Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана





НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана
страница1/14
Дата публикации19.03.2015
Размер2.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УНПК « Международный Университет Кыргызстана »

ЖАЛАЛ-АБАДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА,

БИЗНЕСА и КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра « Педагогики и социально-гуманитарных дисциплин »

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по курсу
История Кыргызстана

2012 г.

1.Цель и задачи дисциплины.
1.1. Целью изучения истории отечества является формирование у студентов знаний об обществе, о его структуре, закономерностей развития, взаимодействия общественных институтов и личности.
1.2. Задача изучения дисциплины состоит в том, чтобы способствовать развитию адаптационных качеств у студентов в социальной деятельности.


ГСЭ.Г.ОЗ.

ОТЕЧЕСВЕНННАЯ ИСТОРИЯ 136
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического 5 источника. Историки об этнониме « Кыркыз ». Три главных направления в изучении проблемы происхождения и формирования кыргызского народа. История Кыргызстана –неотъемлемая часть всемирной истории. Древнейший период. Саки, гунны, усуни. Государство Давань. Эпоха Великого переселения народов. Основные этапы стоновления государственности. Древняя Русь и Великая степь. Тюркские каганаты , особенности социального и военного строя . Кыргызское государство; И великодержавие . Караханидский каганат ,принятие ислама Торода ,наука , литература (Жусуп Баласагын, Махмуд Кашгари). Торговля по Великому Шелковому пути. Кыргызы в государстве Чингизидов. 13-14 вв. проблемы взаимивлияния . Тамерлан и средневековые государства Европы и Азии . Государственно-политическая консолидация кыргызов . Завершение процесса этногенеза кыргызов на Тянь-Шане. Кыргызстан в 16-начале 17вв. Кыргызстан и Кокандское ханство , роль кыргызских феодалов в общественно-политической жизни Кокандского ханства . Акбото-бий , Курманджан . Посольско-дипломатические связи с Россией . В составе Росси . Кыргызстан – колония Российской империи . Новое административно-территориальные управление, налоги, земельная политика . Особенности развития промышленности в Кыргызстане. Национально-освободительной восстание 1916г. Октябрьская революция 1917г. Этапы гражданской войны . Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Программа нациально-государственного строительства-НЭП, Земельно-водная реформа . Формирование однопартийного политического режима. Образование ССР и КССР . Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразование в 30-е годы. Репрессии. Кыргызстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). На фронтах и в тылу. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие Кыргызыстана в 1945-1960гг. Кыргызыстан в 1967-1985гг. Последствия НТР и нарастание кризиса в экономике и общественной жизни. КССР в годы перестройки в ССР в 1985-1991гг. Распад ССР. Независимый Кыргызстан. Кыргызстан на пути радикальной социально-экономической реформы . Культура в Кыргызкой Республике. Внешнеполитическая деятельность в новых геополитических условиях.


136




Сетка часов по дисциплине «История Отечества»

(лекционные занятия)




Наименование темы

Количество кр/часов

1.

Сущность, формы, функции исторического знания.

2

2.

Кыргызстан в древний период.

2

3.

Кыргызстан в системе древнетюркской цивилизации.

2

4.

Кыргызское великодержавие.

2

5.

Караханидский каганат.

2

6

Кыргызы в составе государстве Чингизидов. (Монгольская империя)

4

7.

Государственно-политическая консолидация кыргызов

2

8.

Кыргызстан в составе Кокандского ханства.

4

9.

Кыргызстан в составе Российской империи.

4

10.

Социально-экономическое и политическое положение кыргызов в начале XXв.

2

11.

Установление советской власти на терриории Кыргызстана.

2

12.

Социально-экономическое строительство страны 20-30гг.

2

13.

Кыргызстан в гды Великой отечественной войны (1941-1945гг)

2

14.

Кыргызстан в годы перестройки.

2

15.

Независимый Кыргызстан.

2




Итого:

36ч./2кр.


Рабочая программа

По курсу-«Отечественная история» для студентов 1-го курса

(лекционные занятия)
Тема:1Сущность,формы,функции исторического знания.

План:1

1.Методы источники изучения истории.

2.Понятие и классификация исторического источника.

3.История об этнониме кыргыз.

4.Три главных названия в изучении происхождения формы кыргызского народа.

5.История Кыргызской Республики-неотъемлемая часть мировой истории.
Литература:

  1. ИсторияКыргызской СССР Т-1,Ф.1984

  2. Плоцких В., Мокрынин В История с древнейших времен до наших дней;

  3. История древнего мира. М., 1989;


Тема: 2 Кыргызстан в древний период

План:

1.Древнейший период. Саки, гунны, усуни.

2.Государство Давань.

3.Эпоха Великого переселения народов.Атилла.
Литература: ..

1 История Киргизской ССР. Т-1,Ф., 1984; ':

2 Мокрышш Л.Х.. ХуннывКитае, М., 1979

3 Плоцких В. Мокрынин В. Кыргызы в эпоху Великого переселения народов. Б.,1992

4 Бергитам А.Н. Гунны. Л., 1949;

.5 Табиталиев С.Т. Кыргызстан на Великом шёлковом пути, Б.1992.
Тема:3 Кыргызстан в системе древне тюркской цивилизации.

План:

1.Образование Тюркского каганата.

2.Заподно тюркский каганат.

3.Тюргешский каганат.




Литература:

  1. История Киргизской ССР. T-L Ф., 1984;

  2. Мокрынин Л.Х., Хунны в Китае, М.. 1979;

3. Джандарбеков Б. Томирис. Алма-Ата, 1990;

  1. Бергитам А.Н. Гунны. Д., 1949;

  2. Плоских В.. Мокрынин В. Кыргызы в эпоху Великого переселения народов. Б., 1992;

  3. Табиталиев .С.Т. Кыргызстан на Великом шёлковом пути. Б.. 1992.


Тема:4 Кыргызское великодержавие.

План:

1.Уйгурский каганат.

2.Подчинение енисейских кыргызов уйгурскому каганату.

3.Консолидатсия сил кыргызов против уйгуров.

4.Период великодержавия кыргызов.

Литература:

1.Бартольд.Кыргызы.Исторический очерк П.П.С.Т-2с.473-546;

2.Бернштам А.Н.Историческое прошлое кыргызского народа. Ф., 1942;

3.Плоцкий В. История кыргызов и Кыргызстана. Б., 2000; История КССР. Ф.,
Тема: 5 Караханитский каганат .

План:

1.Происхождение династии Караханидов.

2.Заваевание Средней Азии.

3.Упадок государства Каркханидов.

4.Культура Караханидского государства.
Литература:

1.Бартольтьд.Кыргызы. Исторический очерк П.С.С. Т- 2 с. 473-546.

2.Бернштам А.Н. Историческое прошлое кыргызского народа. Ф., 1942;

3.Караев С.К. История Каркханитского государства. Ф.,1998;
Тема:6 Кыргызы в составе государстве Чингизидов (Монгольская империя).

План:

1.Заваевание монголами кыргызов Енисея и Тянь-Шаня.

2.Распад империи Монголов.

3.Кыргызы в улусе Чагатая.

4.Государство Хайду на Тань-Шане.

Литература:

1.История КССР,Т-1

2.Бартольд В.В. Туркестан в эпоху мангольского нашествия. Соч., Т-1

3.Петров К.И. К истории кыргызов на Тань-Шане.. Ф.,1961;
Тема:7 Государственно-политическая консолидация кыргызов.

План:

1.Объединяющая роль Мухаммед-хана в процессах дальнейшей консолидации кыргызов.

2.В конце ХV1-начале ХV1 вв.

3.Борьба против джунгаров.

4.Казакские набеги.

Лигерагура:

- \. История КССР., Т-2, Джамгерчинов Б, Д. Присоединение Киргизии к России. М., 1959;

  1. Добровольное вхождение Киргизии в состав России. Ф.. 1963;

  2. Хасанов А.Х. Взаимоотношения киргизов с кокандским ханством и Россией, Ф.. 1961;

  3. Плоских В. У истоков дружбы. Ф., 1972;

  4. Усенбаев К. Присоединение Южной Киргизии к России. Ф., 1960.


Тема:8 Кыргызстан в составе кокандского ханства.

План:

1.Образование Кокандского ханство.

2Этапы образования Кокандского ханство.

3Кыргызы под игом Кокандского хвнство

4.административное управление и социально-экономическая политика Кокандского ханство.

5.Ак-бото бий. Курманжан Датка.

6.Востание кыргызов против Кокандского ханства.Исхак Хасан уулу.

Литература:

1.История КССР., Т-2, Джамгерчинов Б, Д. Присоединение Киргизии к России. М., 1959;

2.Добровольное вхождение Киргизии в состав России. Ф.. 1963;

3.асанов А.Х. Взаимоотношения киргизов с кокандским ханством и Россией, Ф.. 1961;

4.Плоских В. У истоков дружбы. Ф., 1972;

5.Усенбаев К. Присоединение Южной Киргизии к России. Ф., 1960.
Тема:9 Кыгызстан в составе Российской империи.

План:

1.Кыргызстан колония Российской империи.

2.Административнн-территориальное управление.

3.Экономическое развитие Кыргызстана в составе России.

4.Налоговая и земельная политика царизма.

5.андижвнское восстание.
Литература:

1.Джамгирчинов Б.Д.Присоединение Киргизии к России.

2.ХасановА.Х.Взаимоотношения киргизов с коканским ханством иРоссией.Ф., 1961.

3.Усенбаев К. Присоединение Южной Киргизии К России. Ф.,1960.
Тема:10 Установление Советской власти на территории Кыргызстана.

План:

1.Национально-освободительное восстание 1916г.

2.Кыргызстан в период февральской революции 1917г.

3.Кыргызстан в период ВОСР 1917г.

4.Победа ВОСР 1917года и установление советской власти на территорииКыргызста.
Литература:

1.История КССР.

2.Чотонов. История Кыргызстана ХХв.
Тема:11 Социально-Экономическое строительство страны 20-30гг.

План:

1.Программа национально-государственного строительство.

2.НЭП.

3.Земельно-водная реформа.

4.Курс на коллективизацию сельского хозяйства.
Литература:

1.Горинов М.И. 20-е годы :Становление и развитие НЭП. М.,1991;

2.Бактыгулов Д.Х. Колликтивизатция кыргызского аила/КоммунистКырг./1990№3

3.История КССР.
Тема:12 Кыргызстан в годы ВОВ(1941-1945гг).

План:

1.Начало ВОВ, мобилизитция сил на борьбу с врагом.

2.Герои кыргызстанцы на фронтах ВОВ.

3.Трудовой вклад кыргызстанцев в дело победы.

4.Победоностное завершение ВОВ.
Литература:

1.История Отечества: люди,решения,идеи. М.,1991

2.История КССР.Т-4.

3.Чотонов История Кыргызстана ХХв.
Тема:13 Общественно-политическое и социально- экономическое развитие, Кыргызстана 50-60гг.

План:

1.Общественно-политическая жизнь Кыргызстана.

2.Кыргызстан в начале 60г.

3.Экономика Кыргызстана.
Литература:

1.Плоцкий В. История кыргызов и Кыргызстана. Б., 2000;

2.Чотонов История Кыргызстана ХХв.
Тема:14 Кыргызстан в годы перестройки.

План:

1.Перестройка.

2.Демократизатция.Ситуация-политическая социализация.

3.возникновение общественно-политическич движений демократического направления.

4.Распад СССР.
Литература:

1.Чотонов У.суверенный Кыргызстан :выбор исторического пути. Б., 1995;

2.Плоцкий В. Мокрынин В. История кыргызов и Кыргызстана. Б., 2000;
Тема:15 Независимость Кыргызстана.

План:

1.Кыргызстан на пути радикальной социально экономической реформы.

2.Обретение суверенности Кыргызстаном и наполнение ее правовым. содержанием.

3.Внешняя политика Кыргызстана 1991-2005гг.

4.Культура в Кыргызской Республике.
Литература:

1.Чотонов У.суверенный Кыргызстан :выбор исторического пути. Б., 1995;

2.Койчуев Т.Независимый Кыргызстан третий путь. Б., 1993.

3.Тургунбеков Р.Т. Конституционный строй КР. Б., 1996;

Лекция№1

Тема : Сущность, формы, функции исторического знания.

План:

1.Методы и источники изучения истории.

2.Понятие и классификация исторического источника.

3.История об этнониме кыргыз.

4.Три главных названия в изучении происхождения формы кыргызского народа.

5.История Кыргызской Республики -неотъемлемая часть мировой истории.
Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история. История,- это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касается развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей. Предметом отечественной истории являются закономерности политической социально-экономического развития Кыргызской государственной обществ.

3 отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах. В результате изучения предмета отечественной истории студент должен . приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества как части всемирной истории человечества, но со своими особенностями. В сущности; история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Сложная современная действительность ярко показывает, что все общественные движения строятся обосновывать своп действия ссылками па историю. В истолковании исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, политологии социологии и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе периодического огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О. Ключевский ответил: "История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение".

Каковы же формы исторического знания как части общественного сознания? Историческое знание складывалось постепенно, по ступеням развития человечества. Для появления исторических представлений необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. В древности было архаическое сознание - объяснение явлений природы и общественной жизни действиями сверхъестественных сил. Это отражалось в мифологии. Важным условием созревания истории как отрасли знаний явилось утверждение представлений о линейном времени, хронологии. На высших ступенях развития человечества исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни. Поэтому формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории. История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты. Четвертая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

Понятие и классификация исторического источника.

Поиски объективной истины в истории, историческое познание - сложный и трудоёмкий процесс. Задача научного знания - изучать прошлое, объяснять его, а не обвинять. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Каждый историк не беспристрастен, но он не имеет права на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Как и в других науках, в истории идёт накопление и открытие новых фактов, совершенствуются теория с учётом 'других отраслей знания (культурологи, психологии, социологии), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов).Существуют также специально-исторические методы исследования: хронологический - предусматривает изложение исторического материала хронологической последовательности; синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе; дихронный - метод периодизации; историческое моделирование, статистический метод историческое моделирование, статистический метод. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни все свидетельства о прошлом. Выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные, фонические. Многие факты, события и явления отечественной истории с открытием . новых источников рассматриваются сегодня в научных монографиях, учебных пособиях иначе, чем пять-десять лет тому назад не только исходя из политической конъюнктуры, но и в связи с расширением нашего кругозора, знаний о прошлом. Многие из тех, кто интересовался историей этого вопроса, читали, конечно, что народ киргизов-упомянут в китайских источниках (Ши-цзи, Сыма Цянь, и еще несколько хроник) в 1-3 веках до н.э. Очень почтенный срок. Из высокоцивилизованных европейских народов такой древностью могут похвастать, вероятно, одни только греки. Англичане и французы, русские и поляки, немцы и голландцы - все эти названия появились на 500-1000 лет позже. Чуть более пристальное знакомство с источниками несколько приземляет. Ведь по- китайки название этого народа записывается иероглифами, чтение которых далеко не однозначно. Тем более сложно восстановить, как читались эти иероглифы в то время, когда писались интересующие нас хроники. Так вот, принято два варианта прочтения названия, которое считается первым упоминанием киргизов: гэгунь (gegun) и цзянькунь (jianknn). И оба этих названия недостаточно близки по звучанию к слову кыргыз. Тогда почему их все-таки считают упоминанием именно о киргизах? Может быть, как это часто бывает, название киргизов по-китайски и будет как раз гэгунь (цзянькунь)? Ведь мы не сомневаемся в том, что народ, который по русски называют немцы, это тот же народ, которые совсем иначе называется по-английски - Germans, что совсем не похоже на французских Alemands, и все вместе эти названия резко отличаются от самоназвания этого народа Dutch оказывается, нет. По-китайски киргизы НЕ называются цзянькунь. Это название употребляется только в источниках династии Хань. Немного позже, в период династий Ляо и Суп (916-1279) киргизов, которые к тому времени прочно вошли в сферу интересов Поднебесной империи, называют другим названием: Сяцзяцзи. Еще позже (династии Цзинь и Мин, 13-15 века н.э.) название еще раз меняется на Ци-эр-цзи-сы или Цзи-ли-цзи-сы. Ну а сегодняшнее название киргизов по-китайски - Ке-эр-ке-цзи-цзу. И всякий раз названия записывались разными иероглифами, что означает, что эти названия не происходят одно от другого (в китайском может поменяться произношение знака, но сам знак остается тем же, что и тысячи лет назад, не считая реформ графики и особенностей почерка). Согласитесь, кстати, что и фонетически новые названия значительно ближе к слову кыргыз.Можно задать законный вопрос: а откуда тогда известно, что, например, сяцзяцзи эпохи Сун - киргизы? Делов том, что на этот счет имеются документы целых пяти письменных традиций: китайской, древнеуйгурской, тюркютской, персидской и арабской. Кроме китайцев, все остальные народы пользовались алфавитными записями, хотя и все - разными. Поэтому достаточно надежно устанавливается, что китайскому названию сяцзяцзи соответствует персидское хирхиз и уйгурское кыркыз. Ну а это, согласитесь - вполне бесспорные названия. Вот только несколько примеров из арабских и персидских источников:Рашид ад-Дин [5] (Труд окончен в 1310-1311 гг.):У этих .племен (урасут, теленгут и куштеми) страна была расположена по ту сторону киргизов, (на расстоянии) около одного месяца пути.Киргиз и Кэм-Кэмджиут — две области смежные друг с другом; обе они составляют одно владение. (мамлакат). Кэм-Кэмджиут — большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница — с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племенкори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы обитают в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой области.Аль-Маруази. «Табаи ал-хайаван» («Природа животных») Материалы фонда Института литературы и искусства АН Республики Кыргызстан. Инв. № 1820 Завершена в 1120 г. ,«К их числу (тюрков) относятся хирхизы, многочисленный народ, живущий между востоком и севером. Кимаки (живут) к северу от них, ягма и харлухи — к западу, а Куджа и Арк (расположились относительно их) между зимним западом и югом.На земле хирхизов есть четыре реки, которые текут, вливаясь в одну большую реку, протекающую между горами и темными ущельями.Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад ал-Истахри «Китаб масалик ал-мамалик (Книга путей государств)» (составлен в 930-933 гг.)А что касается хырхызов, то они живут между владениями тогузгузов, кимаков, океаном и землей хазладжей....Что касается хырхызов, то место их [расселения] — между гузами и кимаками, океаном и землями хазраджей. И земля Тибет расположена между хырхызами и страною Чин.Так что же с гэгунями-цзянькунями? Привожу аргументацию из классической работы А. Н. Бернштама "История кыргыз и Кыргызстана с древнейших времен до монгольского завоевания":Из последних здесь названы гэгунь или цзянькунь. Это имя является транскрипцией древних названий рек Енисея и Орхона. Совершенно очевидно, что это племя обитало в верхнем Енисее, т.е. из числа енисейских племен было наиболее южным ,следовательно наиболее близким и знакомым гуннам. Более того, как следует из тех же китайских источников под именем гэгунь, видимо понимались все южно-динлинские племена. Об этом говорит следующий любопытный факт. В 99 году до н.э. гуннский шаньюй (князь) Цзюйди-хэу, разбил китайские войска и взял в плен китайского полководца Ли Лина. Помиловав последнего, "шаньюй оказал Ли Лин должное почтение и женил его на своей дочери". По сообщению другого китайского источника, ему была дана во владение область киргизов, (в цитируемом источнике – Таныпу, в переводе И. Бичурина - написано не "область киргизов", а "область цзянькунь" - А. Лаговской называемая источником Хакас). О том, где точнее находилась эта часть владения области Хакас, является местом жительства Ли Лина, говорит его друг Соу-у, который посетил в то время Ли Лина. Соу-у сообщает,,что Ли Лин живет на берегу озера Бэйхай. Последнее является ни чем иным как китайским названием озера Байкал (Бэйхай в переводе означает "Северное море"). Ниже, когда мы будем разбирать границу киргизского государства, нам придется столкнуться опять с тем фактом, что во всяком случае крайние восточные границы киргизского государства подходили к Байкалу.Из сказанного следует, что видимо от Верхнего Енисея, по Туве и до Байкала были расселены киргизские племена, выше их, т.е. к северу, были расположены динлины. Упомянутые только что гэгуни, как и динлины, были покорены гуннами, в результате этого чисто политического события произошли весьма интересные результаты в области этнической. Увеличение связей гэгунь с гуннами нарушило естественно эндогамию, а это раскрыло все возможности для развития браков между этнически разными племенами. В результате мы наблюдаем скрещение двух разных типов, описание кагорых своеобразно зафиксировано китайскими источниками. Они говорят о киргизах VI-IX вв. "Жители вообще рослы, с рыжыми волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черными волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались нехорошим признаком, а с карими глазами почитались потомками Ли Лина".

А теперь, честно: следует ли из цитируемого источника, что в 99 году Ли Лин был поселен среди киргизов? Я как-то не уверен. По этой логике первым упоминанием о городе Санкт-Петербург следует считать рассказ о невской битве Князя Александра Ярославича, потому что тот разбил шведов на том примерно месте, где пять веков спустя Петр заложил новую столицу России. За века, прошедшие от Ли Лина до киргизского каганата, в этом районе могли смениться немало народов. Не то, чтобы из этого следует опровержение того, что гэгуни - это киргизы. Но и доказательство не следует тоже. Вопрос попросту следует считать открытым.

Иначе говоря, совершенно бесспорно народ под названием киргизы упоминается не позднее десятого века. Очень даже неплохо! Ну а если все же принять, что китайские гэ­гунь - это киргизы, получается и совсем глубокая древность. Кто такие древние киргизы и где они жилиЕще одна проблема киргизоведения. Дело в том, что в истории есть два народа, называющих себя киргизы.Один народ киргизов появляется в истории (опять же у китайцев) веке так в девятом под двумя названиями: Сяцзяцзи и Ха-ка-сы. Другие соседи (уйгуры, монголы) называют их хирхизами. Этот народ создает большое и сильное государство в минусинской котловине по реке Енисей, благополучно переживает расцвет и падение уйгуров, монголов, нескольких китайских династий, входит 17 веке в империю джунгаров (западных монголов, при которых на короткое время едва не повторилась история завоеваний Чингисхана: джунгары наносили поражения китайцам, маньчжурам и русским, а на пике могущества захватили даже Ташкент. В начале 18-го века джунгары были разбиты китайцами и бесследно растворились среди окружающих народов. Их близкими родственниками являются, например, калмыки). Именно енисейские киргизы оказывают, из-за потрясающе бездарной политики русских властей, упорное и бескомпромиссное сопротивление русскому покорению Сибири, штурмуют Томск и, в конце концов уходят в Китай, где несколько тысяч их потомков проживают и по сей день в уезде Фу-юй провинции Хэйлунгцзян. А в енисейской котловине проживают с техТпор вполне мирные хакасы (помните второе название енисейских киргизов?) и каждый второй ручеек или пригорок содержит в своем названии слово хыркыс.Второй народ с названием киргизы связан всей своей историей с горами Тянь-Шань. На территории Киргизии происходила масса интереснейших событий мировой и азиатской истории:

О ПРОИСХОЖДЕНИИ КИРГИЗОВ

Вопрос происхождения киргизов является одним из наиболее спорных и сложных в этнической истории Средней Азии, так как он сопрягается с древними реалиями Южной Сибири, Монголии и Китая. Для удобства восприятия сначало оговорю термины. В главе будет использоваться, если можно так выразиться, старое официальное название среднеазиатских кыргызов - "киргизы", тогда как под названием "древние кыргызы" будут подразумеваться насельники Минусинской котловины, создавшие в 840 году Кыргызский каганат.

Существует множество гипотез, теорий, пытающихся пролить свет на проблему происхождения киргизов, причем самая первая принадлежит выдающемуся казахскому ученому XIX века Чокану Чингисовичу Валиханову. Опираясь на его теорию, казахские ученые Маргу-лан А.Х. и Хасанов А. пришли к выводу о том, что киргизский политический союз сложился в IX-X вв., в районе Урумчи и к северу от Турфана. Позже откочевка некоторых сильных родов и племен на Тянь-Шань дает толчок к образованию народности, получившей имя этих переселившихся групп, - "киргиз". Эта теория получила условное название "аборигенной".

Вписывающуюся в рамки этой "аборигенной" теории концепцию происхождения киргизов создает Бернштам А.Н. Суть - многоэтапное переселение киргизов с Енисея на Тянь-Шань в течение 1300-1400 лет.

Болыной'специалист по киргизской истории, ученый Абрамзон С.М. попытался увязать происхождение киргизов с этническими процессами Центральной Азии, Сибири, Средней Азии и Казахстана и пришел к выводу о взаимосвязи автохтонных и пришлых племен в процессе формирования киргизской народности.

Заслуживает внимания и версия Худякова Ю., согласно которой древние кыргызы в период, названный Бартольдом В.В. "эпохой кыргызского великодержавия", были разделены на две части: енисейскую и восточнотуркестанскую, последняя и послужила ядром в формировании киргизов.

Можно было бы отметить и другие теории, касающиеся происхождения киргизов, но упомянутых достаточно, чтобы подчеркнуть многогранность самого процесса становления этноса, его сложность и в то же время уникальность. Не подлежит сомнению факт преемственности от древних кыргызов к современным киргизам есть много схожего в материальной культуре, и этой проблеме посвящено много монографий. Говорить о том, что киргизы явились продуктом объединения непонятных никому осколков центральноазиатских племен и что они якобы взяли этноним великого соседа (в данном случае - кыргызов Енисея), на мой взгляд, по крайней мере, глупо. Все теории о древнехакасском государстве с господствующим племенем древних кыргызов не выдерживают критики. Но то, что и киргизы, и современные хакасы являются потомками древних кыргызов, безусловно.

В этой главе будет сделана попытка осмысления и обозначения лишь одной "грани" процесса этногенеза киргизов. Это формирование киргизского народа во взаимосвязи с этнической историей кыпчакского круга племен, в частности, восточной их части. Первооткрывателем этой проблемы заслуженно назову Константина Ивановича Петрова, имеющего свой, оригинальный взгляд на вопрос происхождения киргизов. Его гипотеза строится на том, что киргизы формируются в I тыс.н.э. на основе кимакско - древнекыргызских племен Енисейско-Иртышского междуречья. В XV веке эти племена, по мнению Петрова К.И., большим потоком заселяют Тянь-Шань. Эта гипотеза критикуется Караевым О. и Абрамзоном С.М. Научная полемика касается целого ряда вопросов но тем не менее, ясным становится одно: не подлежит сомнению факт активного участия кимакско-кыпчакских племен в этногенезе киргизов.

Изучение кыпчаков позволило мне осознать их значимость в процессе фрмирования киргизов. Ведь именно в среде кыпчакских племен вызревает то ядро, вокруг которого и объединяется тот конгломерат тюрко-монгольских родовых объединений, осознавший себя в определенный период единой общностью с ярко выраженным автоэтнонимом "киргиз".
Контрольные вопросы;

1.Что такое история и что оно изучает?

2.Чем отличается история от других наук?

3.Какие конкретные формы исследует история?

4.Какие социально- значимые функции выполняет история?

5.Историки об этнониме кыргыз.
Используемые литературы:

1.История кыргызской СССР Т-1, Ф. 1984г.

2.Плоцкий В.,Мокрынин. «История с древнейших времен до нашых дней»

3.История древнего мира. М., 1989г

4.Барнольд . Кыргызы. Исторический очерк. П.П.С.Т.-2.


Лекция№2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии», часть 5
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс история россии XX В. для специальности:...
С12 История России XX в.: учебно-методический комплекс / И. Т. Сабиров. – Елабуга: Изд-во егпу, 2009. – 89 с
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики...
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История»
Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс материалов к курсу «история мировых религий»
«профессиональных дисциплин» по специальности/направлению 020700 «История», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным...
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс по специальному курсу «иностранное гражданское...
Учебно-методический комплекс обсужден и рекомендован к изданию на заседании кафедры гражданского права и процесса Казанского государственного...
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «История...
Т. И. Борко. История мировой культуры и искусства. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного...
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс рабочая программа
Матвеева Н. П. “История первобытного общества”. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400....
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс. По курсу "нотариат российской федерации"...
Учебно-методический комплекс разработан старшим преподавателем кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» иубиП: Морозовой Натальей...
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconБелашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций»
Белашева Х. В. Учебно-методический комплекс по курсу «Психология эмоций». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 23 с
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История отрасли»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история отрасли»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность»...
Учебно-методический комплекс подготовлен старшим преподавателем кафедры общественных дисциплин Браун Я. В
Учебно-методический комплекс по курсу История Кыргызстана iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск