Скачать 79.31 Kb.
|
Хмелевская Светлана Никаноровна Учитель ИЗО, черчения МБОУ СОШ №45, г.Уфы РБ План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему «Жостовские букеты» Цели урока: -закрепление знаний учащихся о народных промыслах России; -знакомство с историей художественного промысла Жостово; -знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций; -развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса. Задачи: 1) обучающая: научить учащихся выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов; 2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией; 3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.); 4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству. Оборудование и материалы: Для учителя: наглядные пособия, фотографии с изображением жостовских подносов, наглядные пособия для отгадывания кроссворда, поднос с жостовской росписью, магнитофон, музыкальный фрагмент (народная музыка), бумага, гуашь, кисти (2-3 шт.), баночка с водой, цв.мел. Для учащихся: картон черного цвета, гуашь, кисти (2-3 шт.), баночка с водой, палитра, тряпочка, образец с изображением различных видов и форм цветов. План урока: 1. Орг.момент 2. Беседа об истории художественного промысла 3. Решение кроссворда 4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи 5. Физкультминутка 6. Постановка художественной задачи 7. Практическое выполнение задания 8. Подведение итогов и просмотр работ Ход урока: 1. Орг.момент: Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Беседа об истории художественного промысла: Ребята, обратите внимание, как красиво украшена классная доска! Какие удивительные изделия мы видим на ней. Все они сделаны народными умельцами. Велика Россия наша И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет! Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров одного из подмосковных сел. На Руси с начала 19 века получил распространение заморский напиток – чай. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую. Каких только подносов не изготавливали те мастера. Трактирные, или «скатертные», достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки. Подносы имели самую разнообразную форму: и круглые, и овальные, и прямоугольные, и даже треугольные (показать репродукции). Что же изображали мастера на своих подносах? Это букеты знакомых каждому цветов. Букеты сказочных цветов Глядят на нас с подносов звонких И шелк волшебных лепестков, И трепет трав в сиянии тонком. Именно расписные подносы прославили это подмосковное село, т.к. именно по нему получили свое название. 3. Решение кроссворда: А мы сейчас попробуем отгадать название этого села (кроссворд с вопросами в приложении №1). Ребята отвечают на вопросы и отгадывают название художественного промысла Жостово. 4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи: Присмотритесь к росписи подносов. На черном, синем, красном или палевом фоне выполнялись самые разнообразные цветочные композиции: и венки из цветов, и пышные букеты (показать репродукции). Букеты – плотные, стеблей почти не видно. Одни головки цветков и листья. В центральной части – самые крупные, а края и промежутки украшает кружево из мелких цветочков и тонких стебельков и листьев. Свободная манера письма, кистевая живописная импровизация – основной принцип жостовской росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Каждый этап имеет свое название: 1) Замалевок. На заранее подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев. 2) Тенежка. Это слово созвучно слову «тень». Обозначаются теневые места растений. Появляется объем. 3) Бликовка. Художник создает эффект освещенности букета за счет высвечивания бликом части цветка и листьев. Поэтому передняя часть цветов как бы «выступает вперед», а отвернутая от зрителя «уходит вглубь». 4) Чертежка. При помощи тонкой кисточки прописывают «семенца» в центре чашек. 5) Привязка. Тонкой кисточкой прописываются стебельки, травинки, усики. Букет объединяется в единое целое. 6) Уборка. Украшаются борта подноса геометрическими или растительными узорами. 5. Физкультминутка «На ярмарке»: А теперь, ребята, перед тем, как приступить к практической части урока, проведем физкультминутку. Мы на ярмарку пошли, Много деревень прошли (шаги на месте) Как на ярмарку попали Скомороха увидали (руки приложили к голове, сделали несколько наклонов головы). Он все бегает, резвится И зазвать народ стремится (бег на месте). То присядет, то привстанет (движения по тексту). Руки кверху поднимает, а потом их отпускает. И кричит на всю страну: «Покупайте Хохлому!». 6. Постановка художественной задачи: Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. Сегодня мы с вами выполним фрагмент жостовской росписи. Попробуем изобразить один крупный цветок с листьями. У всех на столах представлены образцы самых разнообразных видов и форм цветов. При выполнении росписи можете их использовать. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов. 7. Практическое выполнение задания: Приступаем к работе. Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: «лепесток», «стебелек» и т.д. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы. 8. Подведение итогов и просмотр работ: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным и очень праздничным искусством Жостово. Давайте еще раз полюбуемся им. Прошу ребят, чьи работы выполнены наиболее удачно, выйти к доске. Как вы думаете, достойны эти работы представлять народный промысел Жостово? Ответы учащихся. Заканчиваю урок стихами: Как удивительно тепло И хмурый день наполнен светом, Когда в руках ожившим летом Горит такое мастерство. Выставление оценок. Домашнее задание для тех, кто не успел закончить работу – завершить работу дома. На следующий урок приносим акварельные краски или гуашь, кисти, альбом. Уборка рабочих мест. Урок окончен. До свидания. Список литературы: 1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы /Под ред. Б.М. Неменского [Текст]: учебное издание М.: Просвещение, 2005. 141с. 2. Сидоров В. Жостовский букет // Юный художник. - №8. – 1978. 3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8кл.: В 4 ч.Ч.3 Основы композиции.- Обнинск: Титул, 2004. – 80с. Приложение №1 КРОССВОРД
Вопросы: 1. Название промысла (показать картинку) 2. Эта игрушка из села (показать картинку) 3. Название веселой весенней ярмарки на которую свозили игрушки и свистульки 4. Название хохломского узора (показать фото) 5. Эта игрушка из села (показать картинку) 6. Название игрушки (показать картинку) 7. Название промысла (показать картинку) |
Конспект урока по изобразительному искусству: Конструкция, декор... «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной... | Рабочая программа по изобразительному искусству 6-7 классы основное общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования(приказ мо и н РФ от... | ||
План конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 а... Каждый народ земли – художник'': возродить в детях познавательный интерес, любовь к искусству, патриотизм; возвеличить то, что нас... | Рабочая программа по искусству изо для 5-9 классов составлена на... Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника... | ||
Программа по искусству «Изобразительному искусству» Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса | Рабочая программа по искусству изо составлена на основе федерального... Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству... | План – конспект открытого урока по изобразительному искусству Подведение итогов урока. Выставка. Коллективное обсуждение детских работ. Обобщение темы урока. Уборка рабочего места | ||
План конспект открытого урока по изобразительному искусству Тема урока Цель: Познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры | Рабочая программа по изобразительному искусству (название предмета) Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство... | ||
План – конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе Цель урока: Продолжать учить создавать композицию натюрморта, на основе заданной. Развивать творческие способности учащихся и фантазию.... | Рабочая программа по изобразительному искусству, 1- 4 класс (2013 2014 учебный год) Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) Б. М. Неменского, а также на основе Государственного стандарта общего образования,в соответствии с Федеральным базисным учебным планом... | Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!" План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | ||
Тема : Жостовские букеты Борьба Руси с западными завоевателями. Пятый урок в теме «Русь во второй половине XII – XIII в» | Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М.... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»... |