Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену
страница1/13
Дата публикации19.06.2013
Размер1.17 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
"САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ"


Учебно-методический комплекс по дисциплине

СОЦИОЛОГИЯ
для специальностей 030101 Философия, 030301 Психология, 031001 Филология, 030501 Юриспруденция, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080107 Налоги и налогообложение

САМАРА, 2007 г.
Составитель: кандидат философских наук, доцент Сериков Андрей Евгеньевич
Рецензент: доктор социологических наук, профессор Готлиб Анна Семеновна
Печатается по решению редакционно-издательского совета НОУ ВПО "Самарская гуманитарная академия"

Социология: учебно-методический комплекс для специальностей: 030101 Философия, 030301 Психология, 031001 Филология, 030501 Юриспруденция, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080107 Налоги и налогообложение / Сост. А.Е.Сериков. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2007.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену.

© А. Е. Сериков, составление, 2007

© НОУ ВПО "Самарская гуманитарная академия", 2007
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1.1. Цель и задачи дисциплины
Цель курса - познакомить студентов с историей социологии, основными парадигмами и теоретическими направлениями, проблемами современной социологии, основными структурным особенностями современного российского общества.

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины: студент должен иметь знания о предмете социологии, основных теоретико-методологических подходах в социологии и их взаимосвязи с методикой социологического исследования; знать основные подходы к описанию и классификации социальных общностей, социальных институтов и социальных процессов; знать особенности социальной структуры современного российского общества и процессов, протекающих в нем, уметь анализировать социологические тексты.
1.2. Содержание дисциплины
1.2.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

Раздел I. Предмет, методология и методика социологии




Тема 1. Предмет и основные методологические подходы в социологии
Объект и предмет науки. Социология и другие общественные науки, дискуссии об их предметов. История становления социологии. Позитивистская и марксистская социология 19 в. Историческое изменение доминирующих представлений о предмете социологии. Структура социологического знания. Фундаментальная и прикладная, эмпирическая и теоретическая социология. Метасоциология, общая социологическая теория, специальные и отраслевые частные теории, конкретные социологические исследования.

Тема 2. Системная методология: фактуалистская парадигма в социологии
Научная парадигма. Базовые знания, постановка проблем, представления о научных методах, разделяемые научным сообществом. Социологические парадигмы как совокупности близких научных направлений. Предмет социологии с точки зрения разных парадигм. Фактуалистская парадигма: позитивизм, марксизм, функционализм, теории конфликта, структурализм. Количественные методы сбора и анализа социологических данных.

Тема 3. Методологический индивидуализм: конструктивистская и бихевиористическая парадигмы в социологии.
Конструктивистская парадигма: понимающая социология, интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Качественные методы сбора и анализа социологических данных. Бихевиористическая парадигма: методология радикального бихевиоризма и теории социального обмена. Наблюдение и эксперимент в бихевиоризме.
Раздел II. Социальные взаимодействия и связи. Институционализация и социализация

Тема 4. Субъективные и объективные аспекты социального действия
Социальные ценности и социальные установки. Социальная ситуация. Определение ситуации и его роль в социальном взаимодействии. Формирование значений, обмен символами, драматическое представление. Взаимовлияние социальных установок и социального действия. Когнитивный диссонанс. Уровни социальных установок. Механизмы межличностного восприятия и их роль в поведении. Схематичность восприятия. Личностные конструкты. Рационализация, предпосылка общего контекста, использование индексичных выражений. Различие понятий субъекта действия, исполнителя структурно заданной роли и агента действия (субъективных проектов, правил и стратегий действия).

Тема 5. Институциализация
Социальное положение. Статус. Статусный набор. Главный статус. Несовпадение статусов. Приписываемые, достигаемые и смешанные статусы. Социальные роли. Ролевой набор. Предписанные, интерпретируемые и исполняемые роли. Несовпадение статусов и ролевые конфликты. Ролевая дистанция. Социальные статусы и роли как разновидность социально-культурных норм. Социальный институт: различные варианты истолкования понятия. Институты и общественные потребности (функции). Социальные институты и общности. Институциализация. Этапы институциализации. Легитимация и формализация институтов.

Тема 6. Личность и социализация.
Понятие о личности в философии, психологии, социологии. Личность как система социальных свойств индивида. Отраженная самость и обобщенный другой. Габитус. Интернализация социально-культурных норм. Социализация и инкультурация. Феральные дети. Агенты социализации. Первичная и вторичная социализация. Основные периоды социализации. Критерии выделения периодов. Успешная и неуспешная социализация. Роль воспитания и образования в социализации.

Тема 7. Власть и социальный контроль. Отклоняющееся поведение
Марксистская концепция власти. Власть над средствами производства и власть над людьми. Вебер об идеальных типах господства: харизматическая, традиционная, легальная власть. Компоненты власти: сила, авторитет (официальная власть), влияние. Функционалистское представление о власти. Социальный контроль и отклоняющееся поведение. Ценностный и нормативный консенсус. Аномия. Противоречия между ценностями и нормами, типы адаптации к ним. Нонконформистское и абберантное поведение. Психологические объяснения девиантности. Дискуссии о причинах агрессии. Стигматизация. Постструктуралистская концепция власти. Взаимосвязь власти и знания. Динамика преступности, алкоголизации, наркотизации, самоубийств в России.
Раздел III. Социальная структура и социальные изменения




Тема 8. Социальная система и социальная структура
Понятие системы. Аддитивные и целостные системы. Субстанциональное, институциональное и процессуальное понимание социальной системы и социальной структуры. Социальная структура как модель отношений в системе. Социальный процесс. Формы социальных процессов. Эволюционные, формационные и циклические теории социальных изменений. Теории, отрицающие исторические закономерности.

Тема 9. Массовые общности и социальные группы.
Агрегации. Массовые общности (квазигруппы). Толпа. Разновидности толп. Социально-психологические особенности поведения толп. Феномены социальной фасилитации и социальной лености. Публика. Аудитория. Понятие социальной группы. Формирование и воспроизводство социальных групп. Малые и большие, первичные и вторичные, формальные и неформальные группы. Реальные группы и категории. Организация как целевая группа. Формирование и воспроизводство организаций. Неформальные и формальные организации. Формальная и неформальная структура организаций.

Тема 10. Социальные классы и страты. Социальная мобильность
Широкое и узкое значение термина “стратификация”. Классовый подход к описанию социального неравенства. Марксистская концепция классов. Определение В.И.Ленина. Неомарксистское описание классов современного общества. Вебер о материальном положении, статусе и власти как критериях социального неравенства. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности П.А.Сорокина. Количественные основания стратификационного описания неравенства. Социо-экономические индексы. Стратификация в современной России. Децильный коэффициент дифференциации доходов. Распределение доходов по квинтилям населения. Кривые Лоренца. Структура потребления. Образовательная структура. Профессиональная структура и безработица.

Тема 11. Модернизация. Урбанизация. Гражданское общество. Глобализация.
Понятие традиционного и современного общества. Теории модернизации и их критика. Сельский и городской образы жизни. Понятие урбанизации. Рост городского населения. Урбанизация как один из аспектов модернизации. Идеальные типы западного и восточного города. Американский город. Современный восточный город. Специфика урбанизации в России. Разделение труда и индустриализация. Рационализация. Марксистская и веберианская концепции капитализма. Понятие гражданского общества. Становление гражданского общества в Росиии. Информационное общество. Глобализация. Мировая система обществ и место России в ней.


Тема 12. Половозрастная структура. Демографическая динамика
Традиционный и современный типы воспроизводства населения. Демографическая революция. Динамика суммарного коэффициента рождаемости. Простой, расширенный и суженный типы воспроизводства. Половозрастная структура населения России. Депопуляция и постарение населения. Преобладание женщин над мужчинами. Гендер как социально-половая группа населения. Половая идентификация, женская и мужская субкультуры. Дети, подростки и молодежь, пожилые люди как поколенческие группы. Трудовозрастная структура общества. Демографическая нагрузка трудоспособного населения.

Тема 13. Семья и брак. Сексуальное поведение.
Семья как малая группа. Домохозяйство. Социальные институты семьи и брака. Общественные потребности, лежащие в основе семьи и брака. Эндогамия и экзогамия. Моногамия, групповой брак, полигиния, полиандрия. Патрилинейность и матрилинейность. Патрилокальность, матрилокальность и неолокальность. Семейные статусы и роли. Гомогамия и брачный градиент. Закономерности сексуального поведения. Факторы репродуктивного поведения. Сексуальные меньшинства. Проституция как общественное явление.

Тема 14. Этнические общности. Межэтнические отношения и конфликты
Дискуссии вокруг понятия этничности. Примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы. Проблема типологии этнических общностей. Понятие нации. Коренные народы и этнические меньшинства. Этническая структура российского общества. Язык как одна из основ этнической идентификации. Этнолингвистическое поведение. Национализм. Национальные государственные образования и титульные национальности. Этнические особенности образования и участия в управлении. Межэтнические браки. Межэтнические конфликты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология»...
Рецензент: В. Н. Омелин, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «бухгалтерское дело»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «инвестиционный анализ»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconУчебно-методический комплекс по специальности 021100 «Юриспруденция» Дзержинск
Учебно-методический комплекс (умк) содержит в себе тематический план для всех форм обучения, программу, планы семинарских занятий...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 17...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 26...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconКонспект урока письма по теме
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconТема: «От звука к букве, от буквы к слову»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconКонспект занятия по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» содержит программу курса, тематику семинарских занятий, учебно-методическое обеспечение дисциплины, вопросы к экзамену iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск