Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования»





НазваниеПояснительная записка: Курс «История педагогики и образования»
страница1/24
Дата публикации09.01.2015
Размер3 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

Учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫ



История педагогики и ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

опд.ф.5

основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050501 Профессиональное обучение (дизайн) со специализацией Графический дизайн

Утверждено на заседании

Кафедра педагогического проектирования

и образовательных технологий

_______________ХОТиД_____ факультета

(протокол № 1 от 01.09. 2009г.)




Зав. кафедрой

________________Д.Г.Левитес

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

Структура программы учебной дисциплины

1.1. Автор-составитель программы

В.Э. Черник, кандидат педагогических наук, доцент

1.2. Рецензенты:

Д.Г. Левитес, доктор педагогических наук, профессор, МГПУ;


Возница В. М. канд. пед. наук, доцент, декан факультета экономики ЧОУ ВПО

БИЭПП в г. Мурманске

1.3. Пояснительная записка:


Курс «История педагогики и образования» является базовым в подготовке учителя-воспитателя.

В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности 050103 География со специализацией Социальная география Скандинавских стран и туризм он читается параллельно с курсами «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», что необходимо учитывать ведущим предмет преподавателям.

При составлении данной программы автором учтен отечественный опыт преподавания «Истории педагогики», «Истории образования и педагогической мысли», «Истории педагогики и философии образования», а также идеи, заложенные в опубликованных программах А.И. Пискунова, Б.Г. Корнетова, Г.М. Коджаспировой и др.
Цель курса:
содействовать формированию у будущих специалистов в области образования профессионального педагогического мышления, вырабатывая у них способность понимать пути развития теории и практики воспитания и обучения, осмысливать цели, содержание, методы и организацию педагогической деятельности в различных исторических условиях.
Задачи курса:


  • расширить профессионально-педагогический кругозор путем усвоения ключевых идей и проблем педагогической теории и практики в их развитии в различных странах и в различные исторические эпохи;

  • содействовать формированию способности объективно оценивать историю и современное состояние педагогической теории и практики путем выявления различных факторов, условий, приводивших или приведших к определенному положению дел;

  • способствовать развитию критичности и диалектичности профессионального мышления, сознания невозможности однозначного подхода к решению педагогических проблем путем выявления различных (как положительных, так и отрицательных) последствий идей или действий различных представителей педагогической науки и практики прошлого и современности;

  • стимулировать формирование у студентов собственной профессиональной позиции, а также накоплению опыта ее выражения путем создания педагогических ситуаций выбора, собственного проектирования возможных ситуаций, а также необходимости аргументировать свой выбор;

  • содействовать развитию эмпатии средствами, побуждающими студентов занимать положение учащихся, а также тех или иных педагогов при рассмотрении вариантов решения педагогических проблем;

  • содержательными и операционными средствами содействовать формированию у студентов приверженности гуманистическим ценностям образования и собственной жизни.

Требования к уровню освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

основные понятия «история педагогики и образования», «всемирный историко-педагогический процесс»; основные концептуальные подходы к истории педагогики и образования, предмет, функции, источники истории педагогики, взаимосвязь истории педагогики с другими областями научных знаний, ученых — историков педагогики и образования;

генезис и историческую сущность воспитания; концепции происхождения воспитания; основные историко-педагогические факты; типы школ, представителей педагогической мысли и их педагогические идеи в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима.

основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования; особенности воспитания и образования в различные периоды истории культуры, цивилизационного развития государств (до нач. XX в.); авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли; основные педагогические системы в контексте различных моделей историко-культурного развития стран; типы школ в их историческом развитии

основные историко-педагогические факты, даты из истории педагогики и образования в странах Западной Европы, США, России; реформы образования; педагогические идеи и концепции, основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений.

соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений.

1.4. Извлечение из ГОСВПО


История педагогики и образования. История педагогики и образования как область научного знания. Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

1.5. Объем дисциплины и виды учебных занятий

№ п/п

Шифр и

наименование специальности

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

трудоемкость

Всего аудит

ЛК

ПР/С

ЛБ

САМ РАБ

1

050501 Профессиональное обучение (дизайн) со специализацией Графический дизайн

4

90

8

4

4

-

82

Зачет

1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени




№ п/п



Наименование раздела, темы

трудоемкость

Самост

работа



Всего аудиторных


ЛК

ПР/СМ

Всего

Ауд.

1.

История педагогики и образования как область научного знания.

12

9

1




1

2.

Воспитание в первобытном обществе. Школа и воспитание в древнем мире.

12

9

1




1

4

Воспитание и образование в эпоху Средневековья

13

9

1




1

4.

Школа и педагогика в новое время (до 19 в.)

10

9

1




1

5.

Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в 19 в.

7

9




1

1

6.

Школа и педагогика в России в 19 в.

12

9




1

1

7.

Развитие педагогической мысли и образовательная практика в к.19 – н.20 в.

8

9




1

1

8.

Школа и педагогика в России в новейшее время

10

9




1

1

9.

Ведущие тенденции современного мирового образовательного процесса

6

10













Итого

90

82

4

4

8

1.6.2. Содержание разделов дисциплины


История педагогики и образования как область научного знания.

История педагогики и образования как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания и обучения. Ее основные функции. История педагогики и образования как учебный предмет в высшей педагогической школе. Его значение в формировании профессиональной культуры будущего учителя. Задачи и программа курса.
Воспитание в первобытном обществе. Школа и воспитание в древнем мире.

Проблема происхождения воспитания. Практика и особенности воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к ним как зачаточная форма организованного воспитания. Дифференцированный характер воспитания и обучения.

Воспитание и школа в античном мире. Идея калокогафии – воспитания гармонично развитой личности. Педагогические идеи античных философов.

Воспитание и образование в эпоху Средневековья

Состояние школьного дела. Церковные и светские школы. Тривиум и квадривиум. Особенности рыцарского воспитания. Городские школы. Университеты. Схоластика и развитие педагогической мысли. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (14-16 вв.).

Воспитание и обучение детей у славян до крещения Руси. Влияние крещения Руси на воспитание и обучение. Содержание и методы обучения в церковных и монастырских школах. «Домострой» как свод взглядов на воспитание. Развитие школы в Русском централизованном государстве 17 в.: элементарное обучение и школа повышенного типа, славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве.

Школа и педагогика в новое время (до 19 в.)

Начало систематизации педагогического знания. Педагогическая концепция Я. А. Коменского.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж. Локка. Система элитарного образования.

Концепция естественного свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо.

Просветительские реформы в начале 18 в. в России. Создание государственных школ. Школа и просвещение в России в последней четверти 18 в. Деятельность и педагогические идеи И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова. Уставы русских школ.

Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в 19 в.

Педагогическое творчество И.П. Песталоцции: идея развивающего поэлементного обучения и воспитания; практическая педагогическая деятельность. Ф.В.А. Дистервег – продолжатель идей Песталоцци в Германии. Вклад И.Ф. Гербарта в становление научной педагогики. Идея педагогики как науки и искусства. Идея воспитывающего обучения.

Вопросы воспитания в социальных учениях второй половины 19 в.
Школа и педагогика в России в 19 в.

Общественно-педагогическое движение. Вопросы воспитания и обучения в деятельности и наследии революционных демократов (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова и др.). Роль Н.И. Пирогова в активизации общественно-педагогического движения в середине 19 в. Развитие педагогической науки в России, роль К.Д.Ушинского в формировании научной педагогики в России. Идеи свободного воспитания и опыт их реализации в деятельности Л.Н. Толстого.
Развитие педагогической мысли и образовательная практика в к.19 – н.20 в.

Реформаторская педагогика. Ее направления (мануализм, профессионализм, активизм; теория гражданского воспитания; идеи М. Монтессори; педагогика прагматизма Д. Дьюи и его последователей и др.).

Педагогическая мысль в России (П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий и др.).
Школа и педагогика в России в новейшее время.

Школьные преобразования в первые годы Советской власти, поиски решения проблемы содержания образования, форм и методов обучения в 20-е годы. Унификация структуры общеобразовательной школы в 30-е годы, упорядочение организации и методов школьного обучения. Влияние партийно-правительственный постановлений начала 30-х годов на развитие школы и педагогики в стране.

Теоретическая и практическая деятельность С.Т. Шацкого и А.С.Макаренко.

Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны.

Развитие школы и педагогической мысли в послевоенный период. Педагогический опыт и идеи В. А. Сухомлинского.

Направления реорганизации образования в условиях реформы социально-экономического развития страны. Передовой педагогический опыт, деятельность учителей-экспериментаторов.
Основные тенденции современного мирового образовательного процесса.

Изменения в работе школ ведущих стран Западной Европы и США. Образовательные реформы 2-й половины 20 в. Дескулизация, альтернативные типы образовательных учреждений. Поиск новых образовательных технологий: программированное обучение, компьютеризация обучения, разработка стандартов образования. Гуманизация и гуманитаризация образования.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения. Темы и задания для самостоятельной работы находятся на кафедре.

1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


Памятка для студентов.
Изучение истории педагогики и образования играет существенную роль в системе профессиональной подготовки будущего учителя. Знакомство с традициями мирового и отечественного опыта, своеобразное «путешествие» по философско-педагогическим учениям прошлого способствует развитию педагогического мышления, позволяет учителю найти собственный, индивидуальный стиль в работе с учащимися.

В этом случае творчество педагога не будет подменяться набором рецептурных рекомендаций, "патентованных" средств. Историко-педагогические знания, их осмысление дают ориентировку в разнообразии вариантов общепедагогических подходов, открывают будущему учителю ретроспективу педагогических средств и перспективу их творческого обновления в своей собственной деятельности, вырывают из плена «педагогического фельдшеризма» (М.М.Рубинштейн).

Приобщение к историко-педагогическим знаниям осуществляется на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельной работы.

На семинарских занятиях под руководством преподавателя осуществляется целенаправленное обсуждение первоисточников, изученных студентами самостоятельно в ходе подготовки к занятию. При этом знания студентов уточняются, корректируются, углубляются. Все обсуждаемые проблемы выносятся на зачет. Важно, чтобы работа студентов была результативной. Поэтому при подготовке к семинарам стоит обратить внимание на следующее:

1. Составляя конспект, необходимо указывать библиографические данные источника (ФИО автора, название работы, место и год ее издания).

2. Важно ознакомиться с методическими рекомендациями по конкретной теме семинарского занятия ДО конспектирования статьи. В тексте методических рекомендаций, составленных преподавателем, отмечены вопросы, на которые следует найти ответы в первоисточнике. При обсуждении источника в аудитории преподаватель ставит в первую очередь именно эти вопросы.

3. В случае необходимости желательно разделять педагогическую идею автора и приводимую им аргументацию.

4. Для того, чтобы во время занятия быстро ориентироваться в конспекте, можно наиболее важные смысловые части конспекта выделять: подчеркивать, обозначать на полях, нумеровать и т.д.

5. Анализ источника предполагает разбор как продуктивных, верных в педагогическом отношении идей, так и ошибочных; поэтому при подготовке в конспекте можно выделять "+" и "-".

6. Так как высока вероятность, что во время занятия возникает необходимость дополнить подготовленный конспект, то полезно оставлять в тетради свободное место для дописывания.

Выполнение этих рекомендаций поможет полнее осознать одну из важнейших закономерностей педагогической деятельности. "Сущность этой закономерности, – по мысли В.А. Сухомлинского, – сводится к тому, что успех в любом практическом деле требует не только знания этого дела в соответствии с сегодняшними требованиями, но и своеобразного исторического аспекта мышления".

1.7.1 Тематика и планы семинарских занятий


Семинар 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ПЕДАГОГОВ ХVII – XIX ВЕКОВ

ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ПЕДАГОГИКИ

Ц е л ь: проанализировать развитие взглядов на цель, природосообразность воспитания, отношение к школе и семье как социальной среде воспитания в контексте философско-мировоззренческих позиций зарубежных педагогов XVII - XIX вв.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сравнительный анализ взглядов Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Дистервега, Р. Оуэна на цель воспитания.

  2. Развитие идеи природосообразности воспитания в западноевропейской педагогике 17-19 вв.

  3. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэн о роли школы и семьи в воспитании.

Основная литература:

  1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. М., 1974. С. 96-98, 98-101, 222-223, 125-127, 182, 188, 337-354, 419-421, 433-437, 446, 450, 452-453. – сделать необходимые выписки.

  2. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с. – Глава 8 (Разделы о Я.Коменском, Д. Локке, Ж.Ж.Руссо). Глава 10. (Разделы о И.Г. Песталоцци, А. Дистервеге, Р.Оуэне). – сделать необходимые выписки

Дополнительная литература

  1. Кумарин В. Дайте школе Коменского, и она станет домом радости : [Использование в обучении принципа природосообразности, разраб. Я.А. Коменским: Сравнит. педагогика] // Нар. образование. -1998. -N 6. - C. 190-193

  2. Кумарин В. Аксиомы Коменского, или Строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования // Нар. образование. -2001. -N 8. - C. 237-241

  3. Кларин В.М. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. -1996. -N 1. - C. 44-49

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconПояснительная записка Дисциплина «История педагогики и образования»
История педагогики и образования: тематический план, программа, методические материалы. Тюмень, 2008. – с
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconПояснительная записка курс «История регионов мира»
Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории для 7 класса...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2010 г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;...
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconПояснительная записка учебный курс «История исторической науки. Историография»
Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconВопросы к экзамену 41 Пояснительная записка Курс «История мировой и отечественной культуры»
Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconПояснительная записка Курс «История дизайна»
Курс «История дизайна» на художественно-графическом факультете является одним из факультативных дисциплин в системе художественно-педагогической...
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconПояснительная записка: Предмет: обществознание Курс: «История Древнего мира» Класс: 5
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconПояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории
Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л....
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconРабочая программа пояснительная записка курс «Отечественная история»
Гос впо по специальности 030501. 65 Юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., №260 гум/сп
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconКалендарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс
«Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс....
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconКонтрольные вопросы 61 рабочая программа пояснительная записка курс...
Гос впо по специальности 030501. 65 юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., №260 гум/сп
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconПояснительная записка Курс «Отечественная история»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» iconРабочая программа по дисциплине История педагогики и образования для подготовки аспирантов
«История педагогики и образования» сформировать и развить историко-педагогическое и мышление, а также умение видеть проблемы современного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск