Скачать 3 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) Учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫИстория педагогики и ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ опд.ф.5 основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050501 Профессиональное обучение (дизайн) со специализацией Графический дизайн Утверждено на заседании Кафедра педагогического проектирования и образовательных технологий_______________ХОТиД_____ факультета(протокол № 1 от 01.09. 2009г.)Зав. кафедрой ________________Д.Г.Левитес Структура учебно-методического комплекса дисциплиныРАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплиныСтруктура программы учебной дисциплины1.1. Автор-составитель программыВ.Э. Черник, кандидат педагогических наук, доцент1.2. Рецензенты:Д.Г. Левитес, доктор педагогических наук, профессор, МГПУ;Возница В. М. канд. пед. наук, доцент, декан факультета экономики ЧОУ ВПО БИЭПП в г. Мурманске 1.3. Пояснительная записка:Курс «История педагогики и образования» является базовым в подготовке учителя-воспитателя. В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности 050103 География со специализацией Социальная география Скандинавских стран и туризм он читается параллельно с курсами «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», что необходимо учитывать ведущим предмет преподавателям. При составлении данной программы автором учтен отечественный опыт преподавания «Истории педагогики», «Истории образования и педагогической мысли», «Истории педагогики и философии образования», а также идеи, заложенные в опубликованных программах А.И. Пискунова, Б.Г. Корнетова, Г.М. Коджаспировой и др. Цель курса: содействовать формированию у будущих специалистов в области образования профессионального педагогического мышления, вырабатывая у них способность понимать пути развития теории и практики воспитания и обучения, осмысливать цели, содержание, методы и организацию педагогической деятельности в различных исторических условиях. Задачи курса:
Требования к уровню освоения дисциплиныВ результате изучения дисциплины студенты должны знать: основные понятия «история педагогики и образования», «всемирный историко-педагогический процесс»; основные концептуальные подходы к истории педагогики и образования, предмет, функции, источники истории педагогики, взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний, ученых — историков педагогики и образования; генезис и историческую сущность воспитания; концепции происхождения воспитания; основные историко-педагогические факты; типы школ, представителей педагогической мысли и их педагогические идеи в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования; особенности воспитания и образования в различные периоды истории культуры, цивилизационного развития государств (до нач. XX в.); авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли; основные педагогические системы в контексте различных моделей историко-культурного развития стран; типы школ в их историческом развитии основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования в странах Западной Европы, США, России; реформы образования; педагогические идеи и концепции, основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса. В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений. соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений. 1.4. Извлечение из ГОСВПОИстория педагогики и образования. История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. 1.5. Объем дисциплины и виды учебных занятий
1.6. Содержание дисциплины1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).Примерное распределение учебного времени
1.6.2. Содержание разделов дисциплиныИстория педагогики и образования как область научного знания. История педагогики и образования как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания и обучения. Ее основные функции. История педагогики и образования как учебный предмет в высшей педагогической школе. Его значение в формировании профессиональной культуры будущего учителя. Задачи и программа курса. Воспитание в первобытном обществе. Школа и воспитание в древнем мире. Проблема происхождения воспитания. Практика и особенности воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к ним как зачаточная форма организованного воспитания. Дифференцированный характер воспитания и обучения. Воспитание и школа в античном мире. Идея калокогафии – воспитания гармонично развитой личности. Педагогические идеи античных философов. Воспитание и образование в эпоху Средневековья Состояние школьного дела. Церковные и светские школы. Тривиум и квадривиум. Особенности рыцарского воспитания. Городские школы. Университеты. Схоластика и развитие педагогической мысли. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (14-16 вв.). Воспитание и обучение детей у славян до крещения Руси. Влияние крещения Руси на воспитание и обучение. Содержание и методы обучения в церковных и монастырских школах. «Домострой» как свод взглядов на воспитание. Развитие школы в Русском централизованном государстве 17 в.: элементарное обучение и школа повышенного типа, славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве. Школа и педагогика в новое время (до 19 в.) Начало систематизации педагогического знания. Педагогическая концепция Я. А. Коменского. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж. Локка. Система элитарного образования. Концепция естественного свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо. Просветительские реформы в начале 18 в. в России. Создание государственных школ. Школа и просвещение в России в последней четверти 18 в. Деятельность и педагогические идеи И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова. Уставы русских школ. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в 19 в. Педагогическое творчество И.П. Песталоцции: идея развивающего поэлементного обучения и воспитания; практическая педагогическая деятельность. Ф.В.А. Дистервег – продолжатель идей Песталоцци в Германии. Вклад И.Ф. Гербарта в становление научной педагогики. Идея педагогики как науки и искусства. Идея воспитывающего обучения. Вопросы воспитания в социальных учениях второй половины 19 в. Школа и педагогика в России в 19 в. Общественно-педагогическое движение. Вопросы воспитания и обучения в деятельности и наследии революционных демократов (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова и др.). Роль Н.И. Пирогова в активизации общественно-педагогического движения в середине 19 в. Развитие педагогической науки в России, роль К.Д.Ушинского в формировании научной педагогики в России. Идеи свободного воспитания и опыт их реализации в деятельности Л.Н. Толстого. Развитие педагогической мысли и образовательная практика в к.19 – н.20 в. Реформаторская педагогика. Ее направления (мануализм, профессионализм, активизм; теория гражданского воспитания; идеи М. Монтессори; педагогика прагматизма Д. Дьюи и его последователей и др.). Педагогическая мысль в России (П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий и др.). Школа и педагогика в России в новейшее время. Школьные преобразования в первые годы Советской власти, поиски решения проблемы содержания образования, форм и методов обучения в 20-е годы. Унификация структуры общеобразовательной школы в 30-е годы, упорядочение организации и методов школьного обучения. Влияние партийно-правительственный постановлений начала 30-х годов на развитие школы и педагогики в стране. Теоретическая и практическая деятельность С.Т. Шацкого и А.С.Макаренко. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Развитие школы и педагогической мысли в послевоенный период. Педагогический опыт и идеи В. А. Сухомлинского. Направления реорганизации образования в условиях реформы социально-экономического развития страны. Передовой педагогический опыт, деятельность учителей-экспериментаторов. Основные тенденции современного мирового образовательного процесса. Изменения в работе школ ведущих стран Западной Европы и США. Образовательные реформы 2-й половины 20 в. Дескулизация, альтернативные типы образовательных учреждений. Поиск новых образовательных технологий: программированное обучение, компьютеризация обучения, разработка стандартов образования. Гуманизация и гуманитаризация образования. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения. Темы и задания для самостоятельной работы находятся на кафедре. 1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплиныПамятка для студентов. Изучение истории педагогики и образования играет существенную роль в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Знакомство с традициями мирового и отечественного опыта, своеобразное «путешествие» по философско-педагогическим учениям прошлого способствует развитию педагогического мышления, позволяет учителю найти собственный, индивидуальный стиль в работе с учащимися. В этом случае творчество педагога не будет подменяться набором рецептурных рекомендаций, "патентованных" средств. Историко-педагогические знания, их осмысление дают ориентировку в разнообразии вариантов общепедагогических подходов, открывают будущему учителю ретроспективу педагогических средств и перспективу их творческого обновления в своей собственной деятельности, вырывают из плена «педагогического фельдшеризма» (М.М.Рубинштейн). Приобщение к историко-педагогическим знаниям осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельной работы. На семинарских занятиях под руководством преподавателя осуществляется целенаправленное обсуждение первоисточников, изученных студентами самостоятельно в ходе подготовки к занятию. При этом знания студентов уточняются, корректируются, углубляются. Все обсуждаемые проблемы выносятся на зачет. Важно, чтобы работа студентов была результативной. Поэтому при подготовке к семинарам стоит обратить внимание на следующее: 1. Составляя конспект, необходимо указывать библиографические данные источника (ФИО автора, название работы, место и год ее издания). 2. Важно ознакомиться с методическими рекомендациями по конкретной теме семинарского занятия ДО конспектирования статьи. В тексте методических рекомендаций, составленных преподавателем, отмечены вопросы, на которые следует найти ответы в первоисточнике. При обсуждении источника в аудитории преподаватель ставит в первую очередь именно эти вопросы. 3. В случае необходимости желательно разделять педагогическую идею автора и приводимую им аргументацию. 4. Для того, чтобы во время занятия быстро ориентироваться в конспекте, можно наиболее важные смысловые части конспекта выделять: подчеркивать, обозначать на полях, нумеровать и т.д. 5. Анализ источника предполагает разбор как продуктивных, верных в педагогическом отношении идей, так и ошибочных; поэтому при подготовке в конспекте можно выделять "+" и "-". 6. Так как высока вероятность, что во время занятия возникает необходимость дополнить подготовленный конспект, то полезно оставлять в тетради свободное место для дописывания. Выполнение этих рекомендаций поможет полнее осознать одну из важнейших закономерностей педагогической деятельности. "Сущность этой закономерности, – по мысли В.А. Сухомлинского, – сводится к тому, что успех в любом практическом деле требует не только знания этого дела в соответствии с сегодняшними требованиями, но и своеобразного исторического аспекта мышления". 1.7.1 Тематика и планы семинарских занятийСеминар 1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ПЕДАГОГОВ ХVII – XIX ВЕКОВ ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ПЕДАГОГИКИ Ц е л ь: проанализировать развитие взглядов на цель, природосообразность воспитания, отношение к школе и семье как социальной среде воспитания в контексте философско-мировоззренческих позиций зарубежных педагогов XVII - XIX вв. Вопросы для обсуждения:
Основная литература:
Дополнительная литература
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: |
Пояснительная записка Дисциплина «История педагогики и образования» История педагогики и образования: тематический план, программа, методические материалы. Тюмень, 2008. – с | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка курс «История регионов мира» Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп | Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 7 класса... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2010 г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;... | ||
Пояснительная записка учебный курс «История исторической науки. Историография» Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп | Вопросы к экзамену 41 Пояснительная записка Курс «История мировой и отечественной культуры» Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп | ||
Пояснительная записка Курс «История дизайна» Курс «История дизайна» на художественно-графическом факультете является одним из факультативных дисциплин в системе художественно-педагогической... | Пояснительная записка: Предмет: обществознание Курс: «История Древнего мира» Класс: 5 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден | ||
Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Рабочая программа пояснительная записка курс «Отечественная история» Гос впо по специальности 030501. 65 Юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., №260 гум/сп | Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс.... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс... | Контрольные вопросы 61 рабочая программа пояснительная записка курс... Гос впо по специальности 030501. 65 юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., №260 гум/сп | ||
Пояснительная записка Курс «Отечественная история» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Рабочая программа по дисциплине История педагогики и образования для подготовки аспирантов «История педагогики и образования» сформировать и развить историко-педагогическое и мышление, а также умение видеть проблемы современного... |