнин выступил с инициативой создания УПК на базе комбината. В июле того же года открыт первый учебно-производственный комбинат. Он был первым не только в Ярославле, Ярославской области, но и во всём центральном регионе России.

Цель создания УПК – трудовое обучение и профессиональная ориентация учащихся 9-10(11) средних общеобразовательных школ.

Основные задачи:

  • ознакомление учащихся с основными процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях;

  • осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии;

  • обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранным профессиям.

1 сентября 1975 г. началось обучение учащихся школ № 8, 32, 13, 40, затем в 1979 году к ним присоединились учащиеся школ 15, 12, 75, 53.

Для занятий по теории С.И. Черепнин выделил помещение в бывшем цехе комбината, в здании на ул. Стачек д. 75а. Обучение велось по рабочим специальностям: для девушек: съемщица прядильной пряжи, съемщица крученой пряжи, тростильщица, мотальщица УТКа, для юношей – станочник, слесарь. Для каждой школы и каждого класса был выделен определенный день для занятий. Занятия школьников проходили как в кабинетах и лабораториях УПК, так и непосредственно в цехах на рабочих местах комбината. Теоретическое и практическое обучение проводили квалифицированные преподаватели с высшим образованием: Бабушкин А.И., Бурова Л.Н., Бикнус Л.В, Батяева Н.А. и знающие мастера производственного обучения.

На комбинате «Красный Перекоп» учащиеся УПК ежегодно производили продукции на миллион рублей. В июне организовывалась летняя трудовая практика. Оплата труда учащихся в зависимости от их навыков и умений составляет от 5 до 25 рублей ежемесячно, а во время летней практики до 150 рублей. Нормы выработки для учащихся были ниже чем у работниц на 40 %.

На заводе «Пролетарская свобода» в 1975 году был открыт участок, где готовили токарей, слесарей по ремонту и фрезеровщиков. Позднее были открыты учебные участки на мебельном комбинате «Красный Октябрь», в детском саду, доме быта, автоколонне №38, больнице им. Семашко и др.

В 1978 году УПК переезжает в здание на ул. Стачек д.57, где находиться и сейчас.

Для того, чтобы у старшеклассников был более широкий выбор в УПК появились новые профессии: повар – кулинар, швея, воспитатель детского сада, младший медицинский персонал, лаборант, продавец, педагог, программист ЭВМ.

В 1984 году вышло постановление Правительства СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». Правительством было утверждено «Постановление о базовом предприятии образовательной школы». Согласно этим постановлениям за комбинатом «Красный Перекоп» в качестве базового предприятия была закреплена школа №40. Фабрика, как базовое предприятие через УПК, обеспечивало условия для профессиональной подготовки учащихся школы №40, начиная с 8 класса, организовывала общественно полезный, производственный труд школьников.

В 1981 году с целью повышения интереса к рабочим профессиям впервые стал проводится городской конкурс «Лучший по профессии», среди учебно-производственных комбинатов. Особенно строго подводились итоги социалистического Соревнования учебно-производных комбинатов города области. Неоднократно УПК-1 оказался среди победителей. Коллектив УПК-1 и Красноперекопского района получая грамоты и дипломы, а за 1 место по итогам 1989-90г был награжден - почетным красным Знаменем Победителя социалистического соревнования. За неоднократные победы коллективу УПК-1 знамя оставили на вечное хранение.

Многие учащиеся выбрали профессию, с которой впервые познакомились на уроках в УПК. Среди них Давыдова Ирина Вольфовна, Винокурова Любовь Владимировна, Швецова Марина Валентиновна и другие.

Вывод:

В данной работе были кратко освещены отдельные страницы истории подготовки рабочих кадров на комбинате «Красный перекоп». Из всего вышеперечисленного можно сделать некоторые выводы:

  1. Проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров всегда стояла перед руководством фабрики, так как труд рабочих был физически тяжелым, условия труда были вредными для здоровья;

  2. В разных исторических условиях данная проблема решалась по-разному. С точки зрения основных способов применяемых для решения вопроса подготовки рабочих кадров в исследуемом периоде деятельности фабрики можно выделить три этапа:

  • (1721 – 1861) Период действия крепостного права. Применялся метод прямого государственного принуждения. Рабочих просто приписывали (прикрепляли) к фабрике, они не могли уйти с фабрики.

  • (1861-1917) Период развития капитализма. Постепенно формируется рынок труда. У работников была возможность выбора места работы. Между предпринимателями была конкуренция за рабочие руки, поэтому дальновидные владельцы фабрик часть прибыли тратили на улучшение условий труда и быта рабочих. В этот период в основном использовали экономические методы. Это хорошо видно на примере Карзинкиных, при которых потребность в рабочих кадрах была минимальной.

  • (1917-1991) Советский период. Проблема нехватки рабочих кадров решалась административными методами. Были три попытки в 1956, 1974 и 1984 годах, три реформы трудового обучения, в ходе которых через среднюю общеобразовательную школу попытались привлечь внимание старшеклассников к производству, сориентировать их на рабочие профессии. Сказать, что они достигли желаемого результата, нельзя. Об этом свидетельствует привлечение на фабрике «Красный Перекоп» рабочей силы из окраинных республик СССР и даже далекого Вьетнама. Именно в этот период комбинат более всего нуждался в рабочих кадрах.

На примере истории подготовки рабочих кадров на фабрике «Красный Перекоп» можно проследить всю историю трудового и профессионального обучения в дореволюционной России и в Советском Союзе. Фабрика всегда живо откликалась на все реформы государства в области образования и занимала ведущие позиции в этой сфере в Ярославском крае.

Безусловно, история Ярославской Большой Мануфактуры – это яркая и значительная страница в тысячелетней истории города Ярославля.

Литература


  1. Балуева Н.Н. Ярославская Большая мануфактура. Страницы истории, Ярославль,2002.

  2. «Вглядись в минувшее бесстрастно…»:Культурная жизнь Ярославского края 20-30-х гг.: Документы и материалы / Под ред. А.М. Селиванова. Ярославль, 1995.

  3. Газета «Красный Перекоп», 1.11.79.

  4. Н.В.Герасимов, С.М. Карасев, Е.П. Тарасов. Красный перекоп: очерки истории Ордена Ленина комбината «Красный перекоп». Ярославль, 1972.

  5. К.Д. Головников. История города Ярославля.

  6. Исторический очерк г.Ярославля составленный действительным членом Ярославской уч. арх. комиссии И. Барщевским, стр203-289.

  7. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века / А.М. Пономарев, В.М. Марасанов, В.П. Федюк и др.; отв. Ред. А.М. Селиванов / Яросл. Гос. Ун-т. Ярославль, 2000.

  8. Краеведческие записки. Выпуск 8, Ярославль, 2005.

  9. Производственный альбом фабрики «Красный Перекоп»/сост. Сафронов Н.С. Ярославль, 1926.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconАдминистрации новоуральского городского округа муниципальное образовательное...
Информационная справка о муниципальном образовательном учреждении «Межшкольный учебный комбинат» 4
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconI. Культура первобытной эпохи
Муниципальное общеобразовательное учреждение межшкольный учебный комбинат Дзержинского района 1
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconТемы вашего учебного проекта
Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» Советского района города Казани
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconОтчет о результатах самообследования
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» Нижнекамского муниципального района Республики...
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconДоклад Муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный...
Учредитель: управление образования администрации Озёрского муниципального района
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconМуниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный...
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Банковские реквизиты: л/с 20763004190 уфк по Волгоградской области (Департамент финансов администрации г. Волгограда) Муниципальное...
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconОсновная образовательная программа
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconПрограмма В. Б. Захарова, Н. И. Сонина
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconГ о. Тольятти Использование игровых технологий на урок
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconНабережные Челны «Межшкольный учебный комбинат №72»
Введена в действие Принята на заседании приказом №127 педагогического совета от 29. 08. 2013 (протокол №1 от 29. 08. 2013)
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconПравительство санкт-петербурга комитет по образованию государственное...
Представленная программа является одним из модулей обучения в Школе Реставраторов по художественно-эстетическому профилю в сфере...
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй
Межшкольный учебный комбинат №1 Красноперекопского района iconПрограмма «Виртуальная профильная школа для учащихся 8-11 классов»
Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск