Скачать 74.44 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Философский факультет Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ 1. На заседании кафедры философии и декан философского факультета культурологии Востока ____________________________ протокол №______от_______ Ю. Н. Солонин Заведующий кафедрой К. Ю. Солонин_______________ 2. На заседании методической комиссии философского факультета протокол №______от_________ Председатель методической комиссии В. М. Дианова__________________ Программа учебной дисциплины История Индии специализация 0314013 Составитель: доц., к. ист. н. Т.П.Селиванова. __________________________ Рецензент доц., к. ист. н. Т. Г. Туманян___________________________ Санкт-Петербург 2007 г. 1. Организационно-методический раздел 1.1. Цель изучения дисциплины: Знакомство с историческим процессом в Индии 1.2. Задачи курса: (1) Ознакомление студентов с основными этапами исторического развития Индии; (2) объяснение перехода от одного этапа к другому; (3) рассмотрение исторического процесса в Индии в контексте общей истории. 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Курс предназначен для подготовки специалистов в области культурологии Востока (Южная Азия, Дальний Восток) и содержит в себе информацию по истории Индии, необходимую для усвоения смежных дисциплин. 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины «История Индии»: Студенты должны в полной мере изучить излагаемые в курсе фактические сведения по истории Индии и уметь объяснять основные изменения или повороты в историческом процессе, уметь проводить параллели с историческими процессами в других странах или уловить различия. 2. Объём дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Изучение дисциплины по семестрам: 1 и 2 семестры: лекции 60 часов, семинарские занятия 8 часов, практические занятия 0 часов. Промежуточный контроль: 4 промежуточных зачета по пройденному материалу на семинарах в форме устного реферата. Итоговый контроль: экзамен 3. Содержание дисциплины 3.1. Темы занятий, их вид и краткое содержание Тема 1. Древнейшая Индия. Источники по этому периоду – археология. Хараппская цивилизация. Теории происхождения. Ареал распространения. Хронология. Характеристика городской цивилизации. Ремесло и земледелие. Социальная структура. Торговля. Религия. Язык и письменность. Упадок городов. Индоарии. «Ригведа» и данные археологии, характеристика общества. Варны и касты. Эпос. Зачатки научных знаний. Тема 2. Индия в Магадхско-Маурийскую эпоху. Политическая история. Александр Македонский. Новые источники – античные. Устройство государства. Ашока, его эдикты и дхарма. Социально-экономическая характеристика империи и социальная жизнь. Искусство и наука. Тема 3. Индия в Кушано-Гуптский период, Канишка и характеристика его империи. Нумизматика и пантеон. Общекушанские культурные традиции. Образование империи Гуптов. Династийная история. Эпиграфика и нумизматика. Торговля. Гунны-эфталиты. Паллавы и государства крайнего юга. Экономическое развитие и социальная структура. Земельная собственность и рост частных землевладений. Ремесло и торговля. Наука и культура. Тема 4. Индия в средние века. Индусский период. Источники. Государства Северной Индии VI-IX вв. Южная Индия VI-IX вв. Раджпуты и раджпутские завоевания. Раджпутская Северная Индия (X-XII вв.). Государства Декана и южной Индии в X-XIII вв. Кастовая система и ее функционирование. Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государств. Тема 5. Делийский султанат. Создание первого мусульманского государства на территории Индии. Источники. Династия гулямов, Хилджи, Туглаков. Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период расцвета. Упадок султаната. Династии Сайидов и Лоди. Государство Бахманидов. Виджаянагар. Индийская культура в XIII-XVI вв. Тема 6. Могольская империя. Источники. Бабур и его завоевания. Хумаюн, Акбар, Джахангир, Шах Джахан, Аурангзеб. Политический и социально-экономический строй Могольской империи. Индийская сельская община. Проникновение европейцев. Тема 7. Индия в Новое время. Английское завоевание Индии – XVIII в. Распад Могольской империи. Англо-французская борьба за Индию (1746-1763). Политика колониальных властей в Индии в XVIII-XIX вв. Экономическое развитие Индии в XIX в. Антиколониальные выступления. Народное восстание 1857-59 гг. Зарождение буржуазного движения. Тема 8. Индия в период перехода к империализму (1860-97). Изменение в системе колониального управления. Национально-освободительная борьба народов Индии в конце XIX в. Возникновение буржуазного национализма и его течения. Тема 9. Обострение англо-индийских противоречий. Революционный подъем в начале XX в. Индия накануне и во время первой мировой войны. Тема 10. Индия в новейшее время. Революционная ситуация после первой мировой войны. Подъем национально-освободительного движения. Индийские партии. Кампании гражданского неповиновения. Контрнаступление английского империализма. Усиление левых сил. Борьба за единый фронт. Индия в годы второй мировой войны. Экономическое и политическое положение в Индии в годы войны. Тема 11. Завершающий этап борьбы за независимость. Массовое движение 1945-47 гг. Провозглашение независимости в 1947 г. Тема 12. Республика Индия: строительство фундамента независимости (1950-64). Внутриполитическое положение в стране. Экономическая и социальная политика. Курс Неру во внутренней и внешней политике Индии. Тема 13. Борьба за укрепление курса Неру (1964-78). Нарастание экономического и политического кризиса и углубление противоречий внутреннего развития (1973-79). Реформы конца 80-х гг. 3.2.Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов: Прочесть эпиграфическую надпись и проанализировать ее с точки зрения историка; 3.3. Примерные темы курсовых работ В данном курсе не предусмотрены 3.4. Примерные темы рефератов Для устного реферирования: анализ исторических источников (эдиктов Ашоки, эпиграфических надписей, «Артхашастры», отрывков из хроник, дневников и т.п. и основополагающих статей по социально-политическим проблемам (напр.,сб. «Индия. Общество, власть, реформы. М., 2003.). 3.5. Примерный перечень вопросов к экзамену
4. Учебно-методический раздел 4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдофильмов, кино- и видеофильмов. Слайды археологических находок в долине Инда, видеофильмы и ДВД о достопримечательностях Индии с образцами архитектуры, скульптуры, живописи и пр. произведений искусства, которые служат источниками по истории. 4.2. Активные методы обучения Обсуждения источников по истории (археологических находок, эпиграфических, нарративных, летописных, литературных и пр.) для выработки элементарных навыков их использования для извлечения сведений по истории 4.3.Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля. Стандартно оборудованные аудитории с видео- и ДВД-проигрывателями и проэкторами для слайдов. 4.4. Литература. 4.4.1. Источники 1. Артхашастра, или Наука политики. М.-Л., 1959. 2. Бабур. Бабур-наме (Записки Бабура). Ташкент,1982. 3. Франсуа Бернье. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола. М.; Л., 1936. 4. Законы Ману. М., 1992. 5. Хрестоматия по истории средних веков. Т.2 Л., 1963. . 4.4.2. Основная 1. Л.Б.Алаев. Средневековая Индия. С-Пб., 2003. 2. К.А.Антонова, Г.М.Бонгард-Левин, Г.Г.Котовский. История Индии. М., 1979. 3. Г.М.Бонгард=Левин, Г.Ф.Ильин. Индия в древности. М., 1985. 4. Индия: общество, власть, реформы. М.,2003. 5. Новая история Индии. М., 1961. 6. Новейшая история Индии. М ., 1959. 4.4.3. Дополнительная 1. Л.Б.Алаев. Южная Индия. Социально-экономическая история XIV-XVIII вв. М., 1964. 2. К.З.Ашрафян. Средневековый город Индии XIII – середины XVIII века (проблемы экономической и социальной истории). М., 1983. 3. Г.М.Бонгард-Левин. Индия эпохи Маурьев. М; 1973. 4. Г.М.Бонгард-Левин, М.Д.Бухарин,А.А.Вигасин. Индия и античный мир. М.,2002. 5. Ванина Е.Ю. Средневековое городское ремесло Индии XIII – XVIII вв. М., 1991. 6. М.К.Кудрявцев. Кастовая система в Индии. М., 1992. 7. М.К. Кудрявцев. Община и каста в Хиндустане. (Из жизни индийской деревни). М.,1971. 8. Е.М.Медведев. Очерки истории Индии до XIII века. М., 1990. 9. И.М.Рейснер. Народные движения в Индии: XVII – XVIII вв. и распад державы Моголов М., 1961. 10. Е.Н.Успенская. Раджпуты рыцари средневековой Индии. СПб., 2000. 11. А.И.Чичеров. Экономическое развитие Индии перед английским завоеванием (ремесло и торговля в XVI – XVIII вв.). М., 1965. . |
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Тематический план учебной дисциплины 7 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Тематический план учебной дисциплины 5 Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Паспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание... У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины... |