Скачать 0.5 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекспо дисциплине ДС.04 «История политических учений» Факультет: Исторический Специальность: 054001 «История» Кафедра Зарубежной истории Составитель: проф. В.В. Суховерхов Москва-2013 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю: зав. кафедрой Зарубежной истории (проф. И.Г. Жиряков) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «_30_» __августа__2013_г. Рабочая учебная программа по дисциплине ДС.4 «История политических учений» Специальность: 054001 «История» Составитель: проф. В.В. Суховерхов Москва-2013 Пояснительная записка Предмет «История политических учений» при обучении по направлению бакалавриата «историческое образование» включает изучение истории теоретической политики, теоретических моделей общественного и государственного устройства, создававшихся мыслителями на протяжении тысячелетий и которые в той или иной степени приближённости к выдвинутым моделям реализовывались затем в практической политике. Он предполагает, поэтому, изучение в исторической последовательности политических теорий, а применительно к каждой из них — в порядке их возникновения, развития, взаимодействия с существовавшими, существующими и возникшими позднее, а также влияние их на общественное сознание и политическую жизнь общества. I. Основные цели и задачи курса Целями изучения дисциплины на ? курсе очного и очно–заочного (вечернего) отделений и 5 курсе заочного отделения исторического факультета являются: а) дать студентам обобщенной представление об истории политических учений стран Западной Европы и Америки в продолжение всего её развития; б) стимулировать их научное мышление, обучить самостоятельной работе с теоретическими, политико–государственного характера, трудами политических философов; в) подготовить к дальнейшей преподавательской деятельности в силу необходимости в различных образовательных учреждениях. Задачи изучения дисциплины состоят в том, чтобы а) рассмотреть и проанализировать, исходя из принципа историзма, в хронологической последовательности политико–государственные учения наиболее выдающихся теоретиков античности, средних веков, нового и новейшего времени; б) дать сравнительный анализ их идей и оценку вклада в историю политической мысли; в) установить теоретическую преемственность идей, концепций и доктрин прошлого с современными; г) определить наличествующую адекватность идей с существующими общественно–политическими реалиями. В результате освоения содержания дисциплины студенты должны знать: — основы учебной дисциплины в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; — основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; — школьные программы и учебники; — средства обучения и их дидактические возможности; — требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов. уметь — осуществлять процесс обучения в соответствии с учебной программой; — планировать и проводить учебные занятий с учётом специфики учебного плана; — использовать современные приёмы, методы и средства обучения, включая технические, информационные и компьютерные технологии; — применять новейшие способы оценки результатов обучения; — воспитывать учащихся в духе уважения к своей истории, патриотизма, основополагающих идейных и нравственных ценностей человечества; — реализовывать личностно–ориентированный подход в обучении с целью создания у школьников мотивации к учебе. владеть — навыками рациональной организации учебного процесса в интересах наибольшей его образовательной эффективности, укрепления и сохранения здоровья школьников; — контроля результатов обучения и воспитания; — планирования самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; — ведения школьной и классной документации; — выполнения функций классного руководителя; — участия в самоуправлении и управлении школьными коллективами. Принципы отбора содержания и организации учебного материала определяются задачей дать наиболее значимый круг политико–государственных знаний по предмету. «История политических учений» изучает как закономерности эволюции политико–государственных теорий и их общественно–политический смысл, так и всю их историческую конкретику. Тем самым он в равной мере имеет как общетеоретический, так и конкретно–исторический характер; здесь постоянно должны находить применение и логико–теоретические и историко–описательные, эмпирические, методы познания. Логико–теоретической своей стороной «История политических учений» примыкает к политологии, являясь своеобразным обширнейшим введением к ней; историко–описательной, эмпирической, — непосредственно к истории. При изучении предмета основное внимание обращается на концептуально оформленные и логически целостные политико–государственные учения, представляющие собой определенную совокупность теоретических положений о политике, государстве и власти и сыгравшие в истории наиболее заметную роль. Политико–государственные учения — это теории или концепции, относящиеся к устройству государства, политической власти и общественных отношений. Нужно иметь в виду, что это предмет многогранный, соединяющий в себе множество предметных связей. Это — наука комплексная. Кроме объединяющих его с политологией и историей, он охватывает и те правовые учения, которые имеют общетеоретическое и общеполитическое «звучание». В их числе могут оказаться и отдельные юридически– «отраслевые» воззрения, однако только те, какие приобрели для своего времени мировоззренчески–принципиальный характер (например, в целом гуманистическая антифеодальная правовая концепция Ч. Беккариа и т. п.). Политико–государственные теории органически связаны с породившими их социально–классовыми условиями жизни того или иного конкретного общества. Эта связь является решающей. Поэтому данные теории не могут быть поняты, а следовательно, изучаться вне их связи с учениями социальными, социальной философией. Следует также чётко представлять себе, что для глубокого понимания «Истории политических учений» необходимы знания общефилософского характера, включая из области теологии и истории Церкви (католической, протестантской, православной и т. д.), а также — всемирной литературы. Так, проекты «идеального государства» Платона не будут адекватно прочитываться без знания хотя бы основополагающих постулатов объективного идеализма; теория Аквинского — без соотношения «формы» и «материи» применительно к государству и догматов католицизма; концепция мировой монархии — без знания творчества великого итальянского поэта и мыслителя Данте и т. д. Любую, изучаемую в «Истории политических учений» политическую теорию или концепцию образуют систематизированные, так или иначе связанные друг с другом представления об основных элементах политики. То есть — власти, политических отношениях и институтах, политических функциях и их роли, нормах политической жизни, политической культуре, поведении и сознании и т. д. Разумеется, значение и удельный вес каждого из этих элементов в разных политических теориях различен; нет шаблона и в их комбинациях. Какие–то из названных элементов в большей степени представлены и интенсивно разрабатывались в одних социально–классовых и познавательных ситуациях, другие — в иных. Развитие политической теоретической мысли не совершается плавно и равномерно. История политических идей — это история смены их и борьбы. Отношение к условиям своего времени в политической теории всегда содержит оценку действительности. Оценочный момент политической теории непроизволен: всякий мыслитель разделяет политические пристрастия той социальной группы, с которой он сознательно или бессознательно себя соотносит или сближает. Его оценки — это оценки человека, общественно действующего субъекта, мысли и чувства которого создаются условиями его жизни. Таким образом, оценка предполагает партийность. Политические идеи являются средством политической борьбы. В ходе её борющиеся классы и социальные слои ставят перед собой определённые цели. Важнейшим элементом политики является определение форм, задач и деятельности государства. Представления о предпочтительном устройстве общества, государства и его политике и характере власти — непременный компонент всякой политической теории и концепции. Следует учитывать специфику проведения занятий на очном, очно–заочном (вечернем) и заочном отделениях. II. Объём дисциплины и виды учебной работы а). по очному отделению
|
Учебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический ... | Учебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Факультет: Исторический Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс история политических и правовых учений... История политических и правовых учений : Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Тимошевская А. Д., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс по дисциплине История политических учений Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 05 История политических и правовых учений Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №704 пед/сп от «31»января 2005 г | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических... Учебно-методический комплекс разработан кандидатом юридических наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права Н. А.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине 5 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Учебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических... Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения,... | Учебно-методический комплекс дисциплины «История политических и правовых учений» Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4 | ||
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Исторический факультет утверждаю Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Учебно-методический комплекс по модулю в10 «История политических учений» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |