Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар





НазваниеМетодическое обеспечение семинарских занятий Краснодар
страница1/8
Дата публикации23.02.2015
Размер0.9 Mb.
ТипМетодические разработки
100-bal.ru > История > Методические разработки
  1   2   3   4   5   6   7   8



КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

ИСТОРИЯ

(
методическое обеспечение семинарских занятий)






Краснодар

2008

УДК 373:947

ББК 63.3 (2)

Х 82


Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент В.А Симоненко.

кандидат исторических наук, доцент О.И. Кожура
Под общей редакцией

доктора социологических. наук, профессора Е.М. Харитонова
Автор-составитель:

кандидат социологических наук, доцент С.В. Хоружая.

Отечественная история (методическое обеспечение семинарских занятий) /Под ред. Е.М. Харитонова/ Сост. С.В. Хоружая. – Краснодар: КГАУ, 2008.- 74с.


Издание включает методические разработки 9 тем по истории России, которые составлены на основе государственного образовательного стандарта. Пособие содержит планы семинарских занятий, задания, темы докладов и сообщений, перечень основных дат, понятий и терминов по темам, а также словарь и список литературы

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей, учителей общеобразовательных учреждений, учащихся школ, лицеев, абитуриентов и всех, кто интересуется историей России.


© Хоружая С.В., 2008

© ФГОУ ВПО «Кубанский государст

венный аграрный университет», 2008

Можно не знать, не чувствовать влечения к

изучению математики, греческого и

латинского языков, химии, можно не знать

тысячи наук и все-таки быть образованным

человеком; но не любить истории может

только человек, совершенно не развитый

умственно.

Н.Г.Чернышевский
Предисловие
Предлагаемое Вашему вниманию издание является методическим пособием для проведения семинарских занятий по курсу «Отечественная история» на факультетах неисторических специальностей.

В настоящее издание включены материалы, необходимые как преподавателю для проведения семинарских занятий, так и студенту для подготовки к семинарам и самостоятельной работы во внеаудиторное время. Методические разработки составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта по истории, содержат планы семинарских занятий, выдержки из исторических источников и документов, вопросы к документам, задания по заполнению таблиц, темы докладов и сообщений, перечень основных дат, понятий и терминов по темам, а также словарь и список литературы.

Методические разработки тем составлены по проблемно-хронологическому принципу. Каждая тема содержит вопросы по социально-экономической, политической истории и внешней политике России. Предлагаемые вопросы ориентируют студентов на современный анализ дискуссионных проблем, различных точек зрения по ним. Задания по заполнению таблиц формируют у студентов навыки анализа и обобщения учебных материалов.

ТЕМА I

Зарождение, становление и развитие древнерусской цивилизации и государственности
План:


  1. Цивилизационный и формационный подходы к истории. Особенности начального этапа российской цивилизации.

  2. Этногенез славян. Хозяйство, быт, религия и территория расселения восточных славян.

  3. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения государства у восточных славян.

  4. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Христианизация Руси.

  5. Расцвет Руси во времена правления Ярослава Мудрого. «Русская Правда».

  6. Предпосылки и причины феодальной раздробленности на Руси. Общая характеристика этого исторического этапа. Последствия для Руси.

  7. Монголо-татарское завоевание Руси. Русь и Золотая Орда.


Основные даты:

862 г. Упоминание в летописи о призвании варяжского конунга Рюрика на княжение в Новгороде.

882 г. Объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега.

912-945 гг. Княжение Игоря.

945-972 гг. Княжение Святослава Игоревича.

980-1015 гг. Княжение Владимира I.

988 г. Принятие Русью христианства как государственной религии.

1019-1054 гг. Княжение Ярослава Мудрого.

1097 г. Съезд русских князей в Любече.

1113-1125 гг. Княжение Владимира II Мономаха в Киеве.

1223 г. Сражение русских и половцев с монголами на реке Калке.

1237-1241 гг. Завоевание Руси монголами.

1240 г. Разгром князем Александром Ярославичем шведских рыцарей на реке Неве (Невская битва).

1240 г. Разгром монголами Киева.

1242 г. Разгром князем Александром Ярославичем Невским крестоносцев на Чудском озере (Ледовое побоище).

1243 г. Образование государства Золотая Орда.
Понятия и термины: этногенез, род, племя, дружина, князь, «военная демократия», норманнская теория, раннефеодальная монархия, язычество, волость, полюдье, погост, урок, вервь, вече, варяги, анты, бояре, династия, вира, смерды, закуп, рядович, холоп, тиун, тысяцкий, посадник, «Русская Правда», феодализм, феодальный иммунитет, сепаратизм, удельное княжество, поместье, вотчина, феодальная раздробленность, хан, кочевничество, ярлык, баскаки, Золотая Орда, иго, басма, ордынский выход, нойон, нукер, курултай.
Тематика докладов и сообщений:

  1. Из истории названия «Русь».

  2. Государственность, социально-экономические особенности и культурное развитие русских земель в период феодальной раздробленности (охарактеризовать по выбору – Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество)

  3. Влияние монгольского нашествия и ига на развитие Руси.


Работа с документами.

Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

1. «Повесть временных лет» о призвании варягов в земли славян

В год 6367 (859, - сост.).  Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и с всех кривичей? а хозары брали с полян и с северян, и с вятичей, - брали по серебряной монете и по белке от дыма. …

В год 6370 (862, - сост.). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы, - сост.), а иные норманы и англы, а еще готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. … Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому - Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

2. «Повесть временных лет»  о походе Игоря (Ингвара) «Рюриковича»  в Деревскую землю (к древлянам)

В год 6453 (945, - сост.). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда (киевского воеводы, - сост.) изоделись оружием и одеждою, а мы наги. Пойдем, князь с нами за данью, да и ты добудешь и мы». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало.

3. «Повесть временных лет» об обстоятельствах крещения Руси

Созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними», - и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам (камским, - сост.), смотрели как они молятся в храме, т.е. в мечети, стоят там без пояса… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу… И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. … Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба (бабка, - сост.) твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».

4. Историк С.М. Соловьев о монголо-татарском иге

Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам – одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует все, чего только захочет, и получает. Во время пребывания в Орде у великого хана Плано-Карпини (итальянский монах, находившийся в 1240-е гг. в Орде с дипломатической миссией, – сост.) заметил необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеданий; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою. По уставу Чингисхана (великий хан монголов в 1206-1227 гг., - сост.)  и Октая  (великий хан монголов в 1229-1241 гг., - сост.), подтвержденному впоследствии, служители всех религий были освобождены от платежа дани.

5. Л.Н.  Гумилев  о проблеме «монголо-татарского ига»

В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в ХШ веке, а столетие спустя, тогда, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы. … После похода Батыя в 1237-1240 годах, когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан-несториан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312-1356) использовали Москву как источник доходов, но при этом защищали ее от Литвы. … Войны между государствами не всегда влекут за собой ненависть народов друг к другу. К счастью, между русскими и тюрками такой ненависти не возникло. Многие татары, путем смешанных браков, вошли в состав русского народа, а те, которые остались мусульманами, живут в Казани с русскими дружно. Вряд ли такое объединение народов следует называть «игом».

Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем Ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы у себя под боком. Пока существовала сильная Византия, ни «Христианский (католический)», ни Мусульманский мир не были страшны русской земле. Но в 1204 году этот естественный союзник исчез, так как Константинополь был взят и разрушен крестоносцами (следующей на очереди стала Русь, - сост.). Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полухристианской Орды и христианской Руси, эффективный до перехода хана Узбека в ислам в 1312 году.

В Древней Руси слово «иго» означало то, чем скрепляют что-либо, узду или хомут. Существовало оно и в значении бремя, то есть то, что несут. Слово «иго» в значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре 1. Союз Москвы и Орды держался до тех пор, пока он был взаимовыгоден. Но … Россия в ХV веке росла и крепла так неудержимо, что смогла противопоставить себя и западноевропейскому, романо-германскому суперэтносу, к которому примкнула Польша, и ближневосточному, возглавляемому Турцией. А Орда распалась. Часть татар … влилась в состав России. Таким образом, Россия в ХV веке унаследовала высокую культуру Византии и татарскую доблесть,  что поставило ее в ранг великих держав.

Вопросы к документам:

1. Ознакомьтесь с текстом документа 1 и ответьте на вопросы. Какие племена участвовали в создании ядра будущего Древнерусского государства в районе Приильменья? Согласны ли Вы с мнением о том, что с самого своего зарождения Русь складывалась как многонациональное (полиэтническое) государство? Означает ли варяжское происхождение первых князей, что государственность была привнесена на Русь иноземцами? О каком уровне развития общества восточных славян свидетельствует сам факт приглашения новгородцами варягов на княжение?

2. Какие выводы о характере государственной власти в Киевской Руси в середине Х века можно сделать на основании документа 2? В чем, на Ваш взгляд, заключалась основная причина возникавших периодически кровавых конфликтов между политическим центром Древней Руси и ее составляющими объединениями?

3. Почему, согласно летописи (документ 3), киевский князь Владимир сделал выбор в пользу христианства по византийскому образцу в качестве единой государственной религии? Какие еще причины крещения Руси Вы можете назвать?

4. Прочитайте документ 4. Охарактеризуйте формы зависимости русских земель от монголо-татар в период ордынского владычества.

5. На основе документов 4 и 5 попытайтесь определить собственную позицию по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия в русской истории?
Заполните таблицу:

Татаро-монгольское иго на Руси (первая половина XIII -  вторая половина XV вв.)

Формы вассальной зависимости

Содержание

Политические

 


Экономические

 




ТЕМА II
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconПравовых исследований учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Практические задания по темам, рассматриваемым в рамках цикла семинарских занятий 15
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconМетодические рекомендации по проведению семинарских занятий Самостоятельная...
Оценочные средства длятекущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconО. В. Панина система государственного управления
Рабочая программа предназначена для эффективной организации учебного процесса и включает содержание дисциплины, тематику семинарских...
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconО. В. Панина зарубежный опыт государственного и муниципального управления
Рабочая программа предназначена для эффективной организации учебного процесса и включает содержание дисциплины, тематику семинарских...
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconПланы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий
Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит...
Философия, 030301 Психология, 031001 Филология, 030501 Юриспруденция, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080107 Налоги и...
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconМетодическое пособие для проведения семинарских, индивидуальных занятий...
Методическое пособие для проведения семинарских, индивидуальных занятий и самостоятельной работы по курсу «Бюджетная система Российской...
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для эффективной организации учебного процесса и включает содержание дисциплины, тематику семинарских...
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология»...
Рецензент: В. Н. Омелин, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар icon6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 аудиторных занятий
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconТемы практических и/или семинарских занятий Раздел Содержание финансового...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconПланы семинарских занятий новосибирск 2003г. Удк ббк у-01
...
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconРабочая программа учебной дисциплины для бакалавров, обучающихся...
Рабочая программа предназначена для эффективной организации учебного процесса и включает содержание дисциплины, тематику семинарских...
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Методическое обеспечение семинарских занятий Краснодар iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск