Скачать 96.21 Kb.
|
Конспект урока Биология, 7 класс Класс, программа: 7 класс, программа В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Тема: Насекомые. Размножение и развитие насекомых Тип урока: комбинированный Цели и задачи урока Цели:
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитывающие задачи:
Оборудование:
Ход урока
Учитель: Верна ли схема? (Слайд № 2) Примерный ответ: Нет, кроме указанных на схеме классов к типу членистоногих относится класс насекомые. Учитель: Верно. Молодцы. Третий класс – класс насекомые, с которым мы продолжим знакомиться на сегодняшнем уроке. Слайд-шоу «Насекомые». На фоне музыки учитель читает стихотворение: Когда в душистом сосняке Присядешь летом на пеньке, Внимательно вглядись вокруг – Ты многое заметишь, друг! Личинку тащит муравей, Спешит куда- то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук, Порхает легкий мотылек, Пьет хоботком душистый сок И собирает мед пчела. Все заняты, у всех дела! Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь! Во веки не замрет, не прекратится Поэзия Земли. Когда в листве, От зноя ослабев, умолкнут птицы, Мы слышим голос в скошенной траве Кузнечика. Спешит он насладиться Своим участьем в летнем торжестве. То зазвенит, то снова притаится, То помолчит минутку или две. Поэзия земли не знает смерти. Прошла зима. В полях мела метель, Но вы покою мертвому не верьте. Трещит сверчок, забившись где-то в щель, И в ласковом тепле нагретых печек Нам кажется: в траве звенит кузнечик. Учитель: Итак, мы продолжаем разговор о самом многочисленном классе животных на планете – классе насекомых. (Слайд № 3) У нас сегодня на уроке необычный гость – кузнечик, его зовут Кузя. (На цветке, прикрепленном на доску, сидит сделанный из картона кузнечик). Он будет внимательно наблюдать за нашей работой на уроке. Давайте постараемся, чтобы наш урок прошел с пользой. Я уверена, у нас все получится!
На экране по очереди появляются силуэты систем органов насекомого. Ученики их называют.
Ученики получают карточки с тестами. Решают их, затем меняются листочками с соседом по парте и проверяют работу по ключу на слайде.
Формулировка учащимися темы урока. На доске – ромашка. На каждом лепестке – одно направление в изучении класса насекомые, с которыми уже знакомы ученики. Не хватает двух лепестков. Учитель: Обратите внимание на большой цветок на доске. Это ромашка знаний. Что мы уже знаем о насекомых? (Ученики перечисляют). А вам не кажется, что в ромашке не хватает двух лепестков? Каких? Как вы думаете, о чем мы еще должны узнать из жизни насекомых? (О размножении и развитии). Тема урока: Размножение и развитие насекомых. (Слайд № 6) Рассказ учителя с использованием ЭОРов:
Учитель: Другой пример развития с неполным превращением – развитие кузнечика или саранчи. Обратимся к учебнику, стр. 165. Рассмотрите внимательно рисунок развития кузнечика. Задание: Сравните его личинку с взрослым насекомым. В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение). В чем различие? (размеры, недоразвитость крыльев, недоразвита половая система). На рисунке мы видим разные стадии личинок, размеры личинок разные. Почему? Какое свойство живого организма здесь показано? (рост). А как же прочный хитин? Как же происходит рост личинки? (линька). В зависимости от вида личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем – 5-6 раз. Когда мы сравниваем взрослое насекомое и личинку кузнечика, мы видим сходство в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая. Как вы думаете, как скажется такое сходство на их взаимоотношениях? (может возникнуть конкуренция). Конкуренция – это плохо. А можно ли ее избежать? Давайте помечтаем. Какой должна быть личинка, чтобы конкуренции не было между личинкой и взрослым насекомым. (Надо, чтобы личинка была не похожа на взрослое насекомое, питалась другой пищей и вела другой образ жизни). Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Какие же стадии развития они проходят, давайте посмотрим.
Учитель: Как обстоит дело с конкуренцией в этом случае? (отсутствует). На ваш взгляд, какой из путей развития более прогрессивный: с полным превращением или с неполным превращением? Почему? (С полным, ослабляется внутривидовая борьба). У нас есть возможность подсмотреть за рождением бабочки.
Учитель: Ну, что же, ребята! Теперь мы с полным правом можем добавить последний лепесток в нашу ромашку знаний. (Прикрепляет к ромашке на доске лепестки с надписями «Размножение» и «Развитие»). Посмотрите на нашего Кузю. Как вы думаете, ваша работа на уроке ему нравится? Мне кажется, что да. Улыбнитесь ему, помашите рукой.
Учитель: Подходит к концу наш проект «Кто над нами вверх ногами?», в рамках которого мы на протяжении нескольких уроков и внеурочного времени всесторонне изучали класс насекомых. На следующем уроке вам предстоит настоящая защита своих исследовательских работ, а сейчас я попрошу озвучить предварительные результаты, показать исследовательскую статью учащихся на ПскоВики и познакомить нас с направлениями работы групп. Отчет исследовательских групп о своей работе над созданием статьи на ПскоВики: 1. Группа «Исследователи» Разнообразные сведения о строении насекомых. 2. Группа «Энтомологи» Сведения об отрядах насекомых. 3. Группа «Экологи» Данные о средах обитания насекомых. 4. Группа «Юннаты» Сведения о значении насекомых в природе и жизни человека. Формулировка вывода проекта Учитель: на основополагающий вопрос проекта: Насекомые – властелины планеты? (Их сложно в полной мере назвать властелинами. Они недостаточно совершенные животные). Учитель: И все же, насекомые – самый многочисленный класс животных на планете. Назовите признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе. Примерные ответы учащихся:
Учитель: Обратите внимание на карточки самооценки у вас на столах. Дома вам будет нужно в спокойной обстановке оценить свою работу в исследовательской группе.
Учитель: Ребята, мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении класса насекомые. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).
Учебник стр. 164-165, закончить статью на ПскоВики (Вывод исследования). Подготовиться к защите. Заполнить карточки оценивания. У вас на столах есть два вида цветов. А на доске у меня – пустая ваза. Если вам на уроке было комфортно, урок вам понравился, то поставьте в вазу розовый цветок, если не понравился – синий. Источники:
http://festival.1september.ru/articles/512736/ |
Рабочая программа по биологии по авторской программе В. Б. Захарова, Н. И. Сонина 7 класс В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Рабочая программа по биологии 9 класс Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Общая биология» для 9 класса В. Б. Захарова, Е. Т. Захарова, Н. И. Сонина,... | Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс:... Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захарова //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, Биология 6-11... | Рабочая программа основного общего образования по биологии 6 11 классы... Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта для умк н. И. Сонина, В.... | ||
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» Н. И. Сонина Биология. 5-11 классы. М., Дрофа, 2010 год и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая... | Рабочая программа курса «Биология» Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова.... | ||
Тематическое планирование по биологии, 7 класс Учебник В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многоробразие живых организмов» 7 класс | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Общая биология 10 класс, под ред. В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, М.: «Дрофа» 2007 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой (Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э. Д. Днепров, А. Т. Аркадьев. – М.:... | Фрагмент рабочей программы основного общего образования по биологии 5 класс Примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса биологии для учащихся 5 классов общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по биологии 10 11 класс Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) для 10-11... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова.... | Рабочая программа педагога романовой Натальи Владимировны, 1 квалификационной... Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова.... |