Скачать 459.86 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) ___________________________ «____» _______________2011г.. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДПП.Ф.06 История педагогики и образования (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1.Цель и задачи дисциплины Цель: вооружение студентов знаниями об истории образования и педагогической мысли как отрасли современной педагогики, истории возникновения и развития института образования и педагогической науки, умением выявлять философско–педагогические основания целеполагания, формулировки принципов обучения и воспитания, конструирования содержания образования и образовательных технологий на различных этапах становления института образования. Задачи:
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать и понимать: -Развитие истории педагогики и образования как область научного знания. -Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. -Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. -Воспитание и педагогическая мысль Античного мира. -Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. -Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время. -Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России. 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4.Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины Введение Лекции: Тема 1 История образования педагогической мысли как области научного знания. Цель, задачи, знания, умения и навыки, которым должен овладеть студент. РАЗДЕЛ 1. Воспитание и обучение в Древнем мире Лекции : Тема 2. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Зарождение воспитания и педагогической мысли. Тема 3. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и обучение на Древнем Востоке: Древняя Индия, древний Китай, Месопотамии, Древний Египет. Тема 4. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира. Воспитание и школа в Античном мире. Тема 5. Представление Восточных славян о воспитании. Воспитание и обучение у древних славян. Поговорки, пословицы, сказки, игры, загадки. Семинары: Тема 1. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Конфуций, Будда. Тема 2. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира. Гераклит, Аристотель, Платон, Сократ, Демокрит, Эпикур, Стоики, Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтилиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный Аврелий. РАЗДЕЛ 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения. Лекции : Тема 6. Воспитание и школа в Византии Воспитание и виды школ в Византии. Тема 7. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на Средневековом Востоке. Воспитание и обучение в средневековом Китае, Индии, Египте. Тема 8. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего Средневековья. Особенности рыцарского воспитания. Школы в странах Западной Европы раннего Средневековья. Тема 9. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпохи Возрождения и Реформации. Школа и воспитание в эпоху Возрождения, особенности школ в эпоху Реформации. Тема 10. Воспитание и учение славянского мира. Воспитание и школы у славян. Семинары: Тема 5. Воспитание и школа в Византии. Авва Дорофей, Максим Проповедник, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Георгий Гемист Шифон, Фотий. Тема 6. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на Средневековом Востоке. Аль Бируни, Авиценна, аль Газали, Абдуррахман ибн Халдун, Хань Юй, Чжу Си, Ванг Шу Ен. Тема 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего Средневековья. Боэций, Алкуин, Фома Аквинский, Абеляр, Гуго Сен-Викторский. Тема 8. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпохи Возрождения и Реформации. Мартин Лютер, Хосе Луис Вивес, Витторино де Фельтре, Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор, Жан Кальвин, Томас Мюнцер, Филипп Меланхтон. Тема 9. Воспитание и учение славянского мира. Владимир Мономах, Домострой, Епифаний Савинецкий. РАЗДЕЛ 3.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время. Лекции: Тема 11. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения. Особенности школ в Западной Европе и Северной Америке. Тема 12. Педагогическая мысль и школьные реформы в России 18 век. Школьные реформы Петра I и Екатерины II. Тема 13. Педагогическая мысль и школьные реформы на Западе 19 век. Школы разных стран 19 века. Тема 14. Школа и педагогика России 19в (2 часа). Семинары: Тема 11. Педагогика и школа Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения. Вольфганг Ратке, Ян Амос Коменский, Френсис Бекон, Рене Декарт, Джон Беллерс, Джон Локк, Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Жан Антуан Кондорсе, Тема12. Педагогическая мысль и школьные реформы в России 18 век. Иван Посошков, Федор Салтыков, Магницкий Л.Ф., Эрнст Глюк, Татищев В.Н., Ломоносов В.М., Бецкой И.И., Новиков Н.И., Радищев А.Н. Тема 13. Педагогическая мысль и школьные реформы на Западе 19 век. И. Кант, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, И.Б. Базедов, И.Г. Песталоцци, Г. Спенсер, Роберт Оуэн, К. Маркс. Тема 14. Школа и педагогика России 19в. А.Н. Голицын, А.С. Шишков, С.С. Уваров, К.Д. Ушинский, Л.Н. Модзалевский, Л.Н. Толстой. РАЗДЕЛ 4. История новейшей школы и педагогики Лекции : Тема 15. Образование и педагогика за рубежом в первой половине 20 в. Состояние образования и реформы начального, среднего и высшего образования за рубежом. Тема 16. Современные школы и педагогика за рубежом. Сравнительная характеристика современного состояния школ за рубежом. Тема 17. Школа и педагогика России конца 19 начала 20в. Состояние школ в России конца 19- начала 20вв. Реформы образования. Тема 18. Отечественная школы и педагогика советского периода. Реформы школы. Значение педологии. Возникновение воспитательных организаций. Школы во время великой отечественной войны. Тема 19. Образование и педагогика в России на рубеже 20-21 в.в.. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Семинары : Тема 15. Образование и педагогика за рубежом в первой половине 20 в. М. Монтессори, Д. Дьюи, А. Бине, У. Килпатрик, Г. Кершенштейнер, П. Наторп, В.А. Лай, Р. Штайнер. Тема 16. Современные школы и педагогика за рубежом. Б.Ф. Скиннер, Д.С. Бруннер, Э. Фромм. Тема 17. Школа и педагогика России конца 19 начала 20в. К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.Ф. Лестгафт, Н.А. Бердяев. Тема 18. Отечественная школы и педагогика советского периода. А. В. Луначарский, В.Н. Сороко-Росинский, М.Н. Скаткин, М.А. Данилов, А.С. Макаренко, И.А. Ильин. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6.Учебно–методическое обеспечение дисциплины 6.1.Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочая программа по данному курсу, составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ТГПУ. 7.Материально–техническое обеспечение дисциплины Телевизор, видеомагнитофон, раздаточный материал (тесты, анкеты и т.п.). 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Наиболее эффективной организации учебных занятий по дисциплине «История педагогики и образования» способствуют теоретические и практические занятия со студентами, использование в образовательном процессе видеоматериалов практических занятий, активное обсуждение, выполнение самостоятельных заданий, подготовка сообщений и рефератов. Деловые игры, мозговые штурмы, решение проблемных ситуаций, консультации, экзамен. |
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | Пояснительная записка Дисциплина «История педагогики и образования» История педагогики и образования: тематический план, программа, методические материалы. Тюмень, 2008. – с | ||
Рабочая программа по дисциплине История педагогики и образования для подготовки аспирантов «История педагогики и образования» сформировать и развить историко-педагогическое и мышление, а также умение видеть проблемы современного... | Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» Курс «История педагогики и образования» является базовым в подготовке учителя-воспитателя | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении... Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» – дать студентам, специализирующимся по всеобщей истории, представление о... | Рабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 06. Историография (дпп. Ф. 06. 2 Зарубежная... Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии XX в. Творческое наследие крупнейших историков | Программа дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран... | ||
Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным... Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф... В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается... |